Научная статья на тему 'Формирование расходов на образование в России'

Формирование расходов на образование в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION / "МАЙСКИЕ УКАЗЫ" ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНА / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ / EDUCATIONAL REFORM IN RUSSIA / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ / FEDERAL LAW ON EDUCATION / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / PER CAPITA FINANCING / "MAY DECREES" OF VLADIMIR PUTIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалов И.Н., Авдюков Ф.В.

В статье представлены данные о государственной политике и правовом регулировании отношений в сфере образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы развития и формы финансирования в области образования. Приведены данные о расходах консолидированного бюджета в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of expenses for education in Russia

The article presents data on state policy and legal regulation of relations in the sphere of education in the Russian Federation. The basic stages of development and forms of financing in education are reviewed in the article. The data on the expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation are presented too.

Текст научной работы на тему «Формирование расходов на образование в России»

Abstract

At present, Russia has an innovative transitional system that combines elements of the old, administrative-command NIS and a new innovation system characteristic of market economies. To the market NIS can be attributed the created financial and material infrastructure and the very small innovative enterprises.

Keywords:

innovation process; innovative

enterprises, innovative business,

innovative entrepreneurship, innovative

infrastructure.

Date of receipt in edition:

5.11.17

Date of acceptance for printing: 8.11.17

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

И.Н. Коновалов, Ф.В. Авдюков Московский политехнический университет

Аннотация

В статье представлены данные о государственной политике и правовом регулировании отношений в сфере образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы развития и формы финансирования в области образования. Приведены данные о расходах консолидированного бюджета в Российской Федерации.

Ключевые слова:

Государственная политика в сфере образования; «майские указы» президента Российской Федерации В.В.Путина; образовательная реформа в России; федеральное законодательство об образовании; подушевое финансирование. История статьи:

Дата поступления в редакцию 14.11.17 Дата принятия к печати 16.11.17

Одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации - это развитие системы образования. Поэтому актуальным представляется рассмотрение вопросов о том, когда в Российской Федерации возникла потребность в образовании; именно с какого момента образование стало одним из направлений деятельности государства, а также, когда появились расходы на образование в системе бюджетных расходов. Учитывая, что система образования, включает в себя несколько уровней, то предстоит разобраться в том, когда в системе государственных расходов появились расходы на дошкольное, общее среднее и высшее образование.

Именно с выходом Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в статье 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципальных образовательных учреждений», государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В данной статье Закона «Об образовании», сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги...».

Виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в сфере образования.

Формирование расходов на образование в России

Новая образовательная услуга представляет собой обучение по новым программам и новым курсам общего и профессионального образования. Программы и курсы профессионального образования легко превратить в товар по договорам платного обучения.

7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента РФ В.В.Путиным было подписано 11 указов, 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012-2020 годов. Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» составлял 24 поручения.

1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Введено нормативно-подушевое финансирование — это финансирование образовательной организации в расчете на одного обучающегося: утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество.

Данная мера направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования и качества образовательной услуги общего образования в сочетании с недопущением снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений. Это основное направление модернизации образования.

Преференциальное распределение средств порождает дисбаланс в предоставлении образовательных услуг и ставит под угрозу важнейший принцип равного доступа к образованию.

В настоящее время почти повсеместно признано, что наиболее предпочтительным методом распределения ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса. Она часто называется «подушевое распределением средств» или «нормативно-бюджетным финансированием».

Она означает, что объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся, а не от территории с большим количеством школьных зданий и учителей, получавших неоправданно завышенное количество средств, а интересы других регионов, с небольшим числом школьных зданий, но со значительным количеством учащихся, зачастую игнорировались.

Другими словами, количество выделяемых средств соответствует потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого обучающегося.

Основная проблема при переходе на подушевую схему финансирования заключается в разработке оптимальной схемы, которая бы в полной мере отвечала критериям эффективности и справедливости, основываясь на принципах построения формулы финансирования на основе спроса.

Для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги, учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений.

Норматив финансового обеспечения образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) — это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в образовательных учреждениях образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в год.

Он определяется с учетом направленности образовательных программ, форм и профилей обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность.

Региональный подушевой норматив финансового обеспечения должен учитываться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Осуществление бюджетным и (или) автономным учреждением приносящей доход деятельности не может влечь за собой снижения нормативов финансового обеспечения этого учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

По данным Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2015 года расходы консолидированного бюджета на образование составил 9,6% (405,5 млрд. руб.).

Таблица 1

Структура расходов консолидированного бюджета на образование по состоянию на 01.03.2015 года

Разделы ФКР млрд. руб.

1 По всем разделам и подразделам 4 237,1

2 Национальная оборона 1 260,4

3 Социальная политика 1 158,5

4 Образование 405,5

5 Национальная экономика 348,9

6 Здравоохранение 302,0

7 Прочие расходы 761,8

Образование прошло длительный путь от направления деятельности государства в рамках реализации приоритетных направлений государственной политики к одной из приоритетных государственных и общественных потребностей, что сказывается и на формировании государственных расходов на образование.

Литература:

1. Постановление Правительства Москвы № 86-ПП от 22 марта 2011 года «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»;

2. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 г. «Об образовании»;

4. Федерального закона Российской Федерации 01 сентября 2013 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

5. Алексеева С.Г., Ермоловская О.Ю. Анализ и перспективы развития системы образования в РФ. «Вестник Академии». Научный журнал Московской Академии предпринимательства, №2, 2014, (ВАК).

6. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Проблемы и пути формирования инновационного образования в России. Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право № 1, 2011 г., стр. 47—54

7. Алексеева С.Г., Ермоловская О.Ю. Анализ и перспективы развития системы образования в РФ. «Вестник Академии». Научный журнал Московской Академии предпринимательства, №2, 2014, (ВАК).

8. Алексеева С.Г., Болотников С.В. Исследование потребности органов власти Российской Федерации в подготовке кадров по направлению «Государственное и муниципальное управление». Сегодня и завтра Российской экономики. 2014. — № 63. (ВАК).

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Коновалов И.Н., Авдюков Ф.В. Формирование расходов на образование в России. — Системные технологии. — 2017. — № 25. — С. 23—25.

FORMATION OF EXPENSES FOR EDUCATION IN RUSSIA Konovalov I.N., Avdyukov F.V., Moscow Polytechnic University

Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления..

Abstract Keywords:

The article presents data on state policy and legal regulation of relations in the State policy in the sphere of education;

sphere of education in the Russian Federation. The basic stages of development «May decrees» of Vladimir Putin, the

and forms of financing in education are reviewed in the article. The data on President of the Russian Federation;

the expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation are educational reform in Russia; the Federal

presented too. law on education; per capita financing.

Date of receipt in edition:

14.11.17

Date of acceptance for printing:

16.11.17

УДК 338

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

И.А. Краснокутский, А.А. Лисовец Московский политехнический университет

Аннотация Ключевые слова:

Одной из ключевых целей административной реформы, проводимой муниципальные услуги, качество,

в России, является обеспечение доступности предоставления государ- стандарт, многофункциональный

ственных и муниципальных услуг, а также формирование единой систе- центр

мы качества. История статьи:

Дата поступления в редакцию 5.12.17

Дата принятия к печати 8.12.17

Необходимость создания и развития института многофункционального центра (МФЦ) закрепила федеральное законодательство. В 2010 году был принят Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг на всех уровнях исполнительной власти, осуществляющей исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с вышеупомянутым Федеральным Законом «многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг — организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна»».

Основными целями создания МФЦ являются:

- реализация принципа «одного окна», то есть создание единого места приема и обслуживания граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- минимизация времени предоставления услуг и сокращение количества документов, предоставляемых заявителем;

- информирование организаций и граждан по вопросам предоставления и оказания той или иной услуги;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.