Научная статья на тему 'Формирование психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников'

Формирование психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / БОКСЕРЫ-ПЕРВОРАЗРЯДНИКИ / ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / MENTAL STABILITY / FIRST LEVEL BOXERS / TEMPERAMENT TYPES / SITUATIONAL UNEASINESS / NEUROTICISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минуллин Александр Зуфарович

В статье представлены результаты исследования по формированию психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников к соревновательному стрессу. Обследование проводилось при помощи аппартно-программного обеспечения «НС-ПсихоТест». Доказана эффективность разработанной методики формирования психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу, которая способствует оптимизации нервно-психического напряжения и эмоциональной устойчивости спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минуллин Александр Зуфарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Level Boxers’ Psycho-Physiological Stability Forming

The article presents the results of research on the first level boxers’ psycho-physiological stability forming to competitive stress. Research has been carried out by means of the software "NANO-SECOND-PSYCHOTEST". Efficiency of the developed technique of psycho-physiological stability forming to competitive stress which promotes the optimization of psychological pressure and emotional stability of sportsmen is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников»

УДК 796.83 ББК 75.713

Минуллин Александр Зуфарович

соискатель Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

г. Уфа

Minullin Aleksandr Zufarovich

Applicant for a Degree Ufa Law Institute of the ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Ufa

Формирование психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников First Level Boxers’ Psycho-Physiological Stability Forming

В статье представлены результаты исследования по формированию психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников к соревновательному стрессу. Обследование проводилось при помощи аппартно-программного обеспечения «НС-ПсихоТест». Доказана эффективность разработанной методики формирования психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу, которая способствует оптимизации нервно-психического напряжения и эмоциональной устойчивости спортсменов.

The article presents the results of research on the first level boxers’ psycho-physiological stability forming to competitive stress. Research has been carried out by means of the software "NANO-SECOND-PSYCHOTEST". Efficiency of the developed technique of psycho-physiological stability forming to competitive stress which promotes the optimization of psychological pressure and emotional stability of sportsmen is proved.

Ключевые слова: психическая устойчивость, боксеры-перворазрядники, типы темперамента, ситуативная тревожность, нейротизм.

Key words: mental stability, first level boxers, temperament types, situational uneasiness, neuroticism.

Актуальность. Известно, что формирование состояния готовности к соревнованию является основной задачей психофизиологической подготовки спортсмена [1, 5, 6]. О.Ф. Батрова (1992), С.С. Горбачев (2009) связывают роль психологического фактора в спортивной деятельности с обострением соревновательной конкуренции и обусловленным этим повышением требованиями к уровню выступлений спортсменов.

Не взывает сомнения, что одним из основных факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности спортсменов, является фактор психофизиологической устойчивости, позволяющий спортсмену надежно впол-

нять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов [1, 2].

Выступления юных боксеров в ответственных соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением, что и обуславливает актуальность разработки вопросов психофизиологической подготовки спортсменов.

В связи с этим исследование формирования психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников имеет огромное практическое значение, так как именно на этих данных строится индивидуализация процесса обучения и тренировки спортсмена, которая наибольшим образом позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Цель данного исследования: изучить влияние разработанной методики формирования психофизиологической устойчивости на соревновательную результативность боксеров-перворазрядников.

Организация и методы исследования. В условиях учебнотренировочного и соревновательного процессов были обследованы 72 спорт-смена-перворазрядника в возрасте 13-14 лет. Боксеры были распределены в контрольную (n=36) и экспериментальную (n=36) группы. Идентичность групп была обусловлена одинаковым возрастом, стажем занятий спортом, уровнем подготовленности, полом и спортивной квалификацией боксеров.

Оценка нейродинамических и психодинамических характеристик боксеров проведена на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» фирмы «Нейрософт» (г. Иваново, http://www.neurosoft.ru) при помощи шкалы тревожности Ч.Д. Спилбергера, оценивающей ситуативную (СТ) тревожность; личностного опросника Г. Айзенка, оценивающего типы темперамента, уровень экст-равертированности и эмоциональной стабильности; таблицы Шульте-Платонова, оценивающей скорость переключения внимания.

С помощью методики оценки коротких интервалов времени определялась способность субъективного отсчета времени, которая, как известно, под влиянием усиления возбуждения обнаруживает тенденцию к его укорочению, а при

развитии процесса торможения - к удлинению. Для оценки зрительной работоспособности использовали тест Струпа.

Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel. В ходе математической обработки вычислялись: средняя арифметическая величина результатов тестирования (M); среднее квадратичное отклонение (m); F-критерий Фишера (критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05).

В тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена разработанная методика формирования психофизиологической устойчивости боксеров-перворазрядников к соревновательному стрессу. Особенность методики заключалось в использовании индивидуальных психофизиологических тренингов для спортсменов с различными типами темперамента.

Результаты исследования и их интерпретация. Количественные данные по контрольной группе представлены в таблице 1, в которой сравниваются фоновые данные с результатами, полученными после трех месяцев педагогического эксперимента.

Анализируя данные, представленные в таблице 1, следует отметить, что боксеры контрольной группы продемонстрировали достаточно высокий уровень ситуативной тревожности как до эксперимента, так и после него: до эксперимента 47,08+0,45 баллов, после эксперимента - 45,69+0,31 баллов. Что согласно интерпретации автора-разработчика шкалы, - Ч.Д. Спилбергера, следует рассматривать как проявление высокого уровня ситуативной тревожности. Полученные нами данные о высоком уровне тревожности юных спортсменов, не противоречат исследованиям, проведенным А.В. Абдуллиной (2009). Следовательно, мы можем предположить, что традиционный комплекс физических упражнений, направленный на регуляцию психических состояний, не устраняет в полной мере возбуждение и не снижает ситуативной тревожности.

Показатели нейротизма, определяемые по шкале Г. Айзенка, незначительно снижаются на 17% (р=0,176) (см. табл. 1). Согласно интерпретации Г. Айзенка, лица, набравшие в тесте 19 и больше баллов, отличаются неуравно-

328

вешенностью нервно-психических процессов, нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Лица подобного типа легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Таблица 1

Различие показателей психофизиологической устойчивости боксеров контрольной группы в процессе педагогического эксперимента по психологических и психофизиологическим тестам (М±m)

Показатели психофизиологической устойчивости Этапы эксперимента р

начало конец

Психологические показатели

Ситуативная тревожность (тест Ч.Д. Спилбергера), баллы 47,08+0, 45 45,69+0,3 1 =0,017

Нейротизм (тест Г. Айзенка), баллы 23,39+0, 32 19,45+0, 37 =0,176

Психофизиологические показатели

Устойчивость внимания (тест Шульте-Платонова), (время выполнения пробы), с 95,22+4, 67 94,56+3, 35 =0,054

Устойчивость внимания (тест Шульте-Платонова), кол-во ошибок 3,67+1,2 4 2,89+1,0 9 =0,011

Зрительная работоспособность (тест Струпа), с 13,21±1,91 12,90±1,61 =0,066

Оценка коротких интервалов времени, с 11,56+1, 97 9,56+1,9 0 =0,001

Примечание: р - достоверность внутригрупповых различий по F-критерию Фишера.

Следует отметить, что спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны в учебно-тренировочных занятиях, постоянно оттачи-

вают, совершенствуют свое мастерство, планируют поведение, стремятся предвидеть и предупредить все неожиданности. В менее ответственных соревнованиях (низкого ранга) способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных соревнованиях выступают ниже возможностей, продемонстрированных на тренировочных занятиях.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что после педагогического эксперимента у спортсменов контрольной группы произошли достоверные изменения лишь по некоторым психофизиологическим показателям. Так, например, показатель устойчивости внимания, оцениваемый тестом Шульте-Платонова, не претерпел достоверных изменений (р=0,054). Однако, следует заметить, что боксеры данной группы, улучшив свой результат лишь на 0,66 с, сумели уменьшить количество ошибок при выполнении данного теста на 24,3%, различия достоверны при р=0,011.

Зрительную работоспособность оценивали тестом Струпа, данный показатель в ходе формирующего эксперимента не претерпел достоверных изменений (р=0,066), наблюдается лишь положительная динамика. В тесте оценка коротких интервалов времени спортсмены контрольной группы продемонстрировали значительное улучшение результата. Так в начале эксперимента данный показатель составил 11,56+1,97 с, в конце - 9,56+1,90 с, различия достоверны при р=0,001. Анализируя результаты психофизиологического тестирования (см. табл.1), можно отметь положительную динамику изучаемых показателей, что позволяет нам предположить, что спортсмены контрольной группы в тренировочном процессе, а также на соревнованиях низкого ранга могут показывать высокие спортивные результаты.

Количественные данные по экспериментальной группе представлены в таблице 2, в которой сравниваются фоновые данные с результатами, полученными после формирующего педагогического эксперимента.

Из таблицы 2 видно, что статистически достоверные изменения произошли в уровне развития личностных качеств юных боксеров экспериментальной группы. Так, показатель тревожности, оказывающий самое непосредственное

влияние на соревновательную психическую устойчивость снизился на 6,41 баллов, различия достоверны при р=0,001. Полученный результат, в соответствии со шкалой Ч.Д. Спилбергера, расценивается как проявление среднего уровня тревожности и оптимального уровня нервно-психического напряжения. Показатели по шкале нейротизма уменьшились после эксперимента на 6,78 баллов (см. табл. 2). Согласно интерпретации шкалы нейротизма (Г. Айзенк), лица, набравшие по данной шкале менее 19 баллов, характеризуются как эмоционально-стабильные лица, обладающие спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Таблица 2

Различие показателей психофизиологической устойчивости боксеров экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента по психологических и психофизиологическим тестам

Показатели психофизиологической устойчивости Этапы эксперимента Р

начало конец

Психологические показатели

Ситуативная тревожность (тест Ч.Д. Спилбергера), баллы 46,47+2, 21 40,06+2, 98 0 ,0 о

Нейротизм (тест Г. Айзенка), баллы 23,42+1, 84 16,64+1, 96 0 ,0 о

Психофизиологические показатели

Устойчивость внимания (тест Шульте-Платонова), (время выполнения пробы), с 93,03+3, 44 75,58+3, 13 0 ,0 о ^

Устойчивость внимания (тест Шульте-Платонова), кол-во ошибок 3,53+1,0 3 1,81+0,8 2 =0,00 1

Зрительная работоспособность (тест Струпа), с 12,92±1,50 9,82±1,20 =0,02 1

Оценка коротких интервалов времени, с 12,17+2, 89 10,67+1, 74 =0,00 1

Примечание: р - достоверность внутригрупповых различий по Б-критерию Фишера.

Доподлинно известно, что очень часто в современном спорте выигрывают те, у кого крепче нервы, кто лучше может настроиться на соперничество, более рационально распорядиться не только своими физическими ресурсами, но и сохранить на оптимальном уровне нервно-психическую активность [6]. Следовательно, у спортсменов экспериментальной группы, использовавших в тренировочном процессе разработанную методику формирования психической устойчивости, больше шансов на победу в соревновательном периоде, чем у боксеров контрольной группы.

Разработанная методика формирования психической устойчивости позволила спортсменам экспериментальной группы оптимизировать нервнопсихическое напряжение перед спаррингами, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.

Анализируя данные таблицы 2 можно отметить, что у спортсменов экспериментальной группы показатели, характеризующие уровень концентрации внимания, возросли. Так, при выполнении теста Шульте-Платонова в конце формирующего эксперимента боксеры стали затрачивать на 17,47 с меньше времени, чем в начале эксперимента, при этом количество ошибок снизилось на 28,3%, различия достоверны при р=0,001.

Показатели зрительной работоспособности у спортсменов экспериментальной группы к концу формирующего эксперимента улучшились на 24%, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Обращает на себя тот факт, что практически все спортсмены экспериментальной группы в конце эксперимента уменьшили фоновые измерения на 0,5 -1,5 с в тесте оценка коротких интервалов времени, что согласно интерпретации В.Н. Некрасова (1985), можно рассматривать как показатель оптимального нервно-психического состояния.

Выводы: внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы разработанной комплексной методики формирования психофизиологи-

ческой устойчивости к соревновательному стрессу способствует оптимизации

нервно-психического напряжения и эмоциональной устойчивости спортсменов,

что возможно отразится на их спортивной результативности.

Библиографический список

1. Абдуллина А.В. Регуляция состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет в

процессе соревновательной деятельности : дисс...канд. пед. наук.

Набережные Челны.: КамГИФК, 2009. 183 с.

2. Батрова О.Ф. Повышение соревновательной надежности фигуристов на

основе учета их личностных характеристик: автореф. канд. дис.

Малаховка, 1992. 24 с.

3. Горбачев С.С. Психическая регуляция состояния готовности боксера к экстремальной спортивной деятельности : автореф. дис. .канд. псих. наук. М.: МГУ, 2009. 24 с.

4. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. 132 с.

5. Смоленцева В.Н. Развитие самообладания у боксеров на этапе начальной спортивной подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1997. 147 с.

6. Шаяхметова Э.Ш. Психорегуляция в спорте: учеб. пособие для студентов. Уфа: БашИФК, 2006. 70 с.

Bibliography

1. Abdullina, A.V. Anxiety State Regulation of 11-13-Year-Old Women Gymnasts in the Course of Competitive Activity : Diss. ... Cand. of Ped. - Naberezhnye Chelny: KamSIPhT, 2009. - 183 p.

2. Batrova, O. F. Figure Skaters’ Competitive Reliability Increasing on the Basis of Their Personal Characteristics: Diss. ... Cand. of Ped. - Malakhovka, 1992. -24 p.

3. Gorbachev, S.S. Mental Regulation of a Boxer’s for Extreme Sports Activity: Diss. ... Cand. of Ped. - М.: Moscow State University, 2009. - 24 p.

4. Nekrasov, V.P. Psycho-Regulation in Sportsmen’s Training. - М.: Physical Culture and Sports, 1985. - 132 p.

5. Shayakhmetova, E.Sh. Psycho-Regulation in Sports: Study Guide for Students. - Ufa: BashlPhT, 2006. - 70 p.

6. Smolentseva, V. N. Boxers’ Self-Control Developmentat a Stage of Initial Sports Training Taking into Account Individual Psychological Features : Diss. ... Cand. of Ped. - Omsk, 1997. - 147 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.