Научная статья на тему 'Недостатки функционирования инновационной инфраструктуры и пути их преодоления'

Недостатки функционирования инновационной инфраструктуры и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE ENTERPRISES / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспаров Б.Г., Саркисян Д.А.

В настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К рыночной НИС можно отнести создаваемую финансовую и материальную инфраструктуру и сами малые инновационные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disadvantages of the functioning of the innovation infrastructure and ways to overcome them

At present, Russia has an innovative transitional system that combines elements of the old, administrative-command NIS and a new innovation system characteristic of market economies. To the market NIS can be attributed the created financial and material infrastructure and the very small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Недостатки функционирования инновационной инфраструктуры и пути их преодоления»

УДК 658.5

НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Б.Г. Каспаров, Д.А. Саркисян Московский политехнический университет

В настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К рыночной НИС можно отнести создаваемую финансовую и материальную инфраструктуру и сами малые инновационные предприятия.

То, что создано на сегодняшний день, является очень фрагментарным и небольшим по масштабам. Именно поэтому опросы малых предприятий и не выявляют существенного влияния инфраструктуры на успех их деятельности. Фрагментарность и малый масштаб инициатив приводят к тому, что можно говорить о наличии нескольких, достаточно успешных, «демонстрационных моделей» (будь то Фонды или ИТЦ и технопарки), которые не находят дальнейшего распространения.

Есть несколько причин, объясняющих сложившееся положение.

Первое — и это несколько шире обсуждаемого вопроса инфраструктуры — на государственном уровне нет видения будущей модели научно-инновационной сферы. Например, науку можно рассматривать как катализатор экономического развития, а потому она должна иметь сильную инновационную составляющую и ориентироваться на интеграцию с образованием. Будет ли в этой модели развитие осуществляться преимущественно за счет собственных ресурсов или через заимствование технологий?

Вместе с тем сферу науки можно рассматривать как культурное наследие и национальную гордость, как вклад в развитие человечества. Тогда преимущественное внимание должно уделяться поддержке фундаментальных исследований, а технологическое развитие осуществлять за счет импорта. Можно предложить еще несколько моделей. Суть в том, что пока позиции государства по этому вопросу не сформулировано, равно как и нет позиции по вопросу о том, для чего нужен сектор малого бизнеса. Нужно ли создавать условия для роста числа малых фирм (фронтальный подход) или для динамичного роста успешных малых фирм, развитию их инновационной деятельности (структурный подход)?

Есть еще ряд более частных проблем.

1) В целом сохраняется стиль управления, который был принят в административно-командной экономи-

ке. Поэтому основными подходами являются прямое и уравнительное финансирование тех или иных инициатив. Единожды получив статус (например, ИТЦ или технопарка), организация сохраняет его за собой неопределенное время. Серьезного пересмотра статуса по итогам деятельности не проводится.

Аннотация

в настоящее время в России функционирует инновационная система

Ключевые слова:

инновационный процесс; инновационные предприятия, инновационный бизнес, инновационное предпринимательство, инновационная инфраструктура. История статьи:

Дата поступления в редакцию 5.11.17 Дата принятия к печати 8.11.17

переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К рыночной НИС можно отнести создаваемую финансовую и материальную инфраструктуру и сами малые инновационные предприятия.

Б.Г. Каспаров, Д.А. Саркисян

2) Ограниченность поддержки даже приоритетной группы участников инновационного процесса - малых инновационных предприятий. Фактически три фонда со скромными средствами в масштабах страны не в состоянии способствовать становлению малого инновационного бизнеса.

3) Отсутствие косвенного регулирования инновационной деятельности. Сектор малого инновационного предпринимательства, в отсутствии стимулов для крупной промышленности внедрять инновации, не может быть эффективным.

4) Проблемы законодательного регулирования, связанные с функционированием инновационной инфраструктуры.

5) Проблема копирования зарубежных моделей, которое, как правило, осуществляется без учета более широкого экономического контекста, в котором те или иные модели (механизмы) функционируют и развиваются.

В связи со всем сказанным, можно сформулировать несколько общих и более частных предложений.

1. Необходимо срочно вносить поправки в действующее законодательство, в частности в Закон о науке, в Гражданский Кодекс — так, чтобы государственные фонды стали легитимными структурами и все особенности их деятельности были учтены. Сейчас, с введением новой бюджетной классификации, работа фондов почти парализована. Для эффективной работы фондов важно также принятие либерального подхода к распределению прав на интеллектуальную собственность.

2. Поскольку элементы созданной финансовой инфраструктуры (за исключением венчурных фондов) оказались успешными, целесообразно увеличить размеры финансирования фондов из средств государственного бюджета в 2—3 раза, в том числе за счет сокращения базового финансирования организаций государственного сектора науки.

3. В настоящее время перспективным направлением поддержки малого инновационного бизнеса на самой ранней стадии развития является программа СТАРТ, реализуемая Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Нам представляется, что после завершения первого этапа Программы следует рассмотреть возможность создания самостоятельного «посевного» фонда.

Что касается собственно Фонда содействия, то важно было бы ввести практику привлечения в Фонд частных инвесторов и средств из региональных бюджетов.

4. Производственная инфраструктура пока не вносит значительного вклада в развитие малого инновационного предпринимательства. Во-первых, созданной инфраструктуры недостаточно, а во-вторых, действующие структуры консервативны, они не имеют стратегий выращивания малых фирм, поэтому находящиеся в них малые инновационные предприятия как правило стабильно работают, однако практически не происходит их роста и выхода из состава технопарков или ИТЦ.

Для повышения эффективности работы инфраструктуры и поддержки среды для возникновения и развития малого бизнеса целесообразно разработать нормативно-методическую документацию, где определялся бы статус ИТЦ и технопарков, использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности критериев их создания и аккредитации, а также условий предоставления услуг малым инновационным предприятиям. В частности, следует ввести систему срочных контрактов, которые заключались бы руководством технопарков и ИТЦ с малыми фирмами. По условиям таких контрактов могут оговариваться сроки нахождения фирм в составе ИТЦ (технопарков) и обязательства сторон.

5. Для обеспечения связи малых предприятий с крупным бизнесом необходимо задействовать достаточно эффективную систему субконтрактации при выполнении государственных заказов с целью расширения сети субподряда и развития кооперационных связей между малыми и крупными фирмами.

На сегодняшний день в действующей системе закупок для государственных нужд отсутствуют какие-либо законодательные требования к размещению головными заказчиками части своих подрядов среди малых фирм. Необходимо распространить систему квотирования на уровень субконтрактов по государственным закупкам.

Таким образом, под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Первые элементы инновационной инфраструктуры — научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы — были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске, Москве и Зеленограде. В конце 90-х — начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров. В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков.

В настоящее время в России создается национальная инновационная система (НИС). Это — одна из ключевых задач не только для научно-технической сферы, но и для экономики в целом, поскольку эффективная НИС способствует повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Составляющими современной инновационной инфраструктуры являются:

- производственно-технологическая составляющая;

- консалтинговая составляющая;

- финансовая составляющая;

- кадровая составляющая;

- информационная составляющая;

- сбытовая составляющая.

Приведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа практически не начата. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болонин А.И., Алексеева С.Г. Состояние и направления развития инновационной экономики России. «Вестник Академии». Научный журнал Московской Академии предпринимательства, №1, 2014, стр. 5—9 (ВАК).

2. Донцова О.И., Логвинова. Иннгвационная экономика: стратегия и инструменты форм: Уч. пос. / О.И. Одинцова-М: АЛБФА-М НИЦ ИНВФА, Москва, 2016 .

3. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Проблемы и пути формирования инновационного образования в России. Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право № 1, 2011 г., стр. 47—54

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Каспаров Б.Г., Саркисян Д.А. Недостатки функционирования инновационной инфраструктуры и пути их преодоления. — Системные технологии. — 2017. — № 25. — С. 20—23

DISADVANTAGES OF THE FUNCTIONING OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE AND WAYS TO OVERCOME THEM

Kasparov B.G., Sarkisyan DA, Московский политехнический университет

И.Н. Коновалов, Ф.В. Авдюков

Abstract

At present, Russia has an innovative transitional system that combines elements of the old, administrative-command NIS and a new innovation system characteristic of market economies. To the market NIS can be attributed the created financial and material infrastructure and the very small innovative enterprises.

Keywords:

innovation process; innovative

enterprises, innovative business,

innovative entrepreneurship, innovative

infrastructure.

Date of receipt in edition:

5.11.17

Date of acceptance for printing: 8.11.17

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

И.Н. Коновалов, Ф.В. Авдюков Московский политехнический университет

Аннотация

В статье представлены данные о государственной политике и правовом регулировании отношений в сфере образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы развития и формы финансирования в области образования. Приведены данные о расходах консолидированного бюджета в Российской Федерации.

Ключевые слова:

Государственная политика в сфере образования; «майские указы» президента Российской Федерации В.В.Путина; образовательная реформа в России; федеральное законодательство об образовании; подушевое финансирование. История статьи:

Дата поступления в редакцию 14.11.17 Дата принятия к печати 16.11.17

Одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации - это развитие системы образования. Поэтому актуальным представляется рассмотрение вопросов о том, когда в Российской Федерации возникла потребность в образовании; именно с какого момента образование стало одним из направлений деятельности государства, а также, когда появились расходы на образование в системе бюджетных расходов. Учитывая, что система образования, включает в себя несколько уровней, то предстоит разобраться в том, когда в системе государственных расходов появились расходы на дошкольное, общее среднее и высшее образование.

Именно с выходом Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в статье 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципальных образовательных учреждений», государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В данной статье Закона «Об образовании», сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги...».

Виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.