УДК 37
Чумакова И.Н.
педагог - психолог Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111 (г. Казань, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация: рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением комфортной и психологически безопасной образовательной среды. Показано, что одной из актуальных задач является изучение факторов риска, способствующих безопасности образовательной среды. Определяется состояние образовательной среды в аспекте ее психологической безопасности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, компетентность педагога, образование.
«Безопасность» рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую составляющую.
Психологическую безопасность рассматривается как:
1) сохранение психики человека,
2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества,
3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения),
4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению
угроз.
Сейчас школа рассматривается как объект высокого риска, так как дети, которые в ней обучаются, должны быть психологически здоровыми личностями.
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.
Факторами риска в образовательной среде являются: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, несформированность социальных навыков, умений и опыта, уровень воспитанности, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды включает в себя: психологическую защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении, референтную значимость образовательной среды.
Основными направлениями работы педагога - психолога в школе по созданию безопасной образовательной среды являются: психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
Мероприятия педагога - психолога по созданию психологически -безопасной образовательной среды: проведение социально - психологического тестирования, Занятие по толерантности «Здоровье - это жизнь! Травля — это плохо» 7-9 классы, Проведение классных часов в 10- х классах. «Старшая школа. Что это? Первые впечатления», Занятия по программам «Все, что тебя касается», «Все цвета, кроме черного», «Корабль».
«Жизненные навыки» Родительское собрание «Нравственные законы семьи», Родительское собрание «Характер моего ребенка. Конфликты с собственным ребенком и пути их решения».
Благоприятные возможности после проведения мероприятий педагогом -психологом по созданию психологически - безопасной образовательной среды:
Наличие социально-психологических условий для развития учащихся.
Повышение мотивации участников образовательного процесса.
Усиление интереса к получению психологических знаний у родителей, педагогов.
Обмен опытом между участниками в рамках проекта.
Угрозы, риски.
Не включенность родителей в образовательный процесс ОУ.
Низкая мотивация педагогов к изменениям в профессиональной среде.
Ориентация в большинстве случаев на материальное обеспечение, чем на сохранение психологического здоровья ребенка.
Заключение:
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. [4]
Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика,
психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.[14]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002;
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002;
3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 2011;
4. Гражданкин А.И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. С. 41-43
Chumakova I.N.
Russian-Tatar School No. 111 (Kazan, Russia)
FORMATION OF PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT SCHOOL THROUGH INCREASING LEVEL OF COMPETENCE OF TEACHERS AND PARENTS
Abstract: the issues related to providing a comfortable andpsychologically safe educational environment are considered. It is shown that one of the urgent tasks is to study the risk factors contributing to the safety of the educational environment. The state of the educational environment in terms of its psychological safety is determined.
Keywords: psychological safety, teacher competence, education.