Научная статья на тему 'Формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями'

Формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / SPEECH / SPEECH ACTIVITY / SPEECH CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивкина Юлия Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме формированию речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями. В статье описываются некоторые моменты из опыта работы над речеведческими понятиями. Автор приходит к выводу, что овладение речевой деятельностью будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы речеведческих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of speech activity primary school children in the process of working on speech concepts

The article is devoted to the actual problem of the formation of speech activity primary school children in the process of working on speech concepts. This article describes some of the moments from the experience of working on speech concepts. The author concludes that the master speech activity will be successful in case the teacher in the process of education competently will work on introduction of system speech concepts.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями»

УДК 372.881.161.1

THE FORMATION OF SPEECH ACTIVITY PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF WORKING ON SPEECH CONCEPTS

Ivkina Yulia Mikhailovna, assistant of the Department of theory and methods of primary and pre-school education of the Orenburg state pedagogical University,

ivkina07@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the formation of speech activity primary school children in the process of working on speech concepts. This article describes some of the moments from the experience of working on speech concepts. The author concludes that the master speech activity will be successful in case the teacher in the process of education competently will work on introduction of system speech concepts.

Key words: speech, speech activity, speech concepts

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

Ивкина Юлия Михайловна, ассистент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Оренбургский государственный педагогический университет, ivkina07@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формированию речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями. В статье описываются некоторые моменты из опыта работы над речеведческими понятиями. Автор приходит к выводу, что овладение речевой деятельностью будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы речеведческих понятий.

Ключевые слова: речь, речевая деятельность, речеведческие понятия.

Современные тенденции развития общества актуализируют потребность в личности, способной к достижению положительного результата в общении. Сегодня проблема эффективного взаимодействия с другими людьми приводит к поиску новых подходов к совершенствованию речевой деятельности учащихся. Поэтому основной задачей начальной школы становится овладение школьниками всеми видами речевой деятельности в условиях конкретной речевой ситуации как необходимого условия формирования социально активной личности. Важнейшей задачей современной системы начального образования согласно ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий, в контексте чего актуализируется и развитие речевой деятельности младших школьников.

Особое значение в этой связи приобретает ознакомление учащихся начальных классов с речеведческими понятиями.

Различные подходы к развитию речевой деятельности учащегося освещены в работах философов, психологов, педагогов: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, И.Р. Галперина, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др. Анализируя работы данных авторов, можно увидеть, что развитие речевой деятельности младшего школьника рассматривается педагогами, психологами, методистами, главным образом, в связи с формированием познавательной деятельности, развитием мышления, коммуникативности личности. Отметим, что совершенствование речи детей, кроме того является еще и интенсивным развитием их мышления. В 40-е годы 20 века С.Л. Рубинштейн отмечал: «Речь не просто внешняя одежда мысли, в речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием» [3; с.458].

Систематическое участие детей в учебно-познавательной деятельности стимулирует речевую активность младшего школьника, побуждает их к творчеству, развивает коммуникативные способности.

Младший школьный возраст - это благоприятный период для развития умственных способностей ребенка, его речевой деятельности. Развитие связной речи предполагает создание системы, основой которой являются речеведческие понятия, овладение которыми будет способствовать формированию речевой деятельности младших школьников.

Деятельность по развитию речи многогранна. Она включает в себя работу над словом, словосочетанием, предложением, связной речью. Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики, наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку и самым уязвимым местом является формирование связной речи учащихся. Система работы по развитию речевой деятельности хорошо освещена в трудах Львова М.Р. и Ладыженской Т.А. [1;2]

Ведущим направлением учебной деятельности в курсе русского языка в начальной школе является овладение письменной и устной речью. Поэтому разделы «Предложение» и «Текст» представлены в программе для начальной школы и изучаются в каждом классе.

При изучении раздела «Предложение» у учащихся закрепляются знания о признаках предложения, продолжается работа по формированию умений школьников выделять предложения из деформированного текста, учатся строить предложение таким образом, чтобы оно выражало законченную мысль, передавать и правильно оформлять различные по интонации предложения, находить в них главные и второстепенные члены, устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Учащиеся впервые знакомятся с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Младшие школьники знакомятся с понятием «текст» и основным его предназначением. Текст - это результат речеведческой деятельности в устной и письменной форме. Учащиеся узнают, как строится текст, в чем его отличие от других языковых единиц.

В первом классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся совершенствуют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во втором - закрепляют знания о признаках предложения, знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; формируется умение правильно оформлять предложение на письме; читать и произносить их с нужной интонацией; составлять предложения из рассыпанных слов. Затем углубляется понятие о тексте. Младшие школьники учатся отличать текст от других языковых единиц, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью, самостоятельно придумывать заглавие к тексту и его частям.

В третьем классе расширяются знания, учащихся о предложении: они знакомятся с предложениями по цели высказывания, по интонации, учатся использовать предложения в различных речевых ситуациях; знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и осознавать их роль в речи.

В четвертом классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Совершенствуется умение производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.

С речеведческими понятиями младшие школьники знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действи-

45

тельность на примере типичных для их возраста ситуаций, которые помогли бы им понять, те или иные языковые средства, особенно устной речи. Использование речевых ситуаций дает возможность повлиять на человека, утешить, поднять настроение, удержать от нежелательного поступка и т.д.

Опишем некоторые моменты из опыта работы над речеведче-скими понятиями.

Урок развития речи в 1 классе по теме «Жесты и мимика» проводится тогда, когда дети получили элементарные представления о некоторых особенностях устной речи. Учащиеся знакомятся с новыми «помощниками» устного слова - жестом и мимикой на основе уже изученных - тембра и темпа. Необходимо подготовить учащихся к восприятию нового материала средствами повторения. Усвоение новых понятий также будет использовано при изучении следующей темы «Правильное использование жестов и мимики в речи».

Включение в урок пересказа сказки А. Толстого «Золотой ключик или необыкновенные приключения Буратино» не только способствует развитию монологической речи учащихся, но является основой для введения понятий «жест» и «мимика», определения значения жестов и мимики в речи. При этом целесообразно использование красочных иллюстраций. Подбор слов (из определенной группы) к ним способствует осмыслению нового материала учащимися, активизирует их, обогащает их словарный запас, позволяет связать теорию с практикой. На уроке используется фронтальный опрос, групповая и индивидуальная работа. Младшие школьники знакомятся с четырьмя основными графическими изображениями мимики. В конце урока учащиеся с помощью графического изображения мимики передают настроение, которое они испытали на этом уроке. В урок включен показ общения друг с другом глухонемых людей, что является неожиданным открытием для многих детей. Итог урока не только позволяет выяснить степень усвоения нового материала, но и нацеливает первоклассников на тему следующего урока.

Огромную роль в развитии речи, учащихся нужно отдать урокам знакомства с речевым этикетом.

Таким образом, формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями -достаточно актуальная проблема.

Овладение речевой деятельностью будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы речеведческих понятий, использует методы, формы, средства, составляющие основу речевой деятельности. Формирование навыков речевого этикета - также неотъемлемая часть развития речи учащихся. В результате обогащается речь младших школьников, их активный словарный запас, воспитывается внимательное, вдумчивое отношение к речи, формируется умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации.

Библиографический указатель:

1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Просвещение. 1975. - 255с.

2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: пособие для учителей. М.: Просвещение. 1998. - 295с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. С. 458.

Статья поступила в редакцию 25.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.