Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС'

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВХУТЕМАС / АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1920-30 ГОДОВ / АССОЦИАЦИЯ НОВЫХ АРХИТЕКТОРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Машин Р.В., Волков Е.М.

В статье рассмотрены этапы формирования творческой школы архитекторов имевшей важное практическое значение для советского градостроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RATIONALISM AS REALIZATION OF CREATIVE HERITAGE OF HIGHER ART & TECHNICAL WORKSHOPS (VKHUTEMAS)

The article considers the stages of the formation of the creative school of architects, which was of great practical importance for Soviet urban planning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

(CONSTRUCTION & ARCHITECTURE)

УДК 728.03

Машин Р.В.

преподаватель кафедры дизайна Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

Волков Е.М.

студент кафедры дизайна Московский региональный социально-экономический институт

(г. Видное, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАС

Аннотация: в статье рассмотрены этапы формирования творческой школы архитекторов имевшей важное практическое значение для советского градостроения.

Ключевые слова: ВХУТЕМАС, архитектура Москвы 1920-30 годов, Ассоциация новых архитекторов.

ВХУТЕМАС ((В)ысшие (ху)дожественно-(те)хнические (мас)терские ) в 1920-е годы (с точки зрения архитектурной школы) представлял собой уникальную творческую среду, в которой бок о бок гармонично развивались творческие течения, придерживающиеся весьма различающихся (часто противоположных) творческих принципов.

В 1920-1923 годах на факультете архитектуры постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские (И. В.

Жолтовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев, Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л.А. Веснин и другие), объединённые левые мастерские — Обмас (Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский и Н.В. Докучаев) и мастерская «экспериментальной архитектуры» (И.А. Голосов и К.С. Мельников). В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А.А. Веснина, куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерских.

Рисунок 1. Здание высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)

Важнейшим архитектурным направлением, представленным во ВХУТЕМАСе 1920-х годов, стал неоклассицизм (школа И.В. Жолтовского) -творческое направление, основой которого являлось обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

В противовес ему сформировался конструктивизм - реализация творческого наследия мастерской А.А. Веснина. Творческая концепция

конструктивизма характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство - народу. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

В определенной степени творческое противостояние неоклассицизма и конструктивизма стало в советской архитектуре 1920-х годов столкновением старой, «классической» художественной идеологии (или «белой») и идеологии новой, «пролетарской» (или «красной»).

Как и во всех проявлениях «политизированного» функционального конфликта, достаточно быстро обозначилась востребованность «третьего пути» - деидеологизированного, свободного от крайностей как «белого», так и «красного» направления в архитектуре.

Таким направлением в советской архитектуре предвоенного периода стал рационализм, ставший своего рода олицетворением «здравого смысла» в противовес идеологическим догмам.

Основателем нового стиля стал Николай Ладовский - один из ведущих преподавателей ВХУТЕМАС периода 1920-х годов. Ладовский писал: «Архитектура - это искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве. Рационализм характеризовался лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.

Весьма часто Николаем Ладовским в практической деятельности применялись круглые, шаровые формы: именно такие формы позволяют получить из фиксированного количества материалов конструкцию максимального объема.

Творческой основой рационализма стал поиск своего рода компромисса между неоклассицизмом, отрицавшим новаторство в искусстве (стоит отметить, что все будущие рационалисты прошли во ВХУТЕМАСе через неоклассику высокого художественного уровня), и конструктивизмом, опиравшимся на принципиальный отказ от творческого наследия предшествующего периода.

Сам Николай Ладовский, комментируя это, писал: «Бунт модернизма против бессмысленного археолого-стилизаторства был «усмирен» возвращением к ложно-классицизму... Мечты архитекторов были устремлены в прошлое» (статья «Революция в архитектуре», 1927).

Рационализм 1920-х - 1930-х годов стал своего рода «искусством для народа», не примитивным, но ставящим во главу угла комфорт и восприятие пространства простым человеком. Не утилитарная функция, не материал и не конструкция, а именно пространство играет решающую роль в вопросах формообразования.

Рисунок 2. Н. Ладовский конкурсный проект советского павильона на международной выставке 1925 год в Париже (1924г.)

Важное значение Николай Ладовский уделял практичности новой архитектуры, указывая:

«Стиль... выражение умонастроения эпохи, ее реализма, коллективизма и машинизации ... основной признак - рационализм и энергетика. Этот стиль и зародился тогда же, во время голода, холода и разрухи» .

Статья «Революция в архитектуре», 1927г.

Практическими примерами воплощения Николаем Ладовским творческих принципов разработанного им стиля стали:

- наземный павильон стации метро «Красные ворота» [3, с. 5];

- жилые корпуса Тверская улица, 6 стр. 3 и 5 [4, с. 6];

- перронный зал станции метро «Лубянка» [6, с.6].

Рисунок 3. Наземный павильон стации метро «Красные ворота»

Рисунок 4. Жилой корпус на Тверской улице

Рисунок 5. Перронный зал станции метро «Лубянка»

Весьма интересны и его экспериментальные разработки, например, экспериментальный проект коммунального дома (1920).

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителей выставки произвели проекты Николая Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически неизвестного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры - своеобразного антипода «белому» и «красному» искусству.

Под влиянием этой выставки студенческие массы перешли в наступление против своих устаревших руководителей и их методов. Это наступление отличалось победой на учебном фронте ВХУТЕМАСа, введшего предложенную Ладовским новую программу психоаналитического метода преподавания и рационалистического взгляда на архитектуру.

Впоследствии из группы архитекторов-рационалистов ВХУТЕМАСа образовалась "Ассоциация новых архитекторов" - "АСНОВА".

Рисунок 6. Иллюстрация к статье Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) 1923 г.

Видными ее членами, помимо Николая Ладовского, стали Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский, А.М. Рухлядев, Л.М. Лисицкий, А.В. Бунин, А.Ефимов, В.И.

Фидман, С.Мочалов, В.С. Балихин и другие. Начиная поиски новой архитектуры, члены группы Ладовского решить для себя и вопросы о влиянии на творчество наследия и традиций. Это были молодые архитекторы, получившие основательную подготовку работы в «стилях» (неоклассицизма и конструктивизма).

При этом Николая Ладовского как педагога отличал акцент в преподавании на понимании функционально-логических связей, логики преобразования пространства и формирования конструкции, а не копировании тех или иных образов, созданных в предшествующий период (на консультациях Ладовский никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал своё, новое; задачу ставил всегда устно, апеллируя к логической стороне, а не образному мышлению ученика).

Следствием являлось создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах.

Весьма интересны творческие подходы Н. Ладовского к градостроительству. Так, в конце 1920-х годов им был разработан оригинальный план развития города Москвы. По мнению Николая Ладовского, принятая в качестве основной в Генеральном плане развития Москвы радиально-кольцевая форма развития города со временем приведет к градостроительному тупику: развитие «колец» будет происходить, по сути, друг за счет друга, на определенном этапе станет причиной чрезмерного уплотнения застройки и невозможности в этих условиях полноценного развития городской инфраструктуры.

Фактически, в 2010-е годы мы все могли видеть, как реализовались практически все предупреждения Николая Ладовского:

- среди крупнейших мировых мегаполисов с сопоставимой численностью населения Москва занимает наименьшую площадь;

- отсутствие свободного городского пространства внутри замкнутых концентрированных колец привело к необходимости применения принципа «точечной» застройки города;

- «точечная» застройка привела к локальным перегрузкам городской инфраструктуры, Москва стала «чемпионом мира по пробкам», значительно снизилось качество жизни во многих районах из-за нехватки мест в детских садах, школах, больницах;

- сверхвысокая плотность населения и отсутствие свободного пространства привели к невозможности реконструкции городской инфраструктуры - своего рода «замкнутый круг».

В противовес радиально-кольцевой концепции развития Москвы, Николай Ладовский предложил свою: предполагалось разомкнуть одно из колец, дав возможность развития города в одном из направлений, создав таким образом «ось» динамического развития города, в качестве которой Ладовский предложил Тверскую улицу (которая должна была обеспечить развитие Москвы в северозападном направлении).

По Ладовскому, город со временем должен приобрести форму кометы с историческим центром в качестве ядра.

Рисунок 7. Развитие построек Москвы по теории Н. Ладовского

Можно сказать, что современный проект расширения Москвы (Новая Москва) является практическим воплощением идеи Николая Ладовского, высказанной почти век назад: единственной разницей явилось то, что хвост кометы направлен не на северо-запад, к Санкт-Петербургу, а на юго-запад, к Калуге.

¿Шра Т-п£

N

Рисунок 8. Развитие территорий Новой Москвы

Это дает основания утверждать, что если бы идеи Николая Ладовского были приняты изначально, то Москва развивалась бы примерно так же, как и сейчас, но гораздо более сбалансированно, с меньшей нагрузкой на исторический центр и спальные районы внутри концентрических колец.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02924-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514376

2. Заварихин, С. П. Архитектура первой половины XX века : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07342-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513835

3. Цирес, А. Г. Искусство архитектуры / А. Г. Цирес. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 272 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53405825-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516097

Mashin R.V.

Lecturer of the Department of Design Moscow Regional Socio-Economic Institute (Vidnoye, Russia)

Volkov E.M.

Student of the Department of Design Moscow Regional Socio-Economic Institute (Vidnoye, Russia)

FORMATION OF RATIONALISM AS REALIZATION OF CREATIVE HERITAGE OF HIGHER ART & TECHNICAL WORKSHOPS (VKHUTEMAS)

Abstract: the article considers the stages of the formation of the creative school of architects, which was of great practical importance for Soviet urban planning.

Keywords: VKHUTEMAS, architecture of Moscow 1920-30, Association of New Architects, Higher Art & Technical Workshops.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.