Научная статья на тему 'Формирование пространственных представлений у детей с трудностями адаптации'

Формирование пространственных представлений у детей с трудностями адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Наталья Павловна, Холмогорова Наталья Владимировна

У детей с трудностями адаптации, обусловленными органическими поражениями центральной нервной системы или ее функциональными изменениями, проявляются определенные особенности формирования пространственных представлений. Это влияет на развитие внутренней модели тела. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при разработке диагностико-коррекционных мероприятий, направленных на развитие пространственно-временной сферы детей с трудностями адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Наталья Павловна, Холмогорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPACE NOTIONS FOR CHILDREN WITH DIFFICULTIES IN ADAPTATION

Children with difficulties in adaptation due to organic impediments of central nervous system or its functional changes have some particular peculiarities in forming space notions. This influences the development of the inner model of the body. The results obtained in the course of the investigation can be used while elaborating diagnostic and correctional activities in terms of space and time notion sphere for children with difficulties in adaptation.

Текст научной работы на тему «Формирование пространственных представлений у детей с трудностями адаптации»

Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать так же.

Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то. что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. ^

Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования. © Петров К.В., Савочкина С.Б., 2005

Н П. Александрова, Н. В. Холмогорова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ АДАПТАЦИИ

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей, обладающих специфическими особенностями, не позволяющими им в соответствии с общеобразовательными программами эффективно овладевагь базовым школьным компонентом. Существующая реальность определила необходимость поиска причин, лежащих в основе нарушения формирования адаптивных механизмов и развития психических процессов у детей и подростков.

В соответствии с современными представлениями о системе организации психического развития в настоящее время выделяют два базовых компонента нейро-психологического развития:

- произвольность регуляции психической активности;

- овладение системой пространственных представлений.

Такой нейропсихологический подход обеспечивает возможность проведения системно-динамического .анализа развития психических функций в соответствии с интегративной сенсомоторной мозговой организацией и нейрофизиологическими закономерностями развития организма.

Формирование пространственных представлений у детей включает в себя несколько этапов (7) В контексте данного исследования наибольшую ценность представляют два из них: /

1. Владение пространством собственного тела:

- ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов,

- ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела, ощущения от взаимодействия тела с внешним от него пространством.

2. Пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу):

- топологические представления,

- координатные представления,

- метрические представления.

На сегодняшний день большинство специалистов придерживается мнения о том, что взаимодействие организма с внешней средой строится на основе модели внешнего мира и модели собственного тела (внутренней модели тела). Согласно последним нейрофизиологическим данным, внутренняя модель тела рассматривается как надмодальная сенсомоторная мозговая система (3), составляющая основу формирования пространственных представлений ребенка, развития произвольной регуляции его активности и ассоциативного обучения. В связи с этим причины целого ряда трудностей обучения, начиная с нарушения акта чтения и письма до нарушений в познавательной, аффективной и коммуникативной сферах можно искать в особенностях формирования внутренней модели тела в онтогенезе.

Такой подход к выявлению причин трудностей адаптации детей к социальноэкологическим условиям жизни хорошо согласуется с. моделью базовых предпосылок психического развития ребенка, предложенной М.М. Семаго (5):

Формирование внутренней модели тела основано на целом ряде специфических свойств центральной нервной системы, перцептивных и мнестичсских механизмов. В конце шестидесятых начале семидесятых годов двадцатого века укрепилось мнение о том, что схема тела в определенной степени является врожденной (10, 11), доопытной и совершенствуется в детстве, по мере того как тактильные, мышечные и суставные афферентации устанавливают ассоциацию друг с другом или со зрительными ощущениями, так что одни могут вызывать другие. Однако такое толкование оказалось слишком ограниченным. Наши исследования (4) показали,что, схема тела не является суммой следов привычных проприоиеитивных ощущений. Согласно концепциям H.A. Бернштейна и П.К. Анохина ее можно рассматривать как последовательно формирующуюся с возрастом функциональную систему, изменяющую взаимоотношения афферентных входов. Подобный подход к схеме тела расширяет представления о механизмах ее нейрофизиологической организации. Он имеет существенное, значение в определении базового для диагностико — коррекционного воздействия нейрофизиологического уровня и может лечь в основу разработки новых диагностико- коррекционных психологопедагогических методик по выявлению и устранению причин дизонтогенеза психических процессов у детей с трудностями адаптации.

Цель настоящего исследования состояла в выявлении особенностей владения пространством собственного тела (внутренней моделью тела) детьми с хроническими соматическими заболеваниями и с диагнозом ДЦГТ.

Гипотеза исследования заключается в следующем: нарушения состояния центральной нервной системы, вызванные изменением гомеостаза или органическим поражением ее отдельных структур приводят к искажению формирования внутренней модели тела, что может явиться причиной отклонения в развитии когнитивной сферы ребенка.

Методика

В работе было обследовано 26 детей в вофасте 6—7-и лет. На основе медицинских карт дети были разделены на 3 группы: практически здоровые ( 15 человек), дети с соматическими заболеваниями бронхо-лёгочного типа (бронхиты и астма)

- 5 человек и с диагнозом ДЦП (6 человек). Среди детей с диагнозом ДЦП были выделены обследуемые со следующими вариантами спастических параличей:

• легкая степень спастической диплегии (спастика мышц ног при сохранении двигательной функции рук) — 4 человека;

- гемиплегия с сопутствующим диагнозом спастико-паретическая дизатрия — 1 человек;

- спастическая диплегия с сопутствующим диагнозом ЗПР — 1 человек.

В качестве методов, адекватных задачам исследования использованы:

- метод оценки истории развития ребенка, включающий анализ медицинской документации и заключения специалистов;

- метод определения биологического возраста по морфологическим критериям (рост, вес, окружность грудной клетки); соответствие биологического возраста календарному оценивали по центильным таблицам и возрастным норматив' ным показателям;

- метод исследования латеральных предпочтений как показателя своеобразия функциональной организации мозговых систем;

- метод исследования внутренней модели тела (9);

- метод исследования дифференциальных порогов тактильной чувствительное' ти и стереогнозической чувствительности.

Функциональная асимметрия оценивалась по тестовым заданием Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А. (1) модифицированным для детей Н.Я. Семагой (6). Доминирующее полушарие вычислялось по формуле, предложенной в работе (8).

При оценке развития познавательной сферы использовались пиктограмма и тест Равенна, Полученные результаты статистически обрабатывались с помощью пакета программ «Microsoft Excel 2000». Достоверность различий рассчитывались с использованием критерия Стьюдента,

Результаты

В общей сложности в исследовании приняло участие 26 детей в возрасте 6—7 лет, которые по показаниям специалистов были разделены на 4 группы;

1. практически здоровые — 15 человек; ,

2. с соматическими заболеваниями бронхолегочного типа- 5 человек;

3. с диагнозом легкая степень спастической диплегии — 4 человека;

4. с более тяжелыми формами церебрального паралича, осложненными сопутствующими синдромами- 2 человека;

Тест Равенна позволил выявить достоверные различия в уровне развития познавательной сферы детей всех выше обозначенных групп. По данным пиктограмм показатели когнитивного развития ребят с бронхолёгочными нарушениями и практически здоровых достоверно не различались. В целом уровень развития познавательной сферы детей с соматическими заболеваниями бронхолегочного типа приближался к уровню возрастной нормы. Дети с диагнозом легкая степень спастической диплегии занимали промежуточное положение между обследованными

I и 4 групп.

С точки зрения непосредственной нормативности «органической» составляющей развития, в значительной степени определяющей особенности формирования познавательной сферы ребенка, незаменимым показателем является биологический возраст. Несоответствие биологического возраста паспортному, вызванное воздействием на организм различных экзо- или эндогенных патогенных факторов может явиться причиной целого ряда трудностей обучения и адаптации детей к социально-экологическим условиям жизни.'В связи с этим у всех обследуемых мы проводили определение биологического возраста и выявляли соответствие его значений паспортному. Результаты исследований показали, что биологический возраст всех детей первой группы полностью совпадал с календарным. Физическое развитие ребят с бронхолёгочными нарушениями в целом также соответствовало календарному возрасту. Дети третьей группы в 25% случаев по своему биологическому возрасту соответствовали паспортному. Обследованные четвертой группы отставали в уровне физического развития от нормы (рис. 1).

Сопоставление параметров физического развития с заключениями специалистов дает возможность говорить о том, что задержка физического развития и отста-

чсс

чес

обследуемый К. - астма

сбс.шдуеиый К. - лежач степень спастический доплети

Рис. 1. Диаграмма морфофункционального соответствия биологического возраста календарному

вания биологического возраста от календарного у детей с ДЦП является результатом изначального дизонтогенетического развития, по-видимому, предопределенным соответствующим патогенезом.

Для более полного анализа особенностей развития обследуемых мы проводили комплексную оценку межполушарных функциональных взаимодействий у детей по двум показателям: доминантному полушарию и проценту левосторонних латеральных предпочтений. Как видно из таблиц 1,2 у [фактически здоровых детей и страдающих бронхолегочными заболеваниями имеет место схожая динамика изменения полушарного предпочтения. Для детей 6 лет наиболее характерно неполное доминирование правого или левого полушария. Среди семилеток наблюдается увеличение (в % отношении) количества детей с признаками полного доминирования левого полушария. Однако у здоровых детей подобный процесс идет значительно быстрее.

Таблица 1

Изменение количества левосторонних латеральных предпочтений у практически здоровых детей 6-7 лет и страдающих бронхолёгочными заболеваниями

Категория групп Процент левосторонних проб при выполнении тестовых заданий

Практически здоровые дети 54

Дети, страдающие бронхолёгочными заболеваниями |, 69

Т .а б л и ц а 2

Распределение^ %) доминантности полушария у детей 6-7 лет контрольной группы (I) и с бронхолегочными заболеваниями (II)

Доминантное полушарие Дети 6 лет Дети 7 лет

1 II 1 11

Полное доминирование правого полушария 15 22 8 16

Неполное доминирование правого полушария 30 38 24 22

Неполное доминирование левого полушария 30 25 33 40

Полное доминирование левого полушария 25 15 35 22

/

У детей со спастической дисплегией преобладает полное и неполное доминирования правого полушария. Дети четвертой группы в силу своего заболевания не тестировалась.

Межполушарная функциональная асимметрия влияет на развитие двигательной и пространственно-временной сфер ребенка. Оценку уровня развития внутренней модели тела проводили по субъективному восприятию руки в условиях выключения зрения и снижения проприоцептивного притока (9). У детей всех обследованных возрастных групп выключение зрения, снижение проприоцептивной и тактильной чувствительности приводило к возникновению иллюзии сяатия руки и ее сегментов. Для кисти эффект воспринимаемого сжатия был выражен сильнее, чем для предплечья и руки в целом. Наиболее выраженные иллюзорные фантомы наблюдались у детей с легкой формой спастической дисплегии. Дети с хроническими бронхолегочными заболеваниями занимали промежуточное положение.

В формировании схемы тела принимают участие две системы: кинестетическая сенсорная система и мнестическая система, обеспечивающая хранение статического образа тела (с участием ассоциативных систем мозга). В связи с этим для понимания особенностей организации пространственного восприятия у детей с соматическими заболеваниями и с диагнозом ДЦП мы изучали состояния периферических сенсорных входов внутренней модели тела,

Уровень соматосенсорного развития детей 1 и 2 групп соответствовал возрастным нормам. Дифференциальные пороги на дистальной фаланге указательного пальца левой руки составляли (2,2+0,2) • 10'1 см, на тыльной поверхности кисти (2,6+0,3) • 10'1 см, на средней задней поверхности предплечья (3,5+0,4) • 10'1 см. У 45% детей 3-ей группы и у всех детей 4-ой группы было обнаружено повышение дифференциальных порогов тактильной чувствительности от (5-10)' I0'1 до (20— 25) ■ 10'1 см соответственно.

Исследование стереогнозической чувствительности показало, что дети 1 и

2 групп распознавали все фигуры; дети 3 группы в 100% случаев распознавали только круг, остальные предлагаемые фигуры распознавались хуже (в 56—90% случаев), дети 4 группы в распознании фигур проявляли сильные затруднения.

Вышесказанное дает возможность предположить, что постнатальные функциональные нарушения гомеостаза, вызванные хроническими бронхолегочными заболеваниями, существенно не влияют на уровень соматосенсорного развития ребенка. Поражения мозга в пренатальном или раннем постнатальном периоде (детей с диагнозом ДЦП) приводят к дизонтогенезу постпентральной области, получающей информацию от всех видов кожной чувствительности. Это сказывается на формировании внутренней модели тела.

Для оценки доли участия зрительной сенсорной системы в организации внутренней модели тела исследовали изменение представления о положении и размерах руки и ее сегментов в трех вариантах: глаза открыты, закрыты, обследуемый сидит в очках- призмах.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей до 7 лет зрительная афферентация не является определяющей в организации пространственного представления, ведущая роль на данном этапе развйтия ребенка, по-видимому, принадлежит тактильной и проприоцептивной чувствительности. У детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями и легкой степенью диплегии роль зрительного входа повышается. '■

Заключение

Нарушения состояния центральной нервной системы, вызванные изменением гомеостаза, или органическим поражениями ее отдельных структур влекут за.собой искажение формирования внутренней модели тела. Органические поражения

структур центральной нервной системы, характерные для детей с ДЦП, приводят к дизонтогенезу, что проявляется в отставании биологического возраста от паспортного, правополушарном доминировании и снижении соматосенсорной чувствительности. Все выше сказанное приводит к искажению пространственной сферы ребенка и увеличивает роль зрительного входа в ее организации. Функциональные изменения состояния центральной нервной системы, характерные для хронических бронхолегочных заболеваний, сопровождаются функциональной задержкой формирования левополушарного доминирования в пределах возрастной нормы, что в меньшей степени отражается на развитии внутренней модели тела и может быть скорректировано путем воздействия, как на соматосенсорные, так и зрительные входы. Полученные данные могут быть использованы при разработке диашо-стико-коррекционных мероприятий, направленных на развитие пространственновременной сферы детей с подобными трудностями адаптации. vsl

Литература________________________________________________________________________________

1. Брагина П.II, Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина. 1988.

- 237 с.

2. Гурфинкелъ B.C., Левик Ю.С. и др. Концепции схемы тела и моторный контроль./ Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация. Под редакцией Черкавского A.B. - М.: Наука, 1991. - С. 24—53.

3. Гурфипкель B.C., Левин Ю.С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная интеграция // Физиология человека. 1979. Т. 5. № 3. С. 389—399.

4. Киреева Т. Б.. Левик Ю.С., Холмогрова Н.В. Повышение точности оценки длины руки с возрастом: роль периферической информации и Схемы тела // Функциональные и клинические аспекты интегративной деятельности мозга. Материалы Международных чтений, посвященных ЮО-летию со дня рождения Э.А. Асратяна. - М., 2003. - С. 127 129.

5. Семаго М.М.. Семаго Н.Я Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога, 2-ое изд. - М.: Арки, 2001. - С. 208.

6. Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитиями // Кап. дисс. -М., 2001.

7. Семенович A.B.. Умрихип С О. Пространственные представления при отклоняющимся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. - М., 1997. - 50 с.

8. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии - М.: Олимп ; Инфра, 1999. -253 с.

9. Gross G., Melzack R // Exp. Neurology. 1978. V. 61. 1’. 680-687.

10. Vetter B. J. Weinsteins. The history of the phantom in congenital absent limb // Neurology. 1967.

V. 5. P. 335-338.

I i. Wetstein S., Sersen E.A. Phantoms in cases of congcntital absense of limbs // Neurology. 1961. V.

11. P. 905-911.

© Петров К. В., Никитенко С. В., 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. А. Полозова

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

' /

Проблемное обучение в истории педагогики имеет разные имена: сократовский метод, эвристический метод, исследовательскийСегодня чаще встречаются термины: проблемное и исследовательское обучение. Источником направления в педагогике, основанного на принципах и правилах эвристики, является майевтика, что напрямую приводит к феномену сократических бесед. Отличительной особенностью дискуссионных собеседований Сократа с учениками была осознанная цель получения определенных знаний, путь к которой шел через поиск ответов на особым образом заданные вопросы. Они направлялись на то, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.