Научная статья на тему 'Формирование рационального двигательного режима школьников 10-12 лет'

Формирование рационального двигательного режима школьников 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
750
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЪЕМ / ОПТИМИЗАЦИЯ / НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Силаева Надежда Александровна

В статье представлен анализ объема и содержания двигательной активности школьников 10-12-летнего возраста, как основы для разработки технологии формирования рационального режима дня учащихся 5-х классов в процессе школьного физического воспитания. Раскрыты основные элементы технологии: ведущая роль педагога дополнительного образования спортивной направленности, индивидуальное моделирование двигательной активности, повышение интенсивности двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Силаева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рационального двигательного режима школьников 10-12 лет»

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ

I Н.А. Силаева

Аннотация. В статье представлен анализ объема и содержания двигательной активности школьников 10-12-летнего возраста, как основы для разработки технологии формирования рационального режима дня учащихся 5-х классов в процессе школьного физического воспитания. Раскрыты основные элементы технологии: ведущая роль педагога дополнительного образования спортивной направленности, индивидуальное моделирование двигательной активности, повышение интенсивности двигательной активности.

Ключевые слова: двигательная активность, объем, оптимизация, новая технология, физическое воспитание школьников.

Summary. The article presents an analysis of the scope and content of motor activity of schoolchildren from 10 to 12 years of age as a basis for the development of the technology formation of a rational mode of the day for the 5 th grade students in the process of school physical education. There are discovered the basic elements of technology: the leading role of the teacher of supplementary sports focus education, the individual simulation of motor activity, the increased intensity of motor activity.

Keywords: motor activity, volume, optimization, new technology, physical education students.

Здоровье является величайшей социальной ценностью, и полная реализация человеком его биологических и социальных функций, реализация творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке, возможны лишь при условии хорошего здоровья.

По данным Минздравсоцразвития, диспансеризация детского населения в последние годы показала резкое снижение — с 45% до 32% — доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют более 5 млн юных граждан. Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результа-

тов их сверстников 1960-1970 гг. В настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно. По данным Л.И. Лубышевой [1, 56-59], здоровые дети составляют к концу обучения в школе не более 20-25%.

Вопросы влияния двигательной активности на физическое развитие и здоровье детей и подростков рассмотрены в трудах В.К. Бальсевича, М. М. Безруких, Э.Г. Булич, Л.И. Лубышевой, И.В. Муравова, С.А. Поли-евского, А.Г. Сухарев и др. Все они пришли к выводу, что для обеспечения оптимальных показателей необходима гигиенически обоснованная

Преподаватель XXI_

1ЕК

двигательная активность, в то время как практически во всех возрастно-половых группах населения наблюдается ее снижение до критических показателей.

Существенно актуализирует тему исследования оптимизации параметров двигательной активности тот факт, что современное общество столкнулось с кардинальным изменением характера двигательной активности: практически все виды деятельности взрослого и ребенка (работа, учеба, развлечения, хобби, общение, передвижения) не связаны с движением. И если в предыдущие десятилетия не было необходимости специально организовывать ежедневную двигательную активность, то в настоящее время данная проблема встала остро.

Несмотря на то, что исследования по обозначенной проблеме проводились [3], на данный момент нет научно обоснованных технологий, позволяющих эффективно формировать рациональный двигательный режим школьников. Наблюдается противоречие: с одной стороны, исследованиями доказано благотворное влияние оптимальных режимов двигательной активности на здоровье, работоспособность, физическую подготовленность школьников, с другой стороны, реальная двигательная активность современных школьников существенно отстает от рекомендуемых норм, и ее показатели неуклонно снижаются.

Наиболее действенный способ изменить такую ситуацию — организация школьного физического воспитания, особенно внеурочного, таким образом, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности. Разнообразные формы физического воспитания, которые могут быть реализованы в стенах образовательных учреждений,

являются резервом для оптимизации двигательной активности ребенка, поскольку именно школа — это та социальная структура, которая охватывает всех детей и подростков.

Проблема поиска резервов для укрепления здоровья подрастающего поколения средствами школьного физического воспитания нашла свое отражение в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева [2], который отметил, что здоровье человека формируется на всю последующую жизнь именно в школьный период, и поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны прежде всего педагоги. Он подчеркнул, что система физического воспитания в образовательных учреждениях требует модернизации, основанной на применении новых принципов организации школьного физического воспитания, которые используются в некоторых других странах. Назрела необходимость выработать и внедрить такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать физическое воспитание школьников более привлекательным, а самое главное, эффективным в плане укрепления здоровья.

Изложенное выше определило основную цель нашего исследования, заключающуюся в разработке и экспериментальном обосновании технологии формирования рационального двигательного режима учащихся 10-12-летнего возраста, позволяющей обеспечить гигиенически обоснованное чередование двигательной активности и ментальной деятельности в процессе учебы, способствующее укреплению здоровья и повышению умственной и физической работоспособности.

В процессе исследования было установлено, что 82-85% времени бодр_Преподаватель XX]_

1ЕК

ствования современные учащиеся проводят в сидячем положении. С момента прихода в школу двигательная активность детей снижается на 50% и в дальнейшем этот показатель уменьшается по мере их взросления. Судя по нашим данным, в режиме дня школьника наблюдается нецелесообразное чередование ментальной и физической деятельности:

• занятия в школе у ребенка 10-12 лет занимают 5,5 часов в день;

• наибольшее количество времени пятиклассник отводит на выполнение домашних заданий: 42,9% респондентов затрачивают на это до 2 часов в день, 7,3% — более 3 часов в день;

• просмотру телевизионных программ 39,4% учащихся посвящают до 1,5 часов в день;

• компьютерным играм 47,6% опрошенных отводят до 1 часа в день;

• работа по дому у 62,9% занимает до получаса в день.

Оценка объема ежедневной двигательной активности учащихся 10-12 лет позволила выявить, что количество локомоций, совершаемых пяти-70 классником в день, составляет 77б4± 133,7; четвероклассников — 9801±137,9 и третьеклассников — 11079±119,7. Наблюдается выраженная тенденция снижения объема двигательной активности от младших классов к средним. Нижний уровень гигиенической нормы двигательной активности детей 10-12 лет (по А.Г. Сухареву [4]) — 15 тыс. шагов в день — на 48% выше, чем средний показатель испытуемых школьников 5-х классов.

Анализ структуры реального режима дня позволил выявить недостаток свободного времени, что обусловило поиск путей повышения двигательной активности в условиях такого дефицита. Нами была разработана и

Преподаватель XX]_

вЕК

экспериментально апробирована технология формирования рационального режима дня учащихся 5-х классов в процессе школьного физического воспитания, включающая в себя следующие организационные и содержательные элементы:

• ведущая роль педагога дополнительного образования спортивной направленности, содержанием деятельности которого является проведение занятий в спортивной секции, организация и проведение максимального количества разнообразных форм занятий физическими упражнениями в образовательном учреждении в режиме учебного дня и после уроков, разработка моделей двигательной активности учащихся и внедрение их в ежедневную практику, разъяснительно-пропагандистская, консультационная и образовательная работа со школьниками, их родителями, педагогами, другими заинтересованными субъектами учебно-воспитательного процесса;

• разработка индивидуальных суточных моделей двигательной активности, позволяющих обеспечить режим двигательной деятельности в пределах гигиенически обоснованных норм;

• повышение интенсивности двигательной активности на специально организованных занятиях физическими упражнениями в условиях дефицита свободного времени детей;

• организация в школе спортивных секций по популярным видам спорта.

Работа школьных секций по популярным среди подрастающего поколения видам спорта является важным компонентом моделирования рационального режима двигательной активности детей 10-12 лет, поскольку помимо решения задач учебно-трениро-

вочного процесса создает предпосылки для формирования привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и для решения совокупности социально значимых задач как в области формирования основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва.

Разработанная технология была в экспериментальном порядке внедрена в практику физического воспитания ГОУ СОШ № 717. Это позволило повысить работоспособность учащихся, которая является одним из показателей их здоровья. Оценка работоспособности проводилась с помощью вычисления индекса Гарвардского степ-теста. В начале учебного года контрольная и экспериментальная группы показывали практически одинаковый результат, а именно: средний индекс них был равен 58. В конце года средний индекс в контрольной группе практически не изменился, а в экспериментальной стал равным 75.

В конце года в контрольной группе количество испытуемых по показателям работоспособности распределилось следующим образом:

• слабая работоспособность — 10,5%,

• ниже средней — 88%,

• средняя — 1,5%;

в экспериментальной группе:

• ниже средней — 6%,

• средняя — 84%,

• хорошая — 10% .

Эффективность разработанных

моделей рационального двигательного режима обусловлена темпами прироста большинства исследуемых социально-педагогических показателей у детей экспериментальной группы:

• увеличение численности и стабилизация состава групп, занимаю-

щихся в школьных спортивных секциях и кружках;

• рост посещаемости учебных занятий;

• повышение успеваемости — как по физической культуре, так и по общеобразовательным предметам;

• укрепление здоровья, снижение количества пропущенных по болезни занятий;

• активизация участия школьников в спортивно-массовых мероприятиях.

По всем показателям был рассчитан t-критерий Стьюдента между контрольной и экспериментальной группами. Критерий указал на статистически достоверное различие между этими группами, что подтверждает эффективность предложенной технологии.

литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н., Мустафина Л.Н, Стрельцова Н.Я. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / / Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4.

2. Медведев Д.А. Тексты выступлений на официальных мероприятиях // URL: http://www.kremlin.ru

3. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности: Монография. — М.: Физическая культура, 2006. — 256 с.

4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 272 с. |

Преподаватель XXJ_

1ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.