Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРИОД ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТРАН - РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (1990-2020 ГГ.)'

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРИОД ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТРАН - РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (1990-2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE / DIPLOMATIC RELATIONS / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вишнякова Вера Владимировна

Рассматривается история установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Описывается формирование информационно-коммуникативного пространства в процессе развития двусторонних отношений. Представлены инструменты разработки информационно-коммуникативного пространства Республикой Корея, оценивается их эффективность. Проводится анализ сильных сторон ИКП Республики Корея, направленного на формирование внешнего образа, и недостатков ИКП России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE OF RUSSIA AND REPUBLIC OF KOREA DURING THE PERIOD OF DIPLOMATIC COOPERATION (1990-2020S)

The article is devoted to the history of diplomatic relations between the Russian Federation and the Republic of Korea. The formation of information and communication space (ICS) in the process of developing bilateral relations has been described. The author described the tools for the development of the ICS by the Republic of Korea and assessed their effectiveness. The analysis of strengths of the ICS of the Korean Republic aimed at forming an external image has been given. Shortcomings of the ICS of Russia have been considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРИОД ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТРАН - РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (1990-2020 ГГ.)»



Серия «Политология. Религиоведение»

И З В Е С Т И Я

2020. Т. 34. С. 26-35

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 32.019.51

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.26

Формирование российско-корейского информационно-коммуникативного пространства в период дипломатического сотрудничества двух стран -Российской Федерации и Республики Корея (1990-2020 гг.)

В. В. Вишнякова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Рассматривается история установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Описывается формирование информационно-коммуникативного пространства в процессе развития двусторонних отношений. Представлены инструменты разработки информационно-коммуникативного пространства Республикой Корея, оценивается их эффективность. Проводится анализ сильных сторон ИКП Республики Корея, направленного на формирование внешнего образа, и недостатков ИКП России.

Ключевые слова: информационно-коммуникативное пространство, дипломатические отношения, Россия, Республика Корея.

Для цитирования: Вишнякова В. В. Формирование российско-корейского информационно-коммуникативного пространства в период дипломатического сотрудничества двух стран - Российской Федерации и Республики Корея (1990-2020 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 34. С. 26-35. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.26

В 2020 г. исполняется 30 лет с момента подписания соглашения об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея (далее - РК). На этот юбилейный год было назначено свыше 140 совместных мероприятий. Однако не всем им было суждено сбыться в связи с катастрофой планетарного масштаба, обрушившейся на все страны мира в виде новой формы вирусной инфекции С0УГО-19.

Изоляция всех стран и закрытие границ, ограничение на проведение массовых мероприятий буквально вытолкнули население планеты в виртуальное пространство, которое подверглось неожиданному тестированию на прочность. Как показала практика, оно смогло вместить всех желающих, и в выигрыше остались те государства, чья цифровая территория оказалась более подготовленной для массового посещения. Многие мероприятия, в том числе и российско-корейские юбилейные встречи, форумы, фестивали, были перенесены в онлайн-формат.

Новая форма массового общения через виртуальные коммуникационные системы заставила задуматься государственных деятелей и ученых многих стран над вопросом о разработке или усовершенствования уже имеющегося информационно-коммуникативного пространства. Сам термин «информационно-коммуникативное пространство» является новым, его определение до конца не сформировано. Повышение интереса к исследованию данного явления обусловлено острой необходимостью изучать стремительно распространяющиеся и заполняющие все сферы нашей жизнедеятельности цифровые технологии.

Под информационно-коммуникативным пространством (далее - ИКП) понимается «информационная среда», «семиосфера» [7, с. 101], «пространственно распределенные источники информации и коммуникации» [5]. Иными словами, символическое пространство (виртуальное), особая информационная среда, где распределены в пространстве источники информации и коммуникации [1; 2; 11].

Можно выделить внешний и внутренний контуры ИКП, где внешний направлен на коммуникацию с представителями других сообществ, а внутренний на общение между членами одной группы. В нашем исследовании под сообществом понимается отдельно взятое государство, внешний контур ИКП включает каналы связи с представителями других стран, формирует определенный образ.

Анализ ИКП России и РК демонстрирует наличие сформированного ИКП у РК, причем универсального, адресованного всем государствам и внешним акторам, и отсутствие его законченной архитектуры у России. Поиск российско-корейского ИКП привел к выводу о том, что общего, устойчивого для двух государств пространства пока не существует. Скорее, прослеживается некоторое их объединение в определенных точках (официальные каналы связи, блоги, социальные сети, тематические форумы).

Россия и РК - относительно молодые государства в современной мировой истории. Россия - новая страна, оформившаяся после распада СССР в 1991 г. Республика Корея появилась в результате разделения Кореи на два государства в 1948 г. Поскольку Россия считается преемницей СССР, то и соглашение об установлении дипломатических отношений, подписанное 30 лет назад между СССР и РК, остается в силе и по сей день.

Отсутствие контактов между СССР и РК до момента подписания соглашения объясняется их принадлежностью к двум противоборствующим лагерям - социалистическому и капиталистическому. РК считалась «марионеткой» в руках США, неспособной вести самостоятельную внешнюю политику. СССР поддерживал КНДР - союзницу коммунистического лагеря. КНДР, получая помощь и поддержку от СССР, ревностно относилась к попыткам Советского Союза установить экономические связи с динамично развивающейся РК и всячески препятствовала сближению.

Вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. между СССР и РК существовал информационный вакуум. Если в РК выходили регулярные новости о СССР, пусть и часто в отрицательном контексте, то в советской прессе сообщений о РК

фактически не было, за исключением крайних случаев. Например, трагедия с южнокорейским авиалайнером в 1983 г. [9, с. 4] или встреча министров иностранных дел СССР и КНДР в апреле 1988 г, где Э. А. Шеварднадзе достаточно критично, в стиле советского политического дискурса, высказался в отношении РК, назвав РК крупной военной базой, ядерным плацдармом США [10, с. 5].

Переломным моментом в отношениях двух стран стала Олимпиада 1988 г., проходившая в Сеуле. СССР в свете обновления своего политического курса решил не бойкотировать Игры и направить спортсменов в Южную Корею. В период проведения Олимпийских игр выходит серия телевизионных репортажей из Сеула, заметок в газетах, подготовленных советскими репортерами. Так, в газете «Правда» позитивно описывается Сеул, в русской транслитерации представлено корейское приветствие «Осо Осеё», рассказывается об эмблеме Олимпиады - «самтхэгык» и талисмане - тигренке Ходори [6, с. 6].

Следует отметить, что это стало первым самостоятельным информационным обменом между двумя странами, когда пресса выражала неофициальную точку зрения. Реальность оказалась позитивной, открытой и доброжелательной.

Олимпиада 1988 г. открыла волну неофициальных контактов между представителями двух стран, итогом которых стал визит в июне 1989 г. в СССР Ким Ен Сама - лидера Демократической партии за воссоединение, будущего президента РК. Хотя его визит в советской прессе не освещался, причиной этому могло послужить возможное ухудшение отношений с КНДР, в южнокорейских СМИ данное событие имело широкий резонанс, высказывались надежды на развитие сотрудничества [14].

Советские корееведы, чувствуя перспективы, которые открывались во время перестройки, стали смелее выдвигать свои предложения о налаживании контактов с РК. Так, заслуженный кореевед Ф. Шабшина, к чьему мнению прислушивались высокие государственные деятели, открыто и честно, по-новому для советского медийного дискурса, писала о том, почему не было никакой информации о Юге, а также о причинах, почему СССР необходимо идти на сближение с РК: «... в свое время была дана и до сих пор действует установка: о братском государстве, в частности о КНДР, нужно писать только в позитивном плане и только строго следуя его официальной историографии...» [12, с. 5].

Итогом увеличившихся неофициальных контактов между представителями государственных и научных организаций, публичных экспертных заявлений, а также стремительно ухудшавшегося экономического положения СССР, требовавшего новых денежных вливаний, стало подписание министрами иностранных дел двух стран 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке коммюнике об установлении дипломатических отношений.

Скромные заметки с практически идентичным текстом и характерной риторикой в поддержку КНДР вышли в советской прессе 1 октября в газете «Известия» и 2 октября в газете «Правда» [8, с. 5].

В свою очередь, в южнокорейских СМИ заключение соглашения освещалось широко. В центральной газете «Чжунан ильбо» была опубликована статья под заголовком «Корейско-советская совместная декларация»: «Республика Корея и СССР приняли решение об установлении с 30 сентября 1990 г. дипломатических отношений, направленных на развитие дружеских отношений в разных областях...» (переведено нами) [15].

Подписание декларации было взаимовыгодным: СССР получил кредит в размере 3 млрд долл. на продолжение курса перестройки, а Республика Корея заключила первое серьезное соглашение с главным оппонентом своего «покровителя» США. Однако СССР после этого просуществовал недолго, и РК буквально через год была вынуждена продолжить сотрудничество уже с другой страной - Российской Федерацией.

На начальном этапе взаимоотношений обе страны проявляли незрелость в формировании собственного двустороннего коммуникативного пространства и крайнюю зависимость от США. Россия после распада СССР во многом ориентировалась на США, которые воспринимались как мирное государство, несущее свободу и демократию. Республика Корея находилась под большим влиянием этого гегемона, так как на протяжении 45 лет была под его опекой. Надо отметить, что доверие двух стран друг к другу было крайне высоким и стремление к сотрудничеству позитивным, гарантом выступали США.

Вместе с тем в 1998 г. возник первый неприятный момент, связанный с высылкой двух дипломатов РК из России за получение ДСП-информации от российского госслужащего и ответной отправкой из РК двух российских дипломатов. В российской газете «Коммерсант» вышла вполне нейтральная статья [3], в то время как в газете «Владивосток» в статье под заголовком «Меня зовут Бонд. Чо Сон У "Бонд"» достаточно открыто и детально излагалась суть происшествия [4]. Этот инцидент стал первым сообщением с негативной коннотацией. Однако происшествие не повлияло на положительную тенденцию в двусторонних отношениях.

Знакомство россиян с РК началось через получение гуманитарной помощи от РК в 90-х гг., а также через хлынувшие на российский рынок корейские электронные товары. В той сложной экономической ситуации, в которой находилось население страны, говорить о культурных обменах было невозможно. РК представлялась для большинства россиян как страна с высокими технологиями, где производят качественную бытовую технику и электронные товары.

В свою очередь, в РК интерес к России был высоким, многие бизнесмены в рамках так называемых бизнес-форумов, которые организовывались при поддержке корейской организации КОТРА в различных городах России, стремились сделать инвестиции в новую экономику. Однако отсутствие законодательной базы, прозрачной банковской системы привело к краху совместных бизнес-проектов, банкротству и серьезным потерям предпринимателей из РК. Романтический образ новой, открытой России, страны, где создавались лучшие классические литературные и музыкальные произведения,

начинает меркнуть в представлениях корейских бизнесменов и населения в целом, которое все чаще слышит тревожные новости из России.

В первое десятилетие после установления дипломатических отношений интенсивного культурного и информационного обмена между странами не было, за исключением отдельных мероприятий в крупных городах России. Например, строительство на деньги крупнейшей корейской компании «Ко-хап» здания для Высшего колледжа корееведения ДВФУ в 1995 г. Отсутствие интенсивных связей можно объяснить не только сложным экономическим положением, в котором оказалась Россия после распада СССР, но и серьезным экономическим кризисом, обрушившимся на РК в 1998 г. Обе страны решали первостепенные внутренние задачи по спасению своего населения от экономической катастрофы.

Первое десятилетие XXI в. ознаменовано началом цифровой эпохи, развитием новых средств связи, ускорением обмена информацией, диджита-лизацией основных сфер жизни. Правительство РК, чувствуя ветер перемен и воодушевившись успехами выхода из кризиса 1998 г., начинает предпринимать активные шаги по созданию собственного положительного имиджа не только в традиционных форматах, но и в цифровом пространстве. Оно направляет серьезные финансовые ресурсы для создания положительного образа страны на международной арене и для формирования информационного пространства, характеризующего страну как надежного партнера и сильного игрока.

Россия была одной из первых стран, где РК начала реализовывать свою политику по продвижению в лидеры международного сообщества. Применялись технологии, разработанные в США, которые были направлены на долгосрочный и быстрый эффекты. К инструментам отложенного результата относились различные образовательные программы для иностранцев, включающие полный цикл обучения от бакалавриата до аспирантуры; инвестиции в строительство заводов на территории России, открытие корейских культурных центров, финансирование общественных организаций и т. п. Например, с 2005 по 2009 г. в европейской части России построены заводы «Самсунг» (2008 г., Калужская область), ЬО (2006 г., Рузский район Московской области), «Хендэ» (2008 г., Санкт-Петербург), «Киа» (2005, лента на заводе «ИжАвто»). Учреждаются корейские культурные центры в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону), создаются общественные организации, финансируются регулярные студенческие мероприятия (Всероссийская олимпиада по корейскому языку, ежегодные студенческие конкурсы на базе университетов), оказывается материальная поддержка факультетам российских университетов, где открываются отделения корейского языка. Одновременно такие фундаментальные шаги подкрепляются быстродействующими механизмами, такими как туризм, культурно-массовые мероприятия, открытые лекции о Корее, бесплатные курсы по корейскому языку, концерты, выставки, фестивали, перевод на русский язык сериалов, художественной литературы, комиксов.

Все это позволило за короткий период (примерно 10 лет) сформировать группу «адвокатов» из числа российских граждан, которые впоследствии стали самостоятельно транслировать в массы через различные коммуникационные каналы (социальные сети, видеоблоги, подкасты, образовательные курсы и т. п.) знания о РК как о динамично развивающейся стране, в которой интересно, комфортно и безопасно проводить время, учиться, открывать бизнес.

Одновременно в РК выходили документальные фильмы и рекламные ролики о культуре России, о путешествиях в Россию. Страну посещали российские концертные, балетные труппы, здесь ставились спектакли. Однако все это осуществлялось при серьезной информационной и финансовой помощи РК. Многие документальные фильмы снимались корейскими съемочными группами.

Россия, в свою очередь, ряд программ реализовывала в рамках фонда «Русский мир», а также при поддержке российских дипломатических представительств. Однако это были незначительные штрихи по сравнению с масштабной программой Южной Кореи. Россия серьезно уступает РК в процессе создания своего собственного внешнего имиджа. Она до сих пор ассоциируется со страной, богатой природными ресурсами, культурным наследием, но с низким уровнем развития экономики.

После выступления В. В. Путина в Мюнхене в 2007 г., когда был объявлен курс на самостоятельную политику и обозначены внешнеполитические приоритеты, противоборство России и стран Запада, возглавляемых США, обострилось и перешло в острую фазу во время Олимпиады в Сочи и событий на Украине в 2014 г. В число российских приоритетов не была включена программа сотрудничества с РК. Это стало одной из причин стагнации в двусторонних отношениях. Кроме того, в РК у власти находились в это время консерваторы, которые скептически относились к набирающей силу на международной арене России. Южная Корея переключает свой внешнеполитический вектор на Юго-Восточную Азию и страны СНГ (Казахстан, Азербайджан).

Наряду с этим в 2014 г. РК и РФ отменяют визовый режим для туристических поездок, что приводит к значительному увеличению туристического потока (рис.).

В 2018 г. с приходом к власти Мун Чжэ Ина, представителя оппозиции, начался новый этап в развитии двусторонних отношений, который характеризуется взаимным стремлением к строительству долгосрочных планов развития. В Правительстве РК создан комитет по северному экономическому сотрудничеству при президенте. Комитет разрабатывает долгосрочную стратегию сотрудничества с РФ (на 30 лет. - Авт.). Важно, что и Россия в этот раз проявляет активный интерес и идет навстречу инициативам РК.

За последние 20 лет РК, в отличие от России, которая только сейчас начинает активную работу по формированию собственного ИКП, направленного на внешнюю аудитории, уже организовала свою цифровую территорию. ИКП включает не только традиционные СМИ, но и имеет разветв-

ленную сеть в интернете. Тысячи роликов на любую тему на многих иностранных языках о культуре, спорте, кухне, природе, традициях Кореи, видео, подкасты, аудиозаписи по обучению корейскому языку. Причем важно, что ИКП наполняется не только материалами, но в его пределах сформированы устойчивые коммуникационные каналы: форумы, чаты, группы. Нарастает тенденция, когда инициаторами таких форм связи становятся не сами корейцы, а иностранцы, интересующиеся страной и корейским языком. За счет этого они выходят за пределы одной страны и даже региона, приобретая глобальные масштабы.

—♦—Республика Корея (росс. туристы, тыс.чел.)

—■—Россия (корейские туристы, тыс.чел.)

500 400

300 _______

200 ■— "" —

100

0

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. Туристический поток между РФ и РК [13]

РК удалось создать ИКП, погружаясь в которое можно почувствовать яркость, динамичность, открытость, доброжелательность страны и ее народа и, самое главное, безопасность. Оно привлекает не только туристов, но и бизнесменов, открывает границы для корейских предпринимателей и крупных корпораций в другие страны, позволяет выстраивать долгосрочное и продуктивное сотрудничество. Положительный образ страны, зашитый в ИКП, ассоциируется с развитой туристической инфраструктурой, высоким и доступным уровнем образования для иностранцев, комфортной и, что значимо, безопасной средой для жизни, высокоразвитой медициной, современной массовой культурой.

Россия стоит на пороге создания своего ИКП, которое позволит изменить внешний имидж страны, представленный сейчас исключительно достижениями литературных и музыкальных классиков, и продемонстрировать разработки в области современных технологий, микробиологии. А пока граждане РК вынуждены оставаться в рамках традиционного поля: балета, оперы и театра, классической музыки. Современную Россию они не знают и не проявляют к ней интерес, потому что она не представлена на общедоступной, не имеющей границ цифровой площадке, которая создается не только за счет наполнения контента в социальных сетях и интернет-порталах, СМИ, но и за счет адептов России, получивших образование в

стране, полюбивших Россию всей душой, за счет регулярных массовых фестивалей русской культуры, а также переведенных на корейский язык современных художественных книг, хорошо озвученных на корейском языке фильмов, растиражированных «историй успеха» корейских предпринимателей и многого другого, что так успешно смогла систематизировать и представить международному сообществу РК за последние 20 лет.

Список литературы

1. Глухарев Д. С. Информационно-коммуникативное пространство в теориях информационного общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. Т. 13, № 2. С. 133-135.

2. Иванов А. Сеул сосчитал своих шпионов в России // Коммерсант. 1998. 27 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/202080 (дата обращения: 22.07.2020).

3. Иванов А. Корейцам разрешили шпионить в России // Коммерсант. 1998. 21 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/202547 (дата обращения: 22.07.2020).

4. Илюшин И. Меня зовут Бонд. Чо Сон У «Бонд» // Владивосток. 1998. 10 июля. URL: https://vladnews.ru/ev/vl/413/90255/menya_zovut (дата обращения: 22.07.2020).

5. Калмыков А. А. Что такое информационно-коммуникативное пространство? // Академия медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. URL: http://jarki.ru/wpress/2010/03/10/1004/ (дата обращения: 21.07.2020).

6. Лебедев Л. Сегодня будет зажжен огонь XXIV Олимпиады // Правда. 1988. 17 сент.

7. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2000. 704 с.

8. ТАСС. Дипломатические горизонты // Правда. 1990. 2 окт.

9. ТАСС. Советско-корейские переговоры // Известия. 1988. 30 апр.

10. ТАСС. Заявление ТАСС // Известия. 1983. 4 сент.

11. Худорожников И. В. К вопросу о формировании информационно-коммуникативного пространства // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/760 (дата обращения: 26.03.2019).

12. Шабшина Ф. Можно ли распутать Корейский узел // Известия. 1988. 1 сент.

13. Федеральное агентство по туризму, официальный сайт . URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 10.08.2020).

14. // MBC 1989.06.09. URL: https://imnews.imbc.com/replay/1989/nwdesk/article/1823086_30389.html (date of access: 14.08.2020).

15. ^^ ^^^ // 1990.10.01. URL: https://news.joins.com/article/ 2500837 (date of access: 14.08.2020).

The Development of the Information and Communication Space of Russia and Republic of Korea during the Period of Diplomatic Cooperation (1990-2020s)

V. V. Vishnyakova

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the history of diplomatic relations between the Russian Federation and the Republic of Korea. The formation of information and communication space (ICS) in the process of developing bilateral relations has been described. The author described the tools for the development of the ICS by the Republic of Korea and assessed their effective-

ness. The analysis of strengths of the ICS of the Korean Republic aimed at forming an external image has been given. Shortcomings of the ICS of Russia have been considered.

Keywords: information and communication space, diplomatic relations, Russian Federation, Republic of Korea.

For citation: Vishnyakova V.V. The Development of the Information and Communication Space of Russia and Republic of Korea during the Period of Diplomatic Cooperation (1990-2020s). The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2020, vol. 34, pp. 26-35. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.26 (in Russian)

References

1. Glukharev D.S. Informacionno-kommunikativnoe prostranstvo v teorijah informa-cionnogo obshhestva [The Information and Communication Space in the Theories of Information Society]. Bulletin of the South Ural State University. Series Social Sciences and the humanities, 2013, vol. 13, no. 2, pp. 133-135. (in Russian)

2. Ivanov A. Seoul soschital svoih shpionov v Rossii [Seoul has Counted Their Spies]. Kommersant, 1998, 27 July. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/202080 (date of access: 22.07.2020). (in Russian)

3. Ivanov A. Korejcam razreshili shpionit v Rossii [The Koreans Permitted to Spy in Russia]. Kommersant, 1998, 21 July. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/202547 (date of access: 22.07.2020). (in Russian)

4. Iljushin I. Menja zovut Bond. Cho Son U "Bond" [My name is Bond. Cho Son U "Bond"]. Vladivostok, 1998, 10 July. Available at: https://vladnews.ru/ev/vl/413/90255/ menya_zovut (date of access: 22.07.2020). (in Russian)

5. Kalmykov A.A. Chto takoe informacionno-kommunikativnoe prostranstvo? [The Meaning of the Information and Communication Space]. The Academy of Media Industry and the Practice of Human Coherence of RGGU. Available at: http://jarki.ru/wpress/2010/ 03/10/1004/ (date of access: 21.07.2020). (in Russian)

6. Lebedev L. Segodnja budet zazhzhen ogon' XXIV Olimpiady [Today the Olympic Flame will be kindled]. Pravda, 1988, 17 September. p. 6. (in Russian)

7. Lotman J. M. Semiosfera [Semiosfera]. Saint Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 2000, 704 p. (in Russian)

8. TASS. Diplomaticheskie gorizonty [The Diplomatic Horizons]. Pravda, 1990, 2 Oct. (in Russian)

9. TASS. Sovetsko-korejskie peregovory [The Soviet-Korean Negotiation]. Izvestija, 1988, 30 Apr. (in Russian)

10. TASS. Zajavlenie TASS [The Announcement of the TASS]. Izvestija, 1983, 4 Sept. (in Russian)

11. Khudorozhnikov I.V. K voprosu o formirovanii informacionno-kommunikativnogo prostranstva [The question about the Formation of the Information and Communication Space]. Humanities Scientific Researches, 2012, no. 3. Available at: http://human.snauka.ru/2012/ 03/760 (date of access: 26.03.2019). (in Russian)

12. Shabshina F. Mozhno li rasputat "Korejskij uzel" [Could the Korean node be unraveled?]. Izvestija, 1988, 1 Sept. (in Russian)

13. Federalnoe agentstvopo turizmu, oficialnyj sajt [Russian Tourism Agency]. Available at: https://www.russiatourism.ru (date of access: 10.08.2020). (in Russian)

14. Lee In-yong. Kim Yong-sam Minjudang chongjae bangmoon gyegi-ro Hang-kuk -Soryeng jeongchi gemak [The Korean-Soviet Cooperation has been started during the visit of the Governor of the Democracy Party of Korea Kim Yong-sam]. MBCnews, 1989-06-09. Available at: https://imnews.imbc.com/replay/1989/nwdesk/article/1823086_30389.html (date of access: 14.08.2020). (in Korean)

15. Han-So gongdong seingmyeong JoongAng Daily, 1990-10-01. Available at: access: 14.08.2020). (in Korean)

Вишнякова Вера Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, руководитель, департамент зарубежного регионоведения факультет мировой экономики и мировой политики Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Российская Федерация, 117041, г. Москва, ул. М. Ордынка, 17/1 e-mail: vvishnyakova@hse.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[The Korean-Soviet Joint Communication]. ttps:llnews.Joins.comlarticlel2500837 (date of

Vishnyakova Vera Vladimirovna

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Head of the School of International Regional Studies, Faculty of World Economy and International Affairs National Research University "Higher School of Economics" 17/1, Malaya Ordynka st., Moscow, 117041, Russian Federation e-mail: vvishnyakova@hse.ru

Дата поступления: 31.05.2020 Received: May, 31, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.