Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой этикет / этикетные формулы / коммуникация / регулятивность / шаблонность / воспитание / speech etiquette / etiquette formulas / communication / regulation / stereotypes / education

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Газизова Ю.А.

Статья посвящена важности изучения речевого этикета, поскольку знание и соблюдение норм этикета речи поможет избежать трудностей в общении, создаст благоприятное впечатление о говорящем среди окружающих и поспособствует установлению положительных отношений. Кроме того, владение речевым этикетом является важным навыком в будущей карьере и жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH ETIQUETTE IN CHILDREN'S COMMUNICATION

The article is devoted to the importance of studying speech etiquette, since knowledge and adherence to the norms of speech etiquette will help to avoid difficulties in communication, create a favorable impression of the speaker among others and contribute to the establishment of positive relationships. In addition, mastery of speech etiquette is an important skill in your future career and life in general.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 81

Газизова Ю.А.

магистрант

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ДЕТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация: статья посвящена важности изучения речевого этикета, поскольку знание и соблюдение норм этикета речи поможет избежать трудностей в общении, создаст благоприятное впечатление о говорящем среди окружающих и поспособствует установлению положительных отношений. Кроме того, владение речевым этикетом является важным навыком в будущей карьере и жизни в целом.

Ключевые слова: речевой этикет, этикетные формулы, коммуникация, регулятивность, шаблонность, воспитание.

Речь современного человека - это один из наиболее важных признаков его уровня культуры, умственных способностей, интеллекта. Используя речь, человек способен формулировать свои мысли, выражать чувства и высказывать переживания в отношении к другим людям. Ну и, конечно же, для успешного проведения беседы каждому участнику необходимо придерживаться правил речевого этикета.

Понятие «речевой этикет» - это один из векторов более широкой темы «этикет». Если мы рассмотрим термины этой темы, то увидим, что большинство из них не имеют конкретных сведений о речевой деятельности, но при углубленном изучении станет ясно, что с культурой речи они пересекаются достаточно часто.

Например, такую характеристику понятия этикет даёт «Энциклопедия этикета»: «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям» [8, 15]. С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» называет этикет принятым порядком форм обхождения [4]. Итак, правила, которые регулируют поведение человека и установились в обществе повсеместно, мы назовём этикетом, а ту их часть, которая регулирует речевое поведение, - речевым этикетом.

В.Г. Костомаров впервые ввел термин «речевой этикет» в 1967 году, охарактеризовав его как принятые в определенном обществе нормы речевого общения, а также характерные для разных национальностей особенности речевого поведения. Учёный, составляя правила речевой коммуникации, основывался на социальные признаки говорящих, обстановку, в которой они общаются и, безусловно, характер взаимоотношений между собеседниками [2].

Совокупность правил и средств речевого этикета, применяемую для взаимодействия между людьми в ситуациях общения, рассматривают в качестве одной из главных частей культуры коммуникации при изучении современной словесности.

В России речевой этикет как систему первыми начали изучать Формановская Н.И., Акишина А.А., Гольдин В.Е., Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. и другие.

Точки зрения лингвистов раскрываются в разных аспектах, познакомимся с некоторыми из них.

Так, например, Формановская Н.И. и Акиншина А.А. характеризуют речевой этикет как систему штампов, которые являются стереотипными для типовых ситуаций коммуникации. Лингвисты раскрыли специфичные для разных языков формулы общения, соотнесли их между собой. При этом Формановская Н.И. большое внимания уделяет личностным отношениям, а также обычаям и привычкам разных народов, и соответственно, языковым особенностям. Этикет изучается больше с лингвистической позиции [6].

Ещё одним направлением в определении понятия «речевой этикет» является подход Введенской Л.А., которая в своих работах определяет данный термин как уникальное выражение индивидуальности личности, позволяющее в конкретной ситуации найти уместные фразы и сориентироваться при смене обстановки [1].

Итак, проанализировав труды нескольких лингвистов, можно сделать вывод, что этикет в речи - это достаточно многогранное понятие, представляющее систему таких словесных формул как тактичность, деликатность, вежливость и воспитанность, которые необходимы для построения правильных взаимных отношений в обществе.

Чтобы быть эффективным инструментом речи, речевой этикет должен выполнять различные функции, которые мы рассмотрим далее.

Безусловно, самой главной функцией является установление контакта, причем проявлять себя она начинает ещё на моменте подготовки собеседника к восприятию информации, чтобы обеспечить благоприятный климат общения.

Не менее значимой является конативная функция (ориентация на результат), её связывают с контактоустанавливающей, потому что мало установить контакт, необходимо его поддерживать, демонстрируя доброжелательный и уважительный настрой по отношению к собеседнику.

Далее следует регулятивная функция, позволяющая регулировать речь и поведение людей в общении, а также впоследствии держать под контролем эмоции. Эта функция отвечает за отсутствие тавтологии в речи (различные формулы в одной коммуникативной ситуации, например, «Добрый день!», «Здравствуйте!» или «Привет!»). Также регулятивная функция контролирует соблюдение субординации между людьми разных статусов и тональность речевой формулы (официально, весело, безразлично...)

Ещё выделяют эмотивную (эмоциональную), связанную с выражением чувств и эмоций говорящего, и волеизъявительную, служащую для передачи просьбы, совета, приказа, функции.

Ученые выделяют ряд признаков, свойственных речевому этикету и отличающих его от других форм общения. Например, И.А. Стернин предлагает такую классификацию:

• Ситуативность - чаще всего определенные формы речевого этикета характерны для каждой ситуации индивидуально,

• Поэтапность - всё идет по порядку: приветствие - обмен информацией - прощание,

• Регулятивность - связана с регулирующей функцией (отношения между людьми зависят от их роли и статуса в обществе),

• Наличие коммуникативных границ - в каждом акте этикетного общения всегда должны быть обязательные элементы [5].

Т.Г. Михальчук предлагает следующие признаки:

• Ограничение сферы использования - в каждой социальной роли свои этикетные формулы,

• Шаблонность - использование устоявшихся сочетаний, высказываний, шаблонов,

• Нормативность - соответствие устоявшимся правилам, обычаям, часто исторически преходящим [3],

Проанализировав позиции различных авторов, мы можем сделать вывод, что понятие «речевой этикет» не имеет единого четкого определения. Однозначно можно сказать, что предназначен речевой этикет для установления между говорящими речевого контакта, который основывается на стереотипной программе языка. Зная этикетные формулы, человек не нуждается в постоянном создании моделей поведения, потому что они уже выработаны. Говорящему лишь остаётся правильно выбрать нужную модель, добавив индивидуальные речевые особенности. Для формирования правильного речевого поведения необходима пошаговая система развития речевого этикета в школьном возрасте.

Основу речевого этикета составляют базовые коммуникативные умения, которые выражают содержание типовых этикетных ситуаций, например,

приветствия и прощания, приказа и просьбы и многих других. Усвоив эти умения, человек будет испытывать меньше неловкости в ситуациях общения, чувствовать себя уверенно, активно участвовать в процессе речи. Если же какие-то из правил речевого этикета не усвоены, человек испытывает сложности в процессе коммуникации, потому что речевая культура строится на этикетных формулах.

Учащиеся на уроках русского языка могут получить не только представление о нормах речевого этикета, но и научиться применять их в своей коммуникации, правильно выбрав языковые средства и определив условия общения, поэтому учитель должен помогать учащимся овладевать навыками использования речевого этикета. Но результативность достигнется лишь в том случае, если разъяснение будет систематическим, а нормы будут применяться на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.;

2. Костомаров, В.Г., Скворцов Л.И. Актуальные проблемы культуры речи. -М.: Наука, 1970. - 405 с.;

3. Михальчук Т.Г. Русский речевой этикет. Практикум. - М.: Икар, 2009. -256 е.;

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.;

5. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 120 с;

6. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты. - М.: Наука, 1987. - 126 с.;

7. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Расширение фоновых культурных знаний в процессе работы с текстом путем активизации познавательной деятельности учащихся // Русский язык в школе. - 2017. - №7. С. 8-14.;

8. Южин В.И. Энциклопедия этикета. - М.: Рипол Классик, 2016. - 256 с

Gazizova Yu.A.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmully

(Ufa, Russia)

SPEECH ETIQUETTE IN CHILDREN'S COMMUNICATION

Abstract: the article is devoted to the importance of studying speech etiquette, since knowledge and adherence to the norms of speech etiquette will help to avoid difficulties in communication, create a favorable impression of the speaker among others and contribute to the establishment ofpositive relationships. In addition, mastery of speech etiquette is an important skill in your future career and life in general.

Keywords: speech etiquette, etiquette formulas, communication, regulation, stereotypes, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.