Научная статья на тему 'Проблемы управления межрегиональной конкуренцией'

Проблемы управления межрегиональной конкуренцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITION / INTERREGIONAL COMPETITION / REGION / COMPETITIVENESS OF REGION / REGIONAL ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенков А.И, Федотенков Д.Г., Падалко А.А.

Статья посвящена изучению вопросов межрегиональной конкуренции и управления конкурентоспособностью региона в современных условиях. Раскрывается сущность конкуренции, как предмета исследования экономической науки и анализируется специфика межрегиональной конкуренции, как относительно нового экономического явления, появившегося как результат процессов глобализации и регионализации, наблюдаемых в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ISSUES INTER-REGIONAL COMPETITION

The article is devoted to the study of interregional competition and management of the region''s competitiveness in modern conditions. The essence of competition, as the object of study of economic science and the specificity of the inter-regional competition, as a relatively new economic phenomenon, which appeared as the result of processes of globalization and regionalization, observed in the world economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления межрегиональной конкуренцией»

The paper dwells on the features of accounting policy formation of small businesses. The author discussed in detail the accounting treatment and reporting of small businesses.

Keywords: small enterprises, small businesses, recorded cash position, accounting policy, abbreviated chart ofaccounts, cash method, accounting.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)

3. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

4. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н)

5. ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н)

6. ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н).

7. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

8. Информация Минфина РФ от 25 апреля 2013 г. "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства"

9. Информация Минфина РФ ПЗ-3/2012 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства

10. Вайтман Е., Околелов Д. С 1 июня 2014 года организации малого бизнеса и предприниматели могут не устанавливать лимит кассы /Вайтман Е., Околелов Д.)// "Российский налоговый курьер", 2014, N 13-14

11. Петрухина Т.Н. Упрощенные правила бухучета для малого бизнеса / Петрухина Т.Н.// Практическая бухгалтерия, 2013, N 12; "Московский бухгалтер", 2014, N 1

12. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве"(7-е издание, переработанное и дополненное) (Толмачев И.А.) (под ред. А.В. Касьянова)"ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013

Об авторе

Гринь М.Г. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Брянского государственного аграрного университета.

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

А.И. Грищенков, Д.Г. Федотенков, А.А. Падалко

Статья посвящена изучению вопросов межрегиональной конкуренции и управления конкурентоспособностью региона в современных условиях. Раскрывается сущность конкуренции, как предмета исследования экономической науки и анализируется специфика межрегиональной конкуренции, как относительно нового экономического явления, появившегося как результат процессов глобализации и регионализации, наблюдаемых в мировой экономике.

Ключевые слова: конкуренция, межрегиональная конкуренция, регион, конкурентоспособность региона, региональная экономика, социально-экономическое развитие.

Научное осмысление проблемы конкурентоспособности регионов России, инициированное в последние годы, протекает в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология конкурентоспособности регионов, условия её формирования и понятийный аппарат, а также другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от своего решения. Это отражено в отсутствии устоявшегося понятия «конкурентоспособность региона», в несовершенстве методического инструментария оценки конкурентоспособности региона, недостаточном внимании к разработке комплексного механизма управления конкурентоспособностью на региональном уровне.

Одной из центральных проблем экономической науки является всестороннее исследование содержания понятия «конкурентоспособность региона», определение характеризующих ее факторов, показателей и разработки на этой основе методики оценки и способов повышения конкурентоспособности субъектов Российской Федерации. Тем не менее, нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности регионов, и инструментов ее совершенствования, что требует дополнительных исследований.

Конкурентоспособность это основное условие стабильности функционирования региональных социально-экономических систем, поскольку развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, что в свою очередь ведет к повышению благосостояния населения.

Для достижения высокого уровня регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Главным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов для достижения определенных целей является конкуренция.

Растущий интерес к проблемам межрегиональной конкуренции обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что регионы, становясь самостоятельными экономическими субъектами национальной экономики, разрабатывают и реализуют стратегии своего развития, масштабно включаются в международные экономические проекты.

Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ конкурентоспособности регионов является конкуренция, которая в экономике означает соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели. В отношении стран, а затем и регионов этот термин стал применяться в конце XX века.

Конкуренция как понятие является одним из фундаментальных понятий экономической теории. Его первоначальное использование в качестве микроэкономической категории, как критерия качественной характеристики рыночных отношений микроэкономических субъектов и формирования соответствующей типологии рынков, в дальнейшем было распространено на макроэкономические субъекты и отношения, складывающиеся между ними [2].

По нашему мнению, основные виды конкуренции, которые принято различать в экономической литературе, выделяются на основе нескольких критериев - предмет, субъект и механизмы конкуренции. Используя в комплексе эти три классификационных критерия, можно представить обобщенную систематизацию подходов к типологии конкуренции и соответствующих ее видов (табл. 1).

Таблица 1

Системный подход к типологии конкуренции и ее видов (на основе: [9; 6, с.316; 1, с.297-298; 10, с. 107-108; 11, с. 12-20])

Суть подхода к типологии Виды конкуренции

Подход в основе которого лежит развитие различных потребительских свойств продукции - Ценовая конкуренция - конкуренция, осуществляется за счет снижения цен (эффект от масштаба производства, снижение производственных издержек и др.) - Неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляется за счет улучшения качества продукции и условий продажи, послепродажного обслуживания при неизменной цене

Подход на основе политико-правового механизма конкуренции - Добросовестная конкуренция - используется в конкурентной борьбе используемая честным способом используя общепринятые политико-правовые инструменты - Недобросовестная конкуренция - применение как незаконных, так и запрещенных способов конкурентной борьбы

Подход следствием, которого выступает нарушение рыночного равновесия - Конкуренция покупателей - межпотребительская конкуренция направленная на достижение выгодных условий в приобретении конкретной продукции - Конкуренция продавцов - конкуренция между продавцами, причиной которой является избыток материальных благ и всевозможные нарушения в рыночных отношениях

Подход на основе различных способов в удовлетворении потребительских потребностей - Видовая (предметная) конкуренция - конкуренция между производителями товаров, цели в использовании которых но имеют различия качественных характеристик - Функциональная конкуренция - конкуренция между производителями товаров, способные удовлетворить одни и те же потребности разными способами

Подход на основе где конкуренция выступает как модель рынка - Совершенная (чистая) конкуренция - выступает как модель рынка, где цена определяется от свободного соотношения спроса и предложения в соответствии с действующими рыночными законами - Несовершенная конкуренция - выступает как модель рынка, где продавец или покупатель способны влиять на уровень цен (это монопольный рынок, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, монопсония)

Подход на основе выделения уровней конкуренции - Конкуренция на микроуровне - конкуренция, между конкретными видами продукции, ее производителем и их корпоративными объединениями - Конкуренция на мезоуровне - конкуренция, между различными отраслями, регионами и региональными хозяйственными комплексами, кластерами - Конкуренция на макроуровне - конкуренция, между национальными хозяйствующими субъектами - Конкуренция на гипермакроуровне - конкуренция между объединениями стран и региональными интеграционными объединениями

Из представленных выше подходов к типологии конкуренции наибольшее распространение, как в теоретическом, так и в прикладном плане получил подход на основе моделей и функциональных характеристик рынков. Действительно, исследование, обоснование и разработка моделей конкурентных рынков является одним из основных направлений развития микроэкономической ветви классической и неоклассической экономической теории. Но эти же модели применяются также для теоретико-методологического обоснования конкурентных стратегий макроэкономических субъектов -стран и регионов, поскольку в современных условиях конкуренция территорий это также, как конкуренция товаров и их производителей. Причем, если конкуренция на уровне стран начала проявляться еще в период формирования колониальной системы мирового хозяйства, то конкуренция на мезоуровне (т.е. между регионами и региональными хозяйственными комплексами) начала расти в результате эскалации проблемы ограниченности ресурсов и снижения эффективности экстенсивного типа воспроизводства.

В современных условиях глобализации и либерализации рынков, в основе экономических отношений между странами и регионами лежит, с одной стороны, соперничество за перспективные рынки и привлечение факторов производства, с другой стороны, взаимовыгодное сотрудничество и партнерство в целях обеспечения конкурентоспособности в глобальном масштабе. Эти, казалось бы, противоречивые, но, тем не менее, взаимодополняющие друг друга тенденции, рассматривающиеся как производные конкурентных отношений между странами и регионами, требуют подробного исследования, по причине того, что их развитие определяется современной воспроизводственной структурой мировой, национальной и региональной экономик.

В отечественной региональной науке проблема межрегиональной конкуренции разработана недостаточно. До начала процесса рыночных преобразований регион анализировался, прежде всего, с ресурсно-производственной стороны и не признавался самостоятельным субъектом хозяйствования. Соответственно, регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носителя особых интересов, отличных от интересов других регионов и страны в целом. Следствием этого стало отсутствие теории конкуренции регионов.

Начало активного исследования межрегиональной конкуренции следует связывать с появлением в последние несколько десятилетий в рамках региональной экономики большого количества новых теоретических и прикладных разработок, связанных с изучением качественного преобразования роли и функций региональных субъектов в мировом и национальном воспроизводстве. Процесс глобализации, затрагивающий, главным образом, национальные и отраслевые рынки, приводит к усилению конкуренции не только между отдельными товарами и производителями, но и между странами и их территориально обособленными субъектами - регионами, предъявляя и для одних и других, все более высокие требования к их конкурентоспособности.

Учитывая сущность конкуренции между регионами, М. Портер [5, 12] считает, что она является следствием конкуренции фирм. Он увязывает территориальную конкуренцию с возможностями промышленности региона в обновлении и модернизации. Различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии, по его мнению, вносят вклад в достижение успешной конкурентоспособности того или иного региона. Соратник М. Портера М. Энрайт высказал гипотезу, что именно на региональном, а не на наднациональном или национальном уровне создаются конкурентные преимущества [13].

По мнению другого представителя зарубежной школы - Л. Бадда [7], с одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые находятся на территории регионов (локализационная экономика), а с другой - конкуренция между характеристиками регионов и их социальным капиталом, например инфраструктурой, квалифицированными кадрами.

Наиболее полно межрегиональная конкуренция представлена в экономической теории федерализма. В работе [8] конкуренция между регионами рассматривается как конкуренция между властями регионов за мобильные факторы производства - труд, капитал, инвестиции - с помощью налоговой политики или развития инфраструктуры региона.

Согласно экономической теории федерализма существует связь между поведением региональных правительств и движением факторов, которые являются предметом конкурентных интересов. Под влиянием факторов конкуренция может быть как вертикальной, так и горизонтальной [2] :

- Вертикальная конкуренция между разными уровнями власти - центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом - за объем властных полномочий, за большую долю независимости и большую долю перераспределяемых ресурсов;

- Горизонтальная конкуренция осуществляемая между регионами одного ранга: например, между областями, городами, муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечением мобильных ресурсов. По нашему мнению, региональные органы власти могут создавать конкурентные преимущества только в условиях горизонтальной конкуренции.

В итоге матрица межрегиональной конкуренции позволяет сопоставить вертикальную и горизонтальную конкуренцию по типу и способу воздействия (табл. 3) [4].

Таблица 3.

_Матрица межрегиональной конкуренции [4]_

Тип конкуренции

Вертикальная

Горизонтальная

©

Лоббирование финансовых трансфертов.

Лоббирование региональных программ и их финансирования. Предоставление налоговых льгот по федеральным налогам.

Предоставление налоговых льгот на региональном и местном уровне Создание зоны особого экономического режима.

Установка фиксированной цены (на потребительские товары и энергоносители). Установка предельного уровня рентабельности, торговых наценок. Субсидирование и льготное кредитование.

Возможные дотации и компенсации предприятиям, предпринимателям. Развитие и поддержка ипотечной программы._

ф е

К

Подписание индивидуальных договоров с центром.

Разработка законов, не принятых центром.

Выход на мировой рынок. Борьба за статус городов региона.

Создание и развитие соответствующей политической площадки в проведении социально-политических мероприятий, (конференций, форумов). Развитие социальной и рыночной инфраструктуры.

Организация международных мероприятий в целях создания благоприятного имиджа региона.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что субъектами межрегиональной конкуренции выступают регионы (муниципальные образования), а её предметом - ресурсы: люди, финансы, капитал, информация, необходимые для устойчивого обеспечения регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач.

Межрегиональная конкуренция играет важную роль для государства в целом. За счет переноса сотрудничества и ресурсов на субнациональный уровень, у страны появляется возможность встроиться в глобальные цепочки добавления стоимости, получить от этого достаточный стимул для развития своей экономики и повышения национальной конкурентоспособности [9].

Считаем должным признать, что межрегиональная конкуренция - это новое экономическое явление, явившееся, в процессе глобализации, сопровождающееся кардинальным изменением роли и функций региона в мировом и национальном воспроизводственных процессах, появлением большого числа новых, глобальных по характеру и масштабам действия, факторов, оказывающих влияние на развитие региона. Следовательно, она представляет собой новую, исключительно интересную и важную, но, в тоже время сложную предметную область исследований региональной экономики. Трудность заключается в том, что исследование межрегиональной конкуренции требует использования междисциплинарного подхода и применения особого методического аппарата, формирования специализированной теории межрегиональной конкуренции. Это в свою очередь, требует содержательного анализа и систематизации различных научных теорий и концепций в области микро-, макроэкономики, региональной экономики с точки зрения выявления их вклада в формирующуюся теорию.

В практическом аспекте исследование сущности, особенностей и движущих сил межрегиональной конкуренции имеет важное значение с точки зрения разработки эффективных инструментов повышения конкурентоспособности региона [9]. Однако, рассматривая межрегиональную конкуренцию как один из аспектов глобальной конкуренции, подобные инструменты должны обеспечить региональную конкурентоспособность не только на национальном уровне (по сравнению с другими регионами данного государства), но, прежде всего, на глобальном уровне. В условиях высокой динамики изменений во внешней среде и быстрого развития самой межрегиональной конкуренции (как в плане появления новых специфических форм конкурентных отношений, так и в плане роста числа их участников) управление конкурентоспособностью региона должно осуществляться на системной основе. Это возможно путем разработки и реализации региональной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона, поддержку и укрепление существующих конкурентных преимуществ.

Необходимо отметить, что сама межрегиональная конкуренция все чаще приобретает характер монополистической конкуренции что наблюдается на практике, (для подтверждения этого раскроем основные особенности и свойства модели

монополистической конкуренции применительно к региону представленные нами в таблице 2) в силу того, что конкурентоспособность регионов определяется, главным образом, их способностью создать на своей территории уникальные сочетания факторов производства, внешней и внутренней среды, трансформирующихся, в конечном итоге, в уникальные предложения для потенциальных потребителей. Эта особенность оказывает определенное влияние на инструменты управления региональным развитием, в т.ч. на действующую модель региональной экономической политики. В этом случае ее эффективность будет характеризоваться способностью инициировать структурные изменения в регионе (в его воспроизводственной, пространственной, социальной структуре), которые, в свою очередь, позволили бы обеспечить подобные уникальные сочетания факторов производства, внешней и внутренней среды, трансформировать их в конкурентные преимущества и уникальные предложения для потенциальных клиентов [9]. Это требование к эффективности региональной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона, позволяет утверждать о том, что она должна носить структурный характер. В кризисных условиях данная региональная экономическая политика должна быть сосредоточена не на стабилизацию ситуации в социально-экономической сфере, а на инициирование таких структурных изменений, которые позволили бы региону выйти на качественно новый уровень развития, на внедрение модели управления, ориентированной на лидерство. А это возможно лишь через достижение уникальных сочетаний факторов производства, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества региона перед другими регионами.

Таблица 2.

Основные особенности и свойства модели монополистической конкуренции применительно к региону_

№ п/п Особенности и свойства Вывод

1 Аналогичные микроэкономической модели рынка монополистической конкуренции здесь на рынке также будет действовать множество продавцов (регионы) и покупателей (индивидуумы, компании, инвесторы и др.)

2 Для региона «вход» на рынки и «выход» с них, не связанный с существенными барьерами и техническими регламентами, а напрямую зависящий от способности региона, входящего на данный отраслевой рынок, создать привлекательные условия и факторы Создается в целях равноправной конкуренции с теми регионами, которые работают и зарекомендовавшими и имеющими хорошую репутацию этом рынке уже давно.

3 На тех рынках определенных отраслей, где интенсивно развивается межрегиональная конкуренция, фактически отсутствует информационная асимметрия, характерная для монополистического рынка. Присутствует совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка. Вполне и без особых усилий может быть использована потенциальными клиентами в принятии соответствующего решения (о покупке продукции, о совершении туристических поездок, о переезде на другое место жительства, т.д.).

4 Для территорий, как и для товарного рынка монополистической конкуренции, существуют различия в свойстве, качестве и внешнем виде предлагаемой продукции (услуг). Каждый регион предлагает продукцию, по ряду определенных признаков и характеристик дифференцированную от той, которую предлагают конкуренты. Это делает предложение в каждом конкретном случае уникальным, но все же и взаимозаменяемым. Ярким примером в этой области является конкуренция территорий в привлечении туристов - в каждом отдельном случае предложение должно содержать в себе уникальные особенности, но, в конечном итоге, будет ориентировано на удовлетворение одной и той же потребности клиентов.

5 В большинстве случаев производство и продвижение на рынок региональных продуктов предполагает, в основном, использование факторов и инструментов неценовой конкуренции Возможно активное использование инструментов территориального маркетинга.

6 В долгосрочной перспективе регионы, в целях сохранения своей конкурентоспособности и привлекательности, должны совершенствовать и дифференцировать предлагаемые ими продукцию и услуги Это выводит на первый план необходимость постоянного стратегического планирования регионального развития, проведение своевременного анализа изменений факторов внутренней и внешней среды и использования инструментов адаптивного управления.

Обобщая считаем важным отметить что, основные особенности и свойства рынка монополистической конкуренции вполне применимы для характеристики межрегиональной конкуренции, а также для межстрановой конкуренции.

Межрегиональная конкуренция заключается в борьбе регионов за целевые группы потребителей ресурсов территории на основе создания и поддержания конкурентных преимуществ, являющиеся, в свою очередь, импульсом в социально-экономическом развитии региона, привлечению на территорию новых ресурсов (люди, финансовые средства, капитал, информация), которыми обладают целевые группы. Особая роль в создании конкурентных преимуществ отводится региональным органам власти, обеспечивающим условия для более эффективного использования ресурсов территории (люди, финансы, капитал, информация), необходимых для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач [2]. Для того чтобы получить эти ресурсы, региональные органы власти предлагают целевым группам унаследованные либо вновь созданные конкурентные преимущества для последующей реализации обоюдных интересов с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Далее следует отметить, что формирование конкурентных преимуществ региона происходит под влиянием ключевых характеристик его состояния и качества менеджмента. Этот процесс имеет три уровня [2]:

1. Оперативный уровень - информационная составляющая для анализа конкурентных позиций региона определяющая его текущее состояние;

2. Тактический уровень - расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности региона (разработка методологии и оценка уровня конкурентоспособности);

3. Стратегический уровень - принятие обоснованных управленческих решений зависящих от качества менеджмента региона и способствующих росту уровня конкурентоспособности региона.

Исследуя процесс межрегиональной конкуренции, выделим следующие основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Это прежде всего:

• развитие демографической политики региона (сохранение и привлечение населения, в основном трудоспособного и высококвалифицированного);

• развитие региональной промышленности, сохранение действующих предприятий, привлечение новых фирм;

• привлечение инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в социальную и промышленную инфраструктуру региона;

• формирование и развитие транспортно-логистической системы региона, создание логистических кластеров;

• усиление торговой специализации региона;

• развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, в первую очередь университетов, медицинских центров и клиник;

• привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации;

• привлечение туристических потоков всех типов и создание туристических кластеров;

• проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, в усиление позитивного имиджа региона;

• развитие и сохранение культурного и исторического потенциала, повышающего привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;

• размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении основываясь на проведенное нами исследование в области межрегиональной конкуренции отметим следующее:

- Именно повышение уровня конкурентоспособности, что является необходимым условием в устойчивом социально-экономическом развитии региона, позволяет удовлетворять возрастающие потребности основных целевых групп потребителей ресурсов территории в условиях динамичной внешней и внутренней среды;

- Конкурентные преимущества региона определяются наличием тех или иных определенных факторов и не являются постоянными - их поддержка и формирование требуют принятия соответствующих мер со стороны органов государственной власти. Формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала региона и в конечном счете его устойчивому социально-экономическому развитию;

- Управление конкурентоспособностью основывается на оценке ее уровня, которую необходимо проводить на основе частных оценок уровня конкурентоспособности по каждой целевой группе потребителей ресурсов региона;

- Описанные выше особенности межрегиональной конкуренции, определяют условия эффективного управления социально-экономическим развитием региона в современных условиях, когда регион выступает не только как территориально обособленный субъект национальной экономики, но и как полноправный участник международных экономических отношений.

The article is devoted to the study of interregional competition and management of the region's competitiveness in modern conditions. The essence of competition, as the object of study of economic science and the specificity of the inter-regional competition, as a relatively new economic phenomenon, which appeared as the result of processes of globalization and regionalization, observed in the world economy. Keywords: competition, interregional competition, región, competitiveness of región, regional economy, socio-economic development.

Список литературы

1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2008. - 816 с.

2. Барабанов, А.С. Управление региональной конкурентоспособностью [Текст] : монография / А.С. Барабанов ; под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 160 с.

3. Грищенков А.И., Федотенков Д.Г. Транспортно- логистические кластеры как инструмент роста конкурентоспособности региональной экономики / Экономические системы современной России: теоретические и практические проблемы развития: Коллективная монография / Под. ред. А.Д. Шафронова, Ю.Н. Каткова - Брянск: Изд-во OOO «Новый проект», 2015 г. - 504 с.

4. Киселев, А.Н. Кластерные организационные технологии [Электронный ресурс] / А.Н. Киселев: материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий. - Режим доступа: http: //www.amir.ru/upload/ kisilev _artem _nikolaevi c_doklad _sekcia_2.doc

5. Проблемы регионального развития: 2009-2012 / под ред. В.А. Ильина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. - 216 с.

6. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. - СПб.: Наука, 2006. - 618 с.

7. Региональная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. - М.: КНОРУС, 2006.

8. Ревенко, С. Конкурентен ли федерализм в России? [Электронный ресурс] / С. Ревенко. - Режим доступа: www.nes.ru/russian/research/abstracts/IX-conference/Revenko.htm.

9. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Ю.В. Савельев; Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Ка-рельский научный центр РАН, 2010. 516 с.

10. Стратегические приоритеты регионального развития: от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства / Под ред. В.В. Окрепилова; Институт проблем региональной экономики РАН. СПб.: Наука, 2009. 448 с.

11. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2007. -325 с. - (Высшая школа менеджмента).

12. Vance, Rupert B. Región // International Encyclopedia of the Social Sciences / Hg: David L. London: Sills, 1968. P. 377.

13. Huggins, R. Creating a UK Competitiveness Index: Regional and Local Benchmarking. Regional Studies. 2003. V 37.1. P. 89-96.

Об авторах

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор, проректор по экономическим и бюджетно-финансовым вопросам Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Федотенков Д.Г. - аспирант, помощник проректора по экономическим и бюджетно-финансовым вопросам Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Падалко А.А. - помощник первого проректора Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.