- Педагогика -
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ
А.В. Варлакова, магистрант Институт психологии и педагогики (Россия, г. Тюмень)
Аннотация. В настоящее время публикуется все больше исследований, которые свидетельствуют о том, что развитие (экономическое, политическое, социальное, культурное и т.д.) любой страны в большей степени зависит от качества подготовки педагогов. В системе российского образования данному факту, к сожалению, уделяется мало внимания. Вузовская подготовка находится на низком уровне, т.к. большое внимание уделяется теоретическому аспекту. В результате такой подготовки, молодой специалист не готов к практической деятельности. Именно поэтому статья посвящена анализу метода, позволяющего подготовить практико-ориентированного специалиста - микропреподавание. В статье представлена процедура проведения занятия, его особенности, выявлены достоинства и недостатки.
Ключевые слова: практико-ориентированное образование, практико-ориентированный специалист, модернизация педагогического образования, методы обучения, микропреподавание.
В настоящее время актуальной стала проблема практико-ориентированного образования педагогов. Данная проблема является актуальной во всем мире.
В системе российского образования проблема является актуальной в течение нескольких десятилетий, т.к. вузовская подготовка не обеспечивает достаточной готовности будущего педагога к практической деятельности в школе. Обострение проблемы связано с переходом российского высшего образования на двух уровне-вую систему «бакалавр - магистр».
Для решения данной проблемы, Министерство образования и науки Российской Федерации запустило проект модернизации педагогического образования. Проект предлагает реализацию новой модели подготовки будущих педагогов. Данная модель основана на принципе практико-ориентированной подготовки и сетевого взаимодействия. Новизна модели связана, во-первых, с обеспечением многоканаль-ности получения педагогического образования, во-вторых, с реализацией заложенных в законе «Об образовании» возможно-
стей практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, в-третьих, с необходимостью подготовки учителей-методистов и управленцев по магистерским программам [1].
Если российские ученные только пытаются найти методы, позволяющие подготовить практико-ориентированных специалистов, то за рубежом их уже активно используют.
К основным эффективным методам, используемым за рубежом, относят - микропреподавание, профессиональные пробы, рефлексивное обучение.
С целью выявления периодичности использования данных методов в отечественной практике, было проведено исследование.
В рамках исследования был проведен опрос педагогов ГАОУСПО ТО Тюменский педагогический колледж (ТПК) (20ч.) и ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, институт психологии и педагогики (ТюмГУ, ИПиП) (20ч.). Результаты исследования представлены на рисунке.
- Педагогика -
Рисунок. Результаты опроса
Результаты исследования показали, что чаще всего преподаватели, как ТПК, так и ТюмГУ ИПиП используют метод - рефлексивное наблюдение, а реже метод -микропреподавание. Следует отметить, что метод микропреподавание использует только один педагог, несмотря на то, что данный метод признан наиболее эффективным в подготовке педагогов за рубежом.
Микропреподавание - метод подготовки педагогов, основанный на эмпирическом анализе наиболее эффективных профессиональных знаний в классе, а также на индивидуальном применении этих навыков в моделируемых условиях, по существу, для прагматической цели [2].
Занятие с использованием метода микропреподавание проводится в «лабораторных» условиях.
Цель данного занятия - проработка профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов преподавания [2].
Микропреподавание как метод подготовки педагогов был сформирован в 60-х годах в США. Авторами данного метода являются группа исследователей Стэн-фордского университета под руководством Дуайта Аллена и Кевина Райана. Предпосылкой разработки данного метода является не удовлетворенность качеством подготовки педагогов. На разработку метода ушло менее 10 лет, и уже в 1968г. метод
использовался в 53% всех программ подготовки педагогов.
Методологической основой метода являются бихевиористские и необихевиористские принципы.
Микропреподавание состоит из мини-уроков, продолжительностью 5 -10 минут. Каждый мини-урок направлен на усвоение определенного педагогического навыка (движения, жесты, стили общения и т.д.). Особое внимание на уроке направлено не столько на то, что преподается, сколько на то, как это делается [3].
Обязательным условием является, во-первых, ведение видеозаписи, во-вторых, наличие наблюдателя - супервизора.
С целью получения наиболее эффективного результата, на мини-уроке присутствует небольшое количество учащихся (4-8), которые сразу после окончания урока дают рефлексию (устную и/или письменную) - как на их взгляд будущий педагог отработал конкретный навык.
После получения рефлексии от учащихся педагог вместе с супервизором просматривают видеозапись мини-урока, анализируют оценки учеников и обсуждают возможности совершенствования навыка. После обсуждения педагог повторяет мини-урок, но уже с другими учениками. Затем сравниваются видеозаписи всех проведенных мини-уроков и делаются выводы и результате [3].
По мере отработки отдельных навыков задания мини-урока могут постепенно ус-
ложняться, его продолжительность может увеличиваться до 20 минут. Обучение от отдельных навыков преподавания переходит к освоению стратегий преподавания.
Д. Аллен и К. Райан предлагали на мини-урок приглашать реальных учеников, но при этом ученики должны подбираться таким образом, чтобы они напоминали ре-
альный класс (разные уровни успеваемости, разные темпераменты и т.д.). Перед началом мини-урока ученики в обязательном порядке должны пройти подробный инструктаж.
Проанализировав метод микропрепода-вавние, можно выделить его основные достоинства и недостатки (см. табл. 1.).
Таблица 1. Основные особенности и недостатки метода микропреподавания
Достоинства Недостатки
- видеозапись позволяет усилить контроль над педагогической деятельностью и проанализировать допущенные ошибки; - позволяет обеспечить ощущение реальной ситуации; - позволяет получить практический опыт отработки приемов, методов и технологии в нутрии учебного заведения - положительный результат обучения возможен только при высокой теоретической подготовке студентов; - необходим квалифицированный специалист, способный организовать процесс с максимальным эффектом для студентов; - необходимы дополнительные ресурсы (кадровые, материально-технические и т.д.)
Таким образом, метод микропреподава- похожий метод, но он в большей сте-ние является своего рода тренингом, по- пени является ролевой игрой, т.к. осуще-зволяющим отработать теоретические зна- ствляется во время практического занятия ния на практике. со всеми членами группы, в нем отсутст-
Следует отметить, что в настоящее вре- вует видеонаблюдение и супервизор. мя в учебных заведениях РФ используется
Библиографический список
1. Официальный сайт проекта модернизации педагогического образования РФ: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/
2. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты [Текст]: монография / Г.С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ. - 2014. -116 с.
3. Шайденко Н.А. Анализ зарубежного опыта подготовки педагогических кадров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№4. - С. 204-210.
- nedaeoeuKa -
THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS USING METHOD OF MICROTEACHING
A.V. Varlamova, graduate student Institute of psychology and pedagogy (Russia, Tyumen)
Abstract. At present, a growing number of researches that demonstrate that development (economic, political, social, cultural etc.) of any country to a greater extent depends on a quality of pedagogical training, are getting published. In the Russian educational system this fact, unfortunately, receives little attention. University preparation is at a low level, because much attention is paid to the theoretical aspect. As a result of such training, young specialists are not prepared for a practical work. That is why the article gives an analysis of the method, that allows preparing practice-oriented specialists - microteaching. The article is devoted to the procedure of studies conducting, its features and detection of its advantages and disadvantages.
Keywords: practice-oriented education, practice-oriented specialist, modernization of pedagogical education, method of teaching, microteaching.