ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ С ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор,
А.А. Г аврилов, аспирант ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-экономический институт»,
г. Москва
В статье приводится определение производственной структуры машиностроительного предприятия, проводится обзор существующих организационных структур, а также сформулировано авторское определение для интеллектуальных информационных логистических систем. Авторами статьи проведен комплексный БШОТ-анализ на примере машиностроительного предприятия, где внедрена интеллектуальная информационная логистическая система
Производственная структура машиностроительного предприятия представляет собой внутреннее строение предприятия, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных подразделений (цехов, участков, отделений, служб, хозяйств, рабочих мест) и коммуникаций. Правильный выбор производственной структуры предприятия предопределяет эффективность функционирования производства. Однако он не может быть произвольным, так как, в свою очередь, обуславливается типом производства, уровнем и формой специализации и кооперирования производства. К факторам, предопределяющим тип производственной структуры, кроме того, относятся характер выпускаемой продукции и технология ее изготовления. С развитием современных информационных техно ло-гий мы активно используем различные программные средства, применяем созданные и структурированные базы данных. При этом информации становится все больше и уже обрабатывать ее и структурировать становится сложней. Для этого в различных странах ученые разрабатывают интеллектуальные информационные системы (ИИС) с целью улучшения производственной структуры и определения путей ее совершенствования. Необходимо периодически анализировать структуру, сравнивать с передовыми аналогичными предприятиями, а также необходимо соответствовать требованиям научно-технического прогресса, для этого на промышленное предприятие интегрируется ИИС.
Производственная структура машиностроительного предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия. Производственная организационная структура - это, по существу, форма, в кото-
рой различают подразделения производств: основного, вспомогательного и обслуживающего.
Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия — функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной и эффективной работы.
В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию. Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт инструментов и оборудования). Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем и т.д. К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и мусора, образующихся на машиностроительном предприятии; заготовка и хранение сырья, материалов, продуктов питания, которые предназначаются не для изготовления продукции, а для работающего персонала. Нередко к вспомогательному производству относятся буфеты и столовые, размещенные на территории предприятия, медицинские пункты, а также принадлежащие предприятию базы отдыха, детские учреждения (ясли, детские сады), культурнопросветительные пункты [1].
Основные производственные цехи формируются в соответствии с профилем предприятия, его специализацией, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом неизменно перед ними ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий,
своевременной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.
Таким образом, в составе предприятия выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства производственного назначения.
В свою очередь цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются: на заготовительные, обрабатывающие и сборочные.
Заготовительные цехи осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.)
В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химикотермическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и т.д.
В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания.
На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план машиностроительного предприятия, т.е. пространственное расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории завода. При этом должна быть обеспечена прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса.
Какой-либо устойчивой стандартной производственной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно -экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным — предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расста-
новка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом [2].
Производственная структура машиностроительных предприятий отличается значительным разнообразием. Наиболее характерны следующие три вида производственной структуры.
Технологическая структура, при которой каждый основной цех специализируется на выполнении какой-либо определенной части общего производственного процесса, имеющую четкую технологическую обособленность, например, литейный, кузнечноштамповочный, механический, сборочный цехи. Организация по технологическому принципу основных цехов, неспециализированных на изготовлении изделий определенного ограниченного числа номенклатурных названий, характерна для предприятий единичного и серийного производства, имеющих разнообразную и неустойчивую номенклатуру изготовляемых изделий. Такой принцип формирования основных цехов неизбежно усложняет маршрут движения заготовок и деталей, производственные взаимосвязи цехов, увеличивает длительность производственного цикла [3].
Рассмотрим определение - «Интеллектуальная система» (далее ИС, англ. intelligent system) — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Как правило, структура интеллектуальной системы включает три основных блока: базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс. [4]
Интеллектуальные системы изучаются группой наук, объединяемых под названием «искусственный интеллект». В технологиях принятия решений «интеллектуальная система» — это информационно -вычислительная система с интеллектуальной поддержкой, решающая задачи без участия человека — лица, принимающего решение (ЛПР), в отличие от интеллектуализированной системы, в которой оператор присутствует [5].
Под информационными системами (далее ИС) и информационными технологиями (далее ИТ) в логистике понимается комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в логистических системах (ЛС) [6].
Раскроем понятие «Информационно - интеллектуальная логистическая система» (далее ИИЛС) - это комплексная динамично развивающаяся система со встроенными элементами адаптации под постоянно изменяющие логистические процессы с внутренними встроенными функциями: анализа, структурирования, обработкой, хранения и принятия управленческого решения на выходе. ИИЛС не только оптимизирует управление предприятием в пределах технологиче-
ского цикла производства продукции, но и также уменьшает длительности производственного периода или работы технологического транспорта, она также занимается согласованием целей поставщиков, посредников и потребителей, иначе говоря, ИИЛС имеет развитые связи с внешней и внутренней средой машиностроительного предприятия.
Принцип взаимодействия ИИЛС с внешней и внутренней средой (рисунок) характеризуется как системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, баланс которых позволит достигнуть единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом. Принцип работы ИИЛС заключается в следующем: она собирает, классифицирует, обрабатывает и хранит данные на первом и втором уровнях функционирования предприятия. Первый уровень называется «внутренняя среда предприятия», в него входят подразделения предприятия, информация, затем область действия ИИЛС выходит на второй уровень, называемый «внешняя среда предприятия», в который входят поставщики, потребители, государство, контактные аудитории. Главная задача ИИЛС заключается в том, что бы повысить эффективность работы и снизить затраты и минимизировать издержки в процессе работы предприятия.
Внутренняя и внешняя среда ИИЛС внедренной на машиностроительном предприятии
Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий и интеллектуальных систем в частности. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически не-
возможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистических системах. Более того, именно благодаря развитию информационных систем, технологий и автоматизации типовых технологических операций логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.
На основе проведенного нами комплексного SWOT-анализа мы выявили возможные перспективы внедрения ИИЛС на машиностроительном предприятии (см. таблицу).
Исходя из выполненного SWOT-анализа, можно сделать следующий вывод, что внедрение ИИЛС на промышленном предприятии требует значительных финансовых вложений для обеспечения предприятия новейшим оборудованием и вычислительной техникой (от 200.000 руб. до 1.500.000 руб.), создание и обслуживание техники и локальных сетей на производстве - дорогой и сложный процесс (в среднем 100.000 руб./год), требующий привлечения специалистов экстра-класса из 1Т-сферы, что требует вложения дополнительных инвестиций. Это является основным недостатком ИИЛС - высокие цены на высокотехнологичное оборудование и быстрое его устаревание (обновление через 3-5 лет). Для успешного использования ИИЛС необходима успешная работа машиностроительного предприятия, направленная на получение максимальной прибыли, путем сокращения издержек и повышения качества продукции. Но в использовании ИИЛС на промышленном предприятии гораздо больше плюсов. Удобство и высокая скорость обмена информацией между производителем, поставщиком и покупателем (а так же внутри самого предприятия), большой объем передачи данных, практически без запаздываний, снижение издержек и снижение количества ошибок в учете данных снижается до минимума, создается база данных (на ее основе можно проводить планирование и прогнозирование дальнейшего выпуска продукции).
ИИЛС позволит достигнуть наивысших производственных результатов на машиностроительном предприятии, при наименьших затратах, благодаря четкой постадийной координации деятельности подразделений и созданию интеллектуальных сетей регулирования и управления информацией, которая в самостоятельном режиме будет получена, обработана, систематизирована и сохранена, тем самым повышается скорость обмена информацией и снижается количество ошибок в учете на всех стадиях сложного логистического процесса.
Комплексный SWOT-анализ ИИЛС
Сильные стороны: 1. Повышение эффективности работы предприятия. 2. Максимальное снижение затрат связанных с доставкой материального потока от производителя к покупателю. 3. Оптимизация количества рабочих мест. 4. Более четкая координация деятельности всех подразделений. 5. Повышение скорости обмена информацией. 6. Уменьшение количества ошибок в техникоэкономическом учете. 7. Создание информационных кластеров по приему, классификации, обработке, хранению информации и принятию управленческого решения. Слабые стороны: 1. Обеспечение производства высокотехнологичным оборудованием и вычислительной техникой. 2. Создание и обслуживание локальных информационно-интеллектуальных сетей на производстве. 3. Привлечение специалистов высокой квалификации. 4. Дополнительные инвестиции (затраты). 5. Обновление программного обеспечения раз в 3-5 лет. 6. Выбор и постоянный анализ критериев оценки оптимальности логистической системы. 7. Не возможность создания универсальной ИИЛС.
Возможности: 1. Обеспечение оптимальных условий логистической системы. 2. Высокое качество формирования, движения и приемки материального потока. 3. Устранение ошибок в получении информации на всех стадиях логистического потока. 4. Расширение функции логистической системы в соответствии с рыночными требованиями. 5. Обеспечение информационных связей с внутренней и внешней средой предприятия. 6. Корректировка отклонений и сигнализация ответственным лицам на каждом этапе логистического процесса. Угрозы: 1. Быстрое изменение информации. 2. Сложность получения и структурирования информации. 3. Наладка информационной связи между подразделениями (преодоление коммуникативных барьеров). 4. Ограничение временным промежутком передачи информации. 5. Сложности при обеспечении динамично изменяющейся информационной потребности руководителей организаций. 6. Трудности технических характеристик при совмещении информационных потоков от разных подразделений организации. 7. Не однозначное восприятие обобщенной информации руководством для принятия управленческого решения.
Литература
1. Волков О.И., Девяткин О.В. Организация производства на предприятии (фирме). -М.: ИНФРА-М, 2004. -448с.
2. Малюк В.И. Проектирование структур производственных предприятий. -М.: Бизнес-пресса, 2005. -320с.
3. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник - М.: ИНФРА - М., 2002. - 528с.
4. Толковый словарь по искусственному интеллекту /Цит. по Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. - М.: Изд-во «Бизнес ЛТД», 2004. -400с.
5. Технологии поддержки принятия решений. — 2-е издание, стереотипное. /Лисьев Г.А., Попова И.В.— М.: Издательство «ФЛИНТА», 2011. — С 133.
6. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессиоалов /Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 976.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: развитие, производственная структура, промышленное предприятие, машиностроение, интеллектуальная система, информационная система, логистическая система, SWOT-анализ