Научная статья на тему 'Формирование риторической компетенции студента в современном вузе'

Формирование риторической компетенции студента в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РЕЧЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RHETORIC / SPEECH / VOCABULARY / VERBAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Далецкий Чеслав Брониславович

В статье рассматриваются основные требования к речевой культуре преподавателей вуза, особенности преподавания риторики в вузе, характерные ошибки при проведении занятий, приведены отдельные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A RHETORICAL COMPETENCE OF THE STUDENT OF THE MODERN UNIVERSITY

The article dwells on the basic requirements for speech culture of University teachers, teaching rhetoric at the University, most common mistakes during the sessions, the individual recommendations.

Текст научной работы на тему «Формирование риторической компетенции студента в современном вузе»

Далецкий Ч. Б.

Формирование риторической компетенции студента в современном вузе

Речевое мастерство требует определённых физио-психологических данных, призвания, таланта. Ему, как и всякому искусству, можно и нужно учиться, им можно профессионально овладеть. Важное место в повседневной практической деятельности отводится мастерству устной речи. В процессе реализации профессиональной деятельности эффективность совершенствования речевой компетентности зависит от её сложности, организованности, терминологической упорядоченности. В ходе процесса профессионального образования запас специальных терминов и речевых оборотов обучаемого увеличивается и, в конечном счёте, достигает необходимого объёма.

С помощью специального категориального аппарата, специальных методов развития речевой компетентности решается задача теоретического осмысления современной действительности. Технология риторического обучения состоит в том, чтобы следуя алгоритму, достичь эффекта понимания учебного материала и действия в соответствии с ним. Качественные изменения в инновационных формах образовательной деятельности обуславливают модификации алгоритмов социального общения, соответственно активизировался поиск новых подходов к управлению процессами обучения, подготовке студентов в качестве субъектов социального управления и коммуникативного взаимодействия.

Молодого человека ещё в ВУЗе необходимо научить строить речевые отношения, исключая «стремление к излишней популярности или излишней строгости» 1. Любое популяризаторство мешает точной трансляции профессионально значимой информации. Излишняя суровость разъединяет общающихся. Излишняя доступ-

1 См.: Драгомиров М. И. Избранные труды. М., 1952. С. 658.

ность неизбежно приводит к бесцеремонности, фамильярности и панибратству, недопустимым в современной динамичной культуре с характерным общением и отношениями. Приобретение речевой компетентности означает последовательное приближение к нормативно высоким речевым показателям. При освоении правил речевого поведения появляется возможность приобретения основ мастерства публичного выступления, которым славились античные и отечественные ораторы. Ознакомление, а тем более возрождение культурно-языковой традиции через преподавание ораторского искусства в системе профессионального образования вряд ли возможно. Здесь было бы целесообразным направление, включающее в себя методики по обучению устной речи на основе языкознания, логики, психологии и педагогики 2.

С первых дней пребывания в профессиональной среде будущий специалист сталкивается с необходимостью оперировать специальными терминами, понятиями, давать определения и оценку, на первый взгляд, знакомым ему по обыденному опыту явлениям и процессам. Ориентация в вузе на запоминание научно-учебных текстов приводит к «котлованно-чиновничьему, обесцвеченному языку», на котором ни мыслить, ни общаться невозможно 3.

В устной речи основное внимание уделяется содержанию. Размышляя о расположении материала, большинство студентов думают, в первую очередь, о том, как вызвать интерес, удержать внимание партнёра по общению. Выработка сложного навыка устной речи происходит

2 См.: Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. СПб., 1844; Галич А. И. Теория красноречия для всех видов прозаических сочинений. СПб., 1830; Зеленец-кий К. П. Исследование о риторике... Одесса, 1846.

3 См.: Библер В. С. Национальная русская идея // Русская речь. 1993. № 2. С. 155-184.

59

60

одновременно с продуцированием устной речи в процессе коммуникации. Использование даже старого знания в новых коммуникативных ситуациях может способствовать развитию и совершенствованию речевой компетентности 4. Эффективным способом достижения требуемого автоматизма является ситуационная отработка материала в определённых темпо-временных рамках.

Овладение речью происходит неравномерно. Имеет место качественный «скачок», в результате которого обучающийся «внезапно» приобретает эти умения. На смену прежнему качеству приходит новое, способствующее эффективному общению. Вначале человек способен произносить лишь готовые слова, затем воспроизводить готовые фразы. Позже наступает момент, когда он приобретает способность выражать в высказывании собственные мысли. Это и есть тот качественный скачок, после которого и начинается развитие говорения как организованного речевого поведения. Качественный скачок происходит тогда, когда ведущие компоненты — количественные характеристики коммуникативных навыков достигают необходимого уровня сформированности («меры»), а дальнейшее их развитие происходит более равномерным путём «подтягивания» остальных компонентов, т.е. путём выравнивания общего уровня владения речью 5. Применительно к устным видам речевого поведения, которые следует формировать на начальном этапе обучения — определять тему сообщения, определять основные факты сообщения, выделять смысловые отрезки (абзацы), устанавливать логические связи между элементами-фактами текста, выделять главную мысль, определять коммуникативное намерение говорящего.

Говорящему, помимо желания осуществить высказывание следует понять, что значит владеть хорошей речью и как этого достичь. Необходимо довести до совершенства компоненты речи — поиск слова, умение строить предложения, логически организовать высказывание. Чувство места, экспрессивное использование кинесики, дополнение рационального содержания речи эмоциональным, обеспечивают нужный успех. На начальном этапе обучения речевому поведению студенту или молодому

4 См.: Славская К. А. Мысль в действии. М., 1968. С. 172.

5 См.: Елухина Н. В. М., МГПИИЯ, вып. 280, 1986.

специалисту желательно как можно больше запомнить понятий и определений, «клишированных» лексических единиц, и на их основе конструировать языковую систему значений, связанный текст. С первых дней в студенческой среде необходимо «включаться» в устную речевую коммуникацию. Система совершенствования речевой компетентности может быть дифференцирована применительно к различным категориям специалистов. Для начинающих, на репродуктивном уровне, предусматривается ознакомление с лучшими образцами устных речей известных политических деятелей, учёных, экономистов, организаторов производства. Допустимо осуществление заучивания и пересказа идеальных литературных образцов по логической схеме автора произведения.

Опытному специалисту в своей практической деятельности приходится самому выступать в роли автора того или иного устного или письменного текста. От менеджера требуется умение свободно оперировать логическими построениями и нужными понятиями с целью создания устных текстов, соответствующих конкретным целям и ожидаемым действиям обучаемых. В свою очередь, ориентация на продуктивный уровень профессиональной деятельности этой категории управленцев требует особого подхода к изучению тем, связанных с логикой построения текста.

Особенность языка заключается в том, что с помощью конечного числа слов может быть описано множество различных ситуаций. Для того чтобы описать ситуацию носителю языка необходимо заучить как можно больше «клише ситуаций». Это возможно при накоплении терминов, характерных для определённой профессии, поскольку они обозначают именно такие «клише». За время обучения студенты в состоянии под руководством преподавателей развить свои речевые способности. Для проверки степени развития и совершенствования речевой компетентности можно использовать методику её оценки. Сравнение первоначальных показателей и выпускных дают основание делать вывод о тенденциях совершенствования речевых навыков и обеспечить высокую речевую подготовку. Многие современные исследователи рассуждают о том, как стать хорошим оратором, но конкретные методики по достижению высокого уровня речевой компетентности не предлагают-

ся 6. Языковеды в учебниках по развитию речи, как правило, не выходят за рамки представлений о культуре речи 7. Совершенствование речевой компетентности представляет собой процесс, развивающийся во времени. Чтобы стать профессионалом, способным обеспечить передачу накопленного опыта посредством речи, необходим ежедневный труд, постоянная привычка к самостоятельному анализу событий и фактов, поиску путей и способов общения с учениками. К. Гильти писал: «Природа дарует всё великое ценою пота и усилий и лишает настоящей зрелости то, что приобретено без труда» 8.

Основная функция речи — информативная. Её задача — не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению,— наиболее важные черты речи, имеющей познавательное значение. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) В ней не должно быть ничего спорного. В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать.

б) Она должна вызывать пытливость. Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, ваш долг поставить их.

в) Она должна удовлетворять запросы слушателя. Другая ваша обязанность заключается

6 См.: Аннушкин В. И. Найти свой образ // Профсоюзы и экономика. 1991. № 4. С. 111-113; Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции. М., Знание, серия «Лекторское мастерство», 1989; Ножин В. А. Мастерство устного выступления. М., 1989; Культура пропагандистского труда. Опыт системного изучения проблемы: сборник / Сост. В. Н. Пекшев. М., 1989.

7 Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991; Развивайте дар слова. М., 1990; Капинос В. И., Сергеева Н. Н.; Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991; Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1991; Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

8 Гильти К. Открытие тайны ораторского искусства.

СПб., 1901. С. 6.

в ответе на все поднятые вопросы, который удовлетворил бы слушателя. Нельзя браться за доклад об устройстве автомобиля, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности.

г) Сообщение должно быть актуально. В основе интересов слушателя лежат факты, их значение, процессы, принципы и события сами по себе. Но интересы могут возникать и в связи с практическими запросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к занятиям слушателя, его домашнему быту, религии, отдыху, к политическим взглядам или его общественной жизни.

При всех условиях речь, имеющая познавательное значение, в противоположность речи развлекательной, должна вызвать у слушателя впечатление, что познания, которые он уносит с собой, стоили времени и внимания. Современное публичное выступление требует от оратора высокой квалификации. Чтобы ораторские навыки постоянно накапливались, необходима регулярная речевая практика. Во-первых, каждому студенту нужно знать, что ораторское мастерство приобретается путём длительных упражнений и может быть усовершенствовано. Во-вторых, с самого начала ораторской практики полезно взять за правило: замечать, фиксировать и анализировать все наиболее удачные или, наоборот, неудачные приёмы и методы воздействия на аудиторию, которые выступают как необходимые и случайные в речевых проявлениях, складываясь впоследствии в привычные стереотипы. В-третьих, контроль за ростом ораторских навыков и эффективностью речевого воздействия на слушателей должен осуществляться с единых позиций с использованием единообразных и согласованных требований. Хороши и заслуживают всяческой поддержки и распространения приёмы и методы, которые позволяют формировать понимание необходимости овладевать культурой речевого поведения. И. Кант писал, что «слушателя нужно не вести за руку, а им руководить, если хотят, что- 61 бы в будущем он был способен идти самостоятельно. Этого способа обучения требует сама природа философии» 9.

Для того, чтобы хорошо говорить необходимо: во-первых, слушать правильную речь,

9 Кант И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие: соч. // М., 1967. Т. II. С. 280-281.

во-вторых, говорить самому, чтобы слушающие подмечали недостатки и помогали устранять их. Незнакомые слова следует неоднократно проговаривать, один и тот же маленький, коротенький текст прочитывать несколько раз. Непривычные фразы нужно проговаривать до тех пор, пока не исчезнут трудности в произношении. Как отмечал М. М. Бахтин, «не читая языковых памятников (книг), не общаясь — невозможно пополнить свой словарный запас. Сами по себе слова не возникают» 10. После неоднократного прослушивания и прочтения слова и предложения входят в речевой оборот и становятся собственным достоянием лексикона оратора.

Культура речи неотделима от общей культурной компетентности. Чтобы повысить качество своей речи, значение каждого слова следует понимать. Свободное использование имеющегося лексического запаса предполагает определённую частотность практического применения слов. Процесс закрепления слова в словаре можно разделить на три стадии.

Первая может быть названа стадией узнавания и воспроизведения, т.е. человек узнаёт новое слово или выражение, знает, что оно означает, может правильно реагировать на него. На этой стадии находится каждый студент, прослушавший курс лекций по какому-либо предмету. Обилие эквивалентных выражений помогает усвоению изучаемых предметов.

На второй стадии говорящий самостоятельно выбирает новое слово или выражение в заданной ситуации, подбирает к нему синонимы, употребляет их при устном изложении прочитанного или услышанного языкового материала. Студент в общем передаёт смысл высказывания, но говорит долго, путано, неясно, без должной эстетической формы.

Третья стадия закрепления нового слова является наиболее важной, ответственной, и предполагает свободное пользование новыми словами и выражениями. Автор устной речи самостоятельно выбирает ситуации использования 62 новых слов и выражений, употребляет новый словарь в общении с окружающими. Объединить все приёмы и осуществлять одновременно обучение на рациональном и эмоциональном уровнях сложно, а подключить сюда и логические операции ещё труднее. Поэтому в устной

10 Волошинов М. М. Марксизм и философия языка. М., 1929. С. 91.

речи следует использовать, по большей части, знакомые слова. Это позволяет ожидать эффекта воздействия высказывания на собеседника.

В ходе самостоятельных занятий по освоению профессиональной терминологии необходимо отрабатывать правила употребления той или иной структуры высказывания, трансформировать различные типы предложений как с опорой, так и без опоры на образец. При отборе образцовых текстов необходимо учитывать их художественную и информационную насыщенность. Как показывают исследования, для расширения индивидуального лексического запаса по каждому предмету можно составить личный словарь обиходных терминов. Учить их важно в контексте, а контролировать знание содержания понятий можно осуществлять и в отрыве от контекста. Таким образом, осуществляется обучение по техническим наукам. В гуманитарных дисциплинах такого строгого выделения методики овладения понятийным аппаратом не существует.

Во время устной речи, особенно при импровизации, необходимо управлять логикой повествования. Исследования показывают, что большинство говорящих испытывают затруднения в выборе логических операций, и коррекции логических ошибок. Вопросы логики построения суждений в самостоятельной профессиональной подготовке студентов должны занимать то же место, что и культура речи.

В качестве механизма совершенствования речевого поведения в профессиональной среде предлагается развивающая риторическая программа, которая включает в себя: формируемые умения и навыки; перечень основных ситуаций речевого общения; диагностические процедуры проверки формирования навыка; формирование нового риторического качества и сохранение его в экстремальных ситуациях. Профессиональная речевая компетентность предполагает наличие ряда умений: быстро ориентироваться в условиях общения; планировать свою речь; выбирать содержание высказывания; найти лексические средства для передачи содержания; обеспечить обратную связь с партнёром по общению.

Речевые действия и связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием высказывания, устного или письменного, т.е. с процессами го-

ворения или письма; б) восприятием речи, т.е. со слушанием и чтением 11. Оценка профессиональной компетентности (в том числе и речевой) проявляется в форме одобрения определённого способа поведения.

Актуализация речевого поведения классифицируется по уровням:

— репродуктивный уровень (достижение его планируется в ходе обучения на 1-м курсе) характеризуется простой передачей информации слушателям, он не предполагает учёта специфики как аудитории вообще, так и индивидуальных особенностей слушателей. Говорящий занят исключительно содержанием речи, всё внимание сосредоточено на правильности изложения материала. Процесс понимания его слушателями не управляется и не регулируется. На этом этапе планируется достижение целей: пополнение личного лексического словаря общеупотребительными и специальными терминами, обеспечивается образность и выразительность излагаемой информации с использованием ме-тафоризации общих мест, вопросно-ответный диалог, правильное формулирование высказывания, понимание научной лексики, написание конспектов. Достижение цели осуществляется посредством регулярных отчётов о прочитанной художественной, публицистической и специальной литературе, периодического участия в проведении бесед по истории и традициям вуза, российской педагогике, истории Отечества;

— адаптационный уровень — более высокий уровень (достижение его планируется в ходе обучения на 2-3-м курсах). Он предполагает хорошее знание выступающим своего предмета, свободную ориентацию в материале, достаточную методическую оснащённость. Это позволяет постоянно поддерживать контакт с аудиторией, учитывать её особенности, применять различные способы разъяснения, доказательства, управлять вниманием и пониманием слушателями материала. На этом этапе планируется достижение целей: сознательный выбор стиля общения, логичность изложения материала, управление вниманием и понимание слушающими материала, ведение диалогической беседы по профессиональной тематике. Достижение цели осуществляется посредством устных сообщений на семинарах, студенческих

11 См.: Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. М., 1998.

и научно-практических конференциях, тематических вечерах;

— вариативно-комбинаторный уровень (достижение его планируется к выпуску из института) — уровень, при котором говорящий не только в полной мере управляет освоением материала с учётом особенностей аудитории, но и активизирует внимание слушателей, побуждает их делать собственные частные и промежуточные выводы, что формирует способность соотносить содержание высказываний с практикой. Достижение цели осуществляется посредством самостоятельной подготовки и выступлений в различных аудиториях по темам истории науки и техники, психологии, права, социологии, культурологии и политологии. Результатом проверки навыка и сохранения его в экстремальной ситуации является участие в конкурсе на лучшую речь, защита выпускной квалификационной работы. Такое понимание речевой компетентности позволяет говорящему в своём совершенствовании идти от пересказа текста к его свободной интерпретации, включая элементы собственного видения проблемы, а впоследствии переходить к порождению собственных текстов.

Диагностика навыков устной речи предусматривает определение критериев оценки выступления, ответа на экзамене, зачёте, семинаре, при защите дипломного проекта. Такими критериями являются:

— использование терминологической лексики и контекстное её применение, обеспечение доступности материала через образные сравнения, примеры, метафоризацию, описательность;

— построение простых грамматических конструкций с ориентацией на понимание учениками с определённым уровнем образования и подготовки;

— логичность и последовательность в изложении материала, основанные на развивающем педагогическом принципе «От простого к сложному»;

— качественные параметры техники речи: 63 темпо-ритм, сила голоса, тональность, побудительность, сопровождение мимикой, жестами, движениями.

Среди элементов речевой компетентности, от которых зависит успех выступления, можно выделить: логическое построение речи с использованием аргументов и доказательств;

использование арсенала средств убеждения; содержательность, глубина, познавательная сущность, обстоятельность, убедительность информации; совершенство форм языка, стиля, образная и эмоциональная выразительность речи; умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией.

В вузе больше учат слушать, чем говорить. Услышанное слово не входит сразу в лексический запас человека. Для того, чтобы новое слово вошло в «активную лексику», необходимо повторить его не менее пятнадцати раз, причём контекстно. В результате неоднократного повторения слово переходит в речевой навык и в нужной ситуации употребляется автоматически. Многие же профессиональные понятия и категории остаются для будущего специалиста на уровне плохо освоенного знания. Например, новое слово студент услышал от преподавателя во время лекции. При подготовке к практическому занятию или к семинару прочитал это «слово» и — с радостью узнал его, посчитав известным. На вопрос преподавателя вспомнил нужное слово, получил положительную оценку, уверовав в свои знания. Перед экзаменом опять «слово» было узнано, кое-как прозвучало, и было оценено. Вот с таким знанием редко употребляемых слов выпускник вступает в практическую жизнь. В условиях публичной речи (публичного выступления) выясняется, что письменные навыки, позволяющие осуществить длительный процесс вспоминания забытого слова, не дают возможности наладить непрерывный процесс речевого общения. Возможность воспользоваться заранее заготовленным в письменной форме текстом предоставляется не всегда. Проблему веры в необходимость знаний обеспечивает нравственный пример оратора. Для говорящего важно сохранить свой авторитет. Авторитетность руководителя важнейшее средство трансформации информации.

Люди хотят, чтобы их развлекли и познакомили с предметами, которые интересны сами 64 по себе. На практике не всегда сохраняется возможность выбора интересной проблемы или содержательной темы. Тема определяется мотивом, а содержание — целью. В производственной аудитории интерес формируется благодаря остроумной и увлекательной форме изложения.

Речевая форма передачи знаний — диалог, информационный контакт субъектов общения,

каждый из которых обращается именно к этому партнёру, слушателю. И от того, насколько они будут равноправны, насколько сделает незаметным своё коммуникативное лидерство оратор и сможет организовать СО-размышление, СО-творчество, а его партнёр сможет переключиться из роли слушателя в роль соавтора, зависит результативность процесса трансформации информации. Аудитория не питает интереса к обычному. Её интересует всё новое, не похожее на старое, однако имеющее к нему непосредственное отношение. Как же сделать обычное интересным, а новое — понятным при подготовке к речи? Во-первых, если тема старая, развивать её в связи с новыми фактами и насущными интересами. Во-вторых, если тема новая и необычная, развивать её, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт. В обоих случаях основное требование — достаточное знание вопроса. Обычно поверхностное знание — это знание «общих мест». Чем хуже оратор знает предмет, тем менее интересны данные, которыми он располагает.

В ходе речи оратор повторяет значимое, помогая тем самым слушателям усвоить информацию, запомнить и понять её. Повтор информации — это проявление именно устной формы речи, что связано с её избыточностью. Устная речь на 50% избыточна, и это не случайно: слушателю необходимо дать возможность осмыслить информацию и запомнить её. Оратор как коммуникативный лидер помогает слушателям ориентироваться в материале, вычленять в потоке речи главное и второстепенное, отделять важную информацию, которую следует понять и запомнить, от информации менее важной, предназначенной для ознакомления. Помогая усвоить и понять сказанное в ходе объяснения нового, точнее донести информацию, оратор часто использует приём, носящий название идентификации, т.е. об одном и том же он говорит дважды, но по-разному. Есть риторы, которые любят проводить различные параллели, возвращаться к ранее изученному (и это возвращение подчас пространное); на первый взгляд кажется, что они уходят в сторону от темы (хотя так называемый уход может быть вполне оправдан). И тогда слушателям бывает трудно следить за нитью повествования, развитием мысли говорящего. Оратору важно почувствовать и понять, когда наступает этот момент. В этом

случае уместно употребление приёма — «напоминание об основной идее», так как говорящему важно, чтобы слушающие не утеряли нить повествования.

Ещё один приём, которым не следует пренебрегать оратору, и который ярко характеризует его речь как устную, связан с дроблением новой информации, предъявляемой в ходе изложения информации. Эта информация даётся небольшими частями — сегментами; в одном высказывании говорящий даёт только одну порцию нового, и поэтому приём носит такое название — «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот приём в процессе речи, тем точнее и легче слушающим принять новую информацию. Вос-

приятие речи на слух связано с работой левого полушария мозга. Именно с работой этого полушария связана и расчленённость, сегментиро-ванность мышления и восприятия.

Эффективность обучения риторике в условиях вуза можно повысить за счёт использования учебного времени в интересах студента в реальных ролевых ситуациях. Необходимо, чтобы выпускник имел навыки речевого поведения и был готов «хотя бы приступить» к практической реализации полученных знаний. Процесс совершенствования речевой компетентности на практике осуществляется комплексно, требует согласованных усилий в коллективных действиях и индивидуальной активности.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.