Научная статья на тему 'Формирование профессиональных умений студентов будущих педагогов с использованием метода микропреподавание'

Формирование профессиональных умений студентов будущих педагогов с использованием метода микропреподавание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / PRACTICE-ORIENTED SPECIALIST / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF TEACHING / МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ / MICROTEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова А. В.

В настоящее время публикуется все больше исследований, которые свидетельствуют о том, что развитие (экономическое, политическое, социальное, культурное и т.д.) любой страны в большей степени зависит от качества подготовки педагогов. В системе российского образования данному факту, к сожалению, уделяется мало внимания. Вузовская подготовка находится на низком уровне, т.к. большое внимание уделяется теоретическому аспекту. В результате такой подготовки, молодой специалист не готов к практической деятельности. Именно поэтому статья посвящена анализу метода, позволяющего подготовить практико-ориентированного специалиста микропреподавание. В статье представлена процедура проведения занятия, его особенности, выявлены достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS USING METHOD OF MICROTEACHING

At present, a growing number of researches that demonstrate that development (economic, political, social, cultural etc.) of any country to a greater extent depends on a quality of pedagogical training, are getting published. In the Russian educational system this fact, unfortunately, receives little attention. University preparation is at a low level, because much attention is paid to the theoretical aspect. As a result of such training, young specialists are not prepared for a practical work. That is why the article gives an analysis of the method, that allows preparing practice-oriented specialists microteaching. The article is devoted to the procedure of studies conducting, its features and detection of its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных умений студентов будущих педагогов с использованием метода микропреподавание»

- Педагогика -

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ

А.В. Варлакова, магистрант Институт психологии и педагогики (Россия, г. Тюмень)

Аннотация. В настоящее время публикуется все больше исследований, которые свидетельствуют о том, что развитие (экономическое, политическое, социальное, культурное и т.д.) любой страны в большей степени зависит от качества подготовки педагогов. В системе российского образования данному факту, к сожалению, уделяется мало внимания. Вузовская подготовка находится на низком уровне, т.к. большое внимание уделяется теоретическому аспекту. В результате такой подготовки, молодой специалист не готов к практической деятельности. Именно поэтому статья посвящена анализу метода, позволяющего подготовить практико-ориентированного специалиста - микропреподавание. В статье представлена процедура проведения занятия, его особенности, выявлены достоинства и недостатки.

Ключевые слова: практико-ориентированное образование, практико-ориентированный специалист, модернизация педагогического образования, методы обучения, микропреподавание.

В настоящее время актуальной стала проблема практико-ориентированного образования педагогов. Данная проблема является актуальной во всем мире.

В системе российского образования проблема является актуальной в течение нескольких десятилетий, т.к. вузовская подготовка не обеспечивает достаточной готовности будущего педагога к практической деятельности в школе. Обострение проблемы связано с переходом российского высшего образования на двух уровне-вую систему «бакалавр - магистр».

Для решения данной проблемы, Министерство образования и науки Российской Федерации запустило проект модернизации педагогического образования. Проект предлагает реализацию новой модели подготовки будущих педагогов. Данная модель основана на принципе практико-ориентированной подготовки и сетевого взаимодействия. Новизна модели связана, во-первых, с обеспечением многоканаль-ности получения педагогического образования, во-вторых, с реализацией заложенных в законе «Об образовании» возможно-

стей практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, в-третьих, с необходимостью подготовки учителей-методистов и управленцев по магистерским программам [1].

Если российские ученные только пытаются найти методы, позволяющие подготовить практико-ориентированных специалистов, то за рубежом их уже активно используют.

К основным эффективным методам, используемым за рубежом, относят - микропреподавание, профессиональные пробы, рефлексивное обучение.

С целью выявления периодичности использования данных методов в отечественной практике, было проведено исследование.

В рамках исследования был проведен опрос педагогов ГАОУСПО ТО Тюменский педагогический колледж (ТПК) (20ч.) и ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, институт психологии и педагогики (ТюмГУ, ИПиП) (20ч.). Результаты исследования представлены на рисунке.

- Педагогика -

Рисунок. Результаты опроса

Результаты исследования показали, что чаще всего преподаватели, как ТПК, так и ТюмГУ ИПиП используют метод - рефлексивное наблюдение, а реже метод -микропреподавание. Следует отметить, что метод микропреподавание использует только один педагог, несмотря на то, что данный метод признан наиболее эффективным в подготовке педагогов за рубежом.

Микропреподавание - метод подготовки педагогов, основанный на эмпирическом анализе наиболее эффективных профессиональных знаний в классе, а также на индивидуальном применении этих навыков в моделируемых условиях, по существу, для прагматической цели [2].

Занятие с использованием метода микропреподавание проводится в «лабораторных» условиях.

Цель данного занятия - проработка профессиональных умений и навыков, для усвоения определенного учебного материала и показа на практике различных методов преподавания [2].

Микропреподавание как метод подготовки педагогов был сформирован в 60-х годах в США. Авторами данного метода являются группа исследователей Стэн-фордского университета под руководством Дуайта Аллена и Кевина Райана. Предпосылкой разработки данного метода является не удовлетворенность качеством подготовки педагогов. На разработку метода ушло менее 10 лет, и уже в 1968г. метод

использовался в 53% всех программ подготовки педагогов.

Методологической основой метода являются бихевиористские и необихевиористские принципы.

Микропреподавание состоит из мини-уроков, продолжительностью 5 -10 минут. Каждый мини-урок направлен на усвоение определенного педагогического навыка (движения, жесты, стили общения и т.д.). Особое внимание на уроке направлено не столько на то, что преподается, сколько на то, как это делается [3].

Обязательным условием является, во-первых, ведение видеозаписи, во-вторых, наличие наблюдателя - супервизора.

С целью получения наиболее эффективного результата, на мини-уроке присутствует небольшое количество учащихся (4-8), которые сразу после окончания урока дают рефлексию (устную и/или письменную) - как на их взгляд будущий педагог отработал конкретный навык.

После получения рефлексии от учащихся педагог вместе с супервизором просматривают видеозапись мини-урока, анализируют оценки учеников и обсуждают возможности совершенствования навыка. После обсуждения педагог повторяет мини-урок, но уже с другими учениками. Затем сравниваются видеозаписи всех проведенных мини-уроков и делаются выводы и результате [3].

По мере отработки отдельных навыков задания мини-урока могут постепенно ус-

ложняться, его продолжительность может увеличиваться до 20 минут. Обучение от отдельных навыков преподавания переходит к освоению стратегий преподавания.

Д. Аллен и К. Райан предлагали на мини-урок приглашать реальных учеников, но при этом ученики должны подбираться таким образом, чтобы они напоминали ре-

альный класс (разные уровни успеваемости, разные темпераменты и т.д.). Перед началом мини-урока ученики в обязательном порядке должны пройти подробный инструктаж.

Проанализировав метод микропрепода-вавние, можно выделить его основные достоинства и недостатки (см. табл. 1.).

Таблица 1. Основные особенности и недостатки метода микропреподавания

Достоинства Недостатки

- видеозапись позволяет усилить контроль над педагогической деятельностью и проанализировать допущенные ошибки; - позволяет обеспечить ощущение реальной ситуации; - позволяет получить практический опыт отработки приемов, методов и технологии в нутрии учебного заведения - положительный результат обучения возможен только при высокой теоретической подготовке студентов; - необходим квалифицированный специалист, способный организовать процесс с максимальным эффектом для студентов; - необходимы дополнительные ресурсы (кадровые, материально-технические и т.д.)

Таким образом, метод микропреподава- похожий метод, но он в большей сте-ние является своего рода тренингом, по- пени является ролевой игрой, т.к. осуще-зволяющим отработать теоретические зна- ствляется во время практического занятия ния на практике. со всеми членами группы, в нем отсутст-

Следует отметить, что в настоящее вре- вует видеонаблюдение и супервизор. мя в учебных заведениях РФ используется

Библиографический список

1. Официальный сайт проекта модернизации педагогического образования РФ: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/

2. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты [Текст]: монография / Г.С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ. - 2014. -116 с.

3. Шайденко Н.А. Анализ зарубежного опыта подготовки педагогических кадров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№4. - С. 204-210.

- nedaeoeuKa -

THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS USING METHOD OF MICROTEACHING

A.V. Varlamova, graduate student Institute of psychology and pedagogy (Russia, Tyumen)

Abstract. At present, a growing number of researches that demonstrate that development (economic, political, social, cultural etc.) of any country to a greater extent depends on a quality of pedagogical training, are getting published. In the Russian educational system this fact, unfortunately, receives little attention. University preparation is at a low level, because much attention is paid to the theoretical aspect. As a result of such training, young specialists are not prepared for a practical work. That is why the article gives an analysis of the method, that allows preparing practice-oriented specialists - microteaching. The article is devoted to the procedure of studies conducting, its features and detection of its advantages and disadvantages.

Keywords: practice-oriented education, practice-oriented specialist, modernization of pedagogical education, method of teaching, microteaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.