Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / SPATIAL THINKING / TEACHING STUDENTS / SPATIAL IMAGES / GRAPHIC REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобесашвили Наили Левановна

Статья посвящена анализу содержания пространственного мышления, его структуры и особенностям формирования данного типа мышления у студентов технического вуза. Основу пространственного мышления в статье составляет тип мышления, обеспечивающий воссоздание пространственных образов, а также способность к оперированию выработанными образами для решения сложных учебных задач. Важнейшим механизмом развития пространственного мышления личности выступает активизация перспективных действий, а его содержание наполнятся образами, представленными в структурированной последовательности или описанными различными графическими или схематическими изображениями. В структуре пространственного мышления происходят стабильные трансформации образов, преобразовываясь из пространственных образов в реальные объекты, их условно-графических изображений в трехмерные изображения, из трехмерных пространственных образов в двухмерные и т.д. В статье доказывается тезис о том, что активизация пространственного мышления способствует формированию способностей к овладению различными видами деятельности, особенно технологиями графического моделирования, позволяющими раскрывать исследуемые теоретические зависимости, фиксировать результаты их проявления в разнообразных сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобесашвили Наили Левановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPATIAL THINKING IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the analysis of the content of spatial thinking, its structure and the peculiarities of the formation of this type of thinking among students of a technical university. Spatial thinking in the article is considered by the author as a type of thinking that provides the formation of spatial images and the ability to operate with these images in the process of making responsible problem solving. The main mechanism of spatial thinking is a variety of perspective actions, and its content is the operation of images that are truly presented in a certain sequence or described by various graphic methods. In spatial thinking, there are constant transformations of images, that is, the transition from spatial images of real objects to their conditional graphic images, from three-dimensional images to two-dimensional and vice versa. The article proves the thesis that the activation of spatial thinking contributes to the formation of the ability to master various types of activity, especially graphic modeling technologies, which make it possible to reveal the studied theoretical dependencies, to record the results of their manifestation in various fields of activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

технологиями, обладать спектром умений по их преобразованию и своевременному использованию в профессиональной и учебной деятельности.

Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что любая профессиональная подготовка дизайнеров представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит прежде всего подготовка их к осуществлению творческой деятельности. Она состоит в решении творческих задач, преобразование окружающей действительности средствами инноваций, формировании и развитии творческого потенциала человека. В связи с этим справедливо говорить об огромном значении, которую играет в процесс становления будущего специалиста, развития его личностных качеств, которые в свою очередь являются главным индикатором успешности человека.

Формирование и развитие профессиональных способностей, навыков, умений и знаний, которые так или иначе определяют готовность будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности, на сегодняшний день являются ключевой проблемой, занимающей наиболее актуальные и передовые позиции в современной педагогике. Отечественными и зарубежными педагогами все чаще применяются инновационные технологии в самом процессе обучения, тем самым демонстрируя будущим специалистам их эффективность и значимость. При этом важно отметить, что использование исключительно традиционных технологий и методов обучения на сегодняшний день является не актуальным и не интересным с точки зрения приобретения новых знаний.

Литература:

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. - науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

2. Глазычев, В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 188 с.

4. Капунова, М.И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности / М.И. Капунова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 143-146.

5. Лесняк, В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. - М.: ИндексМаркет, 2011. - С. 208.

6. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. - Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 205 с.

7. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л.С. Подымова - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

8. Чибирева, Е.М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников: автореф. дис. кандидата пед. наук: 13.00.08 / Е.М. Чибирева. - Казань,1998. - 16 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кобесашвили Наили Левановна

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет) (г. Владикавказ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена анализу содержания пространственного мышления, его структуры и особенностям формирования данного типа мышления у студентов технического вуза. Основу пространственного мышления в статье составляет тип мышления, обеспечивающий воссоздание пространственных образов, а также способность к оперированию выработанными образами для решения сложных учебных задач. Важнейшим механизмом развития пространственного мышления личности выступает активизация перспективных действий, а его содержание наполнятся образами, представленными в структурированной последовательности или описанными различными графическими или схематическими изображениями. В структуре пространственного мышления происходят стабильные трансформации образов, преобразовываясь из пространственных образов в реальные объекты, их условно-графических изображений в трехмерные изображения, из трехмерных пространственных образов в двухмерные и т.д. В статье доказывается тезис о том, что активизация пространственного мышления способствует формированию способностей к овладению различными видами деятельности, особенно технологиями графического моделирования, позволяющими раскрывать исследуемые теоретические зависимости, фиксировать результаты их проявления в разнообразных сферах деятельности.

Ключевые слова: пространственное мышление, обучение студентов, пространственные образы, графическое представление.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the content of spatial thinking, its structure and the peculiarities of the formation of this type of thinking among students of a technical university. Spatial thinking in the article is considered by the author as a type of thinking that provides the formation of spatial images and the ability to operate with these images in the process of making responsible problem solving. The main mechanism of spatial thinking is a variety of perspective actions, and its content is the operation of images that are truly presented in a certain sequence or described by various graphic methods. In spatial thinking, there are constant transformations of images, that is, the transition from spatial images of real objects to their conditional graphic images, from three-dimensional images to two-dimensional and vice versa. The article proves the thesis that the activation of spatial thinking contributes to the formation of the ability to master various types of activity, especially graphic modeling technologies, which make it possible to reveal the studied theoretical dependencies, to record the results of their manifestation in various fields of activity.

Keywords: spatial thinking, teaching students, spatial images, graphic representation.

Введение. Современные образовательные технологии в высшей школе больше ориентированы на развитие интеллектуального потенциала студентов - будущих квалифицированных специалистов. При этом для оптимизации данного процесса значимую роль играют пространственные представления (О.А. Клименко), и особенно пространственное мышление [7]. Как необходимый компонент умственной деятельности личности, пространственное мышление определяет степень ориентации в пространстве, готовность к оперированию трехмерными изображениями созданных образов, умение представления образов в трехмерном измерении и т.д. Недостаточный уровень сформированности данного типа мышления приводит к дезориентации личности во времени и в пространстве.

Зародившись как разновидность образного мышления, пространственное мышление, в отличие от словесно-дискурсивного типа мышления, включает все важнейшие характеристики образного мышления (Г.М. Борбоева), в том числе оперирование образами [3]. В результате этого они воссоздаются, перестраиваются, модифицируются в нужное русло. При этом, представленные образы могут выступать и в форме отправного материала, и в форме главной единицы измерения пространственного мышления (Е.М. Смирнова, С.И. Чумаков), и в форме следствия творческой мыслительной деятельности [13]. Это не говорит о том, что словесно-речевые способности не применяются. Но, в отличие от словесно-речевого мышления, где фонетические конструкты являются основным компонентом содержания решаемой задачи, в пространственном мышлении словесные знания применяются только для грамотной интерпретации вновь реализованных в образах преобразований.

Изложение основного материала статьи. Пространственное мышление, как отмечают некоторые ученые (А.А. Бондарь, Р.Ф. Мамалыга, О.А. Мудракова, А.А. Семенова и др.), выступает значимой функцией головного мозга, которая выражается в способности к визуальной ориентации в пространстве и во времени, готовности к принятию ответственных решений [2; 11]. Немаловажным условием становления и развития пространственного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности выступает выполнение упражнений (Н.А. Краева, И.Н. Камнева), содействующих разработке пространственных образов и формированию способности к оперированию этими образами [9].

Большинством ученых (М.В. Кекеджан, О.Ю. Коник, А.О. Корнеева) выделяются четыре основных видов упражнений, решение которых способствует успешному формированию пространственных представлений: упражнения, требующие исследования свойств геометрических объектов; упражнения, в которых нужно изобразить геометрические конфигурации по определенным свойствам; упражнения, сводящие к преобразованиям образов геометрических объектов; упражнения, требующие конструирования новых геометрических объектов [6; 8]. Важно определить, в каком направлении следует осуществлять развитие пространственного мышления, и каким оно должно быть по содержанию. Далее целесообразно определить, какие возможности предоставляют в этом плане компьютерные технологии обучения.

С практической точки зрения (И.А. Леонова), высокий уровень пространственного мышления способствует успешному решению задач по усвоению знаний по блоку основных дисциплинам (архитектура зданий, железобетонные и каменные конструкции, конструкции из дерева и пластмасс, инженерное благоустройство территорий и транспорт), а также легче справляться с процессом изучения гуманитарных дисциплин [10]. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, видение окружающего мира через трехмерное пространство в натуральных колоритах, что делает процесс чтения или изучения чего-либо захватывающим и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития в профессиональной деятельности, связанной с ориентацией в пространстве.

Вся деятельность по пространственным мыслительным процессам осуществляется в уме (С.Л. Рубинштейн), не опираясь на зрительные ощущения, но при этом осмысливая реально функционирующие механизмы и процессы, протекающие по своим собственным внутренним закономерностям [12]. В техническом вузе подобные тенденции встречаются в инженерной графике (Е.М. Смирнова, С.И. Чумаков), в рамках которой интенсивно реализуется схематизация и формализация изображений, замена наглядных моделей условными символами, что придает этим моделям более универсальное значение [13].

Будущая профессиональная деятельность многих специалистов напрямую связана с навыками пространственного интеллекта, которые позволяют систематизировать знания о трехмерном пространстве и строить соответствующие двумерные изображения. «Представления и образы воображения обычно возникают не мгновенно и в законченном виде, а формируются, постепенно совершенствуются и изменяются под влиянием новых целенаправленных актов восприятия. В зависимости от того, как в ходе той или иной деятельности организовано восприятие (А.С. Кахаров), мы имеем больше или меньше материала для усовершенствования и обогащения пространственных представлений, являющихся основой пространственного мышления. Это обстоятельство имеет большое значение для педагогической практики, оно дает возможность преподавателю в процессе обучения формировать и развивать те или иные представления и образы воображения» [5].

«Основным содержанием пространственного мышления по И.С. Якиманской является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве на основе различных графических изображений, что связано с необходимостью «перекодирования» образов, создаваемых на разной наглядной основе» [14]. Способность запомнить, а затем мысленно воспроизвести не только расположение некоторых объектов, но и последовательность их цветовой гаммы, объемов, характеризует умение ориентироваться в пространстве, а также навыки запоминания деталей. Это говорит о том, что пространственное мышление находится в корреляционной зависимости с памятью.

Как уже было сказано, пространственные мыслительные процессы, определяющие проекцию объекта в установленном ракурсе, создают необходимые условия для эффективного воспроизведения и преобразования пространственных свойств и отношений изучаемых объектов. В результате формирования пространственного мышления личность проходит некоторые этапы. На каждом из данных этапов человек достигает определенную ступень интеллектуального развития. «Для того, чтобы педагог мог грамотно и эффективно развивать у обучающихся различных возрастных категорий способность оперирования пространственными образами (И.А. Бреус), необходимо осуществлять в вузах соответствующую методическую подготовку студентов» [4].

Врожденные задатки у каждого человека отличаются индивидуальными характеристиками. Одни легко представляют любой сложный объект в тончайших подробностях мысленно, с учетом многообразия

алгоритмов преобразования. Другим людям сложно справиться с мысленным представлением некоторых объектов в пространстве без долговременных напряжений. Исходная позиция пространственных образов, которыми оперирует человек, должна быть оперативной, логически допустимой. Эти позиции обусловлены тем (А.А. Бондарь, Р.Ф. Мамалыга), что в процессе усвоения знаний и умений по техническим дисциплинам необходимо бывает совершать непосредственные переходы от объемных (трехмерных) изображений к плоскостным (двухмерным) и наоборот, от восприятия реальных объектов к их изображениям [2].

Структура пространственного мышления специалиста до активного применения компьютерных технологий обусловлена структурой печатного текста, плоских статичных изображений, в лучшем случае -цветных, которым свойственны линейность, отсутствие наглядности. В интерактивном взаимодействии с компьютером (Н.В. Бауэр, Н.И. Красовская, И.В. Шушарина, А.А. Романова, А.В. Сычева), объединяющим преимущества продуктов мультимедиа: звука, трехмерной графики, видео, обучающиеся получают гораздо больше возможностей для оптимизации пространственно-образного представления исследуемых объектов [1]. Статичные и подвижные картинки на мониторе компьютера в переходе от отображения реального пространства к системе его условно-графических заменителей обеспечивают усвоение специального понятийного аппарата, способов представления, направленных на создание и оперирование пространственными образами.

Трехмерное изображение отличается от плоского построением геометрической проекции трехмерной модели сцены на экране компьютера с использованием специализированных программных продуктов. При этом сформированный образ может представлять модель объекта из реального мира (здание, небесное тело, здание, транспорт и т.д.), либо может представлять абстрактный предмет. Трехмерная графика, как важный компонент компьютерной графики, охватывает образы реальных физических тел, алгоритм реализации программного обеспечения, способы размещения объектов в пространстве и оперирование свойствами созданных объектов в трехмерном измерении.

Сценарии обучающих компьютерных программ, используя многоцветье красок, динамичные фрагменты, должны предусматривать закономерности развития пространственных представлений студентов, что дает возможность полнее воздействовать на психологическое восприятие материала и делает его доступнее, а восприятие - естественнее.

Выводы. Формирование интеллектуальных способностей на основе развития пространственного мышления существенно облегчает жизнь людей. Успешность большинства профессий непосредственно зависит от уровня сформированности пространственного мышления, так как именно данный тип мышления способствует преобразованию, трансформации и составлению новых образов. Так, например, чтобы стать квалифицированным дизайнером, скульптором, художественным руководителем, конструктором, геодезистом, необходимо владеть навыками восприятия и осмысления трехмерных образов, анализируя обстоятельства со всех сторон и выбирая оптимальный вариант решения проблемы.

В повседневной жизни человека пространственное мышление помогает в ориентации в пространстве, благодаря чему человек может обойтись без навигатора, опираясь на воспринимаемые образы. Как показывает анализ исследований, только незначительная часть населения владеют хорошо развитым пространственным мышлением. При этом, по мнению некоторых ученых, развивать данный тип мышления возможно с помощью определенных тренировок над мозговой деятельностью.

Хотя в психолого-педагогических исследованиях представлены различные подходы к решению данной проблемы, до сегодняшнего дня единое мнение о том, как на практике осуществляется развитие пространственного мышления студентов технического вуза, отсутствует. Нет также исследований, отражающих приемы, методы и средства развития пространственного мышления студентов, обладающие потенциалом создания образов и оперирования ими на основе их наглядного представления. Разумеется, существуют различные методы по развитию такого вида деятельности мозга, как пространственное мышление.

Пространственный тип мышления поможет улучшить, например, такие тесты: необходимо выбрать 3 отрезка и представить получившиеся фигуры при их пересечении; определить один отрезок при пересечении двух других; представить, что получится, если на треугольник нанести прямую линию или какую-нибудь геометрическую фигуру; для детей придумывать игры с конструктором, собирать пазлы и т.д.

Литература:

1. Бауэр Н.В., Красовская Н.И., Шушарина И.В., Романова А.А., Сычева А.В. Интерактивные методы формирования пространственного мышления будущих инженеров // Высшее образование сегодня. 2020. №8. С. 25-29.

2. Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф. Формирование пространственного мышления обучающихся 10-11 классов в процессе решения стереометрических задач ЕГЭ // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 21-27.

3. Борбоева Г.М. Место наглядности в развитии пространственного мышления будущих учителей математики // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. №2. С. 54-59.

4. Бреус И.А. Теоретико-методические аспекты проблемы развития пространственного мышления школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 38-42.

5. Кахаров А.С. Развитие пространственного мышления у студентов // Вестник современных исследований. 2018. №8.3 (23). С. 95-96.

6. Кекеджан М.В. Формирование пространственного мышления будущих модельеров одежды как фактор становления профессиональной компетентности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №12. С. 67-72.

7. Клименко О.А. Формирование пространственного мышления как элемента информационной культуры в условиях интеграции дисциплин // Высшая школа. 2016. № 21-2. С. 52-53.

8. Коник О.Ю., Корнеева А.О. Формирование пространственного мышления на уроках наглядной геометрии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 31-35.

9. Краева Н.А., Камнева И.Н. Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в процессе 3D-моделирования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 224-229.

10. Леонова И.А. Творчество как составляющая конструкторской грамотности будущих архитекторов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 151-154.

11. Мудракова О.А., Семенова А.А. Развитие пространственного мышления обучающихся в процессе изучения 3D-технологий в рамках дополнительного образования // Вопросы педагогики. 2019. № 9-1. С. 69-76.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

13. Смирнова Е.М., Чумаков С.И. Роль дисциплин математического цикла в формировании пространственного мышления обучающихся // В сборнике: Материалы национальной научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГ АВМ. 2020. С. 128-129.

14. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников: дис. ... д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. URL: http://childpsy.ru/disserta-tions/id/20264.php (дата обращения: 25.12.20).

Педагогика

УДК 37.2; 378

доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Пандемия, охватившая мир, многочисленные катастрофы природного и социального характера, аварии, нарастающий уровень антропогенного загрязнения свидетельствуют о не безопасной жизни современного человека и необходимости формирования такого образ жизни, который позволит выжить в этих условиях. Ключевая роль в решении задачи по формированию безопасного образа жизни у обучающихся принадлежит системе образования, и, конкретно, -образовательной среде. В своем исследовании автор обосновывает потенциал образовательной среды педагогического вуза в становлении здорового и безопасного образа жизни современной молодежи.

Ключевые слова: студенты, культура здорового и безопасного образа жизни, санитарно-гигиеническая культура обучающихся.

Anmtation. A pandemic that swept the world, numerous natural and social disasters, accidents, and an increasing level of anthropogenic pollution indicate the unsafe life of a modern person and the need to form a way of life that will allow them to survive in these conditions. In his research, the author substantiates the potential of the educational environment of a pedagogical university in the formation of a healthy and safe lifestyle for modern youth.

Keywords: students, culture of healthy and safe lifestyle, sanitary and hygienic culture of students.

Введение. Следует признать, что современная педагогическая наука имеет солидный теоретический материал и большой практический опыт по формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся разного уровня. Однако необходимо определить потенциал образовательной среды в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни студентов-будущих учителей и подготовить научно-методическое его обеспечение, продумать различные риски, возникающие в образовательной среде в реальных условиях жизни.

Цель исследования - определить потенциал образовательной среды педагогического вуза в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни студентов.

Изложение основного материала статьи. В современных научных разработках образовательная среда выступает как: окружающее субъекта социопространство, сфера проявления активности индивида, его ближайшего развития и действования [1], «многомерный конструкт, необходимый для оптимального профессионального и социального формирования будущего специалиста (конструирование собственного «Я» в рамках соотношения «Я и другие» - «Я и профессионалы», развитие способности к самореализации и самоактуализации, инициирование устремленности к личностному и профессиональному росту)» [2]. Среда «опосредствует» сознание, поведение субъекта, создает условия, базу для удовлетворения основных потребностей, осуществления деятельности, присвоения ценностных ориентиров, формирует образ жизни личности [3].

Обращение к характеристике развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза в становлении культуры здорового и здорового и безопасного образа жизни студента основано на теоретическом обобщении научных разработок Ю.С. Мануйлова, И.Г. Шендрика Л.И. Божович, которые рассматривали среду как интеграционное единство внутренних процессов развития и внешних условий, определяющих динамичность развития и новые качественные новообразования личности [1], Ученые выделяют три группы возможностей развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза в становлении культуры здорового и безопасного образа жизни студента:

- смысловые (освоение, усвоение, присвоение будущим учителем социально значимых ценностей в специально организуемых ситуациях образовательного процесса вуза, самостоятельной деятельности и педагогической практике; нахождение и принятие личностных смыслов, значений формирования культуры безопасного образа жизни для профессиональной самореализации);

- интеграционные (синтез междисциплинарных знаний о культуре безопасного образа жизни, динамика гуманитарных перемен в образовании, их переориентация из плоскости «технократического знания» в плоскость культуры);

- преобразующие (приобретение и передача опыта культуры безопасного образа жизни учащимся в рамках сопряжения культурных смыслов с личностно значимыми для участников образовательных отношений; реализация профессионально-образовательных практик формирования культуры безопасного образа жизни на основе поведенческой этики, культуросообразного поведения, гармонизации взаимоотношений субъектов образования).

Рассмотрим более подробно ресурсы образовательной среды и заложенные в них возможности, обеспечивающие процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студентов.

Необходимо отметить, что образовательная среда педагогического вуза является структурным элементом иных образовательных сред муниципального, регионального, федерального уровней. Следовательно, нормативно-ориентационный ресурс образовательной среды педагогического вуза в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.