Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДКАСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДКАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МЧС / ПОДКАСТИНГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНТЕКСТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопанова Елена Владимировна, Чибухашвили Валентина Александровна, Соломахина Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов вуза МЧС России. Автор подходит к решению поставленной проблемы путем использования подкастинга. Выявлены образовательные преимущества использования подкастов как обучающей системы, а также выделены показатели, подтверждающие эффективность разрабатываемых специализированных сценариев работы с подкастами в обучении курсантов вуза МЧС русскому языку и культуре речи. Автор обосновывает методические аспекты сопровождения работы с подкастами. В статье также рассмотрен пример сценария работы с подкастами. Эффективность применения сценариев работы с подкастами подтверждается путем анализа результатов исследования. Формы работы с подкастами, описываемые в статье, могут заинтересовать всех, кто обучает культуре речи студентов негуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопанова Елена Владимировна, Чибухашвили Валентина Александровна, Соломахина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RUSSIAN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA USING PODCASTS

The article deals with the formation of the Russian-speaking communicative competence of foreign cadets of the higher education institution of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The author approaches the solution of the problem by using podcasting. The educational advantages of using podcasts as a teaching system have been identified, and indicators have been identified that ensure the effectiveness of the developed specialized scenarios for working with podcasts in teaching Russian language and culture of speech to cadets of the Ministry of Emergency Situations. The author substantiates the methodological aspects of supporting work with podcasts. The article also considers an example scenario for working with podcasts. The effectiveness of the use of scenarios for working with podcasts is confirmed by analyzing the results of the study. The forms of work with podcasts described in the article may be of interest to everyone who teaches the culture of speech to students of non-humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДКАСТОВ»

УДК 378; 372.881.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДКАСТОВ

Е.В. Лопанова

старший преподаватель кафедры (педагогики и психологии) факультета (по подготовке иностранных специалистов) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: lopanova.е.vQgmail.com

В.А. Чибухашвили

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры (педагогики и психологии) факультета (по подготовке иностранных специалистов)

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: vale35Qrambler.ru

Т.Ю. Соломахина

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры (педагогики и психологии) факультета (по подготовке иностранных специалистов) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: t-solomahinaQmail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов вуза МЧС России. Автор подходит к решению поставленной проблемы путем использования подкастинга. Выявлены образовательные преимущества использования подкастов как обучающей системы, а также выделены показатели, подтверждающие эффективность разрабатываемых специализированных сценариев работы с подкастами в обучении курсантов вуза МЧС русскому языку и культуре речи. Автор обосновывает методические аспекты сопровождения работы с подкастами. В статье также рассмотрен пример сценария работы с подкастами. Эффективность применения сценариев работы с подкастами подтверждается путем анализа результатов исследования. Формы работы с подкастами, описываемые в статье, могут заинтересовать всех, кто обучает культуре речи студентов негуманитарных специальностей.

Ключевые слова: русскоязычная коммуникативная компетенция, курсанты вузов МЧС, под-кастинг, инновационные технологии, профессионально-контекстные ситуации, познавательный интерес, культура речи.

Цитирование: Лопанова Е.В., Чибухашвили В.А., Соломахина Т.Ю. Формирование русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов вузов МЧС России с использованием подкастов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 1 (52). С. 62 - 72.

Введение

Современная ситуация, оказывающая значительное влияние на систему военной вузовской подготовки, требует гармонично сочетать традиции академической / фундаментальной направленности и активного использования инновационных тенденций педагогики.

По мнению ученых, это обеспечивает формирование должного уровня профессиональной культуры военного специалиста [15, 16].

Не является исключением и русскоязычная коммуникативная компетенция иностранных курсантов военных вузов. Это связано с тем, что перспективы личностного разви-

тия будущего специалиста спасательных воинских формирований и его успешная профессиональная деятельность напрямую соотносятся с уровнем общей культуры профессионала и, в частности, с культурой коммуникации [10, 17, 20].

Однако, на этапе начальной профессиональной самореализации, как показывают научные исследования в сфере военного образования (а также других негуманитарных профессиональных сфер), курсантов военных вузов отличает недостаточное внимание к языковым дисциплинам. Мнение обучающихся о невысокой значимости грамотной профессио-

нальной речи и полезности овладения культурой речи делает в их глазах соответствующие учебные дисциплины неважными для осуществления будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, преподавание дисциплины с привлечением инновационных средств обеспечения аудиторной и самостоятельной деятельности становится одной из главных задач преподавателя [14, 17, 20].

В то же время важно сделать обучение профессионально-ориентированным, направляющим внимание обучающихся на практику использования знаний русского языка в конкретных профессионально-контекстных ситуациях.

Для решения поставленной проблемы преподавателю необходимо обеспечить развитие познавательного интереса курсантов путем вовлечения их в непрерывную творческую самостоятельную работу с использованием инновационных технологий. Это сделает учебную деятельность интересной, а обучающихся - более внимательными к изучаемой дисциплине. Несомненно, такая работа должна осуществляться на основе руководящей и направляющей роли преподавателя. Главной его задачей в этом случае становится отбор/разработка творческих заданий для самостоятельной деятельности.

Одним их эффективных методов в этом отношении является использование подкастин-га, что способствует тому, что обучающиеся могут не только осваивать профессиональную лексику с вербальной ее активизацией, но и реализовать:

собственные образовательные продукты (в виде создания подкастов в рамках проектной деятельности);

коллективную/групповую деятельность в рамках дистанционного общения для оптимизации решения профессиональных коммуникативных задач в рамках учебной деятельности.

Это, несомненно, обеспечивает практико-ориентированную направленность и результативность в формировании русскоязычной коммуникативной компетенции.

Необходимо отметить, что под подкастин-гом будем понимать вид информационного вещания в среде интернет, процесс созда-

ния и распространения аудио- и видеофайлов, характеризующихся определенной тематикой [7].

Использование подкастинга активизирует самостоятельную учебную деятельность обучающихся и оптимизирует распределение учебных задач при организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности. С помощью этого достигается непрерывность и эффективность учебного процесса, регулируемая мотивацией и познавательной активностью курсантов.

Обзор и анализ литературы

Проблема достижения иностранными курсантами должного уровня владения русскоязычной коммуникативной компетенцией приобретает на сегодняшний день широкий дискуссионный характер в научной литературе. Обучению русскоязычной профессиональной коммуникации студентов негуманитарных вузов уделяется внимание в работах А. Аль-Кайси, А. Архангельской, О. Руденко-Моргун и др. [1].

В настоящее время в педагогической практике использование подкастинга, внедряемого в традиционный учебный процесс, добавляет в обучение необходимые интерактивные формы учебной деятельности. Этой теме уделяется значительное внимание в научных исследованиях, которые, в основном, направлены на реализацию современной стратегии обучения _ как использовать подкастинг для активизации учебной деятельности обучающихся [8; 13;

19]. *

Данный вопрос поднимается в работе С.С. Арбузова. Ученый рассматривает в основе информационно-технологической модели смешанного обучения подкастинг как средство повышения учебной мотивации с выделением основных дидактических принципов его использования [8]. Выявленные автором принципы позволяют расширить формы и методы предоставления/самостоятельного синтеза нового знания, исходя из сущности процесса (например, оперативно-дистанционная организация деятельности, улучшение индивидуальной деятельности, возможность виртуализации учебных занятий, формирование сетевого сообщества субъектов образовательного процесса, формирование культуры коммуника-

тивного взаимодействия с развитием умений грамотного и конструктивного отбора коммуникативной информации и мн. др.). Эта точка зрения была предложена В. Hammerslev в качестве цифровой оптимизации записи аудиопрограмм, которые могут быть использованы многократно в целях личного использования и доступны для скачивания на персональное цифровое устройство. Такой подход обеспечивает:

расширение спектра вещания (для охвата аудитории обучающихся и учета их интересов за счет разнообразия);

совершенствование способов создания ме-диатек (которые каждый обучающийся может формировать для себя самостоятельно в рамках тех задач, которые он решает);

возможность создания собственных продуктов (которыми можно обмениваться и, тем самым, значительно увеличивать медиафонд, используемый в рамках обучения и формирования профессиональной коммуникативной компетенции) и т.д. [2, 3, 4, 5, 7].

Все эти преимущества могут быть эффективно реализованы для обеспечения аудиторной и самостоятельной деятельности обучающихся, как показано в работах А. Аль-Кайси, А. Архангельской, О. Руденко-Моргун, Т. Красновой, Т.В. Сидоренко, A.G. Picciano и др. [6, 18, 21].

Использование подкастинга в рамках смешанного, интегрированного обучения (технология «Перевернутый класс») рассматривается в работах П. Фирсовой, Т.П. Красновой, Т.В. Сидоренко, Т.Л. Герасименко, Т.М. Гулой и др. [12, 18, 24].

Различные частные методические аспекты использования подкастинга, лежащие в основе инновационного обучения, рассмотрены в работах Л.П. Биченок, Д.В. Дмитриева, A.C. Мещерякова, Т.Б. Кашпиревой, С.Г. Ивановой, Е.В. Дмитриевой, И.С. Сахаровой, Е.Д. Лазицкой, Ю.И. Савостьяновой и др. [10, 13, 16, 15, 19, 22].

Методология исследования Таким образом, следует отметить, что рассматриваемая проблема сохраняет актуальность и требует поиска ее решения, в том числе в системе высшего военного образования. Это определило цель статьи, заключающую-

ся в поиске эффективных способов использования подкастов и сценариев работы с ними в процессе формирования русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов вузов МЧС.

В исследовании принимали участие иностранные курсанты 1-го и П-го курсов Академии гражданской защиты МЧС России (далее — Академия) в количестве 27 человек (п = 27).

В процессе исследования использовались следующие методы: педагогического наблюдения и эксперимента, метод педагогического моделирования, экспертной оценки. Для обработки результатов исследования был использован статистический метод. В ходе исследования было организовано экспериментальное обучение. Экспериментальное обучение включало в себя реализацию подкастинга в рамках преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи». Для получения наиболее достоверных данных, подтверждающих эффективность использования подкастов, курсанты были распределены на две группы: контрольную (КГ; п = 14) и экспериментальную (ЭГ; п = 13). Курсанты обеих групп осуществляли обучение русскому языку и культуре речи, однако курсанты контрольной группы (далее — КГ) - с использованием традиционных заданий для самостоятельной работы, а курсанты экспериментальной группы (далее — ЭГ) - с использованием подкастинга.

Результаты исследования

Говоря о под кастах, как о средствах, поддерживающих инновационный образовательный формат, необходимо отметить их возрастающую роль как в учебной, так и в последующей профессиональной деятельности сотрудника спасательных служб. Эта значимость увеличивается также и в связи с тем, что под-касты о чрезвычайных ситуациях ориентированы на обеспечение основ безопасности жизнедеятельности всех слоёв населения. Это объясняет роль коммуникативной составляющей в формировании культуры речи будущего профессионала.

Оценка роли коммуникативной составляющей и использование подкастинга для ее формирования была отмечена курсантами Академии на констатирующем этапе эксперимента.

Так, признание роли подкаста как средства наиболее эффективного овладения профессиональным общением в условиях разнообразных языковых кодификаций (уставные отношения, служебные взаимодействия в команде, пропаганда, работа с населением и пр.) отметили 48,14 % курсантов (п = 13). Остальные 51,86 % обучающихся (п = 13) склонялись к тому, что результативность формирования профессиональной коммуникативной компетенции может быть достигнута за счет приобретаемого профессионального опыта и не сказывается критически на эффективности профессиональных действий. Это легло в основу распределения курсантов по группам (КГ - 51,86 % при п = 14 и ЭГ - 48,14 % при п = 13).

Также на констатирующем этапе эксперимента иностранные курсанты экспериментальной группы выразили свое мнение по вопросу значимости русскоязычной коммуникативной компетенции (для определенных профессиональных ситуаций) и ее формирова-

ния на основе использования подкастинга. В ряде случаев отмечена важность специально разработанных сценариев, отражающих специфику профессиональных коммуникативных действий будущих сотрудников спасательных служб.

Так, например, с точки зрения испытуемых для обеспечения верной передачи срочной информации разработки специализированных сценариев обучающих подкастов не требуется. Хотя подкастинг как средство обеспечения процесса обучения, по их мнению, здесь уместен с позиций овладения терминологией, ее использования в определенных условиях, расширения словарного запаса, способов сжатия информации для быстроты ее передачи и т.п. Это отметили 53,84 % (п = 7) курсантов группы ЭГ.

Остальные результаты интервьюирования курсантов и определение их позиций по рассмотренным вариантам использования специально разработанных сценариев подкастов представлены в таблице 1.

№ Некоторые аспекты коммуникации в профессиональной деятельности сотрудника спасательных служб Необходимость специальных разработанных обучающих сценариев подкастов, % Достаточно имеющихся подкастов с официальных площадок коммуникаций

1 Обеспечение согласованности профессиональных действий 61,53 38,47

2 Верная передача срочной информации 46,15 53,85

3 Грамотная отдача срочных распоряжений 30,76 69,24

4 Формулирование команд при срочном словесном описании и формировании моделей поведения людей в чрезвычайной ситуации 69,23 30,77

5 Обеспечение оперативной деятельности 46,15 53,85

6 Согласованное принятие сложных решений в лимитированном временном промежутке 53,84 46,16

7 Профилактические информационные мероприятия 7,69 92,31

Таблица 1 — Анализ мнений курсантов ЭГ по вопросам разработки и использования специализированных сценариев в рамках использования подкастинга

Так, курсанты ЭГ отмстили наиболее значимые профессиональные ситуации, для которых разработку специальных сценариев под-кастов они считали необходимой. К таким ситуациям были отнесены: обеспечение согласованности профессиональных действий (61,53 %), формулирование команд при срочном словесном описании и формировании моделей поведения людей в чрезвычайной ситуации (69,23 %). Также считали, что для таких задач как отдача распоряжений (30,76 %), профилактические информационные мероприятия (7,69 %) разработка специальных сценариев подкаетов не требуется, в этих случаях можно обойтись имеющимися средствами аудио- и видео подкаетинга.

На вопрос о том, интересно ли курсантам осуществлять обучение русскому языку и формированию русскоязы чной коммуникативной компетенции на основе использования подкаетинга, включая разработку сценариев для совершенствования профессиональной стороны речи для конкретных профессиональных задач), 96,29 % курсантов выразили утвердительное положительное мнение, 3,70 % обучающихся затруднились с ответом.

Таким образом, результаты опроса курсан-

тов об основных преимуществах подкаетинга при освоении дисциплины «Русский язык и культура речи» показали, что обучающимися ЭГ высоко оценивается возможность интеграции обучающих) подкаетинга с различными компьютерными системами, медиаинстру-ментами, а также интернет-инструментами для создания/разработки собственных ецена-риев/подкастов (61,53 %). Курсанты КГ в данном случае наиболее высоко оценили возможности интеграции подкаетинга с системами телекоммуникации (71,42 %) (Рисунок 1).

В результате, в процессе экспериментальной деятельности было реализовано обучение с использованием подкаетинга. Также осуществлялась разработка сценариев для совершенствования культуры профессиональной стороны речи и формирования коммуникативной компетенции иностранных курсантов Академии.

Для решения исследовательских задач особый образовательный интерес имел формат аудиоподкаетов, который мог сопровождаться видеоматериалом, лекциями преподавателя, отдельными речевыми образцами использования профессиональной лексики.

Распределение мнения курсантов в отношении преимуществ технологии подкаетинга. %

Удобство идцивддуядьаод, групповой. &01ш;ь."шбн0н самостоятельной учебной...' Интеграция с системой глеыронных

образовательные ресурсов '

Интеграция со средствами телекоммуникации ■

Доступность ПО |

Совмещенность ■

'64,$

76,92

46.15

57,14

■ 71,4

£4,61

3571

6Э,23

61,53

О 10 20 30 40 50 60 70 S0 90 ■ ЭГ В КГ

Рисунок 1 Распределение мнений курсантов КГ и ЭГ по вопросу преимуществ подкаетинга, %

Необходимо отметить, что под процессом обучающих) подкаетинга в формировании русскоязычной коммуникативной компетенции мы понимали серию аудио- и видеопубликаций, размещенных в интернете. Ссылка на них осуществлялась с сайта-визитки препо-

давателя на тему «Профессиональная лексика сотрудника спасательных служб для различных служебных задач».

Следует также отметить, что использование подкаетов с учетом их жанровой, тематической специфики интегрировано с телеком-

муникационными технологиями и позволяет: обеспечить доступ к ресурсу широкого круга курсантов;

осуществлять коммуникационное взаимодействие (обсуждение, создание подкаста и др.) в режиме реального времени;

использовать любое удобное для работы время, место и мобильное устройство.

Осуществляя экспериментальную деятельность, мы учитывали, что обучающий подкаст обязательно должен иметь следующее методическое сопровождение, а именно: четко сформулированную образовательную цель с указанием целевой аудитории, тему, жанр, формат, временной интервал, сегментация и пр. Нащтм.ер:

Цель обучение профессиональной стороне речи для эффективной коммуникации в условиях чрезвычайной ситуации.

Целевая аудитория курсанты Академии, участвующие в учениях но тушению пожара. Сегментация образовательный подкаст. Ролевая функция руководитель тушения пожара.

Сценарий работы, с подкасто.м, работа по частям подкаста: сбор, организация прибытия подразделения к месту происшествия, проведение спасательных действий; курсанты работают на разных мобильных (меееенджер-интеграция) устройствах.

Формат аудио+видео; короткие срочные распоряжения.

Дифференциация, коллективная/групповая работа.

Длительность 20 минут.

Эффективность сценариев работы с подка-стами, на наш взгляд, по сравнению с обычным их прослушиванием, добавляет в учебный процесс курсантов элементы исследовательской новизны, креативности решения задач по типу квеет-технологии, что существенно повышает уровень мотивации при изучении дисциплины и делает достижение образовательных результатов более быстрым и результативным. Это достигается возможностями обучения в контексте сочетания современности технологий, повышения качества образовательных ресурсов, а также обеспечением автономности и вариабельности образовательного маршрута курсантов. В результате преподаватель может существенно повысить эффективность обучения, обеспечив вовлеченность курсантов в учебный процесс [11, 23, 24, 251.

Интерпретация результатов исследования

Для оценки эффективности экспериментальной деятельности нами были использованы показатели применения сценариев работы с подкастами, выраженными в следующих компонентах, характеризующих уровень сформированности русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов Академии (Рисунок 2):

Уровень сформированности русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных кур с а н то в Акащ ем и и, °/о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I П Ш IV V VI VII

■кг ■ эг

Рисунок 2 Сравнение результатов формирования русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов контрольной и экспериментальной групп, обучающихся в

Академии, %

I) освоение должного объема вербального материала в сфере профессиональной коммуникации, его сохранение и актуализация (курсанты группы ЭГ овладели на 49,45 % больше по сравнению с курсантами, составившими группу КГ);

II) вовлеченность курсантов в активную учебную деятельность [коммуникативный де-ятельностный аспект] (вовлечены в активную деятельность курсантов ЭГ на 48,9 % больше, чем курсантов КГ);

III) устойчивое владение навыками слушания и развитие на этой основе способности точного восприятия профессиональной стороны речи, пояснения, анализа [выраженной мысли, идеи и т.п.], интерпретации информации и оптимальное вербальное реагирование (данный навык проявлен у курсантов ЭГ в наибольшей степени, чем у курсантов КГ; разница составила 63,73 %);

IV) достижение правильности речепроду-цирующей деятельности в рамках различных коммуникативных задач (демонстрируют на 35,16 % больше курсанты группы ЭГ, чем курсанты группы КГ);

V) правильное употребление профессиональной лексики и распознавание ошибок, их выявление, исправление (демонстрируют на 20,33 % больше курсанты ЭГ, чем курсанты КГ);

VI) способность конструктивно задавать вопросы, исключающие неоднозначное толкование информации в процессе коммуникативного взаимодействия и осуществлять плюралистичные ответные диалоговые реакции (владеют способностью на 55,49 % больше курсанты ЭГ, чем курсанты группы КГ);

VII) сформированы навыки делового общения (в ЭГ - за счет увеличения видов сценариев работы с подкастами; в КГ - за счет увеличения видов коммуникативной деятельности), обеспечивающие формирование различного уровня сложности лексических навыков, знаний, получаемых на основе творческого синтеза и общей языковой осознанности, позволяющей развивать способность их использования во всех видах речевой деятельности (навыки сформированы у 92,3 % курсантов ЭГ по сравнению с 57,14 % курсантов КГ).

Заключение

Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что использование подкастин-га с учетом разработки специализированных сценариев обусловило формирование должного уровня профессиональной русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов Академии. Прирост эффективности прослеживается по всем анализируемым показателям и подтверждается контрольным тестированием иностранных курсантов. Реализация подкастинга позволяет творчески подойти к планированию самостоятельной деятельности обучающихся негуманитарных специальностей, повышает интерес к освоению дисциплины.

Использование различных сценариев работы с обучающими подкастами позволяет эффективно реализовать инновационную организацию коммуникативного компонента дисциплины «Русский язык и культура речи». Это делает возможным сочетать слуховое и зрительное восприятие профессиональной лексики в непосредственных ситуациях, сопровождающих деятельность сотрудников спасательных служб. Такое коммуникативное медиасопровождение дисциплины может быть успешно реализовано в формате тренировочно-обучающего режима, в котором обучающая ситуация будет отображать профессиональную специфику с наибольшей точностью. Данный подход решает важнейшие задачи формирования профессиональной коммуникативной компетенции, обеспечивая привлечение профессионального коммуникативного опыта для общения в различных ситуациях, а также формирование навыков аргументации, формулирования точки зрения, доказательности, ведения дискуссии и т.п. Помимо этого, это значительно увеличивает словарный запас будущего сотрудника МЧС и развивает способность быстро и грамотно продуцировать лексико-грамматические конструкции различного стиля и жанра в рамках профессии.

Организованная таким образом учебная деятельность курсантов предопределила положительный отклик в отношении повышения познавательного интереса и активности освоения дисциплины. Экспериментальное обуче-

ние понравилось 92,30 % курсантов группы ЭГ; 84,61 % из них проявили желание продолжать заниматься в таком формате; 61,53 % курсантов группы ЭГ увлеклись созданием собственных подкастов/серий подка-стов; 69,23 % курсантов высказали мнение о том, что новизна по типу \\'еЬ-квеста в сценариях работы с подкастами определила их интерес к овладению профессиональной стороной речи; 70,5 % курсантов контрольной группы выразили желание обучаться на основе со-

ответствующей методики.

Использование подкастинга и сценариев работы с подкастами в процессе формирования русскоязычной коммуникативной компетенции иностранных курсантов вузов МЧС активизирует их внимание к изучению русского языка и культуры речи. Это позволяет преподавателям негуманитарных вузов подойти к преподаванию языковых дисциплин инновационно и интересно для обучающихся.

Литература

1. Al-Kaisi A., Arkhangelskaya A., Rudenko-Morgun О., Lopanova Е. «Pedagogical Agents in Teaching Language: Types and Implementation Opportunities», in Abstracts & Proceedings of ADVED 2019 -5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, Istanbul, Turkey - 2019. -S. 30 - 40.

2. Chester A., Buntine A., Hammond K. & Atkinson L. Podcasting in Education: Student Attitudes, Behaviour and Self-Efficacy // Educational Technology & Society. - 2011. - № 14 (2).

3. Deal A.A. Teaching with Technology White Paper. Podcasting [Electronic resource]. - 2007. - Access mode: http://www.cmu.edu/ teaching/technology/whitepapers/Podcasting_Jun07.pdf.

4. Kay R. Using video podcasts to enhance technology-based learning in preservice teacher education: a formative analysis // Journal of Information Technology and Application in Education. 2012. Vol. 1 No. 3.

5. Penn J. How To Create A Podcast [Electronic resource]. - 2015. - Access mode: http: / / www.thecreativepenn.com/2011 /01/15/how-to-create-a-podcast.

6. Picciano A.G., 2009. Blending with purpose: The multimodal model. Journal of asynchronous learning networks. 2009. 13(1). S. 93 - 111.

7. Podcasts In Education [Electronic resource]. - 2007. - Access mode: https: / / www.macinstruct.com / node / 43

8. Арбузов С.С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности студентов при обучении компьютерным сетям // Педагогическое образование в России. - 2015. — № 7. С. 30 35.

9. Бережнова Л.Н., Маклачков Е.А. Особенности коммуникации в военных институтах войск национальной гвардии как условие формирования профессионального имиджа будущего офицера // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. С. 55 57.

10. Биченок Л.П. Обучение военной профессиональной речи, тестовые формы контроля [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. пед. наук. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/obuchenie-voennoi-professionalnoi-rechi-testovye-formy-kontrolya

11. Воронина М.В. «Перевёрнутый» класс — инновационная модель обучения // Открытое образование. - 2018. - № 5. - С. 40 - 51.

12. Герасименко Т.Л., Гулая Т.М. Опыт использования подкастов и видеоподкастов при интегрированном обучении профессионально ориентированному деловому английскому языку // Открытое образование. - 2013. - № 1. - С. 73 - 76.

13. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2014. - № 3 (31). - С. 192 - 199.

14. Зубарев С.Н. Гуманитарная подготовка в высших учебных заведениях пограничного профиля // Вестник РМАТ. - 2012. - № 2-3 (5-6). - С. 107 - 110.

15. Иванова С.Г., Дмитриева Е.В., Сахарова Н.С. Методика использования подкастов в процессе обучения иностранным языкам в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 2 (190). - С. 20 - 25.

16. Кашпирева Т.Б. Инновационные технологии преподавания русского языка как иностранного в контексте информатизации учебного процесса // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы III Междунар. науч. конф. - Красноярск, 2019. - С. 139 - 143.

17. Коломийченко Л.В., Милютин Ю.В., Аникин A.B. Основные ориентиры подготовки курсантов военных вузов в культурологической парадигме образования / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №1 (131). - С. 106 - 110.

18. Краснова Т.Н., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. — 2014. ^ № 2. ^ С. 403 — 413.

19. Лазицкая Е.Д., Колмакова O.A. Методика работы с подкастами при организации внеаудиторной деятельности студентов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. — № 9 (80). - С. 285 - 289.

20. Мачульская H.A., Машина A.B., Машин В.Н., Григоров А.Ю. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 4 (34). - С. 301 - 308.

21. Руденко-Моргун О.II., Архангельская А.Л., Аль-Кайси А.Н. Средства самостоятельной работы при смешанном обучении РКП: электронные или печатные? // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №10 (76) в 3-х ч. Ч.Ш. - Тамбов: Грамота. - С. 209 - 213.

22. Савостьянова К).II.. Сичинава Ю.Н. Интеграция системы языковых подкастов в учебный процесс военного вуза // Теория и практика общественного развития. - 2014. .V» II. С. .''>5 38.

23. Тихонова Н.В. Технология «Перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2 (127). - С. 74 - 78.

24. Фирсова П. Перевернутый класс: технология XXI века [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https://www.isprmg.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka

25. Чернявская А.П., Ванчакова П.П., Вацкель Е.А., Барабошина A.A. Самонаправляемое обучение студентов в «перевернутом» классе // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2. - С. 60 - 66.

doi: 10.24411/1813-145X-2019-10352

FORMATION OF RUSSIAN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF

doctor of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department (pedagogy and psychology) faculty (on training of foreign specialists) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: vale35Qrambler.ru

RUSSIA USING PODCASTS

Elena LOPANOVA

senior lecturer of the department (pedagogy and psychology) faculty (on training of foreign specialists) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk

E-mail: lopanova.e.vQgmail.com

Tatyana SOLOMAHINA

candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer of the department

(pedagogy and psychology) faculty

(on training of foreign specialists)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: t-solomahina@mail.ru

Valentina CHIBUKHASHVILY

Abstract. The article deals with the formation of the Russian-speaking communicative competence of foreign cadets of the higher education institution of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The author approaches the solution of the problem by using podcasting. The educational advantages of using podcasts as a teaching system have been identified, and indicators have been identified that ensure the effectiveness of the developed specialized scenarios for working with podcasts in teaching Russian language and culture of speech to cadets of the Ministry of Emergency Situations. The author substantiates the methodological aspects of supporting work with podcasts. The article also considers an example scenario for working with podcasts. The effectiveness of the use of scenarios for working with podcasts is confirmed by analyzing the results of the study. The forms of work with podcasts described in the article may be of interest to everyone who teaches the culture of speech to students of non-humanitarian specialties.

Keywords: russian-speaking communicative competence, cadets of universities of Emercom, podcasting, innovative technologies, professional context situations, cognitive interest, culture of speech.

Citation: Lopanova E.V., ChibuKhashvily V.A., Solomahina T.Y. Formation of russian-language communicative competence of foreign cadets of higher education institutions of EMERCOM of Russia using podcasts // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 1 (52). S. 62 - 72.

References

1. Al-Kaisi A., Arkhangelskaya A., Rudenko-Morgun O., Lopanova E. «Pedagogical Agents in Teaching Language: Types and Implementation Opportunities», in Abstracts & Proceedings of ADVED 2019 -5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, Istanbul, Turkey - 2019. -S. 30 - 40.

2. Chester A., Buntine A., Hammond K. & Atkinson L. Podcasting in Education: Student Attitudes, Behaviour and Self-Efficacy // Educational Technology & Society. - 2011. - № 14 (2).

3. Deal A.A. Teaching with Technology White Paper. Podcasting [Electronic resource]. - 2007. - Access mode: http://www.cmu.edu/ teaching/technology/whitepapers/Podcasting_Jun07.pdf.

4. Kay R. Using video podcasts to enhance technology-based learning in preservice teacher education: a formative analysis // Journal of Information Technology and Application in Education. 2012. Vol. 1 No. 3.

5. Penn J. How To Create A Podcast [Electronic resource]. - 2015. - Access mode: http: / / www.thecreativepenn.com/2011 /01/15/how-to-create-a-podcast.

6. Picciano A.G., 2009. Blending with purpose: The multimodal model. Journal of asynchronous learning networks. 2009. 13(1). S. 93 - 111.

7. Podcasts In Education [Electronic resource]. - 2007. - Access mode: https: / / www.macinstruct.com / node / 43

8. Arbuzov S.S. Podcasting technologies as a means of activating the educational activities of students in teaching computer networks. Pedagogical education in Russia. - 2015. - No. 7. - S. 30 - 35.

9. Berezhnova L.N., Maklachkov E.A. Features of communication in the military institutions of the troops of the national guard as a condition for the formation of a professional image of the future officer / / Problems of modern pedagogical education. - 2018. - No. 60-4. - S. 55 - 57.

10. Bichenok L.P. Teaching military professional speech, test forms of control [Electronic resource]: Diss. ... cand. ped. Sciences. - Access mode: https://www.dissercat.com/content/obuchenie-voennoi-professionalnoi-rechi-testovye-formy-kontrolya

11. Voronina M.V. «Flipped» class - an innovative learning model // Open Education. - 2018. - No. 5. -S. 40 - 51.

12. Gerasimenko T.L., Gulaya T.M. The experience of using podcasts and video podcasts in the integrated teaching of professionally oriented business English // Open Education. - 2013. - No. 1. - S. 73 - 76.

13. Dmitriev D.V., Meshcheryakov A.S. Podcasts as an innovative means of teaching English at the university // News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences. - 2014. - No. 3 (31). -S. 192 - 199.

14. Zubarev S.N. Humanitarian training in higher educational institutions of the border profile // Vestnik RMAT. - 2012. - No. 2-3 (5-6). - S. 107 - 110.

15. Ivanova S.G., Dmitrieva E.V., Sakharova N.S. Methods of using podcasts in the process of teaching foreign languages at the university // Bulletin of the Orenburg State University. - 2016. - No. 2 (190). -S. 20 - 25.

16. Kashpireva T.B. Innovative technologies for teaching Russian as a foreign language in the context of informatization of the educational process // Informatization of education and e-learning methods: materials of the III Intern, scientific conf. - Krasnoyarsk, 2019. - S. 139 - 143.

17. Kolomiichenko L.V., Milyutin Y.V., Anikin A.V. The main guidelines for training cadets of military-universities in the cultural paradigm of education // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. -2016. .VI (131). - S. 106 - 110.

18. Krasnova T.I., Sidorenko T.V. Blended learning as a new form of organizing language education in a non-linguistic university // Educational technologies and society. - 2014. - No. 2. - S. 403 - 413.

19. Lazitskaya E.D., Kolmakova O.A. Methods of working with podcasts in the organization of extracurricular activities of students // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - 2013. - No. 9 (80). -S. 285 - 289.

20. Machulskaya I. A., Mashina A.V., Mashin V.N., Grigorov A.Y. Educational activity in the context of the development and formation of communicative competence of cadets of military universities in modern conditions // Prospects of science and education. - 2018. - No. 4 (34). - S. 301 - 308.

21. Rudenko-Morgun O.I., Arkhangelskaya A.L., Al-Kaisi A.N. Means of independent work in blended learning of Russian as a foreign language: electronic or printed? // Philological sciences. Questions of theory and practice, No. 10 (76) in 3 parts. Part III. - Tambov: Diploma. - S. 209 - 213.

22. Savostyanova Y.I., Sichinava Y.N. Integration of the system of language podcasts into the educational process of a military university // Theory and practice of social development. - 2014. - No. 14. - S. 35 - 38.

23. Tikhonova N.V. Technology «Flipped classroom» in the university: potential and problems of implementation // Kazan pedagogical journal. - 2018. - No. 2 (127). - S. 74 - 78.

24. Firsova P. Inverted class: technology of the XXI century [Electronic resource]. - 2016. - Access mode: https: / / www.ispring.ru / elearning-insights / perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka

25. Chernyavskaya A.P., Vanchakova N.P, Vatskel E.A., Baraboshina A.A. Self-directed teaching of students in a "flipped"classroom // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2019. - No. 2. - S. 60 - 66. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10352

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.