Научная статья на тему 'Формирование региональной модели управления инновационной деятельностью'

Формирование региональной модели управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ / СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ГЕНЕРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ГЕНЕРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ГЕНЕРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / MANAGEMENT INNOVATION / CREATION OF INNOVATIONS / USE OF INNOVATION / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INDUSTRY-SPECIFIC ASPECTS OF INNOVATION / STRUCTURE OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM / KNOWLEDGE GENERATION / GENERATION TECHNOLOGIES / INNOVATION GENERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цомаева Ирина Владимировна, Крахмалёв Вадим Алексеевич

Новые экономические механизмы и опыт лидеров устанавливают определенные инновационные ориентиры регионального развития. Важно выделить те из них, которые в полной мере способствуют совершенствованию региональной инновационной системы. Отраслевая структура экономики является одним из базовых параметров такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a Regional Model of Innovation Management

New economic arrangements and experience of leaders set out certain guidelines of innovative regional development. It is important to distinguish those arrangements which are fully contributed to the development of regional innovation system. Branch structure of economy is one of the basic parameters of such a system.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной модели управления инновационной деятельностью»

ББК 65.9(2)

И.В. Цомаева, В.А. Крахмалёв Формирование региональной модели управления инновационной деятельностью

I.V. Tsomaeva, V.A. Krakhmalev

Formation of a Regional Model of Innovation Management

Новые экономические механизмы и опыт лидеров устанавливают определенные инновационные ориентиры регионального развития. Важно выделить те из них, которые в полной мере способствуют совершенствованию региональной инновационной системы. Отраслевая структура экономики является одним из базовых параметров такой системы.

Ключевые слова: управление инновационной деятельностью, создание инноваций, использование инноваций, инновационная система региона, отраслевые аспекты инноваций, структура региональной инновационной системы, генерация знаний, генерация технологий, генерация инноваций.

New economic arrangements and experience of leaders set out certain guidelines of innovative regional development. It is important to distinguish those arrangements which are fully contributed to the development of regional innovation system. Branch structure of economy is one of the basic parameters of such a system.

Key words: management innovation, creation of innovations, use of innovation, regional innovation system, industry-specific aspects of innovation, structure of the regional innovation system, knowledge generation, generation technologies, innovation generation.

Регионы Российской Федерации значительно различаются по динамике инновационных процессов, по новшествам, которые они осваивают, по их влиянию на показатели развития территорий.

Возрастает роль отличительных признаков, формирующих деловую среду инновационной деятельности. Множественность этих признаков и неравномерность регионального развития делают необходимыми выявление и учет особенностей формирования инновационной деятельности для разработки механизмов управления.

Научно-исследовательский центр по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета считает, что Россия представлена 19 территориями инновационного развития [1]. Наряду с общими признаками, каждая территория предлагает свои подходы и решения, которые служат своеобразными «точками роста» в процессе инновационного развития региона. Для Московской области характерно создание промышленных округов и технопарков различной типологии, для Липецка -региональные экономические зоны, для Саратова -региональные научно-технологические кластеры в области биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий, для Самары - кластерная политика как основа развития региона и т.д.

Предпринимаются определенные попытки создать региональную модель инновационного развития экономики Алтайского края [2]. В структуре админи-

страции края создано Управление по науке и инновационной политике, принят Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. №93-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», создан Координационный совет по инновационной деятельности, постановлениями администрации Алтайского края от 23 мая 2007 г. №222 и от 20 сентября 2010 г. №407 утверждены соответственно «Положение о порядке ведения краевого инновационного банка данных и порядке формирования и использования реестра приоритетных инновационных проектов» и «Положение об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности», создан Алтайский бизнес-инкубатор и т.д.

В реализации региональной инновационной политики присутствует и кластерный подход, который основывается на высокой организации локальных систем как более мобильных в сравнении с глобальными системами [2]. Создан медицинский кластер; в качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных выделяют: экофармацевтический кластер; группу агропромышленных кластеров; туристский кластер; кластер аграрного машиностроения [2]. Кластеры - автономные высокоспециализированные образования, которые создаются для обслуживания конкретной предпринимательской ниши, способны реализовать управление крупными инновационными проектами. Но кластеры не могут обеспечить благо-

Формирование региональной модели управления инновационной деятельностью

приятную среду для множества потенциальных участников инновационной деятельности, хотя и располагают определенными возможностями как автономные блоки региональной инновационной системы.

В распоряжениях и постановлениях обозначено стремление администрации Алтайского края к формированию объектов и процессов, имеющих многопользовательский характер; можно выделить базовые характеристики инновационной региональной системы: неделимость ее элементов, обслуживающих экономику региона, комплексный характер потребления и многоотраслевой характер использования, т.е. предполагается, что система является общей для многих видов предпринимательской деятельности.

Одним из базовых параметров региональной инновационной системы является отраслевая структура экономики [3]. Для разных отраслей экономики типичны различные модели возникновения и распространения инноваций, а также различный характер взаимосвязи между инновационной активностью компаний и результатами и производственно-хозяйственной деятельностью, конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках.

Исследование отраслевых особенностей инновационной активности широко представлено в трудах зарубежных ученых. Впервые отраслевые различия процессов возникновения и распространения инноваций были отмечены в работах классика теории инноватики И. Шумпетера, который выделил инновационные отрасли, для которых свойственно «творческое разрушение», и отрасли с высокими барьерами для внедрения инноваций [3; 4]. Нельсон и Винер исследовали отраслевые различия с позиций технологических систем, определяющих модели поведения участников рынка. Шерер выделяет отрасли, которые являются источниками технологических инноваций для других отраслей (реципиентов технологий). Аналогичные выводы делают и другие авторы, классифицируя отрасли по принципу инновационной активности на «сетевые источники технологий» (электроника, химия, машиностроение), отрасли второго плана (производство автомобилей) и «потребительские отрасли», которые в основном используют результаты технологических инноваций.

Поэтому полагаем, что в настоящее время, сохраняя ориентиры на стратегические, базовые характеристики региональной инновационной системы, необходимо предлагать конкретные меры по формированию отдельных подсистем отраслей - отраслевых инновационных модулей [2; 4; 5]. Считаем, что тактически рационально формирование в течение ближайших 3-5 лет отраслевых элементов и процессов инновационной сферы с тем, чтобы в более отдаленной перспективе (5-10 лет) иметь реальную базу для их интеграции и обеспечения многопользовательского, многоотраслевого характера региональной системы.

Располагая основными элементами и механизмами, необходимыми для построения региональной инновационной системы и ее составных частей (подсистемы генерации знаний, подсистемы генерации технологий и подсистемы генерации инноваций), органы государственной власти Алтайского края вполне могут реализовать планы перехода экономики на инновационный путь развития.

Функционирование такой системы затронет деятельность сотен организаций и предприятий, поэтому эффективно действующий процесс с таким множеством участников будет возможен, если создать региональный механизм, способный обеспечить взаимодействие всех элементов, т.е. выполнить непременное условие успешной деятельности в любой сфере и реализовать важнейшую функцию управления -организационную [2; 6].

Принятие решений об организации всегда имеет два аспекта:

- структурирование (процессов и элементов);

- связи структурных элементов.

Эти аспекты в управленческой деятельности проявляются как постоянно решаемые организационные задачи. Управленческая функция организации реализуется только совместно с организационной структурой процесса.

На наш взгляд, вполне уместно сравнение управления хозяйственным комплексом региона с управлением крупной корпорацией, диверсифицированной по отраслевому (продуктовому) признаку, выпускающей широкую номенклатуру продуктов (изделий, услуг) для различных рынков.

Типичная для таких корпораций продуктовая структура управления, которую называют также дивизионной, или звенной, обладает следующими основными преимуществами:

- большой долей самостоятельности при принятии решений в звеньях;

- быстрой реакцией на изменения;

- освобождением верхних уровней управления от оперативных и рутинных задач;

- незначительным количеством конфликтов в отдельных звеньях, так как внутри них преследуются намеченные цели;

- возможностью получить высокую степень специализации работников инновационной сферы;

- умением точно определить необходимые ресурсы по отраслям.

Простая форма такого основного структурного построения способствует гибкости ее управления, создается архитектура, которая снижает технические и организационные зависимости, упрощает подключение и использование модулей при хорошо понятных и немногочисленных интерфейсных характеристиках.

Разделение на отраслевые модули в структуре диверсифицированной системы соответствует практике

Управление экономики и инвестиций Алтайского края. Управление по науке и инновационной политике. Координационный совет Алтайского края по инновационной деятельности

Управление по промышленности и энергетике администрации Алтайского края

Управление сельского хозяйства администрации Алтайского края

Союз про-мы 111-

ЛСННИ-

КОВ

Алтая

Иннова-

ционный

модуль

«Промыш-

ленное

производ-

ство»

Отраслей

вой

координа-

ционный

совет по «-

иннова-

ционной

деятель-

ности

1 '

Субъекты

иннова-

ционной 4—

деятель-

ности

Инфра-

структура

Союз

сельхоз-

произво-

дителей

Алтая

Инновационный модуль «Сельскохозяйственное производство»

Отраслевой координационный совет по инновационной деятельности

Субъекты

иннова-

ционной

деятель-

ности

Инфра-

структура

Управление по здравоохранению администрации Алтайского края

Отрасле-

вые

союзы

медработ-

ников

Алтая

Управление по образованию администрации Алтайского края

Иннова-

цион-

ный

модуль

«Здо-

ровье»

1

Отрасле-

вой

координа-

ционный

совет по 4-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иннова-

ционной

деятель-

ности

1

Субъекты

иннова-

ционной 4-

деятель-

ности

Инфра-

структура

Совет

ректо-

ров

Алтая 4-

■4-1

Иннова-

ционный

модуль

«Образо-

вание»

Отрасле-

вои

координа-

ционный

совет по 4-

иннова-

ционной

деятель-

ности

і

Субъекты

иннова-

ционной 4-

деятель-

ности

Инфра-

структура

Рис. 1. Модель управления инновационной деятельностью в регионе

и логике управления производственным комплексом региона как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, в частности:

- специализация отдельных модулей соответствует специализации национальных отраслевых проектов, например «Здоровье», «Образование» и т.п.;

- университеты, являющиеся центрами генерации новых знаний, «привязаны» к отдельным отраслям на региональном уровне: АлтГТУ - к отраслям промышленного производства, АГАУ - к отрасли сельскохозяйственного производства, АГМУ - к здравоохранению, АлтГУ - к образованию;

- хозяйствующие субъекты сориентированы на специализированные по отраслевому признаку органы

управления администрации края (управление по промышленности, управление сельского хозяйства, управление здравоохранения, управления образования и т.д.);

- федеральная система финансирования НИР и ОКР также реализуется через отраслевые министерства и управления администрации края;

- создаваемые в регионе малые инновационные предприятия (МИП) группируются вокруг отраслевых университетов;

- потенциальные инвесторы в сфере инноваций «привязаны» к конкретным отраслям, ориентируются на государственно-частное партнерство с отраслевыми университетами и управлениями администрации края.

Подсистема генерации знаний

НТС организаций, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования (НИР)

Отраслевой координационный совет по инновационной деятельности

Подсистема генерации технологий

НТС организаций по проектированию и разработке (ОКР)

Подсистема генерации инноваций

Инновационные центры предприятий, производителей инновационной продукции

Бизнес-идеи, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований научных школ вузов и НИИ

Бизнес-проекты, основанные на результатах ОКР, проводимых НИИ вузов, отраслевых НИИ, заимствований и имитаций

Бизнес-планы вывода на рынок инновационных продуктов (изделий, технологий, услуг)

Инфраструктура

Субъекты, представляющие услуги по коммерциализации инновационной продукции

Трансфер знаний в экономику, приобретение дополнительных компетенций участников инновационного процесса

Рис. 2. Управление модулями региональной инновационной системы

Предлагается следующий вариант модели управления инновационной деятельностью в регионе (см. рис. 1).

В общем виде схема построения модели управления каждым модулем региональной инновационной системы приведена на рисунке 2.

Однонаправленность инновационного процесса, иначе говоря, синергия, в региональной инновационной системе обеспечивается совместными действиями организаций и предприятий и определяется следующими условиями функционирования системы.

1. Инициирование все новых федеральных и региональных программ, крупных межрегиональных и региональных проектов социально-экономическо-

го развития регионов, которые носят комплексный характер. Их реализация требует высокого уровня взаимодействия между отраслями, установления ранее существующих либо реставрации прерванных связей.

2. Организации взаимодействия способствует то обстоятельство, что отрасли, организации, предприятия функционируют на основе единой правовой и нормативной базы управления инновационной деятельностью.

3. Государство как основной участник инновационной системы располагает утвержденными для всех отраслей механизмами и институтами поддержки. Это позволяет руководству устанавливать желаемые связи между отраслями либо по выбору ограничивать свое

внимание лишь поддержкой синергии, появляющейся автоматически.

4. Меры государственного воздействия распространяются на всех без исключения участников инновационного процесса, независимо от масштаба деятельности, организационно-правовой формы организаций и предприятий.

5. Верхний уровень управления инновационной системой имеет возможность определять и поддерживать эффективные способы коммуникации между отраслями для появления желаемой синергии, обеспечения распространения ценных инновационных идей внутри отраслей.

Общий вывод заключается в следующем. Один из недостатков существующего управления инноваци-

онной деятельностью в регионе состоит в том, что не завершено формирование устойчивых связей между элементами инновационной системы, отражающих их расположение, характер взаимодействия, вид и конфигурацию, т.е. нет того, что соответственно и делает комплекс элементов системой. Это происходит потому, что нет существенной характеристики системы - структуры управления.

В основу структуры региональной инновационной системы может быть положен отраслевой признак. Выстроенные по этому признаку составные части инновационной системы (отраслевые модули) располагают основными элементами и связями, необходимыми для функционирования инновационной системы.

Библиографический список

1. Лурье Е.А. Территориальные сетевые модели организации инновационных систем // IX Всесибирский инновационный форум : сб. статей. - Тверь, 2007.

2. Цомаева И.В. Совершенствование организационных отношений участников инновационной деятельности в условиях региона : монография. - Барнаул, 2010.

3. Кравченко Н.А., Кузнецова С.А., Маркова В.Д. и др. Инновации и конкурентоспособность предприятий / под ред. В.В. Титова. - Новосибирск, 2010.

4. Проблемы инновационного развития России / под ред. В.П. Павлова, А.К. Казанцевой. - Новосибирск, 2009.

5. Гунханов В.А. Интеграция образования, науки и производства в процессе формирования инновационной инфраструктуры устойчивого отраслевого роста в современной России // Инновации. - 2007. - №10.

6. Гусаков М.А. Принципы и подходы к управлению инновационной экономикой в регионах разного типа // Инновации. - 2004. - №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.