Набор экономических показателей — это не более, чем представление экономики, её модель. Это важно, потому что есть само явление, а есть его понимание человеком (представление). Поэтому ещё раз определение:
Экономика хозяйствующего субъекта — это комплексная стоимостная оценка результатов его производственно — хозяйственной деятельности, которая представляется набором взаимосвязанных экономических показателей.
Важно то, что модель может быть только более или менее адекватной действительности. Поэтому и показатели дают более или менее адекватное представление об экономике.
Что важно в такой трактовке экономики? То, что экономика — это отражение результатов хозяйствования, следствие хозяйственного управления. Это способ измерения стоимости результатов. Это критерий и ограничения в применяемых моделях управления. Экономикой заниматься нельзя. Можно заниматься хозяйствованием с «оглядкой» на экономические показатели. ■
1. Федеральный закон № 402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учёте» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 122855 / (Дата обращенияб 25.10.2022)
2. Гришин В.И. Экономика предприятия: учебник / коллектив авторов под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. — Москва : КНОРУС, 2019.
3. Липсиц И.В. «Экономика», учебник для вузов, 2018 - 626 с.
4. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2018. -1012 с.
5. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений, Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В., 2017.
6. Гардвич А.В. Бухгалтерский учет с нуля. Самоучитель-. СПб.: Питер, 2013. - 400с.
7. Основные понятия экономики [Электронный ресурс] // Skysmart: учебный портал. - URL: https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ponyatie-ekonomika (Дата обращения: 20.11.2021).
8. Что такое экономика [Электронный ресурс] // Википедия: информационный портал. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE
%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B 0 (Дата обращения: 20.11.2021)
9. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина.2001
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гардвич А.В. Бухгалтерский учет с нуля. Самоучитель-. СПб.: Питер, 2013. - 400с.
Гришин В.И. Экономика предприятия: учебник / коллектив авторов под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. — Москва : КНОРУС, 2019.
Липсиц И.В. «Экономика», учебник для вузов, 2018 - 626 с.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина.2001
Основные понятия экономики [Электронный ресурс] // Skysmart: учебный портал. - URL: https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ponyatie-ekonomika (Дата обращения: 20.11.2021).
Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2018. -1012 с.
Сидоров В.А. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений, Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В., 2017.
Федеральный закон № 402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учёте» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1 22855/ (Дата обращения6 25.10.2022)
Что такое экономика [Электронный ресурс] // Википедия: информационный портал. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D 0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0% BA%D0%B0 (Дата обращения: 20.11.2021)
Basic definition of the training course «Management accounting»
© Solski B., 2022
Based on the requirements for the construction of the definition, the formulation of economics is given for use in the management accounting course.
Keywords: Terminology, definition, signs, requirements, economic, cost characteristics of the results
УДК 378.147-388
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Суслова А. Ю., 2022
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент посредством вовлечения студентов в процесс самостоятельного поиска необходимой информации для решения профессиональных задач, ее критического осмысления, применения в соответствующих ситуациях для принятия
эффективных решений на занятиях по английскому языку для специальных целей. Приводятся примеры организации учебного процесса и форм реализации, поставленных преподавателем задач в ходе изучения курса «Корпоративная культура делового общения» на английском языке, с учетом междисциплинарного подхода к обучению профессиональных менеджеров.
Ключевые слова: познавательная деятельность; профессиональные компетенции; критическое мышление; деловое общение
Уровень сформированности
профессиональной компетентности
выпускника и его готовность конкурировать на рынке труда в области менеджмента напрямую зависит от организации учебной деятельности в течение всего срока обучения в вузе [6].
В современных условиях требования к качеству подготовки специалиста очень велики и диктуют необходимость предъявления таких
профессионалов, которые были бы способны динамично приспосабливаться к условиям перманентной неопределенности экономической действительности во всем мировом пространстве.
Учитывая данные требования, высшая школа сегодня не может выстраивать учебный процесс, основываясь только на формировании у студентов навыков исполнительской деятельности,
развивающей память, наблюдательность, умения использовать готовые образцы. Такие действия, со стороны преподавателей любой кафедры, приведут неизбежно к подготовке выпускника исполнительского типа, неспособного к творческому созиданию, использованию принципа эластичности подходов к своим профессиональным обязанностям, незамедлительной реакции на все внешние факторы, которые непосредственно оказывают влияние на всю профессиональную деятельность.
В таких условиях, необходимо создавать такую учебную среду, которая бы способствовала созданию мотивации у студентов испытывать постоянную необходимость обращения к познавательной деятельности, в ходе которой, у студента будут сформированы умения самостоятельно мыслить, анализировать, ставить и решать текущие и перспективные задачи, находить альтернативные и неординарные решения.
Поисково-познавательная деятельность [5] как средство формирования профессионального
мышления у студентов по специальности менеджмент лежит в основе и многих курсов по английскому языку. Мы давно отказались от традиционного ведения занятий по английскому языку и строим их в основном по принципу внедрения междисциплинарных связей [2,4]. Такие курсы позволяют студентам не только овладевать навыками профессионального английского языка, но и встраивать полученные знания по специальным дисциплинам и иностранному языку в личностный профессиональный дискурс международного общения (письменного и устного соответственно).
В нашем случае работает принцип сбалансированности профессиональных знаний, полученных по дисциплинам менеджмент,
организационное поведение, лидерство с прикладными знаниями (английский язык для специальных целей).
Процесс формирования профессиональных компетенций на занятиях по английскому языку осуществляется поэтапно при полном взаимодействии студента и преподавателя; ведущая роль в данном конкретном случае отдана студенту. Роль преподавателя заключается в планировании и методическом обеспечении учебного процесса, выборе форм и организации занятия, а так же оценки деятельности студента. По окончанию курса оцениваются не только студенты, но предлагаемый курс по английскому языку, его сильные и слабые стороны, а также перспективы дальнейшей разработки и внедрения в учебный процесс уже с новой группой студентов.
На старших курсах сибирско-американского факультета менеджмента в рамках дисциплины «Иностранный язык» был опробован авторский курс под названием «Корпоративная культура делового общения» (Business Corporate Culture). Курс полностью ведется на английском языке и имеет две формы работы: самостоятельную внеаудиторную и аудиторную соответственно.
Поисковая деятельность практически
полностью ведется самостоятельно, преподаватель осуществляет методическое руководство, но сам в процессе поиска или рекомендации ресурсов для поиска не участвует. Во время аудиторных занятий преподаватель выступает в роли модератора, организуя различные формы занятия. В данном курсе используются симулятивные и ролевые игры, дебаты, презентации, мини конференции, формат разработки кейсов, международные переговоры, интервью о приеме на работу и др.
В отдельных случаях сами студенты выступают в роли модераторов, которых назначает преподаватель. В конце урока преподаватель проводит анализ занятия, подводит итоги и оценивает вклад и качество проделанной работы каждого отдельного студента или целой группы студентов, участвовавших в едином формате урока.
Цель предлагаемого курса состоит в формировании у студентов умений делового общения в рамках получаемой специальности с учетом видов профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской [3].
Соответственно цели курса были определены задачи:
• общекультурные, которые предусматривают формирование умения работать в коллективе,
относиться толерантно к этническим и культурным различиям в деловом сообществе;
• в плане общепрофессиональных задач акцент был сделан на развитии у студента умения работать в международном деловом пространстве, формировании навыков поиска информации по заданной теме, анализа и использования полученной информации для решения текущих профессиональных задач, развитии умения участвовать в публичных выступлениях, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;
• в плане профессиональных задач, приоритеты были отданы развитию умений проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании; развитию способностей оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели [3].
Для выполнения поставленных задач курса и определения уровня сформированности профессиональных компетенций к участию в играх, конференциях и других формах учебной деятельности приглашались преподаватели кафедры менеджмента, международные эксперты из Германии, Японии, США и России, а также иностранные студенты. Их участие в учебных занятиях не только дисциплинировало студентов, но и способствовало более качественной подготовке в решении профессиональных задач и демонстрации их результатов.
В процессе реализации курса Business Corporate Culture, опирающегося на поисково-познавательную деятельность, мы
руководствовались следующими принципами:
• ориентация на поисково-познавательную деятельность студента, которая позволяет максимально способствовать развитию личности;
• дифференциация и индивидуализация учебного процесса создает условия для реализации индивидуальных способностей каждого отдельного студента;
• доступность участия в реализации задач курса предусматривает осуществление поисково -познавательной работы в зависимости от личных интересов студента, его степени готовности использовать иностранный язык для профессиональных целей, его уровня профессиональных знаний;
• системность в достижении образовательной цели обеспечивается решением комплекса задач, связанных между собой как форма (иностранный язык) и содержание (профессионально-ориентированное наполнение);
• последовательность в процессе поисково-познавательной деятельности в обучении от простого к более сложному, постепенному повышению требований со стороны преподавателя к качеству и профессионализму решения ситуационных профессиональных задач.
Содержание курса Business Corporate Culture включает в себя ряд тем, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью в сфере менеджмента.
Обратимся для иллюстрации к некоторым практическим заданиям.
Ролевая игра: Знакомство с потенциальным партнером по бизнесу. Данное коммуникативное задание предполагает несколько этапов его реализации. На подготовительном этапе студенты сами выбирают страну своего будущего бизнес партнера, дав обоснование своего выбора в условиях ведения бизнеса в Иркутском регионе. Второй этап — поисковая работа: сбор информации о предполагаемом партнере, общая информация о стране, возможные риски ведения бизнеса в этой стране, особенности бизнес этикета. На третьем этапе группа студентов-экспертов по избранной стране проводит семинар для предполагаемой группы бизнесменов, отъезжающих в эту страну для налаживания контактов. На четвертом этапе для предполагаемых бизнесменов, студенты-эксперты проводят тестирование. Основная задача тестирования заключается в оценке качества подготовки и проведения семинара, умения студентов-экспертов донести информацию до слушателя на хорошем английском языке и получить адекватную реакцию на подготовленное сообщение. Студенты часто используют презентации в формате Power-Point или Prezi.
Студенты-эксперты самостоятельно проводят анализ полученных результатов, делают вывод о качестве подготовки семинара. Преподаватель заключает работу по данной теме, обобщая свои наблюдения, и оценивает студентов индивидуально.
Еще один тип комплексного задания мы условно называем «Ситуационная задача». Целью данного задания является разработка проекта для открытия бизнеса и привлечения инвесторов. Все студенты делятся на 3 группы. Две группы студентов являются разработчиками проекта, а одна группа выступает в роли инвесторов. Перед студентами ставится коммуникативная задача найти инвесторов и убедить их вложить деньги в бизнес-проект. По опыту проведения данного сценария, студенты выбирают открытие гостиницы или ресторана в Иркутске или на озере Байкал. Интересным опытом стали проекты студентов по открытию Итальянского ресторана и этнически-ориентированной гостиницы для китайских бизнесменов. Преподаватель назначает руководителей проекта из числа, хорошо подготовленных студентов, как в плане языковой подготовки, так и в плане знаний по специальным дисциплинам. Соответственно каждый
руководитель-студент проекта распределяет обязанности и готовит встречу с инвесторами.
Групповой проект.
Возможные задания: Маркетинговые исследования; Написание деловых писем инвесторам; Проект, бизнес-план ресторана (отеля); Преимущества над другими объектами подобного типа в Иркутске; Финансовая сторона проекта.
На подготовительном этапе студенты проводят Needs Analysis по своему направлению проекта. Затем идет сбор информации, выполнение проекта и презентация проекта на собрании с инвесторами.
Студенты из параллельной группы выступают в роли инвесторов и выбирают проект. Они же приводят аргументы в пользу избранного проекта и указывают на недостатки оппонентов. Преподаватель подводит итоги и выставляет оценки.
Достаточно сложным заданием для студентов, которое, как правило, предлагается в самом конце курса является ролевая игра «Переговоры».
Предмет переговоров:
Открытие совместной программы MBA Международной Байкальской бизнес школой и Лондонской бизнес школой.
Альтернатива: Открытие совместной программы MBA Международной Байкальской бизнес школой и Австралийской бизнес школой.
Подготовительный период: Needs Analysis (ответственная сторона — студенты группы); основы организации и ведения переговорного процесса (ответственная сторона — преподаватель), выбор стратегий для переговорного процесса (преподаватель), выявление социо культурных особенностей партнеров и ведение переговоров (студенты).
Преподаватель разрабатывает серию коммуникативных и речевых заданий для студентов, чтобы успешно вести переговоры на английском языке с иностранными партнерами. В ходе подготовительного этапа студенты усваивают основные языковые клише для ведения переговоров, выполняя языковые задания, участвуют в игре переговоры-миниатюры для отработки различных этапов переговоров, такие как Small Talks, Specifying interests of both parties, Preparing alternatives, Defining bottom-line и др.
Заключительным этапом являются переговоры и подписание контракта.
Руководители делегаций подводят итоги переговоров и выполнения поставленных целей.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что поисково-познавательная
деятельность способствует формированию профессиональных компетенций студентов-менеджеров, готовя их к творческой профессиональной деятельности в их бедующей специальности. Именно такой подход в обучении помогает студентам успешно решать проблемные ситуации, совершенствовать умения анализировать,
вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. ■
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щуки н. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бушковская Е. А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях/ Е.А. Бушковская // Вестник Томского государственного университета. - 2010. -№330 (январь). - С.152-155.
3. Гуляева Г. Ю. Экономика и управление в условиях риска и неопределенности: монография [Текст] // Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. —118 с.
4. Уварова И. В. Междисциплинарные связи при обучении иностранным языкам в высшей школе / И.В. Уварова, Т.Ф. Ерина // [Электронный ресурс] // Междунар. ж-л прикладных и фундаментальных исследований. - № 3-4. - 2015. С. 724-726. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6703 (Дата обращения: 23.03.2022)
5. Федорова Г. Н. Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины [Электронный ресурс] // Интернет-журнал, «Профобразование» Публикации педагогов. Вып. 22 января, 2019/ - URL: http://xn— btb1bbcge2a.xn--p 1 ai/blog/2019-01-22-1321 (Дата обращениял 21.09.2022)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41028). URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-152.pdf
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щуки н. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
Бушковская Е. А. Феномен
междисциплинарности в зарубежных
исследованиях/ Е.А. Бушковская // Вестник Томского государственного университета. - 2010. -№330 (январь). - С.152-155.
Гуляева Г. Ю. Экономика и управление в условиях риска и неопределенности: монография [Текст] // Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. —118 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41028). URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-152.pdf
Уварова И. В. Междисциплинарные связи при обучении иностранным языкам в высшей школе /
И.В. Уварова, Т.Ф. Ерина // [Электронный ресурс] // Междунар. ж-л прикладных и фундаментальных исследований. - № 3-4. - 2015. С. 724-726. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6703 (Дата обращения: 23.03.2022)
Федорова Г. Н. Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины [Электронный ресурс] // Интернет-журнал, «Профобразование» Публикации педагогов. Вып. 22 января, 2019/ - URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2019-01-22-1321 (Дата обращениял 21.09.2022)
Professional competence formation in the frame of student search and cognitive activity
© Suslova A., 2022
The article deals with the issue of the formation of students' professional competencies in the field of study 38.03.02 Management through the involvement of students in the process of independent search for the necessary information to solve professional problems, its critical reflection, application in appropriate situations to make effective decisions in the classroom in English for special purposes. Examples of the organization of the educational process and forms of implementation of the tasks set by the teacher in the course of studying the course «Corporate Culture of Business Communication» in English are given, taking into account an interdisciplinary approach to training professional managers.
Keywords: cognitive activity, professional competencies, critical thinking, business conversation
УДК 504.03
ВЛИЯНИЕ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ПРОДАЖ НА ЭКОЛОГИЮ ПЛАНЕТЫ
© Юдалевич Н. В., 2022
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассматривается быстрое развитие маркетплейсов и интернет-магазинов в контексте удобства для конечного потребителя и оставляемого ими углеродного следа. Анализируется, какие именно преимущества дают данные виды торговых площадок и какой вред они потенциально наносят окружающей среде и почему.
Ключевые слова: маркетплейс, интернет-магазин, углеродный след, онлайн-продажи, разумное потребление
В настоящее время всё больше и больше покупок уходят из оффлайна в онлайн. Люди предпочитают совершать покупки, не выходя из дома.
Во-первых, это значительно экономит время, затрачиваемое на совершение покупки. Не надо идти (или ехать) в магазин. За короткое время можно «посетить» большое количество магазинов. Нет необходимости стоять в очереди в кассу. Во-вторых, есть возможность изучить все параметры товара в спокойной обстановке, написанные удобным размером шрифта, изучить всю возможную информацию о товаре. А не только то, что помещается на этикетке. В-третьих, сравнить с помощью встроенных сервисов различные модели и бренды по ряду ключевых параметров. В-четвёртых, нет необходимости коммуницировать с большим количеством персонала и других покупателей, что оказалось особенно актуальным во время пандемии Соу1а-19.
В связи с вышеперечисленными факторами в последнее время наблюдается быстрый рост различных торговых интернет-площадок и маркетплейсов, которые вместе с пользой и удобством для покупателей наносят всё более ощутимый вред экологии планеты, оставляя после
себя значительный углеродный след и массу не перерабатываемого мусора.
Тем не менее, развитие данного способа продаж не прекращается, развиваются как международные маркетплейсы, так и те, что работают в основном внутри конкретной страны.
К международным площадкам можно отнести безусловного лидера на мировом рынке глобальную виртуальную торговую площадку AliExpress, предоставляющую товары от производителей из КНР, а также России, Европы, Турции и других стран. Товары продаются, как в розницу, так и мелким оптом.
Американская компания Amazon — крупнейшая в мире на рынках платформ электронной коммерции, была основана как интернет-магазин по продаже книг, а затем разрослась до интернет-площадки по продаже практически любых товаров — от цифровых товаров до одежды и мебели. Поддерживает отдельные розничные сайты для некоторых стран мира, а также предлагает международную доставку своих продуктов в некоторые другие страны.
Другая известная американская компания eBay предоставляет услуги в области интернет-аукционов и интернет-магазинов. На ней пользователи могут как покупать товары по фиксированным ценам, так