СОЦИУМ
БАДАРАЕВ Дамдин Доржиевич
канд. социол. наук, доцент, старший научный сотрудник сектора социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, доцент Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ) Электронная почта: [email protected]
ЦЭЦЭНБИЛЭГ Цэвээн
Ph. D., ведущий научный сотрудник, заведующий отделом социологии и социальной психологии, Институт философии Академии наук Монголии (г. Улан-Батор, Монголия) Электронная почта: [email protected]
ХАТАНБОЛД Ойдов
Ph. D., научный сотрудник отдела политологии и правоведения, Институт философии Академии наук Монголии (г. Улан-Батор, Монголия) Электронная почта: [email protected]
Формирование региональной платформы в контактных зонах экономического коридора «Китай-Монголия-Россия»
УДК 339.9(571+517.3) ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/102-113
¡ЙЁ
экономический коридор,
Китай,
Монголия,
Россия,
Байкальский регион,
контактная зона,
региональная платформа,
мониторинговые центры
Для цитирования: Бадараев Д. Д., Цэцэн-билэг Ц., Хатанболд О. Формирование региональной платформы в контактных зонах экономического коридора «Китай-Монголия-Россия» // Известия Восточного института. 2019. № 4. С. 102-113. doi: dx.doi. о^/10.24866/2542-1611/2019-4/102-113
В статье рассмотрены вопросы современного состояния межгосударственного сотрудничества Китая, Монголии и России в рамках реализации проектов экономического коридора. Отмечены основные проблемные точки, тормозящие продвижение программы. Приграничные территории продвижения программы экономического коридора представлены как отстающие в социально-экономическом плане, но имеющие потенциал природных, социокультурных, транспортно-логистических ресурсов. Отмечена важность учета региональных аспектов в контактных зонах взаимодействия трех стран, изучение общественного мнения и формирование заинтересованности населения приграничных регионов в трехстороннем сотрудничестве с целью создания эффективной социальной платформы для комплексного продвижения проектов экономического коридора.
Введение
В 2016 году с принятием на июньском форуме ШОС в Ташкенте Программы «Экономический коридор Китая, Монголии и России» (далее, ЭККМР) было положено начало новому этапу трёхстороннего взаимодействия между странами. Строительство экономических коридоров предполагает выстраивание многоуровневой системы интеграционного взаимодействия, требующей определённого времени, масштабных ресурсов и усилий каждой из сторон. За 4-летний период проведены встречи на разных уровнях, научные конференции, форумы и семинары, обсуждены и продвигаются идеи взаимовыгодного сотрудничества. 2018-2019 годы названы лидерами стран годами регионального сотрудничества между Китаем и Россией. В условиях экономических кризисов и нестабильных цен на сырьевые и энергетические ресурсы на мировом рынке, продолжающихся санкционных и торговых войн, стороны
продолжают курс на интеграцию в рамках сопряжения китаискои инициативы «Пояса и пути», российской платформы Евразийского экономического союза и монгольской программы Степного пути (Пути развития). Во время ежегодных заседаний совета глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества проходят трёхсторонние встречи лидеров России, Китая и Монголии. V саммит лидеров России, Китая и Монголии, прошедший 14 июня 2019 г. на полях ШОС в Бишкеке, продемонстрировал наличие комплекса проблем и необходимость продолжения достигнутого уровня сотрудничества. Президентом Монголии Х. Баттулгой отмечена важность ускорения разработки более конкретной программы реализации Программы ЭККМР, а также создания Совместного органа по изучению технико-экономического обоснования строительства газопровода. В частности, лидеры трёх стран отметили первоочередной необходимость модернизации транзитной железной дороги.
Актуальность исследования обусловлена геополитическими обстоятельствами на современном этапе, затянувшейся, длительной подготовкой к реализации проектов ЭККМР, её масштабностью, сложностью реализации, а также необходимостью формирования региональной и приграничной платформы для реализации программы ЭККМР. Цель данной исследовательской работы заключается в рассмотрении особенностей современного состояния межгосударственного сотрудничества Китая, Монголии и России в этом направлении. Задачами достижения данной цели служат: определение негативного и позитивного фона для продвижения проектов экономического коридора; анализ тенденций развития международного транспортного коридора как основы транзитных перевозок; определение динамики пассажиропотоков между странами; рассмотрение ресурсного потенциала приграничных территорий на примере Республики Бурятия РФ и Внутренней Монголии КНР; выявление отношения населения приграничных российских регионов к масштабному сотрудничеству с Китаем и Монголией.
Трудности и позитивные тенденции продвижения ЭККМР
Изначально планировалось реализовать 32 крупномасштабных проекта, которые должны обеспечить взаимовыгодное сотрудничество стран по следующим направлениям:
- взаимосвязанное развитие транспортной инфраструктуры;
- улучшение работы пунктов пропуска, совершенствование таможенного контроля;
- активизация промышленно-инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества;
- расширение гуманитарных обменов;
- укрепление сотрудничества в сфере окружающей среды и экологии;
- продвижение регионального и приграничного сотрудничества.
Реализация проектов программы ЭККМР является важным приоритетом для каждой из сторон, несмотря на наличие явных и скрытых «подводных камней», препятствующих эффективному достижению поставленных целей и задач. Проблемы социальных коммуникаций, уровень экономического развития, цивилизационные различия, финансовые возможности, отсутствие единства во взглядах и другие проблемы требуют активного вовлечения экспертного сообщества учёных, исследователей, представителей бизнес-структур, административных структур в конструктивные обсуждения и принятие адек-
1§Й§1 Шн!
ватных мер для дальнейшего продвижения программы. По оценкам экспертов ежегодного экономического форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России по вопросам продвижения экономического коридора (Улан-Батор, 2015; Хух-Хото, 2016; Улан-Удэ, 2017, Улан-Батор, 2018; Хух-Хото, 2019), существует немалое количество барьеров и проблем, которые необходимо поэтапно преодолевать, но прежде сторонам необходимо провести сбалансированную подготовительную работу. [9; 10]. Несмотря на имеющиеся проблемы и поставленные амбициозные задачи, появляются позитивные сдвиги в трёхстороннем сотрудничестве, наметились тенденции продвижения более крупных проектов: увеличение транзитных грузоперевозок, технико-экономическое планирование строительства газопроводов, модернизация и строительство автомобильных и железнодорожных путей сообщения, увеличение туристического потока и т. д.
Показателями прогрессивного изменения служат цифры, демонстрирующие позитивный рост в транзитных грузоперевозках, увеличение пассажиропотоков на маршрутах ЭККМР. Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС, подписанные в мае 2018 года, Межправительственное соглашение между Монголией и Россией, подписанное в июне 2018 года, об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом дали толчок увеличению транзитных грузопотоков. Согласно последнему документу, Россия и Монголия будут проводить гибкую тарифную политику для транзитных грузов обеих стран, долгосрочно обеспечивать конкурентоспособные тарифные условия для железнодорожных грузов, предоставлять условия для пропуска железнодорожных грузов через государственные границы и обеспечивать условия для беспрепятственного выхода к морю для экспортёров Монголии. Соглашение также даёт возможность Монголии получить повышенные тарифные льготы для транспортировки угля через РФ: 66,4% от единого транзитного тарифа, а для контейнеров - 52%. Тарифные льготы будут действовать устойчиво в течение 25 лет, что даёт возможность Монголии экспортировать горнорудную продукцию, привлекать иностранные инвестиции [6]. Монгольский транзит, как существующая на данном этапе реальная основа экономического коридора через Центральный транспортный коридор, за 2016-2018 годы показал существенный прирост количества перевозки транзитного груза между Китаем и Россией. При этом отмечается, что достигнут максимальный объем перевозок, когда уже требуется комплексная модернизация Улан-Баторской железной дороги (УБЖД), соучредителем которой является российская компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). По данным, предоставленным УБЖД на международном форуме «Транзит Монгол-2019», в 2016 году транзитные грузоперевозки совершили 167 контейнерных поездов, в 2017 году - 556, в 2018 году - 855. По состоянию на первые 4 месяца текущего года их число составило 397 контейнерных поездов. Объём транзитных грузоперевозок по железной дороге Монголии достиг 3,4 млн. т. По маршруту Европа - Азия осуществлены перевозки на 210 контейнерных поездах, а по направлению из Азии в Европу - на 187. Товарооборот между Россией и Китаем достиг $ 100 млрд. В ближайшей перспективе, по оценкам специалистов, ожидается дальнейший рост заказов, ещё большее увеличение транзитной грузоперевозки,
Годы Общая численность иностранных туристов Численность иностранных туристов по пяти странам с наибольшим количеством туристов, посетивших Монголию
КНР РФ Корея Япония США
2014 392 844 157 561 73 055 45 476 18 282 13 987
2015 386 204 145 029 70 668 47 213 19 277 14 420
2016 404 163 131312 84 065 57 587 19 985 15 859
2017 469 309 142 481 106 885 74 921 22 519 16 667
2018 529 370 163 979 129 095 84 184 20 990 17 838
в связи с поставленными планами увеличения товарооборота между Россией и Китаем до $ 200 млрд. На сегодня Монголия выполняет 80-90% всех заказов по транзитным грузоперевозкам [13].
В связи с увеличением объема грузоперевозок компания УБЖД разработала программу развития железной дороги до 2030 года. Первый этап этой программы начнётся в 2020 году. В частности, проведут модернизацию железной дороги, купят 5 новых локомотивов, а в дальнейшем требуется закупить ещё 14 новых локомотивов для резерва. Число вагонов увеличили на 673, в 2019 и 2020 годах проведут работу по расширению железнодорожных станций Сухбаатар, а также Замын-Ууд. С 2019 года внедрена новая система по урегулированию движения поездов, что позволит на 20% увеличить пропускную способность.
В новом отчёте Всемирного банка также содержатся рекомендации властям Монголии в краткий и средний срок принять меры для улучшения деятельности Центрального экономического коридора по повышению пропускной способности железных дорог, реализацию в полной мере международных стандартов. В частности, предлагаются усовершенствовать деятельность всех КПП соответствующих организаций и агентств, поддержать торговые договора и соглашения по облегчению возможности для внедрения на внешние рынки, создать новый сельскохозяйственный кластер в окрестности Улан-Батора, чётко следовать действующим договорам, соглашениям о торговле, таможенном контроле, продовольственной безопасности, подписанные с Россией, Китаем, направить усилия на повышение пропускной способности железных дорог вдоль Центрального экономического коридора, реализацию в полной мере международных стандартов.
Увеличивается пассажиропоток между странами на маршрутах экономического коридора [1]. Отмена визового режима между Россией и Монголией в ноябре 2014 года продолжает способствовать развитию международного туризма, усилению этнокультурной и духовной консолидации представителей монгольских народов России и Монголии, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, развитию малого и среднего бизнеса, академическому и образовательному обмену. Продолжается бесплатное обучение монгольских студентов и аспирантов в российских и китайских вузах и академических учреждениях по правительственным программам.
Табл. 1.
Динамика численности иностранных туристов, посетивших Монголию в 2014-2018 гг. Источник: [12].
Данные таблицы демонстрируют ежегодное увеличение туристического потока в Монголию, где основными лидерами выступают КНР и РФ. Так, численность российских туристов, посетивших Монголию за последние 5 лет увеличилась с 73 тыс. до 129 тыс. чел. Вместе с тем в целом увеличивается туристический поток из других стран, в совокупности достигнув в 2018 году 529,4 тыс. чел.
Ресурсный и социокультурный потенциал приграничных территорий как основа продвижения ЭККМР
Приграничные регионы РФ, в частности, Республика Бурятия и Забайкальский край, являющиеся воротами в Китай и Монголию, несут геополитическую нагрузку, что требует постоянного внимания и поддержки со стороны федерального центра. Транспортные коридоры (Центральный, Восточный), соединяющие Бурятию и Забайкальский край с Монголией и Китаем железнодорожными и автомобильными путями, на данном этапе рассматриваются как наиболее перспективные для полноценного запуска транзитных перевозок между Китаем и Россией, а дальше - на запад в сторону европейского рынка. Как известно, существующие транспортные пути изношены, нуждаются в модернизации и реструктуризации, но в то же время продолжают активно функционировать.
С обновлением руководящих кадров Республики Бурятия и Забайкальского края и включением в ноябре 2018 года двух регионов в состав Дальневосточного федерального округа намечаются определённые позитивные сдвиги в сторону улучшения инвестиционного климата, развития туризма с экологическим уклоном, привлечения федеральных ассигнований на совершенствование и создание инфраструктурных объектов в регионе, участия жителей в программе «Дальневосточный гектар», получения субсидий по авиаперевозкам, поддержки семей и т.д. Предполагаемые изменения будут способствовать созданию новых рабочих мест для местного населения, более рациональному распределению трудовых ресурсов в отдельных отраслях экономической деятельности в регионе. У населения обозначаются перспективы на улучшение уровня жизни и определённую социальную стабильность в составе Дальневосточного региона.
Регионы монгольского мира (АРВМ КНР, Монголия, Байкальский регион РФ) в условиях глобализации стабильно сохраняют и развивают этнокультурную специфику, поддерживаемой руководствами стран. Важна культурная и духовная консолидация, в этом плане стороны имеют положительный опыт этнокультурного, научного, образовательного сотрудничества, развития традиционных хозяйственных практик, номадного животноводства. Примером такого взаимодействия служат Всебурятский международный фестиваль «Алтаргана», Баргутский фестиваль «Баргажан», международный песенный конкурс «Белый месяц», Международный конкурс этномоды «Торгон зам» и др., в программах которых представлены самобытные традиции и современные направления развития традиций, обычаев, языка и культуры монголоязычных народов. Религиозный аспект, в частности, буддизм и шаманизм, исповедуемые на территориях монгольского мира, также является фактором духовного единства мон-голоязычных народов. В этом плане именно методы «мягкой силы» становятся проводниками и факторами для сближения наших стран,
тем самым формируя благоприятную платформу для реализации и продвижения проектов программы ЭККМР. Предполагается, что при полноценной реализации программы ЭККМР появятся рабочие места в региональных отраслях экономики, поднимется уровень жизни населения, повысится налогооблагаемая база, увеличится цивилизованный туристический пассажиропоток между странами, что может повлиять на рост экономического благосостояния региональных экономик на маршрутах ЭККМР.
В настоящее время регионы проживания монголоязычных народов относятся к числу перспективных, но отстающих и депрессивных регионов. Как известно, рассматриваемые территории характеризуются как богатые запасами минерально-сырьевых природных ресурсов. Например, в недрах Внутренней Монголии выявлены месторождения более 130 видов полезных ископаемых. Они составляют более 10% общих полезных ископаемых Китая. По запасам полезных ископаемых АРВМ занимает 3-е место среди других регионов Китая. По запасам угля АРВМ занимает второе место в стране. В Ордосе обнаружены большие запасы природного газа. Месторождение редкоземельных элементов в АРВМ считается крупнейшим в мире, на его долю приходится до 90% всех запасов Китая и 70% мировых запасов этого вида полезных ископаемых [3, с. 123].
В Монголии, по некоторым оценкам, зарегистрированы более 6000 месторождений полезных ископаемых, в частности, имеются запасы 2 млрд. тонн меди, 3100 тонн золота, 7,55 млн. тонн цинка, 150 млрд. тонн угля, 5 млрд. баррель нефти. Помимо этого, зарегистрированы крупные месторождения с большими запасами кобальта, вольфрама, молибдена, магния, хрома, урана, плавикового шпата, редких земельных элементов [8].
В Бурятии разведано более 700 месторождений различных полезных ископаемых. Среди выявленных месторождений 247 золота, 7 месторождений вольфрама, 13 - урана, 4 - полиметаллов, по 2 -молибдена, бериллия и асбеста, по одному - олова и алюминия, ряд нефритовых и строительного сырья, а также апатита, фосфорита, графита и цеолитов. Недра Бурятии содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил-асбеста. Балансовых запасов 10 месторождений бурого и 4 месторождений каменного угля хватит на сотни лет для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса Бурятии. Большинство крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых расположены в радиусе до 200 км от ближайших железнодорожных линий ВСЖД и БАМ [5]. Данные демонстрируют колоссальные запасы природных ископаемых на территориях проживания монголоязычных народов и пролегающих через них маршрутах экономического коридора Китай-Монголия-Россия.
Начавшийся промышленный прессинг на пастбищные территории, а также разработка и освоение месторождений ископаемых представляет собой реальную угрозу сохранению традиционного скотоводства монголоязычных народов трёх стран. Реализация проектов экономических коридоров потенциально может усугубить ситуацию с сохранением традиционных хозяйственных практик. По имеющимся данным, в Бурятии на протяжении ХХ века, особенно усиленно
со второй его половины, скотоводство постепенно стало оседлым, практически полностью утратив признаки номадизма. В Автономном районе Внутренней Монголии КНР номадизм также приобрел черты оседлости и находится под серьёзной угрозой исчезновения. Лишь в Монголии сохранены исконные традиции кочевого скотоводства, с заметной тенденцией дальнейшей модернизации. Преобладание традиционного животноводства среди остальных отраслей хозяйственной деятельности монголов обусловлено совокупностью природных, исторических и культурных факторов развития на трансграничных территориях. Территории проживания монголоязычных народов имеют возможности сохранения этнической культуры, быта и традиционного скотоводства при условии рационального использования природных минерально-сырьевых ресурсов, сохранения пастбищных угодий и реализации государственных программ развития трансграничных территорий.
Дискурс-анализ интернет-источников за прошедший год показывает, что в среде российской общественности активно обсуждаются вопросы экологической и социальной безопасности Байкальского региона. Проблема экологии Байкала регулярно становится камнем преткновения для сторон. Продолжаются дискуссии по поводу строительства гидроэлектростанций на притоках реки Селенги на монгольском участке на уровне международного арбитража, приостановлено строительство заводов по бутилированию байкальской воды китайскими инвесторами, всё активнее обсуждаются вопросы отправки сибирского леса за рубеж, защиты регионального рынка труда и т. д. Вопросы иностранной рабочей силы остаются в центре внимания региональных властей. В Республике Бурятия реализуется Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. За 2018 год прибыли, проживают и работают на территории Республики Бурятия 143 соотечественника [4]. Отрицательное сальдо по международной миграции (-289) за 2018 год показывает, что выбыли из республики в основном в страны СНГ, т.е. 604 человека из всего количества выбывших (721). Уменьшение иностранной рабочей силы в Бурятии также связано с жёсткими законодательными ограничениями, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. № 1365. В 2019 году в Бурятии установлена квота на прием иностранных работников в количестве 777 человек, также направлена дополнительная заявка на ещё 166 работников. Большая часть из них трудится в строительной отрасли [2]. Вопрос, связанный с прибытием иностранных граждан в целях трудоустройства, находится на особом контроле учреждений миграционной службы МВД, что в большей степени связано с защитой внутреннего рынка труда и обеспечением конституционного порядка в стране и в регионах.
Китайская сторона демонстрирует, что для производственных мощностей Северо-Восточного Китая требуются природные и энергетические ресурсы. Минерально-сырьевой и туристический бизнес, челночная торговля привлекают местное население, средний и малый бизнес в приграничных регионах. Слабое экономическое развитие приграничных регионов, низкий уровень жизни населения, безработица, безысходность и отсутствие перспектив заставляют местных жителей покушаться на природные богатства для перепродажи на ки-
тайский рынок. При всех существующих вопросах экономического, политического и экологического плана, присутствуют проблемы морально-нравственного характера с сопутствующими факторами коррупции и взяточничества на разных уровнях. Негативная информация в СМИ в значительной мере формирует информационный фон, дискредитирующий трёхстороннее сотрудничество в общественном сознании, что может тормозить продвижение общих интересов в рамках проектов ЭККМР. Требуются балансирующие меры со стороны властей именно в тех областях, где требуется правильная расстановка вопроса для достижения позитивных результатов. В условиях пригранично-провинциального статуса в регионах необходимо провести работу по смягчению и изменению негативных предубеждений среди населения в отношении планируемых к реализации проектов, важен учёт общественного мнения и заинтересованность населения в формате трёхстороннего сотрудничества.
Результаты единичных социологических исследований фиксируют в целом положительный настрой приграничного населения Байкальского региона (Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края) к активному сотрудничеству с Китаем и Монголией в новых геополитических условиях. По данным исследования 2017 года, большинство экспертов (64,8%) выразили надежду на успех стратегии «поворота России на Восток», тогда как 17,3% в этом усомнились [7, с. 123]. Среди опасений, препятствующих эффективному сотрудничеству России с приграничьем Монголии и Китая, 18,7% указали «нерасторопность России в решении текущих вопросов»; 24,7% - «опасения по поводу активного прихода Китая на российский Дальний Восток и в Байкальский регион»; 9,3% «нежелание Китая и Монголии вносить напряжённость в отношения с США и НАТО»; 8,3% - «конфликт интересов Китая и Монголии с Россией (разное видение двустороннего сотрудничества)»; 6,8% -«незаинтересованность Китая и Монголии в активном сотрудничестве с Россией». По мнению 40,3% экспертов, жители Байкальского региона скорее готовы к активному сотрудничеству с Китаем и Монголией; однако 27,4% - сомневаются в этом; 14,3% указывают на возможность лично развивать гостевой, сельский, экологический туризм для граждан Китая и Монголии. Часть экспертов указывала на неготовность местного населения к сотрудничеству, так как не созданы льготные условия для развития предпринимательства и бизнеса в приграничных районах. Поэтому жители не очень заинтересованы трудиться в туриндустрии, которая ухудшает экологическую обстановку и предлагает низкооплачиваемые вакансии. Кроме того, стоит отметить, что, по мнению значительной части экспертов, не глобальные проекты являются определяющими для местного населения, а проблемы социально-экономического характера, и через их призму воспринимаются любые предложения [7, с. 125].
В условиях слабой развитости коммуникативного пространства и ограниченности информационного фона в зоне экономического коридора необходим мониторинг общественного мнения. Требуются конструктивные меры по подготовке местного населения для позитивного восприятия проектов экономических коридоров, которые включают 32 проекта по разным направлениям экономического, гуманитарного, социального, культурного межстранового взаимодей-
ствия. С этой целью считаем целесообразным создать на региональном уровне профессиональные Центры Социологического Мониторинга (ЦСМ) как структурной составляющей Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России, которые будут располагаться в городах Улан-Удэ, Хух-Хото, Улан-Батор с дальнейшим расширением исследовательской сети в приграничных городах и крупных населённых пунктах трех стран. Такие центры будут способствовать отслеживанию уровня социального самочувствия во взглядах широкой общественности, держать на пульсе не только настроение общественности, но и выявлять проблемные вопросы политического, экономического, этнокультурного плана, необходимые властям и заинтересованным структурам для принятия правильных и взвешенных политических решений. В конечном итоге ЦСМ позволят обеспечить продвижение трёхсторонних инициатив путем создания информационного поля на приграничных территориях и объективно показывать существующее положение дел на местах в форматах различных дискуссионных площадок, форумов, научных конференций. Информация и данные ЦСМ существенно дополнят усилия местных органов власти, общественных организаций и бизнес-структур по продвижению совместных двух-, трёхсторонних туристических проектов, в числе которых «Великий чайный путь», «Шёлковый путь», «Хай-Чи-Чо» и т. д., внося заметную лепту в позитивное продвижение интересов всех трёх сторон.
Заключение
Таким образом, за четырёхлетний срок со времени инициации программы ЭККМР на трёхстороннем уровне наблюдаются позитивные изменения в сторону увеличения транзитных грузоперевозок, пассажиропотоков, социокультурного обмена между тремя странами. Геополитическая ситуация и экономические кризисы в мире подталкивают властей трёх стран продолжать реализовывать намеченный курс, ещё шире развивать трёхсторонние отношения. Между тем население в приграничных регионах остаётся все ещё не готовым к принятию проектов ЭККМР, не имеет чёткого представления о социальных эффектах от реализации программы, заинтересовано в большей степени вопросами финансового и материального обеспечения и удовлетворения насущных потребностей. От региональных и федеральных властей требуются усилия для вовлечения приграничного населения в предпринимаемые программные проекты. Мониторинговые социологические исследования позволят на регулярной основе выявлять состояние социального самочувствия, проблемы и перспективы, интересы и потребности населения, что позволит на приграничных территориях повысить благосостояние населения и социальную стабильность как надёжную социальную платформу «восточных ворот» России на Восток и контактную зону взаимодействия между сторонами.
Литература
1. Бадараев Д. Д. Интенсификация миграционных процессов на транзитных территориях «экономического коридора Китая, Монголии и России» // Proceedings of China-Mongolia-RussiaThink Tank Forum 2018 (Ulaanbaatar, 18-19.09.2018). -Ulaanbaatar, 2018. Pp. 269-274.
2. В 2019 году доля иностранных работников в штате строительных организаций не сможет превышать 80% [Электронный документ] // Без формата [сайт]. URL http:// ulanude.bezformata.com/listnews/dolya-inostrannih-rabotnikov-v-shtate/71304953/ (дата обращения 15.03.2019).
3. Грайворонский В. В. Изменения в уровне жизни населения Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай) в конце XX - начале XXI вв. - М.: Институт востоковедения РАН, 2014. 284 с.
4. Информирование о ситуации на регистрируемом рынке труда за 2018 год [Электронный документ] // Республика Бурятия. Официальный портал. URL http:// egov-buryatia.ru/azan/activities/directions/ informatsiya-o-polozhenii-na-rynke-truda-v-rb/ (дата обращения 15.03.2019).
5. Месторождения полезных ископаемых: Республика Бурятия [Электронный документ] // Каталог минералов^^ 2005-2015 [сайт]. URL http:// http://www. catalogmineralov.ru/deposit/buryatia/ [Дата посещения: 10.04.2017].
6. Монголия и Россия согласовали условия транзита грузов по железной дороге (08.08.2018) [Электронный документ] // ИА РЕГНУМ [сайт]. URL https://regnum. ru/news/2429061.html (дата обращения 10.03.2019).
7. Петрова Е. В. Взаимодействие субъ-
ектов Байкальского региона с Монголией и Китаем в новых геополитических условиях // СОЦИС. 2017. № 10. С. 122-127.
8. Спекуляция лицензиями начала влиять на национальную безопасность // Монголия сегодня, 2012, 20.03.
9. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: дорожная карта: сб. материалов III междунар. форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России (18-22 сентября 2017 г., г. Улан-Удэ / отв. ред. Б. В. Базаров, Ян Ченьхуа. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017. 324 с.
10. Proceedings of China-Mongolia-Russia Think Tank Forum-2018. - Ulaanbaatar, 2018. 328 p.
11. Еренхийлегч гурван улсын хооронд олон жил ярьсан байгалийн хий дамжуулах хоолойг судлах санал гаргав = Президент инициировал изучение обсуждаемого на протяжении многих лет транзитного газопровода между тремя странами [Электронный документ] // gogo.mn [сайт]. URL http:// news.gogo.mn/r/241349 (дата обращения 15.06.2019).
12. Статистикийн мэдэллийн нэгдсэн сан = Единый фонд статистической информации [Электронный документ] // Сайт Национального статистического комитета Монголии «1212.mn». URL http://www.1212. mn/stat.aspx?LIST_ID=976_L18 (дата обращения: 20.08.2019 г.).
13. Транзит Монгол 2019: Дамжин енгерех тээврийн хугацааг багасгаж чад-жээ = Транзит Монголия-2019: Смогли сократить сроки проезда транзитного транс-порта(06.06.2109) [Электронный документ] // gogo.mn [сайт]. URL http://news.gogo. mn/r/240970 (Дата обращения 10.06.2019).
Damdin D. BADARAEV
Ph. D (in Sociology), Senior Research Fellow, Sector of Sociology, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science; Associate professor of the Buryat State University (Ulan-Ude) E-mail: [email protected]
Tseveen TSETSENBILEG
Ph. D., Leading Academic Researcher, Head of Department of sociology and social psychology, Institute of Philosophy, Mongolian Academy of Science (Ulaanbaatar, Mongolia) E-mail: [email protected]
Oidov KHATANBOLD
Ph. D., Academic Researcher, Department of political science and legal studies, Institute of Philosophy, Mongolian Academy of Science (Ulaanbaatar, Mongolia), [email protected] E-mail: [email protected]
Formation of the Regional Platform in the Contact Zones of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/102-113
The article discusses the current condition of interstate cooperation between China, Mongolia and Russia in the promotion and implementation of economic corridor projects. The main problem points that impede the progress of the program are noted. The article shows an increase in indicators over recent years, based on the analysis of data on the dynamics of changes in transit traffic and passenger flows between countries. The frontier territories for promoting the economic corridor program are presented as lagging behind in socio-economic terms, though having the potential of natural, sociocultural, transport and logistics resources. Restructuring the composition of the federal districts implies a change in the investment climate, as well as an improvement of the standard of living of the population in the border regions. The importance of considering regional aspects in the contact zones of interaction between the three countries is noted, also studying public opinion and forming the interest of the population of border regions in trilateral cooperation with the aim of creating an effective social platform for the integrated promotion of economic corridor projects.
For citation: Badaraev D. D., Tsehtsehnbilehg Ts., Khatanbold O. Formation of the regional platform in the contact zones of the China-Mongolia-Russia economic corridor // Oriental Institute Journal. 2019. № 4. P. 102-113. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/102-113
References
1. Badaraev D. D. Intensifikatsiya migratsionnykh protsessov na tranzitnykh territoriyakh «ehkonomicheskogo koridora Kitaya, Mongolii i Rossii» // Proceedings of China-Mongolia-RussiaThink Tank Forum 2018 (Ulaanbaatar, 18-19.09.2018). -Ulaanbaatar, 2018. Pp. 269-274.
UDC 339.9(571+517.3)
economic corridor, China, Mongolia, Russia, Baikal region, contact zone, regional platform, monitoring centers
2. V 2019 go du dolya inostrannykh rabotnikov v shtate stroitel'nykh organizatsij ne smozhet prevyshat' 80% [EHlektronnyj dokument] // Bez formata [sajt]. URL http:// ulanude.bezformata.com/listnews/dolya-inostrannih-rabotnikov-v-shtate/71304953/ (data obrashheniya 15.03.2019).
3. Grajvoronskij V. V. Izmeneniya v urovne zhizni naseleniya Buryatii (Rossiya), Mongolii i Vnutrennej Mongolii (Kitaj) v kontse XX - nachale XXI vv. - M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2014. 284 s.
4. Informirovanie o situatsii na registriruemom rynke truda za 2018 god [EHlektronnyj dokument] // Respublika Buryatiya. Ofitsial'nyj portal. URL http:// egov-buryatia.ru/azan/activities/directions/ informatsiya-o-polozhenii-na-rynke-truda-v-rb/ (data obrashheniya 15.03.2019).
5. Mestorozhdeniya poleznykh iskopaemykh: Respublika Buryatiya [EHlektronnyj dokument] // Katalog mineralov.RU: 2005-2015 [sajt]. URL http:// http://www.catalogmineralov.ru/deposit/ buryatia/ [Data poseshheniya: 10.04.2017].
6. Mongoliya i Rossiya soglasovali usloviya tranzita gruzov po zheleznoj doroge (08.08.2018) [EHlektronnyj dokument] // IA REGNUM [sajt]. URL https://regnum. ru/news/2429061.html (data obrashheniya 10.03.2019).
7. Petrova E. V. Vzaimodejstvie sub"ektov Bajkal'skogo regiona s Mongoliej i Kitaem v novykh geopoliticheskikh usloviyakh // SOTSIS. 2017. № 10. S. 122-127.
8. Spekulyatsiya litsenziyami nachala vliyat' na natsional'nuyu bezopasnost' // Mongoliya segodnya, 2012, 20.03.
9. EHkonomicheskij koridor Kitaj-Mongoliya-Rossiya: dorozhnaya karta: sb.
materialov III mezhdunar. foruma Assotsiatsii ehkspertnykh tsentrov Kitaya, Mongolii i Rossii (18-22 sentyabrya 2017 g., g. Ulan-Udeh / otv. red. B. V. Bazarov, Yan CHen'khua. - Ulan-Udeh: Izd-vo BNTS SO RAN, 2017. 324 s.
10. Proceedings ofChina-Mongolia-Russia Think Tank Forum-2018. - Ulaanbaatar, 2018. 328 p.
11. Erenkhijlegch gurvan ulsyn khoorond olon zhil yar'san bajgalijn khij damzhuulakh khoolojg sudlakh sanal gargav = Prezident initsiiroval izuchenie obsuzhdaemogo na protyazhenii mnogikh let tranzitnogo gazoprovoda mezhdu tremya stranami [EHlektronnyj dokument] // gogo.mn [sajt]. URL http://news.gogo.mn/r/241349 (data obrashheniya 15.06.2019).
12. Statistikijn mehdehllijn nehgdsehn san = Edinyj fond statisticheskoj informatsii [EHlektronnyj dokument] // Sajt Natsional'nogo statisticheskogo komiteta Mongolii «1212.mn». URL http://www.1212. mn/stat.aspx?LIST_ID=976_L18 (data obrashheniya: 20.08.2019 g.).
13. Tranzit Mongol 2019: Damzhin engerekh tehehvrijn khugatsaag bagasgazh chadzheheh = Tranzit Mongoliya-2019: Smogli sokratit' sroki proezda tranzitnogo transporta(06.06.2109) [EHlektronnyj dokument] // gogo.mn [sajt]. URL http:// news.gogo.mn/r/240970 (Data obrashheniya 10.06.2019).