• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •
Е.В. Виноградова,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Институт государства и права Российской Академии наук
E. V. Vinogradova,
Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences evigpran@igpran.ru
DOI:
и
ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ f
В ПРОЕКЦИИ АМБИВАЛЕНТНОСТИ САКРАЛЬНОГО |
» S
Аннотация: статья посвящена исследованию проекции системы сакральное-
профанное на процессы формирования публичной власти. Система сакральных
и профанных ценностей в конструкциях создания основ публичной власти позволяет |
переформатировать основы регулирования столь важных для современной России ®
общественных отношений. Использование философских, социологических взглядов, !
предопределяющих вариативность правовых концепций, создает теоретические пред- §
посылки для создания новых подходов к гарантиям реализации принципов правовой °>
государственности. Сакральное и профанное как элементы одной системы позволя- |
ют анализировать право в разных его ипостасях. При этом важно отметить, что J
в любом объекте может проявляться и сакральное, и профанное. Акцент на иссле- §
дование сакрального обусловлен тем, что оно чаще всего считается аксиологической |
доминантой в этой паре. ^
со 0}
Ключевые слова: система сакральное-профанное, амбивалентность сакраль- §
ного, формирование публичной власти, органы государственной власти и местного j
самоуправления. !
§
О
FORMATION OF PUBLIC AUTHORITY О
IN THE PROJECTION OF THE AMBIVALENCE |
OF THE SACRED |
о
Abstract: the article is devoted to the study of the projection of the sacral-profane 147
system into the processes of formation ofpublic authority. The system ofsacred and profane -
values, in the constructions of the formation of the foundations of public power, makes it n
possible to reformat the foundations for regulating social relations that are so important ™
for modern Russia. The use of philosophical, sociological approaches that predetermine |
the variability of legal concepts creates theoretical prerequisites for creating new approaches g
to guarantee the implementation of the principles of legal statehood. The sacred and S
the profane as elements ofone system allow us to analyze law in its various forms. At the same О time, it is important to note that both the sacred and the profane can manifest themselves in any object. The emphasis on the study of the sacred is due to the fact that it is most often considered the axiological dominant in this pair.
Keywords: .sacred-profane system, .sacral ambivalence, formation of public authority, public authorities and local self-government.
Формирование публичной власти в современной России - процесс, нуждающийся в доктринальном осмыслении. Многие аспекты наделения полномочиями лиц, замещающих должности в органах государственной власти и местного самоуправления, трансформируются под влиянием глобальных процессов, происходящих в стране и мире. В связи с эволюцией конституционно-правового пространства, обусловленного конституционными поправками1 [1], принятие которых контекстно связано с осознанием необходимости интеграционных и дезинтеграционных процессов, детерминирует запрос российского общества на сохранение исторических, культурных, философских традиций. Декларирование существова-.Q ния системы объединяющих народ общих ценностей предопределяет важность анализа их влияния на нормы морали, нравственности, права.
№ Аксиологические основы правового регулирования многих § процессов, происходящих в современной России, формируются со концепциями наук гуманитарного цикла - философии, социологии, 2 политологии. Использование для изучения становления и эффективного функционирования публичной власти одной из систем, имеющих — междисциплинарный характер - системы сакральное-профанное, g видится очень продуктивным не только с точки зрения правовой jj доктрины, оно имеет потенциал для практической реализации. § Система сакральное-профанное получила развитие благодаря ^ работам выдающегося социолога Эмиля Дюркгейма. Она противопоставляет в формате контрфорса священное и мирское, божественное
CQ
о и человеческое, естественное и сверхъестественное. В этом исследо-g вании употребление понятия контрфорс, уже использованное в других С работах по правовой тематике [2, с. 72-78; 3, с. 7-12], не кажется нарочитым. Действительно, данный термин, обозначающий в архи-148 тектуре взаимное воздействие двух сил, усиливающих конструкцию, видится вполне уместным для анализа феномена сакральное-про-CV фанное. В работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля исследованы ® возможности противостояния сакрального и профанного в социуме, ^ что обусловлено их взаимодействием как элементов внутри одной общей системы.
1 Прежде всего на это повлияло принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1 ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Парность понятий сакральное и профанное предполагает, что они существуют как антитеза. Определяясь через смысловые оттенки синонимов, формируя одну контрфорсную систему, сакральность и профанность создают потенциальный ресурс идейно-ценностных начал для человека как члена общества. Понятие сакрального как некой формы священного, сверхъестественного, трансцендентного, высокого противопоставляется профанному - мирскому, обыденному [4, с. 24-47].
Система сакральное-профанное является предметом исследования многих наук. Кроме традиционных теологии, философии [5] и социологии, в последнее время появляются работы по культурологии, в филологии, истории и даже архитектуре [6; 7]. В настоящей статье s предпринята попытка, транслируя систему сакральное-профанное о в право [8, с. 24-31; 9; 4, с. 24-47], проанализировать некоторые | аспекты формирования публичной власти. а
Проекция системы сакральное-профанное в плоскость права |
обусловлена гипотезой, что одна из граней права существует в виде |
высоких идеалов, другая его часть востребована в ежедневной обы- о
денной жизни. Это позволяет предположить существование права о
сакрального и права профанного. Сакральное право ориентировано И
на формирование в социуме истины, идей добра и справедливости, в
которые интуитивны, проявляются через модели бессознательного, по- S
рой через метафизические откровения. Профанное право, основанное |
на опыте реальной жизни, использует рациональные средства и мето- I*
ды и форматируется как правоприменение. В своей открытой лекции, |
председатель Конституционного суда России В. Д. Зорькин отмечает, О
что «в культуре каждого общества есть сильные и слабые стороны, |
и только их учет соединяет право как идеальные принципы должного s
и справедливого и право как реальную нормативную систему» [10]. g
Сакральное и профанное как элементы одной системы позволяют | анализировать право в разных его ипостасях. При этом важно отме- о тить, что в любом объекте может проявляться и сакральное, и профанное. Акцент, сделанный в этой работе на исследование сакраль- 149 ного, обусловлен тем, что оно чаще всего считается аксиологической ^ доминантой в этой паре. и
Любой социумный объект сам по себе нейтрален, отношение g
к нему зависит от восприятия, которое может быть как позитивным, -g
так и негативным. Положительное либо отрицательное отношение о
к сакральному объекту создает разные полюса сакральности. Этот а феномен, получивший название амбивалентности сакрального, нашел отражение в культуре, философии, социологии. В литературе она стала
базовым приемом «готического романа». В философии эта концепция создает антитезу аполлонического и дионисийского начал и раскрывается в работах многих философов. Интересно отметить, что определенный интерес проявлял к ней Ницше [11, с. 65; 12]. Позитивное сакральное в социологии Дюркгейма присуще защитникам «физического и морального порядка» [12], является источником «...жизни, здоровья и всех ценимых людьми добродетелей» [12]. Негативное сакральное олицетворяет «зло и нечистые силы, источники беспорядка, причины смертей и болезней, зачинщики кощунства. Единственное чувство, которое люди к ним испытывают, это страх, который обычно сопровождается отвращением» [12]. Значительное влияние на развитие понятия амбивалентности сакрального оказали работы Фрейда, в частности его «.концепция жуткого («unheimlich»)» [13].
Амбивалентность сакрального - это два полюса, на одной стороне „о которого чувства, созвучные с почтением, на другом, то, что вызывает го отвращение. При этом такая гамма отношений к самому предмету, который сакрально нейтрален, не относится. Эмоциональная окраска а не имеет касательства к системе сакральное-профанное, она раскры-§ вает сущность сакрального.
со Эти рассуждения вполне могут оставаться в плоскости теорети-2 ческих парадигм. Однако в массовом сознании с негативным проявлением сакрального зачастую отождествляется профанное. Но если
s
— о сакральном всегда судить как исключительно о чем-то хорошем, g отводя профанному роль плохого, мы растворяем смысл концепции системы сакральное-профанное. При таком подходе предположение о негативизме профанного, как некоторой его обязательной характеристике исключит существование правовых конструктов профанного в виде правоприменения. Однако в обыденном, реальном, мирском о нет ничего негативного. Термин «профанное» происходит от грече-g ского «pro», означающего «до» или «прежде», и латинского «fanum» С - «храм», т. е. профанное - это то, что вне храма, до него, то, что обычно происходит в жизни, вне стен церкви. Это нельзя считать 150 ни плохим, ни скверным. Это всего лишь обыкновенно. Сакральное ^ и профанное соотносятся как элементы системы, скорее, как «обычное CV и возвышенное», а не как «хорошее и плохое».
® Позитивные и негативные коннотации для сакральных ценностей контекстно предопределены амбивалентностью сакрального. Можно предположить, что в правовом пространстве в рамках отраслей права это создает спектр проявлений. Сакральность гражданско-правовой свободы договора, может поворачиваться гранью злоупотребления правом. В уголовно-правовых отношениях принцип неотвратимости
S
с
о
ответственности легко трансформируется между полюсами справедливости и жестокости. Но эти трансформации не делают сакральное профанным. Это проявление амбивалентности сакрального, изменение «цвета» правового принципа не снижает уровень его ценности.
Придание профанному оттенка негативности разрушает идею о профанности правоприменения. Однако очевидно, что именно правоприменение поддерживает эффективность публичной власти. Формирование органов власти - важнейшая функция государства. Ее реализация требует баланса общественных сил, придания социуму устойчивости и равновесия. Власть в любой современной стране транслируется и проявляется в обществе через право и может в эффективно и долговременно существовать только в случае легити- 1 мации власти правом. Правовая реальность создает публичной власти * возможность организовать общественную жизнь, выравнивая потреб- Ц ности личности, общества, государства [8, с. 24-31]. а
Если переходить от теоретических конструкций в плоскость практической значимости идеи проекции системы сакральное-профанное | в сферу формирования органов публичной власти, то необходимо * начать с тезиса, что все человеческие потребности с высокой долей Й условности можно делить на сакральные и профанные. Реализация И гарантий таких профанных прав, как право, на чистую воду, воз- в дух, пищу и т. п., предполагает консолидацию усилий разных стран. | Что же касается сакральных прав, то здесь все значительно сложнее. | Удовлетворение духовных потребностей
неизвестными. Уровень регулирования гарантий их обеспечения не- | очевиден. Вспоминая всем известную пирамиду Маслоу, можно про- г иллюстрировать эту задачу, установив некий рубеж, который разделяет | потребности профанные и сакральные. Далее можно предположить, 8 что чем выше эта граница, тем более удовлетворены сакральные по- Ц требности гражданина (или подданного) в том или ином государстве. | Удовлетворение сакральных потребностей жителей страны — это то, о что должна обеспечивать публичная власть на любом уровне.
В этой концепции очевидно, что право формирования органов 151 публичной власти в государстве должно быть отнесено к сакраль- ^ ным. Оно реализует потребности человека весьма высокого уровня. и Потребности, в которых повседневная жизнь трансформируется в вы- § сокие идеалы правды, справедливости, ответственности за страну... -з
Логично предположить, что если реализация профанных прав обе- о
со
спечивается не только нормами внутреннего законодательства страны, но и международными договорами, общепризнанными принципами и нормами, то наличие надгосударственных механизмов для обеспече-
ния реализации гарантий этих прав, допустимо и обосновано. Что касается прав сакральных, то здесь отсутствие межгосударственных форматов общения обеспечивает достаточно высокий уровень свободы для внутригосударственного регулирования. В этой связи возникает предположение, что присутствие наблюдающих за проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления представителей других государств видится, мягко говоря, излишним. Формирование публичной власти от нормативного регулирования до процедуры - внутреннее дело суверенного государства. Участие в этом процессе иностранных организаций и лиц не может являться основанием для определения «легитимности» выборов. Государство само вправе устанавливать критерии, атрибутирующие поддержание доверия граждан к выборам. Как эти критерии могут устанавливаться, зависит от правовых традиций, и, вероятно, главное в этом процессе „о - провозглашение принципа независимости от мнения других стран или межгосударственных образований как части государственного суверенитета.
№ Амбивалентность сакральности в этой проекции проявляется § в том, что позитивное отношение к власти, поддержание доверия § к законам и действиям государства создает ресурс, важный для укре-2 пления правовой государственности. Негативная сакральность может ^ формировать недоверие, пренебрежение, желание снизить авторитет — власти. Амбивалентность сакральности, проявленная в процессе фор-§ мирования публичной власти, должна корректироваться внутренним 5 правом страны. Постольку поскольку право «.. .как нечто, призванное § регулировать движение именно нашего социального, культурного, С
I 00
О
государственного, политического «потока» [10], формируется на протяжении веков, основываясь на традиционных для страны ценностях.
о Вовлечению в этот процесс безответственного усиления негативизма
^ должна противостоять консолидация усилий по укреплению суверен-
С ной государственности.
В заключение хотелось бы отметить, что проекция системы са-
152 кральное-профанное в правовые конструкции позволяет переформати-
^ ровать основы регулирования тех или иных общественных отношений,
(V что позволяет предложить новые подходы к гарантиям реализации
® прав и свобод. Содержание и смысл понятий сакрального и профан-
ного, как и их социальный статус, меняются, регулируются законами общества, которые складываются в конкретную историческую эпоху с учетом ее традиций и аксиологических основ. Очевидность необходимости изучения аспектов системы сакральное - профанное в процессах формирования власти обусловлена тем, что она атрибу-
тирует пространство конкретной страны, учитывая ее исторические, философские, правовые традиции, обусловливая ее идентичность.
■о ä ■8
Список литературы:
1. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: федеральный конституционный закон от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
- 2020. - № 11, ст. 1416.
2. Виноградова, Е.В. Смертная казнь. Контрфорс российской конституционной идентичности и международно-правовых обязательств / Е.В. Виноградова // Евразийская адвокатура. - 2021. - № 6 (55). - С. 72-78.
3. Виноградова, Е.В. Современная российская государственность. Контрфорс международных санкций и конституционной идентичности / Е. В. Виноградова // Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 7-12.
4. Виноградова, Е.В. Российский конституционализм. Возвращение 2 к сакральности / Е.В. Виноградова // Вестник Пермского университета. | Юридические науки. - 2023. - № 1 (59). - С. 24-47. |
5. Федоровских, А.А. Трансформация сакрального и профанного | в обществе: миф-религия-идеология: автореф. дис. ... канд. филос. наук / f А.А. Федоровских. - Екатеринбург, 2000. *
6. Lawlor R. Sacred Geometry: Philosophy & Practice (Art and imagination). |
- London: Thames & Hudson Ltd, 1989. - 112 p. 3
Ю
7. Lesser G. Gothic Cathedrals and Sacred Geometry. Vol. 1, 2, 3. - London: .8 Alec Tiranti Ltd, 1957-1964.
8. Виноградова, Е.В. Новые идеи отечественного конституционализма. Право как элемент системы сакральных и профанных ценностей / Е.В. Виноградова // Государство и право. - 2023. - № 5. - С. 24-31. и
9. Виноградова, Е.В. Сакральность в аспекте суверенности выборов | главы государства / Е.В. Виноградова // Образование и право. - 2023. - № 7. g
10. Зорькин, В.Д. Путь права в России. Реформатор - элита - народ. f Лекция на Петербургском международном юридическом форуме. (Санкт- | Петербург, 12 мая 2023 г.). URL: https://ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ S ViewItem.aspx?ParamId=94 (дата обращения: 28.07.2023). ^
11. Ницше, Ф. Рождение трагедии / сост., общ. ред., ком. и вступительная 2 статья А. А. Россиуса. - М.: Ad Marginem, 2001. - 736 с. f
12. Dürkheim. E. The Elementary Forms of Religious Life / transl. and with
an Intro. by K.E. Fields. New York: The Free Press, 1995. - 464 p. 153
13. Интеллектуальный язык эпохи: история идей, история слов / тост. С.Н. Зенкин; отв. ред. С.Н. Зенкин. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 192 с.
Ц 3
Г*1 со ш
f
о
8 £