Научная статья на тему 'Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства'

Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна

В статье обосновывается необходимость формирования здоровьеразвивающего образовательного пространства в начальной национальной школе. При этом автор предлагает учитывать спектр социально-экономических, культурно-национальных, экологических и психолого-педагогических особенностей каждого региона России. Важное место при формировании комфортной образовательной среды младших школьников занимают национальная культура и традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства»

УДК 37.015.3 ББК 88.840 К 59

И.Ю. Кокаева

Кандидат биологических наук, доцент кафедры методики начального обучения СевероОсетинского государственного университета; E-mail: kokgevg@hotmail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования здоровьеразвивающего образовательного пространства в начальной национальной школе. При этом автор предлагает учитывать спектр социально-экономических, культурно-национальных, экологических и психологопедагогических особенностей каждого региона России. Важное место при формировании комфортной образовательной среды младших школьников занимают национальная культура и традиции.

Ключевые слова: формирование регионального образовательного пространства,

здоровьеразвивающая среда, здоровье школьников, начальная школа.

I.Yu. Kokaeva

Candidate of Biology, Assistant Professor of the Department of Technique of Elementary Education, the North Ossetia State University; E-mail: kokaeva@hotmail.ru

FORMATION OF THE HEALTH RESOURCE OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The paper substantiates necessity of formation of health-developing educational space at initial national school. The author suggests to consider a spectrum of social and economic, cultural-national, ecological and psychological-pedagogical features of each region of Russia. National culture and traditions occupy an important place at formation of comfortable educational environment of younger schoolchildren.

Keywords: formation, regional educational space, health-developing environment, health of schoolchildren, elementary school.

Здоровье подрастающего поколения является мерилом национального и индивидуального богатства, индикатором благополучия государства. Здоровье детей и подростков определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал.

К сожалению, состояние здоровья детей и подростков становится лимитирующим фактором в реализации реформ, осуществляемых в образовательной сфере. Статистика свидетельствует, что за период 2000-2010 гг. общая заболеваемость детей до 14 лет возросла на 36%, почти 80% выпускников общеобразовательных учреждений ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья [1, с. 5].

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. Одним из ключевых направлений развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является здоровье школьников [2].

Особую тревогу вызывает состояние здоровья жителей национальных регионов России, в которых широкомасштабность и острота данной проблемы усугубляются социальной напряженностью, ускоряющимся темпом жизни, атмосферой массового психического беспокойства и эмоционального возбуждения. Жителям республик Северного

Кавказа за сравнительно небольшой промежуток времени пришлось перенести ряд острых или хронических эмоциональных воздействий как социального, так и природного характера, в результате которых количество нервно-психических нарушений среди детей и подростков возросло почти в 2 раза.

«Ужасающая статистика», по словам Президента РФ Д.А. Медведева, требует долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики, направленной на создание комфортных условий обучения, улучшение качества жизни, охрану здоровья детей и молодежи [2].

Несомненно, что наряду с различными медицинскими, профилактическими, социально-экономическими, бытовыми и иными факторами, определяющими здоровье детей, важнейшую роль в обеспечении физического, интеллектуального и нравственного благополучия подрастающего поколения играют образование и воспитание.

Известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Младший школьный возраст - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно [3]. Именно в этот, особо чувствительный к воздействию факторов окружающей среды (сенситивный) период наиболее интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но физическое и психологическое здоровье [4]. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на процессах их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной дальнейшего нарастания психической напряженности и снижения уровня здоровья.

По мнению многих ученых, современный учебный процесс предъявляет к учащимся большие физиологические и психологические требования, часто превышающие ментальные и физические возможности ученика. Поэтому школьные факторы сами превращаются в основные факторы риска для здоровья учащихся.

В связи с этим перед общеобразовательной системой поставлена конкретная задача: создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически; чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения [168, с. 6].

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, касающийся проблемы сохранения здоровья детей (В.Ф. Базарный, М.М.Безруких, С.М Громбах, В.Н. Ирхин, ГА. Кураев, ГН.Сердюковская, Н.К. Смирнов, В.Д. Сонькин, А.Г Хрипкова, К.Д.Чермит).

Однако, несмотря на всю ценность результатов исследований, проблемы по оздоровлению образовательного пространства остаются мало разработанными. Традиционно разработанные для центральной полосы России «конструкции школьной жизни» оказываются малоэффективными для детей национальных регионов России.

Учитель работает не с абстрактным человеком, а с индивидуумом, органично включенным в определенную природную, этнокультурную, этносоциальную среду (Б.А. Тахохов). Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается младший школьник, во многом зависят от этнокультурной среды, культуры здоровья педагогов и родителей.

Проблема состоит в том, чтобы найти способы оздоровления, гармонизации образовательной среды через обращение к субъективному опыту, личностным потребностям, особенностям и возможностям учащихся в национальных регионах, трансформировать образование в соответствии с российскими и европейскими стандартами, не утеряв при этом региональных достоинств и самобытности.

Это, в свою очередь, предполагает создание такого регионального образовательного пространства, которое адекватно не только возрасту учащихся, но и этнокультурным, социально-экономическим и природным особенностям детей и способствуют их развитию.

Для этого в каждом национальном регионе на основе научно-педагогических основ,

методологии, целостной концепции национально-регионального компонента необходимо определить возможные способы оздоровления образовательного пространства, преодоления школьных трудностей в национальных регионах России.

Следует определить психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в национальных регионах России, которые должны раскрывать необходимые факторы, способствующие позитивной динамике задач по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, условия, затрагивающие сферу мотиваций и потребностей жизнедеятельности.

Формирование регионального образовательного пространства рассматривается нами как ключевой фактор, обеспечивающий функционирование полноценной социокультурной и образовательной среды, как способ, формирующий и развивающий у субъектов образовательного процесса культуру здоровья, основы здорового образа жизни, как комплекс условий, важных для воспитания духовно-нравственной, гражданской личности.

Сегодня формирование регионального образовательного пространства, создающего условия для развития здоровья младших школьников в России, является актуальной и значимой для педагогической науки.

В сфере образования республик Северном Кавказа наметились процессы, которые, с одной стороны, отражают новые приоритеты образовательной политики России, с другой, -стратегические интересы субъектов Российской Федерации, обусловленные особенностями экономики, своеобразием социально-экономических и культурных процессов, сложившимися воспитательными традициями [5].

Каждый конкретный субъект Российской Федерации должен отражать свои национальные и региональные особенности в образовательном пространстве. Будучи составной частью региональной политики субъекта, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона [6]. Регионализация отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических, медикосоциальных и социокультурных особенностей жизнедеятельности каждого конкретного региона. Поэтому в школах Российской Федерации, как и во всем обществе, происходят большие изменения, связанные с пробуждением национального самосознания, повышением интереса к вопросам языка, истории, культуре этносов.

Термин «образовательное пространство» используется в связи с обозначением той части социального пространства, в рамках которой обществом осуществляется нормированная образовательная деятельность (Б.С. Гершунский, В.В. Сериков). Методологические и технологические аспекты регионального образовательного пространства рассматриваются в работах Г.Ф. Кумарина, В.И. Слободчикова и других ученых.

Однако на пути развития процессов регионализации образования возникает ряд препятствий и трудностей: низкий уровень осознания в регионах образовательных потребностей населения; несформированность готовности и способности региона выступать в качестве субъекта образовательной политики; неграмотность философских, методологических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования [6].

Многие издержки, такие, как низкий уровень реализации социально-адаптивной функции образования, недостаточное осознание культурных смыслов и ценностей образования его непосредственными участниками, а также отставание содержания образования от темпов развития научного, культурного потенциала региона от основных тенденций социально-экономического развития, специфически проявляющихся на региональном уровне, - все это является следствием непродуманной региональной политики.

Содержание региональной политики в области образования не может быть сведено к осуществлению узко понимаемых национально-региональных интересов. Однако

своеобразие национальных традиций, культуры региона не может быть отдано в угоду односторонним увлечениям образцами зарубежных педагогических систем. Региональная образовательная политика должна отвечать глобальным и местным, общим и частным, уникальным и универсальным особенностям, учитывать своеобразие насущных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов.

Главная цель регионализации в образовании состоит в том, чтобы повернуть систему «лицом» к конкретным и реальным носителям образовательных потребностей, целей и ценностей, добиться оптимального сочетания частных, региональных и федеральных интересов, отражающих процессы демократизации общества, создающего региональное образовательное пространство через координацию действий его различных субъектов, проявление творческих инициатив, оказание образовательных услуг.

Важно иметь в виду, что регионализация является условием сохранения и укрепления здоровья общества, определяющих свои отношения в соответствии с выработанными нормами в поликультурном пространстве.

Понятие «регион» включает в себя ряд основополагающих признаков: определенную территорию, население, общность истории, природных проблем [5, с. 26-32]. Следовательно, регион - это не просто административная система, а действующая общность, отличающаяся единством экономической, политической и духовной жизни. Это пространство, способствующее социализации человека, а также формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию здоровья и культурных богатств. Образовательное пространство - это совокупность образовательных учреждений, расположенных на определенной территории, где крепнут основные социально-экономические связи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры.

Региональное образовательное пространство формируется под воздействием совокупности этнокультурных, организационно-педагогических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, этнокультурных факторов. Оно определяется, прежде всего, содержащимися в нем условиями и возможностями, которые способствуют развитию ребенка. Чем больше или полнее личность использует эти возможности, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.

С этих позиций главный результат и предназначение регионального образовательного пространства заключаются в развитии здоровья учащихся, их самореализации посредством усвоения социального опыта.

Региональное образовательное пространство представляет собой специально организованную в определенном субъекте РФ педагогическую среду, структурированную систему школьных факторов, которые соответствуют физиологическим, национальнокультурным и медико-демографическим условиям становления личности.

Понятие «региональное образовательное пространство», на наш взгляд, позволяет обеспечить целостность региональной политики в сфере образования, ее несводимость к отдельным модификациям образовательных программ и предметов обучения к уровню образовательных учреждений и управленческих действий сверху.

Образовательное пространство, в котором происходит формирование знаний о здоровье и здоровый образ жизни, полноценное развитие здоровой личности, способной максимально реализовать свой интеллектуальный, физический и творческий потенциал с использованием своих физиологических потенциальных возможностей, можно считать здоровьеразвивающим. Такое пространство воспитывает потребность в сохранении и укреплении здоровья, развивает здравотворчество и отражает активный характер процессов, происходящих в нем.

Региональное здоровьеразвивающее образовательное пространство способствует формированию здоровой личности и трансляции наиболее продуктивных форм состояния здоровья в личностном и образовательном пространстве, на основе которых возможны реконструкция и переосмысление ранее использованных личностью валеологических

установок. Более того, здоровьеразвивающее образовательное пространство - это целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья всех участников образовательного процесса.

Здоровьеразвивающее образовательное пространство - это организованная педагогическим персоналом совокупность воспитательных, обучающих, релаксирующих, социализирующих компонентов, развивающих знания о здоровье, умения, навыки, способы творческой деятельности по здоровому образу жизни участников образовательного процесса.

Образовательное пространство выступает как фактор развития здоровья, если в нем в качестве основополагающих выбраны следующие дидактические принципы:

- опора на субъектный опыт обучаемого;

- ориентация на самообучаемого (самости);

- обучаемый как активный субъект познания;

- учет индивидуальных психофизиологических особенностей;

- развитие коммуникативных способностей;

- социализации обучаемого.

Региональное образовательное пространство выступает тем социальным пространством, которое формирует, воспитывает и развивает личность. Региональное образовательное пространство - это блок событий, которыми задается множество отношений, связей, где осуществляется специальная деятельность разных систем по развитию индивида, его культуры и социализации.

Структура образовательного пространства должна обеспечивать эффективную жизнедеятельность растущего организма, эмоциональное удовлетворение от результатов образовательной деятельности; ощущение успешности и мотивацию дальнейшего образования; мотивационный настрой на развитие и совершенствование компонентов здоровья учащихся. Поэтому образовательное пространство имеет сложную структуру, которую сложно описать из-за высокой степени неопределенности.

Образовательное пространство можно представить как:

- целесообразно организованную среду, окружающую отдельного ребенка или множество людей;

- как части среды, в которой господствует определенный педагогический сформированный образ жизни;

- как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных, индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка.

При формировании образовательного пространства, направленного на развитие физического, психического, нравственного здоровья младших школьников, должны учитываться:

- совокупность организационно-педагогических условий моделирования

школьной среды, адекватной возрастным, национально-региональным

этнокультурным, медико-социальным особенностям обучения и воспитания младших школьников;

- специфические для национальных регионов России внешние и внутренние факторы образовательной среды;

- интегративный подход к сущности здоровья личности, на основе которого формируются медицинская, психологическая, спортивно-оздоровительная, досуговая службы;

- национальные традиции и культура, а в организации питания национальная кухня;

- здоровьетворческая компетентность педагогов.

Формирование образовательного пространства с учетом психолого-педагогических, этнокультурных, медико-социальных, возрастных и региональных особенностей направлено на развитие психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья младших школьников. Гармонизация взаимодействий учащихся с этнокультурной средой в национальном регионе создает комфортные условия для развития различных компонентов их

здоровья, социальной адаптации и успешности дальнейшего обучения, т.е. является критерием качества начального образования. Оно направлено на установление связи ценности здоровья с личностно-значимыми этническими ценностями, расположенными в зоне локального образовательного пространства, и определяет принадлежность участников образовательного процесса к культурной общности с национальными традициями и обычаями.

Здоровьеразвивающее образовательное пространство - это сложно организованная система различных сред, учреждений, сфер, путей и процессов деятельности его участников, обеспечивающих развитие физического, психического и социального здоровья, культуры здоровья, адаптации и интеграции в общество [5]. Оно обеспечивает развитие здоровья, способствует повышению качества образования.

Здоровьеразвивающее образовательное пространство представлено

взаимосвязанными блоками: школьным, внешкольным, дополнительным, инклюзивным, кадровым. Содержание каждого блока раскрывается через цели, ценности, средства развития здоровья младших школьников.

В качестве основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию здоровьеразвивающего образовательного пространства национального региона, следует рассматривать:

- формирование ценностного отношения к здоровью у всех участников образовательного процесса, при этом необходимо учитывать социально-экономические и культурные приоритеты общества;

- осознание здоровья личности как интеграции физического, психического, социального и духовно-нравственного его составляющих;

- разработку и внедрение учебно-методических комплектов для владеющих родным языком детей (осетинско-русская модель) и не владеющих родным языком (русско-осетинская модель);

- программы, построенные с учетом степени владения языком, характером мыслительных процессов учащихся, уровнем знаний и умений по ведению здорового образа жизни, состоянием их здоровья;

- внедрение в курсовую подготовку интегрированных модулей с целью оздоровления и коррекции образа жизни;

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного пространства, в которую входят спортивно-оздоровительная база, службы психологической и социальной поддержки, медико-диагностическая служба, мониторинговая служба;

- интеграцию основного и дополнительного образования как способа преодоления школьных трудностей;

- постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата.

Идеал здорового человека образно, афористично выкристаллизовывается в народных пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки по праву можно считать своеобразными педагогическими миниатюрами, в которых отражена мудрость народа по формированию здорового образа жизни молодых людей [6]. В них проверенная тысячелетиями форма назиданий, нравоучений, заповедей, наставлений, поучений и советов, как сохранить здоровье. Имея личностно-значимое содержание и короткую и простую формулировку, пословицы и поговорки легко запоминаются детьми.

На основе обобщения теоретического материала были разработаны рекомендации по организации здоровьесберегающего образования и воспитания в начальной национальной школе, организации правильного питания младших школьников с учетом национальных особенностей.

Большое значение в развитии физической выносливости, силы и ловкости детей имеют национальные игры. Они отличаются многообразием различных движений, высокой эмоциональной окраской, поэтому их и сегодня нужно использовать в учебно-

воспитательной практике как альтернативные формы двигательной активности. Народные игры тренируют точные и быстрые координированные движения, положительно влияют на психоэмоциональное состояние детей, на показатели их иммунитета.

Тренируют и закаляют организм младших школьников занятия и национальными танцами: они совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, укрепляют весь суставно-мышечный аппарат, вырабатывают точность, гибкость, эластичность и координацию движений. Занятия современными и народными танцами способствуют положительным сдвигам в состоянии нервной системы. Танцевальный ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов, поэтому целесообразно использовать танцевальные упражнения в качестве физкультурных пауз.

Научно-физиологический анализ национальной осетинской кухни показывает, что традиционный пищевой рацион осетин в валеологическом отношении был составлен верно: пища наших предков была богата пищевыми волокнами (клетчаткой), витаминами, минеральными веществами, сложными углеводами и в минимальном количестве содержала простые сахара (рафинированный сахар вплоть до XX в. оставался малодоступной роскошью). Привычным лакомством осетин были дикорастущие растения (плоды шиповника, кизила, облепихи, можжевельника, груши и др.), в состав которых входит большое количество витаминов и микроэлементов.

Усвоение национально-региональных традиций и норм, их валеологическое осмысление являются целесообразными в создании стойкой внутренней мотивации на сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни младших школьников. Воспитание и обучение ребенка на основе национальной культуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему российских и мировых общекультурных и нравственных ценностей создает предпосылки для создания комфортной образовательной среды, а значит, способствует развитию физически, психически, социально и нравственно здоровой личности.

Примечания:

1. Кучма В.Р. Состояние здоровья обучающихся и роль школы в формировании и укреплении их здоровья // Здоровое поколение - здоровая Россия: материалы Всерос. съезда школ, содействующих укреплению здоровья. М., 2008. 214 с.

2. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному собранию, 12 ноября 2009 года // Рос. газета. 2009. 13 нояб.

3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 40-42.

4. Онтогенетические особенности формирования психофизиологических механизмов роста, развития и адаптации детей в условиях вариативных образовательных сред / Л.В. Шаханова, К.Д. Чермит, Н.Н. Хасанова [и др.] // Валеология. 2002. № 3. С. 56-62.

5. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.

6. Кокаева И.Ю. Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2005. № 12. С. 147-152.

7. Кокаева И.Ю. Моделирование образовательного пространства, развивающего здоровье младших школьников // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2010. № 1. С. 52-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.