Научная статья на тему 'Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе'

Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
807
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCHOOL RISK FACTORS / CHRONIC DISEASES OF CHILDREN / PHYSICAL TRAINING / SPORTS / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTHPROTECTING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревякина В. И.

Рассмотрены проблемы неблагополучного состояния здоровья учащихся, отмечены школьные факторы риска, определены ресурсы улучшения ситуации посредством повышения двигательной активности, занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH APPROACH TO THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN SCHOOLS

The article deals with the problems of ill health of students; it shows risk factors; identifies resources to improve the situation by increasing motor activity, physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 796.011.1

В. И. Ревякина

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Рассмотрены проблемы неблагополучного состояния здоровья учащихся, отмечены школьные факторы риска, определены ресурсы улучшения ситуации посредством повышения двигательной активности, занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: школьные факторы риска, хронические заболевания детей, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

Физическая культура и спорт - это одна из граней общей культуры человека, здорового образа жизни. В настоящее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости повышения массовости физической культуры как составляющей здорового образа жизни, о чем еще в начале XX в. пророчески писал доктор и педагог В. С. Пирусский [1].

Пропаганда здорового образа жизни стала стратегической задачей национального масштаба, так как многочисленные медико-гигиенические и психофизиологические исследования, результаты всероссийских диспансеризаций, отчеты призывных комиссий и собственные наблюдения автора свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья подрастающего поколения.

В современной школе, по данным медицинской статистики, лишь 10 % учащихся здоровы, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Одинаково неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся наблюдается и в массовой общеобразовательной школе, и в учебных заведениях повышенного типа - гимназиях, лицеях: повышенная невротизация, неблагоприятные изменения артериального давления, снижение функциональных резервов, хронические болезни. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо использовать управляемые факторы, не требующие дополнительных финансовых затрат. Отнесем сюда соблюдение гигиенического режима в школе и дома, проведение оздоровительных закаливающих мероприятий, оптимизацию показателей внутришкольной среды, обучение здоровому образу жизни. Отметим, что состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (типа конституции, пола, возраста, темпов физического развития), так и от факторов окружающей среды (суммарной школьной нагрузки, прожи-

вания в городских или сельских условиях, занятий спортом).

Основными рисками нарушения здоровья детей следует считать:

- несоответствие школьных программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

- увеличение темпа и объема учебной нагрузки во всех типах образовательных учреждений;

- возрастание уровня учебного стресса (до 80 % учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса);

- раннее начало дошкольного систематического и чрезмерно интенсивного обучения;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка;

- нарушение гигиенических нормативов отдыха детей (у большинства школьников дефицит сна составляет более 2 часов).

Требования необходимости разработки специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников аргументированы важными государственными документами, определяющими стратегию развития и системы образования и государства в целом, о чем свидетельствуют:

- Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;

- Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы».

В этих и других государственных документах намечены конкретные пути и средства решения существующих проблем. Осознание связи между состоянием здоровья учащихся и образовательным процессом способствовало появлению ряда иссле-

дований, рассматривающих различные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников средствами образования. Стало очевидно, что воспитательная система, изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения здоровья школьников. Однако следует подчеркнуть, что в масштабе страны внедрение новых педагогических технологий в практику образования, к сожалению, не сопровождается оценкой их влияния на процесс психофизического развития и состояния здоровья школьников.

Как видим, на уровне государства утверждены, частично функционируют и документально являются приоритетными важнейшие направления по реализации развития физической культуры и спорта с целью укрепления здоровья населения.

Известно, что здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья - задача сложная, но она может быть решена посредством формирования привычек к здоровому образу жизни через моделирование траектории индивидуального физического развития, через проект общешкольной программы «Здоровье», которая предполагает разработку научно-методического и организационного обеспечения. Это означает, что сегодня помимо базовых федеральных и региональных учебных программ школами могут разрабатываться и внедряться авторские программы по физической культуре.

Валеологический подход к процессу образования состоит в том, чтобы найти возможности сохранения и улучшения здоровья учащихся еще до возникновения каких-либо признаков заболевания, развить у молодого человека мотивацию быть здоровым.

Физическая культура - единственный предмет в школьной программе, который непосредственно связан со здоровьем учащихся, поэтому понятия физическая культура и здоровье взаимосвязаны и взаимообусловлены [2]. Физическая культура нужна не для того, чтобы готовить человека только к последующим занятиям большим спортом и к спортивным достижениям, это средство укрепления здоровья и выработки готовности к самым различным видам деятельности.

Несмотря на то, что сейчас заниматься каким-либо видом спорта модно, престижно, актуально, статистика свидетельствует, что интерес учащихся к урокам физической культуры с каждым годом снижается. Если в младших классах этот урок находит свое место среди любимых, то с переходом

на более высокие ступени обучения интерес к физической культуре вытесняется другими приоритетами, и, следовательно, по этой причине в спортивных секциях занимается не более 20 % школьников от общей численности учащихся.

Общеизвестно, что у современных детей и подростков кардинально сменились досуговые интересы и внешкольные приоритеты, несущие ответственность за максимальное снижение двигательной активности. В этой связи основным резервом поддержания нормы здоровья и хорошего самочувствия остаются школьные уроки физкультуры, вырабатывающие некоторую привычку к регулярным физическим занятиям, что необходимо растущему организму для гармоничного развития. Несомненным плюсом занятий физкультурой в школе является то, что при хорошей погоде все занятия проводятся на улице с использованием нетрадиционных для обычных уроков видов (катание на санках), игровой деятельности (лапта, городки, народные подвижные игры). И это становится особенно привлекательным для учащихся. Доказано, что урок физкультуры вне спортивного зала на открытом воздухе является эффективным видом аэробной деятельности, способствующей повышению работоспособности сердца, легких и сосудов, то есть ведет к улучшению общего физического состояния и здоровья. Таким образом, задача современной школы - сохранить и укрепить здоровье детей посредством физических нагрузок, адекватных возрасту и конституции, привить культуру сознательного и грамотного отношения к своему здоровью. Решение этих задач обязывает учителя принимать конкретные педагогические меры, а именно:

- повышать мотивацию школьников к занятиям физкультурой и спортом;

- вооружать знаниями, умениями и навыками, необходимыми школьнику для самостоятельного использования средств физической культуры с целью достижения физической крепости организма.

В начальной школе почти половина учеников считают уроки физкультуры в своих школах интересными, 10 % называют эти уроки скучными, а ведь в количественном отношении это очень большая категория школьников, не замотивирован-ная на укрепление здоровья средствами двигательной активности. Между тем с древних времен общеизвестно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это означает, что большинству образовательных учреждений следует акцентировать внимание на проблемах создания оптимальных условий для реализации биологической потребности детей и под-

ростков в двигательной активности в течение всего учебного дня [3].

Для этого необходимо восстановить несколько оттесненные на второстепенный план малые формы физического воспитания: гимнастику до занятий, физкультурные минутки на переменах и физкультурные паузы на уроках, оптимизировать уроки физической культуры и рационально использовать введенный третий час физкультуры, а также возобновить работу школьных спортивных секций и факультативов, групп ОПФ, корригирующей гимнастики.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, игромания, компьютерная зависимость);

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся система образования и массовая семейная практика, как показывает опыт, не формируют у школьников должной мотивации к здоровому образу жизни. Большинство взрослых людей, то есть родителей, знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, а малоподвижный образ сокращает длительность жизни, однако при этом не считают нужным избавляться от своих пристрастий, демонстрируя детям своим примером негативный образец поведения. Неправильное, не-

рациональное питание учащейся молодежи (перекусы чипсами, сладостями, продуктами категории £а81-£ооф приводит к увеличению числа людей с избыточным весом, что, в свою очередь, порождает болезни и даже инвалидность.

Важнейший фактор здорового образа жизни -двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии. Почти каждый взрослый человек знает, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность, от которой особенно страдают школьники. Наибольшую часть своего времени они проводят сидя за партой в школе, а дома за письменным столом и у экрана компьютера. Компьютеризация учебного процесса усугубила обездвиженность учащихся. Два-три урока в неделю физкультуры не компенсируют недостаток физических нагрузок и двигательной активности, к тому же заметим, что нередкими являются случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Оптимальный двигательный режим предполагает учет не только исходного состояния здоровья, но также частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия физической культурой и спортом должны базироваться на общеизвестных принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, дифференциации и индивидуализации. Доказано практикой, что наилучшие результаты дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включать также упражнения на гибкость.

Таким образом, разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения позволяют повысить уровень здоровья учащихся, способствуют предупреждению и коррекции нарушений здоровья и, следовательно, обеспечивают повышение качества образования.

Список литературы

1. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX - начала XX в. Томск: изд-во ТГПУ, 2013. 202 с.

2. Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. М.: Медицина, 1990.

3. Воскребенцева Ю. В. Совершенствование работы по оздоровлению учащихся средствами кинезитерапии // Мир образования - образование в мире. 2011. № 3. С. 164-166.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор Томский государственный педагогический университет

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634041 E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 31.12.2013.

V I. Revyakina

HEALTH APPROACH TO THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN SCHOOLS

The article deals with the problems of ill health of students; it shows risk factors; identifies resources to improve the situation by increasing motor activity, physical training and sports.

Key words: school risk factors, chronic diseases of children, physical training, sports, healthy lifestyle, health-protecting technologies.

References

1. Lobanov V. V., Revyakina V. I. Pedagogy of Dr. Pirusskiy: innovative experiments of recreational and educational work in Siberia of late XIX - early XXcenturies. Tomsk: Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2013. 202 p. (in Russian).

2. Oreshkin Yu. A. To health through physical education. Moscow, Meditsina Publ., 1990. (in Russian).

3. Voskrebentseva Yu. V. Enhancement of works on the improvement of the health of pupils by means of kinetotherapy. The world of education -education in the world, 2011, no. 3. pp. 164-166. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University

Ul. Kievskaya 60, Tomsk 634061 E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.