УДК 338.48
Великий чайный путь Китая, России и Монголии как фактор развития и процветания трансграничного туризма
Аннотация. Целью данного исследования является изучение туристического маршрута «Великий чайный путь» как основного вектора развития внешнеэкономических связей России с Монголией и Китаем в сфере туризма. Рассмотрены история, роль и значение формирования, современное состояние, проблемы и перспективы развития туристического маршрута в развитии региона. Основной акцент делается на анализе развития сотрудничества трех стран по строительству Великого чайного пути. Для приграничных регионов трех стран, которые уже несколько лет совместно работают над реализацией туристического проекта «Великий чайный путь», важное значение имеет создание регионального механизма координации действий, который получил рабочее название «Пять регионов, три страны». В статье рассматриваются ключевые несовершенства (провалы) рынка и государства на региональном уровне.
Маршрут «Великий Чайный путь», связавший Россию, Монголию и Китай, основанный на богатейшем природном и историко-культурном потенциале, представляет собой большое количество торговых путей, по которым чай перевозился в страны Европы и Америки. Это не только история чайной торговли, но и история купечества и меценатства, история дипломатических отношений, строительства городов и духовных центров на торговом пути, а также разнообразие национальных культур народов, населяющих эти территории.
Подчеркивается необходимость изучения уровней интереса всех участников взаимодействия в разработке программы создания экономического коридора Россия — Китай — Монголия, который является воплощением китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансевразийского коридора. Определена потребность поиска и внедрения инновационных, более эффективных форм и методов сотрудничества, наращивания организационно — финансовой поддержки, расширения региональных интеграционных механизмов. Делаются обоснованные выводы о направлениях, вариантах сотрудничества между государствами, заинтересованными бизнес-структурами туристского рынка. Рекомендуется ряд предложений в дальнейшем развитии маршрута.
К.В. Шувалова
Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края, Чита, Российская Федерация
Дата поступления: 15.01.2019
Дата принятия к печати: 12.02.2019
Ключевые слова. Великий чайный путь, туризм, международное сотрудничество, Забайкальский край, Россия-Китай-Монголия, Координационный совет по развитию туризма.
34
® К.В. Шувалова, 2019
Shuvalova K.V.
шттжтш^штьшя: жтп
ш.тш
£110^:2019^15 0 №0^:2019^12 0
Шт.
шттшФт^ш.ятв^штъ^тт т-^тътжтшт.^ш.^тт.я:
ш^п^штжштжп+шиювдмйв*
ттптшш&.ш&шкштпшштт
- фш - т^
W/
твшштяттщшт^я^тжш.^тт т^.тшш.ттттштшш^&т^
шш - фш - .
The Great Tea Route of the Three Countries of China, Russia and Mongolia and Promotion of Tourism Prosperity
Shuvalova K.V.
Ministry of international cooperation and foreign economic relations of Zabaikalsky Krai, Chita, Russian Federation
Received: January 15 2019 Аccepted: February 12 2019
Abstract. The purpose of this article is to study the tourist route "Great tea way" as the main vector of development of foreign economic relations of Russia with Mongolia and China in the tourism industry. The author analyses the history, the role and importance of the formation, the current state, problems and prospects of development of the tourist route in the development of the region. The main emphasis is on the analysis of the development of cooperation between the three countries on the development of the great tea route. For the border regions of the three countries, which have been working together for several years on the implementation of the tourism project "Great tea way", it is important to create a regional coordination mechanism, which received the working name "Five regions, three countries". The article deals with the key imperfections (failures) of the market and the state at the regional level. The "Great Tea route", which connected Russia, Mongolia and China, based on the rich natural, historical and cultural potential, is a large number of trade routes through which tea was transported to Europe and America. This is not only the history of tea trade, but also the history of merchants and philanthropists, the history of diplomatic relations, building of cities and spiritual centers on the trade route, as well as the diversity of national cultures of the peoples inhabiting this territory. The necessity of studying the levels of interest of all
participants for interaction in the development of the program of economic corridor Russia - China - Mongolia is the embodiment of the Chinese idea of building an economic belt of the silk road "one belt-one road", the Mongolian idea of "steppe way" and the Russian idea of the TRANS-Eurasian corridor. The necessity of search and introduction of innovative, more effective forms and methods of cooperation, increase of organizational and financial support, expansion of regional integration mechanisms is defined. Reasonable conclusions about the directions, variants of cooperation between the States, interested business structures of the tourist market are drawn. A number of suggestions for further development of the route are recommended.
Keywords. Great Tea way, tourism, international cooperation, Transbaikal region, Russia-China-Mongolia, Coordinating Council for tourism development.
Сегодня российско-китайско-монгольские отношения достигли наивысшего уровня развития за всю их историю. Три страны в высокой степени доверяют и поддерживают друг друга в самых разных вопросах. Проводятся регулярные встречи глав наших государств и правительств, министров трех стран, руководителей провинций Китая, субъектов Российской Федерации и Монголии.
У Китая, России и Монголии существуют огромные возможности для развития сотрудничества. Подписанный в июне 2016 г. меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией в разработке программы создания экономического коридора Россия — Китай — Монголия является воплощением китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс — один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансевразийского коридора [1, с. 7].
Забайкальский край — единственный в Восточной и Западной Сибири регион на российско-китайской границе, имеющий авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение между государствами. Находясь на стыке трех границ, сегодня это важнейший транспортный узел, связывающий Россию с Китаем и Монголией. Географическое положение региона определяет его в качестве транзитного коридора при следовании иностранных туристов к побережью озера Байкал и в европейскую часть России.
Наличие устойчивых приграничных трехсторонних связей в области экономики, торговли, культуры, науки, образования, туризма, спорта, общественных и гуманитарных обменов позволяет приграничным территориям совместно реали-
зовать международные проекты, построенные на общих экономических интересах и реализуемые под единым брендом1.
Забайкальский край не только принимает, но и провожает поезд с туристами из Китая. Перед органами исполнительной власти Забайкальского края встают вопросы пересечения границы, связанные с прохождением пограничных и таможенных формальностей, что является важнейшим этапом в реализации международного проекта. Основной акцент в проведении подобных мероприятий делается на обеспечении ускоренного и комфортного пересечения государственной границы, чтобы китайские туристы могли в полной мере ощутить гостеприимство и радушие принимающей стороны. Поэтому необходимо максимально четко и слаженно отрабатывать все существующие проблемы и вопросы.
На сегодняшний день современная, востребованная туристами и приносящая доход туристская индустрия в Забайкальском крае находится в начале пути своего развития. То, что нам досталось от Советского Союза, полностью амортизировано и не отвечает современным требованиям. Мы все знаем, что современный турист очень требователен к качеству отдыха, он является потребителем услуг, платит за это деньги и ожидает соответствующего уровня сервиса — обеспечение безопасности, качественное питание и проживание, разнообразие услуг (сауна, бассейн, экскурсии, наличие доступа в интернет и т.д.) В свою очередь, турист, получающий комплекс
1 Научно-практическая конференция «Великий чайный путь» // Саяногорская централизованная библиотечная система. URL: http://www.libsayan.ru/.
качественных услуг готов хорошо за них платить. Существуют и другие туристы, которые не столь требовательны. Они могут проживать в палатках, их не пугает плохая дорога, они самостоятельно формируют и проходят маршрут. Это, как правило, неорганизованный, дикий туризм.
С экономической точки зрения целью туристской отрасли должно стать привлечение туристов из первой категории. Для этого необходимо развивать туристскую инфраструктуру. Сами по себе туристические ресурсы (скалы, минеральные источники, памятники) не приносят доход, приносит доходы туристическая индустрия, созданная вокруг объекта, это гостиницы, транспорт, учреждения санаторно-курортного лечения и отдыха, кафе, услуги экскурсоводов и т.д. [6, с. 24].
На создание современной туристической индустрии требуются финансовые ресурсы (инвестиции). Инвестиции могут быть как из бюджетов всех уровней (федеральный, региональный и местный), так и из внебюджетных источников [3].
Вследствие падения курса российской национальной валюты, а также введения с 2014 г. безвизового режима между Россией и Монголией, для граждан Монголии становятся выгодными шоп-туры в Россию, бизнес-туризм, лечебный и спортивны туризм и другие формы туризма.
Общеэкономическая ситуация в стране способствует развитию въездного туризма. Для привлечения иностранных туристов необходимо развитие имеющихся и создание новых туристических маршрутов. Недостаток средств в региональном бюджете, сложное финансовое состояние туристических организаций вынуждают предпринимать меры, не требующие больших финансовых затрат [8].
Транзитный туризм сравнительно новый и слабо освещается в литературе, однако имеются существенные перспективы развития данного вида на территории города Чита Забайкальского края. Объективно оценивая ситуацию, следует отметить, что если иностранные туристы решат посетить Россию, то мало вероятно, что их выбор падёт на Забайкальских край. В настоящее время большинство иностранцев в принципе не владеют какой-либо информацией о Забайкальском крае и его достопримечательностях, но даже если они располагают такой информацией, то наверняка предпочтут либо центральную часть России (Москва, Санкт-Петербург), как наиболее популярные туристические центры, или же соседний с нами Байкал, известный всему миру. Именно поэтому актуально привлечение китайских туристов к транзитным маршрутам до Байкала, через Забайкальский край. Однако если создать условия, чтобы
иностранные туристы (китайские и монгольские) путешествовали по России через Читу, то, задерживаясь в Забайкальском крае на пару дней, туристы могли бы приобретать местные туры.
В последние годы китайские, российские и монгольские туристические ведомства активно и последовательно проводят встречи и достигают взаимопонимания, содействуют сотрудничеству относительно «Великого чайного пути», создали международный китайско-русско-мо нгольский союз «Великого чайного пути», развивают многогранные туристические связи и обмены. В настоящее время Китай, Россия и Монголия стали важными туристическими странами на Дальнем Востоке и основными источниками туристов, каждый год трансграничные обмены составляют более 5 млн. чел. Среди них двусторонний обмен между Китаем и Россией достиг 3 264 тыс. чел., двусторонний поток между Китаем и Монголией составил 1 473 тыс. чел., двусторонний поток между Россией и Монголией составил 606 тыс. чел.2.
Китайская чайная культура на протяжении «Великого чайного пути», простирается от китайской горы Уишань до Санкт-Петербурга и распространяется по всему Евразийскому материку. «Великий чайный путь» имеет давнюю историю, составляет культурное богатство Китая, России и Монголии и устанавливает тесную связь между нашими странами.
В марте 2013 г., Председател КНР Си Цзиньпинь выступил в Московском институте международных отношений с важной речью о «Великом чайном пути» и о российском нефте- газопроводе, известном в Китае как «Артерия века»3.
В 2015 г. на втором саммите в Уфе главы Китая, России и Монголии утвердили «трехстороннее сотрудничество в развитии среднесрочной дорожной карты», дав понять, что три стороны будут расширять сотрудничество в области туризма вместе, чтобы создать туристический маршрут «Великий чайный путь». Там же были четко указаны основные направления сотрудничества.
В августе 2015 г. Правительство Забайкальского края совместно с Департаментом по туризму Автономного района Внутренняя Монголия, при непосредственном участии Управления по туризму города Маньчжурия, ООО «РЖД тур», ООО Забайкальское бюро международного туризма «Спутник» и турфирмы «ПОРТ» города Маньчжурия реализовали первый
2 В Ростуризме состоялось второе заседание Координационного совета проекта «Великий чайный путь» // РЖД ТУР. URL: http://rzdtour.com/?p=6849.
3 Китайский туристический въездной поток в Россию в I квартале 2017 г. вырос почти в четыре раза // Мир без границ. URL: http://visit-russia.ru.
международный туристический поезд «Великий чайный путь: Маньчжурия-Сибирь» с участием 300 китайских граждан по маршруту «Маньчжурия — Забайкальск — Чита — Улан-Удэ — Иркутск». В июле 2016 г. стартовал второй поезд с участием 140 китайских туристов.
Еще одним положительным примером является организация в мае 2015 г. кольцевого автомобильного пробега «Чайный путь — дорога мира», связанного с празднованием 70-летия Победы во Второй мировой войне, по маршруту «Маньчжурия — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Улан-Батор — Ар Хашаат». Участники автопробега, 28 граждан КНР, на 9 легковых автомашинах, зарегистрированных на территории Китая, проследовали из Китая по территории Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области и через Монголию вернулись обратно в Китай [2].
Китайские, российские и монгольские туристические ведомства активно продвигают туристические обмены и сотрудничество в рамках «Великого чайного пути» [9]. 22 октября 2015 г. была проведена встреча представителей Китая, России и Монголии в столице Внутренней Монголии Хух-Хото по вопросу создания «международного туристического союза Великого чайного пути (чайного маршрута)». 21 июля 2016 г. на первом заседании министров туризма Китая, России и Монголии, состоявшимся в Хух-Хото Внутренней Монголии, международный туристический союз «Великого чайного пути» был официально учрежден. Секретариат Союза находится в комитете по развитию туризма АРВМ КНР. Членами Союза являются Китайские провинции: Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Хубэй, Хэнань, Хэбэй, Шаньси, Внутренняя Монголия; Улан-Батор Монголии; Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область и другие субъекты Российской Федерации. В последнее время официально подали заявку на вступление в Союз Красноярск и другие города России.
В октябре 2016 г. была проведена церемония открытия китайско-русско-монгольского «Великого чайного пути» в Пекине. На церемонии открытия 12 членов союза подписали «Совместную китайско-российско-монгольскую международную декларацию о Великом чайном пути», приняли «Положение о международном туристическом союзе Великого чайного пути». Логотип международного туристического союза Великого чайного пути был объявлен международным брендом.
В том же году объединились отделы туризма в китайских провинциях Фуцзянь, Цзянси, Хубэй, в монгольском Улан-Баторе, в российских Забай-
кальском крае, Республике Бурятия и Иркутской области, чтобы совместно организовать китайско-русско-монгольский «Великий чайный путь» для поддержания распространения и развития путешествий, сформировать делегации из России и Монголии, по отдельности направить их в горы Уишань провинции Фуцзянь, в город Ухань провинции Хубэй и другие места для проведения мероприятий по продвижению туризма. «Ознакомительная Поездка» и ряд других мероприятий позволили русско-монгольским делегациям продвинуться на шаг вперёд в официальном признании «Великого чайного пути» — сегмента китайской туристической продукции из примыкающих территорий, дальнейший шаг — это усиление «Великого чайного пути» путем его соединения с созданным проектом «Один пояс, один путь», направленный на развитие «Великого чайного пути» с помощью сотрудничества трёх стран в сфере туризма на обширном пространстве Китая, России и Монголии [7].
В то же время «Великий чайный путь» активно способствует развитию китайско-русско-монгольской дружбы в сфере автотуризма, дегустации вкусных блюд «Хулунбуир — Улан-Удэ», туристических чартеров «Хух-Хото — Иркутск», специальных поездов для путешествий в Россию и Монголию «Маньчжурия-Сибирь» и «Эрэн-Хото», летних лагерей для китайско-русско-монгольских детей «Посланники юности, мира и дружбы» и других мероприятий4. На сегодняшний день объединение международного туризма «Великий чайный путь» уже стало серьёзной платформой для взаимодействия и сотрудничества в сфере туризма между Китаем, Монголией и Россией.
Китайский автономный район Внутренняя Монголия в китайско-русско-монгольском сотрудничестве в сфере туризма обладает особо выгодным положением. Автономный район Внутренняя Монголия имеет пограничную линию с Россией и Монголией более чем 4 200 км, обладает 17 открытыми портами государственного значения, 4 действуют для России, 10 для Монголии и ещё 3 международных воздушных пункта пропуска, а также 21 приграничный туристический маршрут для путешествий в Россию и Монголию. Именно Китай, обладая провинциями с самым большим количеством портов и находясь в промежуточном положении в географии «Великого чайного пути», играет роль связующего звена в конструкции данного пути [4, с. 82].
4 О Некоммерческом партнерстве «Сообщество финансистов России» (НП «СФР»). URL: http://bujet.ru/sfr/2f7156b c226b06f1c3257129004d263d.html.
Начиная ещё с 2003 г. Внутренняя Монголия всегда придавала высокое значение сотрудничеству с Россией и Монголией в сфере туризма. В 2005 г. были созданы отдельные механизмы регулярных встреч в виде Координационных советов по вопросам туризма между Забайкальским краем России и автономный районом Внутренняя Монголия, между Монголией и АРВМ, просуществовавшие около 10 лет, совместная работа велась в атмосфере хороших взаимоотношений и на высоком уровне доверия. В 2014 г. Государственной управление по делам туризма КНР внесло предложение объединить вышеуказанные два механизма, создало китайско-русско-монгольский трёхсторонний механизм совместных заседаний пяти регионов, в его состав входят вышестоящие инстанции в области туризма Автономного района Внутренняя Монголия, российских Забайкальского края, республики Бурятия и Иркутской области, монгольского Улан-Батора, ежегодно созываются совместные заседания, пять китайско-русско-монгольских регионов поочерёдно организовывают их [5]. Механизм пяти отделов трёх стран — это самый прочный фундамент в трёхстороннем сотрудничестве в туристической отрасли, пять регионов трёх стран являются основными членами международного объединения «Великий чайный путь». Осуществление вышеуказанной работы стало началом создания объединения международного туризма «Великий чайный путь» для оказания совместно поддержки. Одновременно с этим сильно повысилось развитие въездного туризма во Внутренней Монголии. На 2016 г. число туристов во Внутреннюю Монголию из России и Монголии составило 60 тыс. чел.5
За последний год союз взял на себя инициативу развёртывания ряда прагматичных и эффективных мероприятий по обмену и сотрудничеству в туристической области, что значительно укрепило взаимосвязь и понимание членов союза, а стимулирование данного проекта привело к повышению привлекательности и усилению влияния. В настоящее время проект международного туризма «Великий чайный путь» уверенно выходит на более широкую международную арену [2].
В период с 16 по 18 октября 2018 г. в Чите было проведено пятое заседание российско — китайско — монгольского Координационного совета пяти регионов трех стран по развитию туризма «На Великом Чайном пути» (далее — Координационный Совет). Кроме официального заседания, члены Координационного Совета (представители
5 AllMedia.Ru — Российский деловой медиапортал. URL: http://allmedia.ru/.
автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, Монголии, Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края) посетили: выставку туристского потенциала муниципальных районов Забайкальского края и ознакомились с предложениями туристических организаций. В Забайкальском краеведческом музее им. А.К. Кузнецова делегации приняли участие в открытии новой экспозиции «Три века с Китаем»; посетили реконструкцию концерта, данного военнослужащими Советской Армии в честь прибытия руководителей Китая Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая 25 февраля 1950 г. в Читу; открыли новую выставочную экспозицию в военно-историческом музее «Дома офицеров»; посетили минеральный источник «Молоковка», где для гостей и участников мероприятия организованы показательные выступления клуба военно-исторической реконструкции «Забайкальский Фронт».
Делегация Забайкальского края Российской Федерации, возглавляемая министром международного сотрудничества и внешнеэкономических связей А.В. Дроботушенко, делегация Республики Бурятия Российской Федерации, возглавляемая заместителем председателя Комитета продвижения туристского продукта и поддержки субъектов туристской индустрии Министерства туризма Республики Бурятия Е.С. Мухиной, делегация Иркутской области Российской Федерации, возглавляемая руководителем агентства по туризму Е.С. Сливиной, делегация Комитета по развитию туризма автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, возглавляемая заместителем руководителя господином Юй Чжиго, делегация Управления туризма города Улан-Батора Монголии, возглавляемая заместителем руководителя господином Ц. Энхтувшином, при участии представителей бизнес-сообщества приграничных территориальных образований трёх стран провели пятое заседание российско-китайско-монгольского Координационного совета пяти регионов по развитию туризма «На Великом Чайном пути» и подписали протокол.
Среди основных положений протокола определены задачи:
— укреплять взаимные связи и продолжить развивать и расширять сотрудничество между Россией, Китаем и Монголией по реализации и расширению географии и количеству туристских продуктов туристического проекта «Великий Чайный путь»;
— продолжать расширение использования логотипа «Великий чайный путь» на туристских продуктах и в качестве знака отличия для поощрения
туристских организаций, туристских информационных центров, показавших высокое качество предоставляемых услуг на маршруте «Великий Чайный путь», а также использовать логотип на своих информационных сайтах в сети «Интернет»;
— принимать активное участие в организации совместных крупномасштабных мероприятий с привлечением туристов трёх стран.
Участники Координационного совета отметили ежегодное увеличение количества граждан, путе-
шествующих на автомобилях и посещающих рекреации трёх сопредельных государств, согласились всемерно содействовать развитию и увеличению количества таких автомобильных туров.
В дальнейшем для поддержания сотрудничества в сфере туризма союз «Великого чайного пути» под руководством трёх стран - России, Китая и Монголии — будет активно принимать новых членов, непрерывно расширяя масштабы своей деятельности.
Список использованной литературы
1. Александрова А.Ю. Туристическое регионоведение: влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок / А.Ю. Александрова, О.Г. Ступина.— М.: Кнорус, 2014.— 176 с.
2. Бадараев Д.Д. Создание экономических коридоров «Китай — Монголия — Россия» как альтернатива «Шёлковому пути» / Д.Д. Бадараев, А.В. Винокурова, Т.Н. Литвинова // Ойкумена. Регионоведческие исследования.— 2017.— № 2 (41).— С. 7-17.
3. Бояркина А.В. Новая модель международных отношений КНР / А.В. Бояркина.— Россия и АТР.— 2013.— № 2 (80).— С. 67-80.
4. Великий чайный путь: атлас / под ред. Н.С. Овчинниковой.— Иркутск: Время Странствий, 2013.— 150 с.
5. Косс Р.А. Великий чайный путь и формирование локальной идентичности на примере городов Иркутска и Ханькоу / Р.А. Косс, М.М. Плотникова // Вестник Пермского университета. Серия: История.— 2015.— № 3 (30).— С. 128-134.
6. Максанова Л.Б.-Ж. Туристический проект «Великий чайный путь»: история вопроса, современное состояние, международное и региональное партнерство / Л.Б.-Ж. Максанова, Вэй Гонань, Б.-Р.Д. Жалсараева // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: материалы X Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23-24 апр. 2015 г.— М., 2015.— С. 21-28.
7. Зоидов К.Х. Развитие российских транспортных коммуникаций на основе государственно-частного партнерства и состояние рынка труда в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности [Электронный ресурс] / К.Х. Зоидов, А.А. Медков, З.К. Зоидов // Соционет.— 2016.— Режим доступа: http://www.ipr-ras.ru/articles/zoidov16-02.pdf.
8. Федорин В.Н. Экономический коридор «Монголия — Россия — Китай»: перспективы участия России / В.Н. Федорин, С.В. Мясникова // Экономические исследования и разработки.— 2017.— № 6.— С. 90-96.
9. Дроботушенко А.В. Визиты руководителей и политических деятелей зарубежных стран в Читинскую область — Забайкальский край [Электронный ресурс] / А.В. Дроботушенко // Энциклопедия Забайкалья.— 2012.— Режим доступа: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=8648.
References
1. Aleksandrova A. Yu., Stupina O.G. Turisticheskoe regionovedenie: vliyanie regional'noi integratsii na mirovoi turistskii rynok [Tourism regional studies: the influence of regional integration on the world tourism market]. Moscow, Knorus Publ., 2014. 176 p.
2. Badaraev D.D., Vinokurova A.V., Litvinova T.N. The Nation of Е^^тю torpors "Whina — Mongolia — Russia" as an Alternative to the "Silk Road". Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya = Ojkumena. Regional Researches, 2017, no. 2 (41), pp. 7-17. (In Russian).
3. Boyarkina A.V. A new Model of China's International Relations. Rossiya i ATR = Russia and the Pacific, 2013, no. 2 (80), pp. 67-80. (In Russian).
4. Ovchinnikova N.S. (ed.). Velikii chainyi put' [The Great Tea Road]. Irkutsk, Vremya Stranstvii Publ., 2013. 150 p.
5. Koss R.A., Plotnikova M.M. "Ten-Thousand-Mile Tea Road" and Local Identity''s Formation (The Examples of Irkutsk and Hankou). Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Istoriya = Perm University Herald. Series: History, 2015, no. 3 (30), pp. 128-134. (In Russian).
6. Maksanova L.B.-Zh., Vei Gonan, Zhalsaraeva B.-R.D. The Great Tea Road tourism project: history, current issues, international and regional partnership. Turizm i rekreatsiya: fundamental'nye iprikladnye issledovaniya. MaterialyX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 23-24 aprelya 2015 g. [Tourism and recreation: fundamental and applied research. Materials of the X International Scientific and Practical Conference, Moscow, April, 23-24, 2015]. Moscow, 2015, pp. 21-28. (In Russian).
7. Zoidov K. Kh., Medkov A.A., Zoidov Z.K. Development of the Russian Transport and Commu-Nications through Public-Private Partnerships and the Labour Market in Terms of Integration Within the EAEU and Instability. Available at: http://www.ipr-ras.ru/articles/zoidov16-02.pdf.
8. Fedorin V.N., Myasnikova S.V. The "Mongolia — Russia — China" Economic Corridor: the Prospects of Russia's Participation. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki = Economic Development Research Journal, 2017, no. 6, pp. 90-96. (In Russian).
9. Drobotushenko A.V. Visits of foreign leaders and politicians to the Chita Region — Zabaikalsky Krai. Available at: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=8648.
Информация об авторе
Шувалова Ксения Васильевна — главный специалист-эксперт Управления туризма Министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края, 672000, Российская Федерация, Чита, ул. Анохина, 37, e-mail: [email protected].
Ksenia V. Shuvalova — ШЯП^ЕШ^^-Ш^Ш^Ж^ПШЮШ^Ш, 672000,
Author
Ksenia V. Shuvalova — the main specialist-expert of the Department of tourism of the Ministry of international cooperation and foreign economic relations of Zabaikalsky Krai, 672000, Russian Federation, Chita, Anokhina str., 37, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Шувалова К.В. Великий чайный путь Китая, России и Монголии как фактор развития и процветания трансграничного туризма / К.А. Шувалова // Российско-китайские исследования.— 2019.— Т. 3, № 1.— С. 34-41.
For citation
Shuvalova K.V. The Great tea route of the three countries of China, Russia and Mongolia and promotion of tourism prosperity. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 34-41. (In Russian)