Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в структуре СПО, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие'

Формирование профессиональных компетенций в структуре СПО, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в структуре СПО, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие»

Кривошеина И.В. ©

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРУКТУРЕ СПО, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы (приказ N 655 от 23 ноября 2009 г.)[6] , определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Наряду с формированием общей культуры, развитием физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированием предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, в программе уделяется внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Логично, что ФГОС СПО нового поколения [7], давая характеристику профессиональной подготовки выпускников, к числу видов деятельности к которым готовится воспитатель детей дошкольного возраста, относит «организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».

В этой связи, ФГОС СПО предусматривает решение поставленной задачи через освоение обучающимися специальности 050144 Дошкольное образование содержания инвариантного модуля ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».

В свое время Н.К. Смирнов [5, с.103], известный специалист в области охраны здоровья в образовательной среде, настаивал, что «в каждой школе должен быть хотя бы один специалист, прошедший профессиональную переподготовку по вопросам здоровьсбережения и не формально, а по существу отвечающий за постановку работы в этом направлении». Именно такой неформальный подход в структуре подготовки специалиста в среднем профессиональном образовании обеспечит развитие ряда профессиональных компетенций, а именно:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

В случае успешного освоения обучающимся указанных профессиональных компетенций, назовем их здоровьесберегающими, общество имеет шанс получить специалиста - носителя ценностей здорового образа жизни, готового к ведению деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья ребенка. Для решения этой задачи помимо тщательного отбора содержания образования по МДК 01.01. «Медико-биологические и социальные основы здоровья» в модуле ПМ 01 необходима столь же кропотливая деятельность по определению наиболее эффективных средств педагогического взаимодействия, содействующих повышению субъектной роли обучающихся в функции носителей ценности здорового и безопасного образа жизни в учебно-воспитательном процессе. Эта установка легла в основу разработки программного содержания МДК 01.01. «Медико-биологические и социальные основы» в ПМ 01«Организация мероприятий по укреплению и сохранению здоровья ребенка и его физического развития».

Эффективное освоение содержания указанного междисциплинарного курса в функционирующем учебно-воспитательном пространстве предполагает соблюдение ряда

© Кривошеина И.В., 2014 г.

принципов, в т.ч.:

• Принцип проблемности, как основа смыслообразующего личностного развития в ходе организации коллективной мыследеятельности при разрешении проблемной ситуации, связанной с вопросами организации здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве.

• Принцип единства развития в общении, который предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого обучающегося как своеобразный эталон для будущего специалиста.

• Принцип самообучения на основе рефлексии, который способствует осмысленному освоению ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в ходе организация рефлексивной и/или интерактивной деятельности.

• Принцип личностного взаимодействия [2.с.36-42], предполагающий вовлеченность всех участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения, что обеспечит возможности для принятия и включения уже принятого ценностного отношения (в нашем случае, к здоровому образу жизни) в реальные социальные условия общения и деятельности.

• Принцип интеграции и дифференциации, который обеспечивает делегирование обучающимся полномочий и ответственности в ходе практических занятий и способствует развитию инициативы, самостоятельности, стимулируя мотив самопознания, создает возможности для сопричастности ценности здоровья.

Применение проблемного метода (и использование в его недрах приемов «дразнящий собеседник», элементов «мозгового штурма», интерактивных технологий и др.) является своеобразной базисной основой для присвоения обучающимся ценности здорового и безопасного образа жизни в смоделированных условиях. Студенту предоставляется возможность, проанализировав ситуацию, вскрыв проблему, оценить её и принять решение с точки зрения «взрослой», субъектной позиции.

Последовательность педагогических событий, целью которых является поэтапное освоение воспитуемым субъектной роли педагога - носителя ценности здорового и безопасного образа жизни в процессе её интериорризации (присвоения), обеспечивает соответствующие изменения в его сознании. Освоение содержания каждого раздела (МДК01.01.) модуля развивается в единой логике проблемного метода и технологически имеет несколько циклов (см. Таблица 1):

Таблица 1

Технологический цикл освоения содержания МДК «Медико-биологические и социальные основы

здоровья»

Т ехнологический цикл Этап освоения субъектной роли Содержание деятельности субъектов воспитательного пространства

Проектирование проблемной ситуации Предъявление ценности здоровой жизнедеятельности в реальных условиях воспитания Определение целей, содержания, методов, средств, видов деятельности педагогом

Постановка проблемы Первичное оценивание и выявление смысла ценности здоровья человека и здорового образа жизни Актуализация противоречия между уже известным и новым знанием, формирование мотивации, обоснование целей, способов деятельности по разрешению проблемной ситуации

Проектировочная субъектная деятельность Принятие ценностного отношения Определение собственных целей по освоению ценности здорового образа жизни, выделение способов их достижения, принятие плана действия

Исполнительская Включение принятого Реализация плана мыследеятельности,

субъектная деятельность ценностного отношения к здоровому образу жизни в реальные социальные условия действия и общения выработка определенной позиции

Самоконтроль и самокоррекция действий и деятельности Закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении Применение разных вариантов действий, их отстаивание и аргументирование принятого отношения, эмоциональный самоконтроль, усиливающий значение цели, и способствующий мобилизующей деятельности

Рефлексия Преодоление препятствий, наличие самостоятельного независимого мнения относительно следования здоровому образу и стилю жизни Установление соответствий между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и её результатом.

Помимо проблемного метода, по-прежнему остаются актуальными различные приемы, используемые в рамках метода убеждения ( см. Таблица 2), в т.ч:

1. Информационные, с помощь которых понятия и представления о здоровье и болезни, факторах здоровья и риска; теоретические основы режима дня; педагогическое и гигиеническое значение режима дня; нормативно-правовая документация, определяющая деятельность ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья, предлагаются в ходе интерактивного взаимодействия. В качестве форм деятельности в этом случае эффективны: эвристические беседы, самые различные интерактивные формы деятельности, видеолекции и др.

2. Методы взаимного просвещения, реализуемые в форме семинаров, докладов, викторин, устных журналов, фотоэкспозиций и др., содействуют взаимному обогащению понятий о здоровом стиле, качестве, образе жизни в ходе коллективного взаимодействия обучающихся.

3. Дискуссионные методы, также являясь активными методами, дают возможность обучающимся в ходе организованной дискуссии, диспута, «дебатов», «пресс-конференции», в условиях предложения различных путей решения нравственных, эстетических, экологических, здоровьеразрушающих, здоровьесохранных проблем, прийти к правильному ответу.

4. Поисковые методы в форме проектной деятельности, деловых игр, тренингов, как разновидность возвратно-оценочного метода, также обеспечивают организацию деятельности обучающихся, направленной на поиск ответов по обозначенной проблеме.

Наряду с эвристическими беседами, диспутами, дискуссиями, иными формами активных методов формирования и коррекции сознания личности, педагогическое воздействие, в аспекте применения методов организации деятельности, усиливает система практических работ, направленных на выявление уровня соматического здоровья ребенка. Тематика практических работ, определяемая целями изучаемого раздела, предполагает самооценку уровня соматического здоровья. В частности, обучающиеся учатся давать оценку деятельности системы кровообращения (определение пульса, уровня артериального давления); определять жизненную емкость легких; производить самооценку показателей физического здоровья с помощью расчетных формул; оценку гибкости тела; определение мышечной силы; пропорций телосложения; правильной осанки; плоскостопия; степени координированности; быстроты реакции человека, остроты зрения и слуха; индивидуального профиля ассиметрии.

Практикумы создают необычную эвристическую среду, обеспечивающую воздействие на эмоциональную сферу, что связано с открытием обучающимся, как субъектом, собственной внутренней картины состояния физиологических показателей и соотнесением их с нормой. Для проведения практических занятий используются методики функциональной и комплексной оценки здоровья [1], «Практикум по анатомии и физиологии человека»[4], а также учебное пособие «Практикум по психофизиологической диагностике»[3].

Организуемая в рамках практического занятия деятельность по самодиагностике индивидуальной концепции здоровья, выполняет функцию коррекции сознания, побуждает воспитуемого, со стороны взглянуть на имеющуюся систему представлений о здоровье, здоровом и безопасном образе жизни, способствует установлению коммуникативных связей, стимулирует процессы саморазвития, самореализации будущего специалиста.

Таким образом, в ходе освоения междисциплинарного цикла «Медико-биологические и социальные основы здоровья» с применением активных методов педагогического взаимодействия, обучающиеся осваивают понятия: «здоровье», факторы здоровья и механизмы его сохранения, и, что очень важно, обретают практический опыт оценки и создания условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении.

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А.. Медицинская валеология./Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация М.: «Академия», 2001. - С. 112

3. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. Пособие для студ. вузов - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 128с.: ил

4. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учебник для сузов. -М.: Академия ,1999.-160 с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПКРО, 2002. - С.10

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

7. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование от «05» ноября 2009 г. № 530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.