Научная статья на тему 'Формирование психологического потенциала личности сотрудника'

Формирование психологического потенциала личности сотрудника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4999
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ / PSYCHOLOGICAL POTENTIAL / STRUCTURE / PSYCHOLOGICAL PROVISION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караваев Александр Федорович, Зверев Вадим Олегович, Гилль Владимир Робертович

Рассматриваются структура психологического потенциала личности и этапы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Караваев Александр Федорович, Зверев Вадим Олегович, Гилль Владимир Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Personal Psychological Potential of Law Enforcement Professional

The article considers the structure of personal psychological potential and the stages of psychological provision of the professional activity of a law enforcement employee.

Текст научной работы на тему «Формирование психологического потенциала личности сотрудника»

общении, эмоциональные проявления в поступках других людей им кажутся непонятными и лишенными смысла, они не всегда умеют контролировать свои эмоции в отношениях с другими. В ситуациях игрового взаимодействия большинство студентов не способны поставить себя на место другого человека, и такие качества, как отзывчивость, внимание к проблемам, неприятностям у других людей у них проявляются редко.

Важным условием формирования профессионального самосознания было то, что в процессе тренинговых занятий каждый студент постоянно производил оценку собственных действий по двум сравнительным шкалам: с одной стороны, он оценивал уровень своих достижений на основе сравнения себя с другими специалистами (более профессиональными или менее опытными); с другой стороны, он оценивал свои актуальные успехи и неудачи по сравнению с прошлым опытом, отмечая собственный рост или, напротив, спад, и намечал перспективы своего развития в будущем. Это способствовало повышению уверенности студентов в завтрашнем дне, формированию позитивного представления о профессиональном будущем, построению адекватной профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, апробация предложенной программы тренинга по формированию профессионального самосознания показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2(46).

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

4. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА А. Ф. Караваев, В. О. Зверев, В. Р. Гилль

Рассматриваются структура психологического потенциала личности и этапы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника.

Ключевые слова: психологический потенциал, структура, психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников.

Психологический потенциал личности (ППЛ) - это уровень сформированное™ ее психических свойств и качеств, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. ППЛ - это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концеп-ции конкретного сотрудника или руководителя подразде-

ления. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. При профессиональной деформации образ Я искажен. Составляющую, связанную с отношением к себе или с отдельным своим качеством, назытают самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (7).

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности (6).

Только изучая закономерности соотношения личности и жизнедеятельности, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Это умение соизмерять и мобилизовать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек берется; это умение выфабатышать социально зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; это умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека - потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

- мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

- квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

- эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

- способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

- полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

- уровень развития ППЛ сотрудника, так же, как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренний сбалансированности, придающей, по

сути дела, новую, дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в вытолнении профессиональных обязанностей.

Множественность параметров взаимосвязанных психологических характеристик сотрудника обусловливает необходимость применения целостной психотехнологии формирования, развития и коррекции личности. Это диктуется также акмеологическим характером требований к целостной стратегии его труда и жизни. Реализация такого подхода устанавливает продуктивную взаимосвязь сформированности психологического потенциала, результатов труда и жизненной комфортности каждого, без исключения, человека (1-5).

Однако чтобы психологический потенциал личности был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быггь психологически обеспечена. Функциональные блоки психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника представлены в таблице.

Действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к личному составу ОВД, участвующему в боевых действиях, ликвидации аварий и т. п., предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но с целостным подходом к личности специалиста, с учетом его способностей к организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической деятельности и психодинамических особенностей.

С введением в подразделения ОВД практических психологов в рамки данного подхода включаются не только мероприятия воспитательного характера (что является приоритетной задачей руководителей всех уровней, так как именно методы воспитания в большей мере влияют на мотивационный, идейный, нравственный потенциал личности), обучение и повышение квалификации (от них зависит квалифицированный, коммуникативный, интеллектуальный ППЛ; в большей степени эти функции возложены на учебные заведения МВД России), но и активное акмеолого-психологическое консультирова-

Таблица

Этапы психолого-педагогического обеспечения формирования потенциала личности и профессиональной

деятельности сотрудника

Этап Цель Содержание Методы Организаторы работы

Профессиио- нально-пси- хологический отбор Отбор наиболее способных к данному виду деятельности в ОВД Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, создание и реализация процедур психологического отбора по соответствующим должностям Конкурсные экзамены, собеседование, психологические методы наблюдения (опрос, тестирование и др.) Приемная комиссия, психологическая служба

Обучение Развитие соци-ально-психоло-гической компетентности и профессиональ-но-психологи-ческой подготовленности Определение целей обучения, комплектования и реализации психологической подготовки к профессиональной деятельности Традиционные методы (лекции и практические занятия), активные методы (различные тренинги в целях личного и профессионального роста) Преподавательский состав учебных заведений, опытные практики и наставники, курсовые офицеры, кураторы

Адаптация Наиболее быстрое включение в организацию и социаль-но-психологи-ческую среду Изучение факторов социальнопсихологической адаптации к деятельности, ее контроль и коррекция Методы активного включения в группу Внутренние или внешние консультанты, наставники

Оценка кадров (текущая и при приеме на работу) Определение уровня соци-ально-психоло-гической пригодности и перспектив профессионально-го роста Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, составление профессиограмм, критериев и методов адекватной оценки и проведение такой оценки Интервью, наблюдение, анкетный и биографический методы, тесты, ролевые игры и др. Центральные психодиагностики, поддержка развития сотрудников, практические психологи

Переподго- товка Повышение социально-психологической компетентности, личностный рост Разработка и реализация программ социально-психологического обучения в зависимости от потребностей практики; психологическая коррекция личности Традиционные и активные методы обучения: тренинги (СПТ, акмеологический и др.) ИПК-центр психологической поддержки развития сотрудников ФПК

Подготовка к выходу из профессии Переориентация и подготовка к переходу на новые условия жизнедеятельности Психологическое консультирование Психологическая консультация Внутренние или внешние консультанты, психологи

ние (8). Его отличительная особенность состоит в гармоничной включенности в целостную технологию социально-психологического сопровождения труда и всей жизни сотрудников (5).

Акмеолого-психологическое консультирование предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и труда и оказание помощи в обладании ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневный условиях. Ориентированность сотрудника заключается в определении его творческого потенциала и оказании ему поддержки в продвижении к собственным жизненным вершинам. Главные критериальные измерения - это активная жизнь и ее смысл, преданность служебному долгу и полезность обществу, достигаемая на основе продуктивного труда, признание неповторимости и самобытной индивидуальности человека.

В ходе консультации психолог решает большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и труда.

Важными задачами психолога являются установление сотрудников, имеющих отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность - обучение обращающихся за консультацией по самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему, использование физических упражнений для регулирования психологического состояния, применение специальных дыхательнык упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т. п. (9).

Психопрофилактические мероприятия в подразделениях ОВД в значительной степени влияют на работоспособность сотрудников. Их сущность состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения невротических и психических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных

стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении.

В этой работе можно выщелить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих сотрудников на службе и в быту (изменение обстановки, условий труда и жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Наиболее сложным и актуальным участком труда практического психолога является психокоррекция, которая проводится, если в ходе психологической консультации вышвлены1 отклонения от функциональной нормы в поведении сотрудника. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выщеляют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антилогова Л. И., Караваев А. Ф. Введение в психоло-го-педагогическую антропологию. - Кемерово, 2006.

2. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.

3. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. - Омск, 2005.

4. Караваев А. Ф., Маръин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности. - Омск, 2007.

5. Караваев А. Ф., Петров В. Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие. - М., 2006.

6. Клубов Е. П. Психологические особенности психологической концепции руководителей: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1982.

7. Личностъ: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулпоткин, Г. С. Сухобская. -СПб., 1996.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М., 1996.

9. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.