УДК 631.151.6
формирование производственного потенциала сельскохозяйственных организаций в ходе развития интеграционных процессов в агропроизводстве орловской области
л. а. Головина,
кандидат экономических наук, доцент, руководитель сектора региональных проблем в АПК
E-mail: golovina. lidia@yandex. ru Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве
О. В. анохина, заместитель управляющего E-mail: anoksana81@yandex. ru Орловский филиал АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО)
Рассмотрены тенденции развития интеграционных процессов в аграрном производстве Орловской области. Показано влияние реформирования на деятельность сельскохозяйственных организаций. Отмечено, что опыт Орловской области убедительно доказывает - избранный курс на создание и развитие крупных интегрированных рыночных структур в аграрном секторе позволяет обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции при сохранении многообразия всех эффективных форм хозяйствования.
Ключевые слова: аграрная реформа, развитие, эффективность, сельскохозяйственные организации, интегрированные агроформирования.
Реформирование отношений собственности и создание новых организационных структур управления в аграрном производстве региона существенным образом повлияли на формирование производственного потенциала сельскохозяйственных организаций Орловской области.
Реформа, в какое бы время и в какой бы стране она не проводилась, всегда предполагала прогрессивные преобразования ключевых сторон общественной жизни и всегда имела конечную цель - повысить эффективность производства, достичь более высоких результатов по сравнению с предыдущим этапом.
Ключевой целью современной аграрной реформы в нашей стране выступал не просто рост эффективности сельскохозяйственного производства, а такой рост, который обеспечит улучшение условий жизни основной массы сельского населения.
Реформа предложила множество направлений для роста эффективности аграрного производства, но упор был сделан на переход к частной собственности посредством приватизации земли, реорганизации колхозов и совхозов, реформирования их в новые организационно-правовые формы и отказ от государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности.
Следует подчеркнуть, что независимо от того, какие фактические результаты мы имеем на сегодня от реализации аграрной реформы, она, во-первых,
осуществляется поэтапно и, во-вторых, на каждом из этапов предполагается вновь вводимыми мерами и методами повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
Известно, что форма собственности на средства производства всегда играла ведущую роль в системе
производственных отношений любого общества. Собственник средств производства, как правило, находит пути получения высоких результатов производства.
Авторы считают, что аграрное реформирование прошло уже три этапа и сегодня стоит на пороге четвертого (см. рисунок).
¡5 а>
Взаимосвязь этапов проведения аграрной реформы с особенностями ведения хозяйственной деятельности сельскохозя йственных организаций
Характерные черты реформирования имущественных и земельных отношений
Раздел земель сельскохозяйственного назначения на доли, имущества колхозов и совхозов -на паи, а также смена организационно-правовых форм, преобразование предприятий переработки и обслуживания в открытые акционерные общества без углубленного научного обоснования и участия органов государственной власти
1-я стадия - укрупнение предприятий АПК, создание агрохолдинговых управляющих компаний и агрофирм с преобладающим участием областных и районных органов управления на научной основе. Прекращение деятельности части сельскохозяйственных организаций, не вошедших в состав агрофирм.
2-я стадия - передача имущества районных агрофирм за долги областному бюджету, поставщикам ресурсов (топливно-энергетическим компаниям и др.), создание с их участием новых агроформирований со 100%-ной долей в уставном капитале. Передача долговых обязательств за материально-технические ресурсы управляющим компаниям. Банкротство агрофирм и региональных управляющих компаний
1-я стадия - создание новых агроформирований агропродовольственными компаниями федерального уровня в период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Покупка ими имущества за долги по кредитам перед банками у агроформирований, созданных топливно-энергетическими компаниями.
2-я стадия - создание агроформирований новыми операторами - физическими лицами в период реализации Государственной программы развития АПК на оставшихся территориях
Особенности управления хозяйственной деятельностью
Дезинтеграция производственно-экономических связей технологически связанных предприятий. Подход к управлению хозяйственной деятельности без учета отраслевой специфики
Развитие централизованных начал в управлении деятельностью обособленных структурных подразделений, входящих в состав агрофирм на основе бизнес-планов и согласование производственно-экономических показателей на уровне управляющих компаний. Организация федерального расчетного центра для контроля движения материально-денежных потоков. Применение механизма товарного кредитования. Внедрение отдельных элементов бюджетирования, основанного на контроле движения денежных средств
Составление инвестиционных проектов, централизованный и смешанный подход к управлению производственной деятельностью исходя из конкретных задач каждого агроформирования. Внедрение бюджетирования по всей хозяйственной деятельности. Составление консолидированного бюджета
У
у v
Этапы аграрного реформирования и особенности ведения хозяйственной деятельности сельхозпредприятий
Следует проанализировать приобретения и потери в организации рационального ведения сельскохозяйственного производства, обобщив взаимосвязь этапов проведения аграрной реформы с особенностями ведения хозяйственной деятельности в сельскохозяйственных организациях.
В Орловской области аграрный сектор является базой для развития многих отраслей промышленности и сферы услуг населению. В общей земельной площади области более 84 % занимают сельскохозяйственные угодья, из которых 1,6 млн га, или свыше 77 % — пашня. Поэтому на протяжении двух десятков лет в регионе проводятся организационно-экономические мероприятия по выводу аграрного сектора из кризиса.
Первый этап реформирования (1992—1998 гг.) характеризуется разделом земель сельскохозяйственного назначения на доли, имущества колхозов и совхозов — на паи, а также сменой организационно-правовых форм, преобразованием предприятий переработки и обслуживания в открытые акционерные общества. В ходе начального этапа 178,5 тыс. крестьян стали собственниками земельных долей на пло-
Распределение сельскохозяйствен!
по организационно-право
щади свыше 1,3 млн га сельскохозяйственных угодий и 141,7 тыс. чел. — собственниками имущественных паев (в ценах 1992 г. на имущественные паи было распределено средств на сумму 3,2 млрд руб.).
На селе была сформирована принципиально новая организационно-экономическая основа, базирующаяся на различных формах собственности и хозяйствования. Вплоть до 1998 г. собственники искали подходы к организации высокоэффективного доходного производства посредством смены организационно-правовых форм предприятий. В результате в области сложились и функционируют организации следующих организационно-правовых форм (табл. 1).
Как видно из данных, представленных в табл. 1, идет постоянное сокращение сельскохозяйственных организаций: в 1998 г. их насчитывалось 481, в 2006 г. - 265, а в 2009 г. — 225.
Наиболее распространенная форма хозяйствования - общества с ограниченной ответственностью. В области их насчитывается 124 ед., что составляет 55,1 % от общего числа организаций. В последнее время уменьшается количество акцио-
Таблица 1
х организаций Орловской области ш формам в 1998-2010 гг.
Организационно-правовая форма 1998 2006 2009 2010
Количество, ед. Доля в общей численности предприятий, % Количество, ед. Доля в общей численности предприятий, % Количество, ед. Доля в общей численности предприятий, % Количество, ед. Доля в общей численности предприятий, %
Открытые и закрытые акционерные общества (ОАО, ЗАО) 85 17,7 79 29,8 51 22,7 46 21,5
Общества с ограниченной ответственностью (ТОО, ООО) 94 19,5 108 40,8 124 55,1 122 57,0
Сельскохозяйственные производственные кооперативы и коллективные предприятия 176 36,6 51 19,2 31 13,8 29 13,6
Товарищества на вере (ТнВ) 63 13,1 5 1,9
Государственные унитарные предприятия 18 3,7 6 2,3 5 2,2 5 2,3
Прочие организации 45 9,4 16 6,0 14 6,2 12 5,6
Всего... 481 100 265 100 225 100 214 100
Источник: годовые отчеты сельскохозяйственных организаций Орловской области.
нерных обществ, на их долю приходится 22,7 % от общего числа организаций.
Результатом реформаторского пути стало: резкое снижение спроса и уровня относительных цен на сельскохозяйственную продукцию; сокращение бюджетной поддержки; вытеснение продукции отечественного производства из розничного товарооборота; разрушение региональных продовольственных рынков, натурализация производства и хозяйственных связей.
За 1991-1995 гг. поголовье скота в общественном секторе сократилось в три раза, выведено из оборота свыше 300 тыс. га земель, сведены к минимуму работы по поддержанию плодородия почв, запущены мелиоративные участки, нарушена отработанная ранее система семеноводства и племенного животноводства, существенно подорвана материально-техническая база села. В среднем за эти годы по сравнению с уровнем 1986-1990 гг. валовой сбор зерновых культур составил 66,5 %, сахарной свеклы -24,3 %. Производство мяса (в живой массе) в общественном секторе снизилось за данный период на 69,7 %, молока - на 52,1, яиц - на 22,6 %.
Эти обстоятельства послужили объективной причиной для фактического обнуления собственных оборотных средств у сельскохозяйственных предприятий.
Главная задача аграрной реформы - передача в частные руки сельскохозяйственных угодий и имущества, соединение в одном лице работника и собственника исходя из того, что частный собственник обеспечит высокий уровень хозяйствования и эффективность производства, так как полностью будет заинтересован в его конечных результатах -не была реализована. Ситуацию об изменении доли работающих в числе владельцев земельных долей и имущественных паев по районам области характеризуют данные табл. 2.
Как видно из данных, представленных в табл. 2, доля работающих в числе владельцев земельных долей по состоянию на 01.01.1998 по сравнению с 01.01.1992 сократилась в среднем по области с 54 до 26 %, в числе владельцев имущественных паев — с 64 до 32 %. При этом из года в год доля работающих собственников катастрофически уменьшается. В настоящее время ни регламентом официальной, ни регламентом оперативной отчетности не предусмотрено отслеживать тенденцию изменения этих показателей.
В таких условиях стала очевидной потребность в совершенствовании реформы и необходимость
Таблица 2
Информация о владельцах земельных долей и имущественных паев по Орловской области
Всего, Доля работающих, %
Показатель тыс. На На
чел. 01.01.1992 01.01.1998
Число владельцев 178,5 54 26
земельных долей
Число владельцев 147,1 64 32
имущественных паев
Источник: оперативная информация сельскохозяйственных организаций Орловской области.
новых аграрных преобразований. Реальную поддержку сельскохозяйственным организациям могло оказать только государство.
Однако намеченные в Программе аграрной реформы Российской Федерации на 1994—1995 гг. и Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг. меры по выводу аграрной экономики из кризисного состояния, возобновлению роста производства сельскохозяйственной продукции, повышению экономической эффективности агропромышленного производства, социальному обновлению села остались не выполненными.
В итоге за 1996—1998 гг. сельскохозяйственные предприятия Орловской области получили убыток по балансу в размере 558,7 млн руб., допустили превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации продукции в 1,5 раза, над стоимостью ликвидного имущества - в 1,2 раза. На этих предприятиях самый низкий уровень заработной платы среди остальных отраслей экономики — с коэффициентом 0,54 от среднего уровня.
В сложившейся ситуации возникла необходимость взять под контроль реформирование аграрного сектора на региональном уровне путем создания системы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей — второй этап реформирования сельскохозяйственного производства. На первой стадии его проведения он характеризуется:
• развитием интеграционных процессов;
• созданием крупных региональных компаний и районных агрофирм с преобладающим участием областных и районных органов управления на базе имущественных комплексов сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, утративших хозяйственную самостоятельность;
• прекращением деятельности части сельскохозяйственных организаций, не вошедших в состав агрофирм, через процедуру банкротства. В качестве экономической стратегии интегрированных структур была признана инвестиционная деятельность, направленная на повышение эффективности сельхозпроизводства. Основными направлениями деятельности являлись:
• создание крупного сельскохозяйственного производства;
• техническое перевооружение и внедрение перспективных технологий;
• формирование и развитие рыночной инфраструктуры;
• внешнеэкономическая деятельность;
• строительство жилья на селе. Системообразующими блоками на районном
уровне стали более 50 агрофирм, на региональном — четыре управляющие компании, созданные в форме открытых акционерных обществ. Основными их участниками стали организационно и финансово ослабленные предприятия. Достаточно сказать, что из 105 хозяйств, на базе которых были созданы сельскохозяйственные структурные подразделения, 89 были на тот момент банкротами из-за долгов, неплатежей, низких объемов и уровня производства.
Полученные от администрации области инвестиции обеспечили стартовый капитал для ведения сельскохозяйственного производства и способствовали налаживанию деятельности в первые годы становления интегрированных структур. А дальнейшее их развитие шло уже за счет собственных материальных ресурсов и заемных денежных средств. И не случайно, что в 2000 г. объем производства сельскохозяйственной продукции в области увеличился в два раза, были возвращены в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч гектаров пашни, значительно увеличился объем инвестиций, направляемых на обновление основных фондов — приобретение тракторов и комбайнов, развитие крупных животноводческих комплексов, предприятий перерабатывающей отрасли.
В течение нескольких лет сельскохозяйственные организации по всем источникам финансирования получали более одного миллиарда рублей ежегодно. Однако вернуть полученные из бюджета и кредитных учреждений заемные средства в установленные сроки (3—5 лет) они не смогли.
Поэтому на следующей стадии второго этапа реформирования произошла передача имущества
районных агрофирм за долги перед бюджетом и банками поставщикам ресурсов (топливно-энергетическим компаниям), создание с их участием новых агроформирований со 100 %-ной долей в уставном капитале. Наметилась тенденция прихода в аграрное производство области крупного российского капитала, который считает выгодным ведение хозяйства путем использования современных технологий организации производства продукции, привлечения крупных инвестиционных вложений, в том числе в порядке диверсификации деятельности.
Для третьего этапа реформирования аграрного производства региона характерно создание агроформирований агропродовольственными компаниями федерального уровня в период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», покупка ими имущества за долги по кредитам перед банками у агроформирований, созданных топливно-энергетическими компаниями, и создание агроформирований новыми операторами - «физическими» лицами в период реализации Государственной программы развития АПК на оставшихся территориях. Для ведения их хозяйственной деятельности типично составление инвестиционных проектов, господдержка, централизованный и смешанный подход к управлению хозяйственной деятельности исходя из конкретных задач каждого агроформирования.
Что касается земли и способов ее закрепления, то на всех этапах реформирования она в основном находится на правах аренды. Доля земель, находящихся в собственности агроформирований, незначительна и составляет примерно 4—5 % от общего размера земель, оформленных на праве собственности.
Институциональные преобразования сопровождались изменением структуры производства сельскохозяйственной продукции. С 2001 по 2010 г. доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме валовой сельскохозяйственной продукции увеличилась с 48,4 до 54,6 % при одновременном росте этого показателя в крестьянских (фермерских) хозяйствах с 3,6 до 5,7 %. При этом в личных подсобных хозяйствах населения наблюдается уменьшение производства сельскохозяйственной продукции с 48,0 до 39,7 % (табл. 3).
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства оказывает рост инвестиций в отрасли. Инвестиции способны
Источник: данные Орловского областного комитета государственной статистики.
Таблица 3
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
(в фактических ценах)
Год Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства
В процентах от хозяйств всех категорий В том числе доля в объеме продукции сельскохозяйственных организаций, % В процентах от хозяйств всех категорий В том числе доля в объеме продукции хозяйств населения, % В процентах от хозяйств всех категорий В том числе доля в объеме продукции крестьянских (фермерских) хозяйств, %
растениеводство животноводство растениеводство животноводство растениеводство животноводство
2001 48,4 52,9 41,4 48,0 42,0 56,9 3,6 5,1 1,7
2002 40,1 39,2 41,5 56,8 56,9 56,6 3,1 3,9 1,9
2003 44,6 46,6 40,8 50,9 47,4 57,3 4,5 6,0 1,9
2004 43,4 44,7 40,8 50,1 46,3 57,1 6,5 9,0 2,1
2005 42,6 41,6 44,0 51,1 49,6 53,3 6,3 8,8 2,7
2006 43,9 41,5 47,6 50,2 50,5 49,8 5,9 8,0 2,6
2007 56,7 61,6 48,3 33,9 25,4 48,4 9,4 13,0 3,3
2008 58,0 62,9 48,7 33,0 25,0 48,0 9,0 12,1 3,3
2009 56,8 62,4 49,2 36,0 27,2 48,1 7,2 10,5 2,7
2010 54,6 56,2 52,5 39,7 35,6 44,6 5,7 8,2 2,9
решать многие долгосрочные и текущие проблемы развития производства. Они содействуют выходу из кризиса, повышению конкурентоспособности производства, расширению налогооблагаемой базы, ускорению диверсификации. Самый высокий прирост инвестиций в сельское хозяйство наблюдался в 2006-2009 гг. (табл. 4).
Резкое увеличение инвестиций в основной капитал произошло в 2006 и 2007 гг. (соответственно в 2,9 и 2,2 раза к уровню предыдущего года), что является прямым следствием реализации в сельском хозяйстве национального проекта «Развитие АПК». Это объясняется тем, что интерес к отрасли со стороны среднего и крупного бизнеса, включая иностранные компании, не только сохраняется, но и возрастает. Инвестиционные компании приходят в сельское хозяйство области с инвестиционными проектами, предусматривающими приобретение
новой высокоэффективной техники, продуктивного скота, технологическую модернизацию производства.
Результатом аграрных преобразований стало то обстоятельство, что деятельность многих организаций стала осуществляться в составе интегрированных агроформирований, где уровень эффективности в значительной степени формируют управляющие компании. Поэтому характеристику производственного потенциала сельскохозяйственных организаций региона необходимо рассмотреть, разделив их на самостоятельные и функционирующие в составе интегрированных агроформирований (табл. 5).
Сельскохозяйственные организации Орловской области обладают относительно мощным производственным потенциалом, однако в сравнении с 1990 г. он имеет ряд неоднозначных изменений, о которых можно судить из анализа. Количество
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по сельскохозяйственной деятельности (в фактически действовавших ценах)
Показатель Год
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции сельскохозяйственных организаций, млн руб. 1184,5 953,8 2728,0 6127,5 5576,4 3729,5 2271,4
Рост по отношению к предыдущему году, % — 80,5 2,9 раза 2,2 раза 91,0 66,9 60,9
Доля сельскохозяйственных инвестиций в общем объеме инвестиций по области, % 22,6 15,9 28,1 33,0 27,8 28,2 18,0
Источник: данные Орловского областного комитета государственной статистики.
Таблица 5
Производственный потенциал сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2010 г.
Всего организаций в 2010 г. В том числе Доля организаций в общих показателях, °% Справочно: 1990 г.
Показатель самостоятельные в составе агроформи-рований самостоятельные в составе агроформи-рований
Количество сельскохозяйственных 214 113 101 48,0 52,0 456
организаций, ед.
Площадь сельскохозяйственных 1 013,5 277,8 735,7 27,4 72,6 2 036,7
угодий, тыс. га
Площадь пашни:
всего, тыс. га 994,0 272,2 721,05 27,4 72,6 1 628,9
на 1 хозяйство, га 4 614 2 412 7 140 — — 3 572
Численность работников:
всего, тыс. чел. 19,9 7,1 12,8 35,7 64,3 101,5
на 1 хозяйство, чел. 93 63 120 — — 222
Основные производственные
фонды:
всего, млрд руб. 24,9 2,2 22,7 9,0 91,0 3,0*
на 1 хозяйство, млн руб. 116,3 19,2 220,0 — — 6,5
Посевная площадь:
всего, тыс. га 804,3 208,2 596,1 25,8 74,2 1 533,3
на 1 хозяйство, га 3 758 1 843 5 900 — — 3 362
В том числе:
зерновые культуры:
всего, тыс. га 579,6 136,8 442,8 23,6 76,4 907,9
на 1 хозяйство, га 2 708 1 211 4 380 — — 1 991
технические культуры:
всего, тыс. га 81,6 6,8 74,8 8,3 91,7 74,0
на 1 хозяйство, га 381 60 740 — — 163
картофель и овощи:
всего, тыс. га 0,9 0,4 0,5 44,0 56,0 33,4
на 1 хозяйство, га 4 4 5 — — 73
кормовые культуры:
всего, тыс. га 142,2 64,2 78,0 45,1 54,9 517,7
на 1 хозяйство, га 661 568 770 — — 1 135
Поголовье крупного рогатого скота:
всего, тыс. гол. 90,6 45,5 45,1 50,2 49,8 645,4
на 1 хозяйство, гол. 423 403 446 — — 1 415
В том числе коровы:
всего, тыс. гол. 32,0 15,4 16,6 48,1 51,9 184,9
на 1 хозяйство, гол. 149 136 161 — — 405
Поголовье свиней:
всего, тыс. гол. 254,2 18,8 235,4 7,4 92,6 401,4
на 1 хозяйство, гол. 1 188 166 2 330 — — 880
Наличие на конец года, ед.:
тракторы:
всего... 3 708 1 244 2 464 33,0 67,0 20 678
на 1 хозяйство 17 11 24 — — 45
комбайны:
всего. 1 475 564 911 38,0 62,0 9 946
на 1 хозяйство 7 5 9 — — 22
Энергетические мощности:
всего, млн л. с. 1,2 0,4 0,8 33,0 67,0 5,9
на 1 хозяйство, л. с. 5 607 3 617 7 921 — — 12 938
* Стоимость основных производственных фондов после переоценки. Источник: годовые отчеты сельскохозяйственных организаций Орловской области
сельскохозяйственных предприятий в области сократилось в два раза, но их производственный потенциал в расчете на одно хозяйство уменьшился не по всем показателям. Так, значительно возросли по сравнению с уровнем 1990 г.: площадь пашни — с 3 572 до 4 614 га, посевная площадь - с 3 362 до 3 758 га, площадь зерновых - с 1 991 до 2 708 га, площадь технических культур - со 163 до 381 га, поголовье свиней - с 880 до 1 188 гол. В то же время резко уменьшилось поголовье крупного рогатого скота (с 1 415 до 423 гол.), в том числе коров - с 405 до 149 гол., количество тракторов и комбайнов -почти в три раза. Наибольшая доля в производственном потенциале сегодня у предприятий, функционирующих в составе интегрированных агроформирований.
На взгляд авторов, абсолютное сокращение численности сельскохозяйственных организаций не является однозначно негативной тенденцией, поскольку произошедшее переустройство позволило привлечь в отрасль крупных инвесторов посредством создания ими крупных агроформиро-ваний и покупки несостоятельных и разорившихся предприятий. Сельскохозяйственные организации, вошедшие в состав интегрированных агроформиро-ваний, по характеру деятельности не отличаются от сельскохозяйственных организаций, работающих в самостоятельном режиме. Главное их отличие состоит в том, что они имеют более крупные размеры по используемым земельным угодьям и оснащены высокопроизводительными машинами и оборудованием.
Необходимо отметить, сокращение площади сельскохозяйственных угодий в общественном производстве на 1 023,2 тыс. га также во многом является следствием структурных изменений. В настоящее время крупные агроформирования ведут целенаправленную работу по укрупнению земельных массивов, поглощая как самостоятельно работающие предприятия, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. Средний размер пашни сельскохозяйственных организаций, работающих в составе интегрированных агроформирований, в 2,2 раза превышает размер пашни, которым располагали предприятия в 1990 г., и в 3,2 раза — размер пашни, которым располагают самостоятельные предприятия.
Сокращение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, связано как с общей отрицательной тенденцией в демографи-
ческой ситуации, так и с сокращением рабочих мест вследствие технологического перевооружения производства. В то же время можно отметить такой положительный момент, как увеличение интенсивности труда: если в 1990 г. на одного работающего приходилось 16 га пашни, то в 2010 г. в агрофор-мированиях на одного работающего приходится 55 га пашни.
Основные производственные фонды за анализируемый период претерпели не только стоимостную переоценку, но и техническую модернизацию, поскольку в отрасль вместе с инвесторами стала приходить высокотехнологичная и более дорогостоящая техника. Чтобы сохранить конкурентное производство, многие самостоятельные сельскохозяйственные предприятия вынуждены были осуществлять у себя модернизацию основных фондов, однако наиболее значительно рост основных фондов наблюдается именно у предприятий, работающих в составе агроформирований, — их стоимость в 5,8 раза превышает стоимость производственных фондов самостоятельных предприятий.
В агроформированиях сосредоточено 74,2 % всей посевной площади, а ее средний размер в расчете на хозяйство в 3,1 раза превышает средний размер посевной площади самостоятельных предприятий. Причем в агроформированиях наибольшая доля у высокорентабельных культур, а именно зерновых и технических (соответственно76,4 и 91,7 %). Технические культуры представлены в области в основном сахарной свеклой и рапсом, относятся к группе культур, требующих высокозатратного механизма их производства, начиная от специальной посевной и уборочной техники и заканчивая семенами и средствами защиты растений. В то же время именно эти культуры дают наибольший экономический эффект от их возделывания.
По области в 2010 г. более чем в 6 раз по сравнению с 1990 г. сокращено поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров — в 5,3 раза. При этом большая часть поголовья приходится именно на самостоятельные предприятия, которые для обеспечения поголовья кормами вынуждены сохранять посевы кормовых культур, и в этой связи наблюдается прямое соотношение: половина поголовья крупного рогатого скота и половина площади кормовых культур находятся в самостоятельных предприятиях. В то же время с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в области построены современные комплек-
сы по производству молока, реализуется программа развития молочного животноводства, которая предусматривает довести производство продукции животноводства до уровня 1990 г.
Поголовье свиней у самостоятельных предприятий резко сократилось и сохранено только на уровне дополнительной отрасли. В то же время реализация приоритетных проектов по производству мяса свиней в крупных инвестиционных компаниях (ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр» и ЗАО «Орелсельпром») обеспечила резкое увеличение не только поголовья свиней, но и объемов производства мяса. Вывод данных предприятий на проектную мощность позволит достигнуть объема производства мяса свиней уровня 1990 г. уже в 2012 г.
Сокращение количества тракторов и комбайнов за последние 18 лет в сельском хозяйстве произошло из-за отсутствия средств у сельскохозяйственных организаций на приобретение необходимого количества дорогостоящей техники. Поэтому парк тракторов и комбайнов уменьшился в среднем на одно хозяйство к уровню 1990 г. соответственно на 27 и 15 единиц (т. е. в 6,4 и 3,1 раза).
Опыт Орловской области убедительно доказывает, что избранный курс на создание и развитие крупных интегрированных рыночных структур в
аграрном секторе позволяет обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции при сохранении многообразия всех эффективных форм хозяйствования.
Список литературы
1. Воспроизводственные процессы в сельскохозяйственных организациях и их объединениях: методы и показатели измерения. Сб. науч. трудов. ВНИОПТУСХ. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010.
2. Земля, собственность, реформа. Орловщи-на: пути и опыт аграрных преобразований. В 2 т. Т. I / Редкол.: С. В. Фефелов (отв. ред.) и др. Орел: Агромир, 1999.
3. Злобин Е. Ф. Агропромышленная интеграция в условиях рыночной экономики. Региональный аспект. М.: АгриПресс, 2003.
4. Серов В. М., Руденко Н. Р. Программно-целевое управление региональным АПК. М., 2005.
5. Строев Е. С., Злобин Е. Ф, Михалев А. А. Теория и практика аграрных преобразований в Орловской области. М.: АгриПресс, 1998.
6. Ушачев И. Агропромышленная интеграция: плюсы и минусы / АПК: экономика, управление. 2006. № 9.