Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕМОРАНДУМ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / COOPERATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF KOREA / MEMORANDUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ден Анна

Рассматривается российско-корейское взаимодействие в области образования, в частности в сфере обучения корейскому языку и корейской культуры. Анализируется договорно-правовая база дипломатических отношений в сфере образования. Определяются факторы повышения статуса корейского языка в Российской Федерации, успешной популяризации корейского языка. Особое внимание обращается на заключение разного рода соглашений, охватывающих сферы культуры и образования, между Российской Федерацией и Республикой Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN-KOREAN RELATIONS IN EDUCATION

The paper is concerned with the cooperation of Russia and The Republic of Korea in education area, particularly education on Korean language and culture. It presents the analysis of the treaty and legal basis of bilateral cooperation in education. The author identified the factors contributing to promotion of the Korean language in Russia. Special attention has been given to cooperation agreements between Russian Federation and The Republic of Korea in culture and education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»



Серия «Политология. Религиоведение»

И З В Е С Т И Я

2020. Т. 34. С. 106-111

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 378.1

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.106

Развитие российско-корейских отношений в области образования

А. Ден

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Рассматривается российско-корейское взаимодействие в области образования, в частности в сфере обучения корейскому языку и корейской культуры. Анализируется договорно-правовая база дипломатических отношений в сфере образования. Определяются факторы повышения статуса корейского языка в Российской Федерации, успешной популяризации корейского языка. Особое внимание обращается на заключение разного рода соглашений, охватывающих сферы культуры и образования, между Российской Федерацией и Республикой Корея.

Ключевые слова: образование, сфера высшего образования, российско-корейское сотрудничество, меморандум.

Для цитирования: Ден А. Развитие российско-корейских отношений в области образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 34. С. 106111. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.106

Российско-корейские отношения имеют очень глубокие корни и долгую историю, которая берет свое начало в конце XVII в.

7 июля 1884 г. К. И. Вебер и министр иностранных дел Кореи Ким Бенси подписали договор между Россией и Кореей, тем самым положив начало официальным юридическим дипломатическим отношениям [1].

Связи между Россией и Республикой Корея можно назвать традиционно хорошими и стабильными.

С момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией (СССР) и Республикой Корея от 30 сентября 1990 г. прошло 30 лет. На протяжении более 10 лет Республика Корея является одним из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество обеих стран является взаимовыгодным и перспективно развивающимся в разных направлениях.

Анализ внешнеэкономических статистических данных позволяет наблюдать укрепление российско-южнокорейских связей в области торговли, инвестиций, рыболовства, военно-технического сотрудничества, мирного использования атомной энергии [2].

По состоянию на 2019 г. Республика Корея занимала седьмое место в российском товарообороте среди стран дальнего зарубежья и второе место среди торговых партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На фоне благоприятного развития двусторонних отношений наблюдается развитие гуманитарных контактов в сфере культуры и туризма, в области науки и образования1.

Постепенное возрастание интереса у абитуриентов к изучению корейского языка наблюдалось еще в начале 90-х гг. Вузов, которые могли предложить изучение корейского языка как первого иностранного языка, было немного. В настоящее время по популярности у абитуриентов корейский язык занимает устойчивую позицию после английского языка и официальных языков ООН2.

Существует несколько факторов, которые повлияли на повышение статуса корейского языка.

Прежде всего необходимо отметить успешную реализацию национального проекта по популяризации корейского языка во всем мире. Республика Корея ориентирована на массовую культуру, при этом сохраняет традиционные ценности. На протяжении последних двух десятилетий движущей силой популяризации является «корейская волна», компонентами которой выступают корейская популярная музыка, фильмы и сериалы, компьютерные игры, литература, web-комиксы, развлекательные телевизионные передачи, индустрия красоты.

Роль Республики Корея на экономической и политической аренах, а именно расширение международного рынка сбыта готовой корейской продукции, укрепление торгово-экономических связей, развитие туризма, также вызвала интерес и к стране, и к изучению корейского языка. Южнокорейские бренды являются одними из самых узнаваемых в мире и ассоциируются с высоким качеством, надежностью, широким ценовым диапазоном3.

Популяризацией корейского языка, вопросами общественной дипломатии в Республике Корея занимаются следующие ведомства и организации:

1) Министерство культуры, спорта и туризма, руководящее программами культурного обмена;

2) Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея, которое не только ведает вопросами экономического и торгового сотрудничества, но и формирует имидж, привлекательный для иностранных туристов, развивает сферу культурных и образовательных обменов;

3) Корейский фонд (Korean Foundation), поддерживающий учреждения по распространению корейского языка за пределами Республики Корея, создающий площадки для развития корееведения, выделяющий средства на зарубежные исследования;

4) Корейское агентство по международному сотрудничеству (KOICA), которое разрабатывает программы по предоставлению безвозмездной помощи развивающимся странам;

1 Консульский информационный портал, официальный сайт. Консульский департамент МИД России. URL: www.kdmid.ru (дата обращения: 20.07.2020).

2 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 30.03.2020).

3 РИА Новости - информационное агентство : офиц. сайт. URL: https://ria.ru (дата обращения: 19.07.2020).

5) Форум корейской публичной дипломатии (КРББ) - общественная консультативная группа, осуществляющая развитие стратегий публичной дипломатии (2010)1.

Таким образом, благоприятный имидж Республики Корея, который был сформирован быстрым экономическим развитием, международным признанием традиционных и культурных ценностей, привлекает внимание российских учащихся и обучающихся.

В качестве одного из аргументов российско-корейского сотрудничества приводится создание разветвленной договорно-правовой сети взаимодействия обеих стран. В разное время между Российской Федерацией и Республикой Корея было заключено более 50 соглашений, охватывающих разные сферы, в том числе культуру и образование [3].

13 ноября 2013 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о взаимной отмене визовых требований, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. по 9 апреля 2020 г. действовал безвизовый режим для граждан России, намеревающихся посетить Республику Корея в туристических, транзитных и частных целях. В апреле 2020 г. было временно прекращено действие соглашения для 90 стран, Российской Федерации в том числе, с целью эффективного расходования карантинных ресурсов в период пандемии коронавируса2.

19 июня 2017 г. в Москве прошел российско-корейский День науки и технологий. Мероприятие было организовано московским представительством Национального исследовательского фонда Республики Корея (КИБ), Российским фондом фундаментальных исследований при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства науки, информационно-коммуникационных технологий и перспективного планирования Республики Корея, Посольства Республики Корея в Российской Федерации3.

Ноябрь 2017 г. был ознаменован подписанием в Сеуле Меморандума о взаимопонимании в сфере высшего образования представителями Минобр-науки Российской Федерации и Минобра Республики Корея. Подписание меморандума стало основой для расширения академической мобильности обучающихся и преподавателей, развития прямых партнерских связей между университетами обеих стран, совершенствования образовательных процессов и методики преподавания, более глубокого исследования и познания культур стран через изучение языков, истории, литературы.

Значимую роль в развитии двусторонних связей сыграла Российско-корейская совместная комиссия по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 7 июня 2018 г. в Сеуле.

1 Беляева С. Россия и Корея укрепляют научно-техническое сотрудничество // Новости сибирской науки. 19.06.2016. URL: http://www.sib-science.info/ru/grants/ukreplyayut-nauchno-tekhnicheskoe-16062017 (дата обращения: 09.05.2020).

2 Консульский информационный портал, официальный сайт. ...

3 Беляева С. Россия и Корея укрепляют научно-техническое сотрудничество. ...

По итогам государственного визита Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в Российскую Федерацию 22 июня 2018 г. была достигнута договоренность провести торжественные мероприятия, посвященные 30-летию установления дипломатических отношений, и объявить 2020 г. Годом взаимных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея1.

В год 20-летия государственного проекта Республики Корея по популяризации корейского языка за рубежом 11 июля 2018 г. в Сеуле был проведен симпозиум, посвященный исследованию процесса обучения корейскому языку. Участниками стали представители органов образования из 31 страны, включая Российскую Федерацию. В соответствии с государственным проектом была создана инфраструктура, способствовавшая изучению корейского языка в качестве факультативного предмета.

22 ноября 2018 г. в Российской академии образования состоялась двусторонняя встреча и. о. президента РАО и вице-президента Академии корее-ведения, в рамках которой были обсуждены перспективы совместного сотрудничества, будущее российского и корейского высшего образования, возможности цифровизации образования. С российской стороны в заседаниях круглого стола приняли участие проректоры крупнейших педагогических вузов Российской Федерации (проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена, первый проректор МГПУ). Одним из основных вопросов, поднятых специалистами, стал вопрос возможности и перспектив использования гаджетов, разработки электронных учебных комплексов2.

16 мая 2019 г. в Минобрнауки России прошло 13-е заседание Российско-корейского совместного комитета по научно-техническому сотрудничеству с целью реализации указаний Президента Российской Федерации на всестороннее развитие сотрудничества с Республикой Корея. По итогам заседания руководители национальных делегаций подписали итоговый протокол, согласно которому проведение следующего заседания Комитета планируется в 2020 г. в Республике Корея3.

24 октября 2019 г. посол Республики Корея в России Ли Сок Пэ дал обширное интервью газете «Российские корейцы». Господином Ли Сок Пэ было отмечено «... активное осуществление межуниверситетских обменов после успешного заключения Меморандума о взаимопонимании в области высшего образования.», а также то, что «... в последнее время быстро растет спрос на изучение корейского языка в России.». Посольство планирует формировать тесные партнерские отношения сотрудничества в сфере образования, укреплять связи с Российской академией образования и Аккреди-тационной комиссией по учебникам4.

1 Президент России, официальный сайт. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 20.07.2020).

2 Российская академия образования, официальный сайт. URL: http://rusacademedu.ru/news/yurij-zinchenko-i-chon-gyonmok-obsudili-perspektivy-rossijsko-korejskogo-sotrudnichestva-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 07.01.2019).

3 Министерство науки и высшего образования РФ ...

4 Чен В. Интервью посла Республики Корея в России Ли Сокпэ газете «Российские корейцы» // Ассоциация корейских организаций Приморского края : сайт. 24.10.2019. URL: https://akorp.org/intervyu-posla-respubliki-koreya-v-rossii-li-sokpe-gazete-rossijskie-korejtsy (дата обращения: 25.11.2019).

По состоянию на 2020 г. в Санкт-Петербурге ведется не менее девяти частных курсов корейского языка, трех курсов дополнительного образования. Динамика изменения цен с 2015 по 2020 г. демонстрирует снижение средней стоимости за один месяц обучения на индивидуальных/групповых занятиях с 45 тыс. до 13 тыс. руб., что свидетельствует о высоком спросе на изучение корейского языка, высоком уровне конкуренции между частными школами.

В Санкт-Петербурге с каждым годом увеличивается количество общеобразовательных учреждений, в которых учащиеся изучают корейский язык в качестве факультативного предмета. Для учащихся проводятся мероприятия по корейской культуре и корейскому языку при поддержке Генерального консульства Республики Корея в Санкт-Петербурге.

Несмотря на повышение стоимости обучения по специальностям с профилирующим корейским языком, в РГПУ им. А. И. Герцена с 2019 г. цифры приема на корейское направление растут.

Проведение всероссийских олимпиад по корейскому языку при поддержке Корейского фонда международного обмена также поддерживает интерес обучающихся к интеллектуальному труду, способствует привлечению выпускников-бакалавров к последующему обучению в магистратуре, далее к пополнению научно-педагогических кадров.

География участников всероссийских олимпиад на знание корейского языка достаточно широка, что является еще одним неоспоримым аргументом, свидетельствующим о развитии преподавания корейского языка в вузах в свете российско-корейского вектора дипломатических отношений. Студенты представляют практически каждый федеральный округ Российской Федерации на олимпиадах.

Список литературы

1. Курбанов С. О. Россия и Корея. Ключевые моменты в истории российско-корейских отношений середины XIX - начала ХХ столетий // Корё Сарам = Записки о корейцах : сайт. URL: https://koryo-saram.ru/kurbanov-s-o-rossiya-i-koreya-klyuchevy-e-momenty-v-istorii-rossij sko-korej skih-otnoshenij -serediny-xix-nachala-xx-stoletij/ (дата обращения: 29.07.2020).

2. Лобов Р. Н. О перспективах российско-южнокорейских отношений в современных условиях // Международный дискуссионный клуб «Валдай» : сайт. 02.08.2019. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-perspektivakh-rossiysko-yuzhnokoreyskikh (дата обращения: 09.05.2020).

3. Самсонова В. Г. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования // Российский совет по международным делам : сайт. 30.09.2013. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sotrudnichestvo-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-oblasti-nauki-tekhn/?sphrase_id=61274751 (дата обращения: 20.07.2020).

The Development of the Russian-Korean Relations in Education

A. Den

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

Abstract. The paper is concerned with the cooperation of Russia and The Republic of Korea in education area, particularly education on Korean language and culture. It presents the analysis of the treaty and legal basis of bilateral cooperation in education. The author identified the factors contributing to promotion of the Korean language in Russia. Special attention has been given to cooperation agreements between Russian Federation and The Republic of Korea in culture and education.

Keywords: education, higher education, cooperation of Russia and the Republic of Korea, memorandum.

For citation: Den A. The Development of the Russian-Korean Relations in Education. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2020, vol. 34, pp. 106-111. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.34.106 (in Russian)

References

1. Kurbanov S.O. Rossiya I Koreya. Klyuchevye momenty v istorii rossiisko-koreiskih otnoshenii seredini XIX - nachala XX stoletii [Russia and Korea. Key moments in the history of Russian-Korean relations since the mid-19th century until the beginning of the 20th century]. Koryo Saram. Available at: https://koryo-saram.ru/kurbanov-s-o-rossiya-i-koreya-klyuchevy-e-momenty-v-istorii-rossij sko-korej skih-otnoshenij -serediny-xix-nachala-xx-stoletij/ (date of access: 29.07. 2020). (in Russian)

2. Lobov R.N. O perspektivah rossiisko-koreiskih otnoshenii v sovremennih usloviyah [To the prospects for the Russian-Korean relations in the current context]. Mezhdunarodnyj diskussionnyj klub "Valdaj". 02.08.2019. Available at: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/o-perspektivakh-rossiysko-yuzhnokoreyskikh (date of access: 09.05.2020). (in Russian)

3. Samsonova V. G. Sotrudnichestvo Rossii I Yuzhnoi Korei b oblasti nauki, tehniki i obrazovaniya [Cooperation in science and technology]. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ sotrudnich-estvo-rossii-i-yuzhnoy-korei-v-oblasti-nauki-tekhn (date of access: 20.07.2020). (in Russian)

Ден Анна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая, кафедра восточных языков и лингводидактики, Институт востоковедения

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48

e-mail: denanna2005den@yandex.ru

Den Anna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head, Department of Oriental Languages and Language Pedagogy, Institute of Oriental Studies Herzen State Pedagogical University 48, Moika emb., St. Petersburg, 191186, Russian Federation e-mail: denanna2005den@yandex.ru

Дата поступления: 31.05.2020 Received: May, 31, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.