Научная статья на тему 'Формирование результативной образовательной системы колледжа'

Формирование результативной образовательной системы колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ТРУДА / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / PRODUCTIVE EDUCATIONAL SYSTEM / A LABOUR MARKET / MODEL OF THE GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Екатерина Олеговна

В статье рассматривается алгоритм и процесс формирования результативной образовательной системы колледжа, позволяющий практически обеспечивать её успешную коммуникацию с современным рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of productive educational system of college

In the article the algorithm and the process of productive formation of college educational system is considered, allowing practically provide its successful communications with a modern labour market.

Текст научной работы на тему «Формирование результативной образовательной системы колледжа»

3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-ІІІ «Об образовании».

4. Рамперсант, Х. К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения [Текст]: Пер. с англ. / Х. К. Рамперсант. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 256 с.

УДК 337.1

Е. О. Дубровская, E. O. Dubrovskaja.

Преподаватель Уральского технологического колледжа, кафедра «Управления и предпринимательства», ket2@rambler.ru; Заречный

The teacher of the Ural technological college, faculty «Managements and businesses», ket2@rambler.ru; Zarechny

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА

Результативность образовательной системы колледжа понимается как совокупность положительных результатов, получаемых в процессе образовательной деятельности, по её завершении или отсрочено, спустя какое-то время. Повышение результативности образовательных систем является комплексной проблемой, затрагивающей вопросы педагогики и организационного менеджмента. В лаборатории проблем модернизации профессионального образования Госкорпорации «Росатом» нами был исследован процесс формирования результативной образовательной системы колледжа.

Источником «энергии» этого процесса являются ресурсы (кадровые, финансовые, материально-технические), поступающие из внешней среды. Устойчивое поступление этих ресурсов является одним из основных принципов формирования результативных образовательных систем. Процесс формирования результативной образовательной системы колледжа рассмотрим по блокам (см. рисунок).

Социальный заказ, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результативность образовательной системы колледжа, служат основой для конкретизации его образовательной миссии. Перед формулированием образовательной миссии определяется система ценностей, кредо учебного заведения, его философия, принципы жизнедеятельности, которые будут утверждаться и воплощаться в жизнь [3].

Образовательная система колледжа не может успешно существовать в условиях рынка труда, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и каких результатов хочет добиться. Образовательная миссия является основой для проектирования профессионально-личностной модели выпускника, являющейся по своей сути идеальным образом специалиста, который может быть подготовлен в условиях образовательной системы конкретного колледжа.

Структурная блок-схема процесса формирования результативной образовательной системы колледжа

Профессионально-личностные модели выпускников одних и тех же специальностей, но разных учебных заведений могут быть различны. Это обусловлено тем, что в них могут не совпадать выбранные и используемые в образовательной деятельности типы управления, образовательные парадигмы и педагогические практики. Могут резко различаться имеющиеся организационно-педагогические условия, в которых происходит реализация профессионально-личностной модели выпускника. Желаемые результаты образования будут в значительной степени определяться и конкретными ресурсами (кадровыми, финансовыми, материально-техническими), которое учебное заведение способно привлечь из внешней среды.

Важно, чтобы профессионально-личностная модель выпускника являлась не теоретической конструкцией, что встречается довольно часто, а реальностью,

практически достижимой в условиях, созданных в конкретном учебном заведении [2].

Например, профессионально-личностная модель выпускника, разработанная в Уральском технологическом колледже, содержит пять основных составляющих: профессиональную, социальную, культурную, управленческо-экономическую и психологическую. Эти составляющие являются параметрами (направлениями анализа и оценивания), по которым делается вывод о результативности. В свою очередь, каждая составляющая модели состоит из ряда блоков, которые являются критериями оценки той или иной выраженности параметра. При выборе параметров и критериев оценки в обязательном порядке учитываются два принципиальных момента:

- определение параметров и критериев связано с выбором используемых в образовательном процессе педагогических практик;

- установление содержательного набора параметров и критериев оценки осуществляется до начала образовательного процесса.

Рассмотрим некоторые параметры и критерии оценки результатов образования, принятые в Уральском технологическом колледже. Общепрофессиональная и специальная подготовка оценивается по знаниям, умениям, навыкам, предусмотренным государственным образовательным стандартом, с выставлением соответствующих дифференцированных оценок по дисциплинам основного учебного плана.

Успешное обучение по дополнительно выбранным профессиям, реализуемым факультетом дополнительного образования колледжа (секретарь-референт, менеджер со знанием ПЭВМ и иностранного языка, бухгалтер со знанием ПЭВМ и иностранного языка, бухгалтер-менеджер, коммерсант, специалист по маркетингу, предприниматель малого бизнеса, налоговый инспектор) завершается получением удостоверения.

После прохождения автомобильной подготовки в автошколе колледжа и сдачи соответствующих экзаменов вручаются водительские удостоверения на право управления мотоциклом, легковым и грузовым автомобилем.

При анализе уровня воспитанности студентов учитывается степень их интеллектуального развития и сформированность нравственной позиции как системы ценностных ориентаций и поведения. Оценка производится экспертным путем на основе психолого-педагогических наблюдений и тестового контроля, а также методом самооценки.

Здоровье и уровень экологической культуры оцениваются как интегративный показатель, учитывающий:

- ведение здорового образа жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- систематическое занятие каким-либо видом спорта;

- физическую выносливость;

- стрессоустойчивость;

- умение оказать помощь себе и окружающим в чрезвычайных ситуациях;

- итоговые данные контрольного медицинского осмотра;

- взаимоотношение личности с окружающей природной средой.

Обучение в компьютерном центе колледжа по направлениям курсовой подготовки, включающее основы информационной культуры (факультативный библиотечный курс), пользование ПК в среде Windows, практическое введение в Интернет,

информационные технологии в курсовом и дипломном проектировании, основы компьютерного дизайна, завершается выдачей соответствующих сертификатов.

Уровень предпринимательской культуры оценивается по результатам контрольного теста на владение философией предпринимательства и умение правильно оформлять все юридические документы, связанные с регистрацией права заниматься собственным бизнесом.

В лингвистическом центре колледжа разработаны программы изучения иностранного языка трех уровней сложности, при успешном освоении которых выдаются сертификаты определенного образца.

С помощью сборных тестов, разработанных психолого-педагогическим отделом колледжа, осуществляется оценка психологической подготовки. Они позволяют определить психологические и индивидуальные способности студента путем использования словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулирования задач (в том числе определяется коэффициент ^ интеллекта). Кроме того, применяются специализированные контрольные тесты, выявляющие рефлексию деятельности, в результате которой происходит самосознание собственных действий, оценивающие способность личности к социальной адаптации, знание закономерностей общения, социально-психологических феноменов группы и общества.

Оценка уровня социальной подготовки производится по контрольным тестам, определяющим уровень общей эрудиции, знание основных положений Конституции РФ, социальной структуры общества, закономерностей его функционирования и развития.

По каждому блоку управленческо-экономической подготовки (экономическая теория, менеджмент, маркетинг, управление персоналом) разрабатывается комплексный контрольный экзаменационный тест, по результатам сдачи которого в зависимости от набранного количества баллов вручаются сертификаты установленного образца (максимальное количество баллов - 100, минимальное - 60). Учебные программы этих блоков значительно содержательнее, чем предусмотрено требованиями соответствующих стандартов. Поэтому контрольная аттестация по этим блокам требует от студентов дополнительной самостоятельной подготовки или занятий на специальных факультативных курсах.

Комплексным контрольным тестом модели является умение выпускника составить программу своего самообразования и план личностного развития на определенный период (3-5 лет) после окончания колледжа.

Начальная диагностика учебных и воспитательных возможностей студента проводится после его зачисления в колледж. Её цель - определить возможности студента, его интересы, склонности и образовательные потребности. Диагностика позволяет выявить:

- уровень школьной подготовки (документ об образовании);

- уровень интеллекта (коэффициент умственного развития - тест ^);

- общую эрудицию (комплексный тест);

- уровень воспитанности (комплексный тест);

- уровень компьютерной и информационной культуры;

- уровень знания иностранного языка;

- состояние здоровья;

- степень понимания основ рыночной экономики и современной социальноэкономической формации (комплексный тест);

- умение составить программу своего образования, отражающую личные образовательные потребности, интересы и склонности.

Полученные данные вводятся в компьютерную автоматизированную систему мониторинга организации образовательной деятельности и качества подготовки специалистов.

С учетом данных первичной диагностики студента определяется его персональная образовательная траектория, пиком которой является достижение намеченных личных целей (результатов) образования. Проектируется персональная образовательная программа в рамках профессионально-личностной модели выпускника колледжа с указанием промежуточных этапов контроля и итоговой диагностики.

Сформулированные в блоке 1 ценности, миссия, желаемые результаты образования, конкретные параметры и критерии их оценки служат исходной информацией для блока 2, который является блоком управления результативностью образовательной системы. Структура этого блока включает общие цели образовательной системы, специализированные стратегии и конкретные общеколледж-ные программы, способствующие достижению личных результатов образования студентов.

В блоке 2 формируется управляющее воздействие на блок 3, который представляет собой реально действующий образовательный процесс.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования образовательной системы колледжа, выражающие смысл её существования, то конкретные состояния, к которым она стремится, фиксируются в виде общеколледжных целей (результатов) и личных целей (результатов) студентов, совокупность положительной реализации которых и определяет желаемую результативность.

Разработка общеколледжных целей включает в себя три стадии: на первой происходит осмысление внешних и внутренних факторов, влияющих на результативность; на второй - разработка соответствующей миссии и профессионально-личностной модели выпускника; на третьей непосредственно вырабатываются цели образовательной системы колледжа, реализация которых создает (генерирует) необходимые организационно-педагогические условия для достижения личных образовательных целей (результатов) студентов.

Например, такими общеколледжными целями могут быть следующие:

- оптимизация оказываемых образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда;

- устойчивое привлечение ресурсов и обеспечение непрерывных технологий образования (в том числе оказание дополнительных образовательных услуг);

- совершенствование организации учебного процесса;

- постоянное развитие и внедрение в учебный процесс и административно-управленческую деятельность информационных и коммуникационных технологий;

- совершенствование и развитие организационно-методического и научного обеспечения образовательной деятельности;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов;

- модернизация административно-хозяйственного сопровождения, направленная на опережающее развитие учебно-материальной базы;

- рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов;

- оптимизация управленческого учета и развития автоматизированной системы мониторинга образовательной деятельности и качества подготовки специалистов;

- организация и развитие юридического сопровождения образовательной деятельности.

Для реализации каждой цели разрабатывается соответствующая специализированная стратегия и программа конкретных действий.

В блоке 3 осуществляются функции группового и индивидуального образовательного процесса в соответствии с государственным стандартом, оказывается комплекс дополнительных образовательных услуг направленных на повышение конкурентоспособности специалиста в условиях рынка труда (обучение дополнительным профессиям на факультете дополнительного образования, автомобильная подготовка, курсовая подготовка в компьютерном центре, управленческо-экономическая подготовка, дополнительное изучение иностранного языка и т. п.), контроль знаний, государственная аттестация.

Функционированием блоков 1, 2, 3 завершается обычный цикл управления образовательной системы. На выходе системы - дипломированные специалисты.

Блоки 4 и 5 позволяют организовать процесс управления результативностью образовательной системы колледжа с обратной связью и элементами самонастройки, которые характеризуют образовательную систему открытого типа.

Блок 4 осуществляет сбор, анализ и хранение информации о результатах образования конкретных студентов, эффективности педагогической деятельности преподавателей, степени выполнения миссии, разработанных в блоке 2, т. е. располагает необходимой информацией, позволяющей сравнивать желаемые и полученные результаты. В этом же блоке постоянно отслеживается рынок труда, выявляя востребованные специальности или отдельные направления, которые прямо влияют на конкурентоспособность выпускаемых специалистов.

В блоке 5 на основе полученной информации осуществляется сравнение желаемых и полученных фактических результатов, оценивается результативность образовательной системы и, если это необходимо, производится корректировка и изменение структуры блока 2.

Особое место в предлагаемой схеме отводится блоку 5, где производится своего рода анализ, оптимизация и самонастройка факторов, влияющих на результативность образовательной системы.

Задача повышения результативности образовательной системы решается путем изменения структуры блока 2, включающей в себя цели, стратегии и конкретные программы достижения желаемых результатов.

В данном случае профессионально-личностная модель выпускника выступает в роли своеобразного анализатора уровня результативности образовательной системы.

Образовательная система колледжа самостоятельно, без внешних воздействий, с применением логических операций осуществляет поиск и выбирает такую структуру блока управления (цели, стратегии, программы), при которой достигается желаемый уровень результативности её функционирования.

Предлагаемый алгоритм процесса формирования результативной образовательной системы колледжа позволяет практически обеспечить её успешную коммуникацию с современным рынком труда и достигнуть положительных результатов.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Стратегическое управление: пер. с англ.[Текст] / И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989. - 519 с.

2. Арефьев, О. Н. Самоорганизация образовательной системы колледжа [Текст] / О. Н. Арефьев / науч. ред. Г. Д. Бухарова. - М.: изд-во «Сред. проф. образование», 2006. - 738 с.

3. Рыжаков, М. В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система [Текст] / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. - с. 48-55.

УДК 614.2:37.0

Н. Н. Малярчук, N. N. Malarchuk.

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической и юридической психологии Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета, malarchuknn@rambler.ru, Тюмень

PhD of medical sciences, Docent of the department of clinical and forensic psychology, malarchuknn@rambler. ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Сложившиеся в РФ на рубеже второго и третьего тысячелетий неблагоприятные социально-экономические условия привели к значительному снижению социального статуса российских педагогов. В период становления новых экономических отношений образование нередко рассматривалось в качестве рыночной услуги при неизменно высоких требованиях общества к личностным и профессиональным качествам педагога. Государство, требуя от педагогов гуманного отношения к детям, весьма негуманно относилось к ним самим.

По данным ученых, социокультурные и профессиональные стрессогенные факторы служат причиной быстрого «изнашивания» организма педагогов, их преждевременного старения, приводят к возникновению психосоматической патологии у 70-90% учителей, а с увеличением педагогического стажа у них нарастают психопатологические состояния невротического или психопатического характера (С. Г. Ахмерова, 2001; М. Т. Громкова, 2005; Н. А. Литвинов, 2004, А. В. Осницкий, 2001 др.). Вместе с тем здоровью педагогов не уделяется должного внимания на уровне государственных, муниципальных и институциональных структур. Педагоги, в свою очередь, и сами игнорируют правила здоровой жизнедеятельности, у них не развито чувство ответственности за собственное здоровье, не сформированы ценностно-смысловые установки на сохранение здоровья в качестве неотъемлемой части общекультурного развития, основы профессионального и жизненного долголетия.

В последнее десятилетие проблема состояния здоровья педагогов начинает углубленно исследоваться: создаются системы психологического сопровождения педагогов как эмоционально выгорающих профессионалов (А. К. Маркова, 2003;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.