Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области'

Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / MUSICAL ETHNOCULTURAL EDUCATION / COMPETENCE / FOLKLORE EXPEDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушкова Людмила Николаевна, Гращенко Алевтина Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению специфики музыкального этнокультурного образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях, а также необходимости применения фольклорной экспедиционной практики в образовательном процессе для формирования компетентного специалиста для сферы музыкального этнокультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сушкова Людмила Николаевна, Гращенко Алевтина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competences in the learning process musical folklore in secondary and higher professional educational establishments (from the experience of the Belgorod region)

The article is devoted to the specifics of the musical ethno-cultural education in secondary and higher vocational education institutions, as well as the necessity to use a folklore expedition practice in the educational process for the formation of a competent specialist for the sphere of musical ethno-cultural education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения музыкальному фольклору в средних и высших профессиональных учебных заведениях (из опыта Белгородской области»

Journal of scientific research publications № 3 / 2013

УДК 377:398.3

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN

THE LEARNING PROCESS MUSICAL FOLKLORE IN SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS (FROM THE EXPERIENCE OF THE

BELGOROD REGION)

Sushkova Lyudmila Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of Belgorod state Institute of culture and arts, ludmila_7. 03 @mail.ru,

Graschenko Alevtina Gennadievna, lecturer of Belgorod state Institute of culture and arts,

alj azuzu@yandex.ru.

Abstract: The article is devoted to the specifics of the musical ethno-cultural education in secondary and higher vocational education institutions, as well as the necessity to use a folklore expedition practice in the educational process for the formation of a competent specialist for the sphere of musical ethno-cultural education.

Keywords: musical ethnocultural education, competence, competence, folklore expedition.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ИЗ ОПЫТА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Сушкова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры,

ludmila 7.03@mail.ru,

Гращенко Алевтина Геннадьевна, преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, alj azuzu@yandex.ru.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики музыкального этнокультурного образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях, а также необходимости применения фольклорной экспедиционной практики в образовательном процессе для формирования компетентного специалиста для сферы музыкального этнокультурного образования.

Ключевые слова: музыкальное этнокультурное образование, компетенция, компетентность, фольклорная экспедиция.

В среде учёных - исследователей традиционной культуры, а также ведущих педагогов музыкального этнокультурного образования России Белгородская область известна своими фольклорными традициями, сохранившимися до настоящего времени в виде экспедиционных материалов, вошедших в центральные архивы народно-

го творчества России, а также в «живом» состоянии, в виде творчества нынешних носителей фольклорной традиции. Сегодняшняя политическая и социальная ситуация развития России связана с возрождением традиционных форм культуры [3, с. 3]. Но, несмотря на государственный интерес к национальному достоянию, настоящее состояние традиции, ориентированной, прежде всего, на воспитание подрастающего поколения путём погружения в национальную культуру, перешло в сферу досуга, экзотики. Сегодня решение вопроса сохранности наследия национальной культуры Белгородской области возможно с помощью внедрения образовательных программам, основанных на изучении фольклорного материала.

В настоящее время Российское общество переходит к новой стадии развития, обусловленной социальными и культурными запросами населения, а также государственными программами, направленными на модернизацию образования. В данных условиях предъявляются новые требования к выпускникам средних профессиональных и высших учебных заведений, чьей задачей становится в современном обществе сохранять и преумножать культурное достояние России, и, особенно, его нематериальную составляющую -народные традиции, этику, эстетику, музыкальный фольклор.

Учитывая данную тенденцию недостаточно обеспечения будущих компетентных специалистов знаниями сегодняшнего дня, т.к. на рынке труда востребован человек, способный учиться на протяжении жизни, постигать новые направления в науке и практике, быть заинтересованным в собственном профессиональном росте, обладать навыками научного анализа, точной и своевременной постановки цели, выбора адекватных способов действий относительно конкретных творческих и исследовательских задач.

Музыкальное этнокультурное образование является частью образовательного процесса, направленного на воспитание личности, и активно включается в решение новых педагогических задач, связанных с формированием профессиональных компетенций будущих исполнителей народной песни и педагогов детских музыкальных школ, школ искусств, средних и высших профессиональных музыкальных учебных заведений.

Понятие «компетенция» и «компетентность» рассматривали в своих трудах многие учёные, среди которых М. Альберт, B.C. Безрукова, П. Вейлл, Ф. Хедоури, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, М. Мескон, О.Н. Шахматова, В.М. Шепель. А.В. Хуторской в своих работах применяет оба понятия и дал им следующее определение: «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требо-

.Гоигпа! оГ Баепййс геБеагсИ риЬНсайопв № 3 / 2013

вание (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере... при этом компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [4].

В связи с активным применением данных понятий в построении образовательных систем и разработке критериев оценки профессионализма субъектов образовательного процесса появилось понятие компетентностного подхода в образовании, ориентированном на формирование у обучающихся суммы профессиональных компетенций. В соответствии с современными нормативными документами об образовании суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуаций, которые могут привести к формированию компетенций и тем самым сформировать устойчивый интерес в выбранной специальности. При этом обеспечение в педагогическом процессе развития компетенций у обучающихся возможно только тогда, когда преподаватель сам обладает достаточной компетентностью в области собственной профессиональной деятельности и готов воспринимать и внедрять инновационные методы в образовательный процесс.

Ожидаемым результатом и критерием качества этнокультурного музыкального образования сегодня становится компетентность выпускников в различных видах деятельности, таких как исследование, проектирование, исполнительство, методология, управление и др.

Исследование в этнокультурном образовании включает в себя несколько направлений: экспедиционная работа, разработка репертуарного (информационного) обеспечения, архивирование и др. Наиболее значимым в формировании этнокультурной профессиональной компетентности будущих выпускников средних и высших музыкальных профессиональных учебных заведений являются исследования, объединяющие экспедиционную, а в дальнейшем -научную работу. В Белгородской области подобная работа ведётся в Белгородском государственном институте искусств и культуры (БГИИК), реализующем уровни среднего и высшего профессионального образования в цикле фольклорной экспедиционной практики, где студенты, выезжая в фольклорные экспедиции собирают музыкальный фольклор для его систематизации и применения в научной деятельности.

Задача студентов в цикле экспедиционной практики приобрести первоначальные навыки собирательской работы: уметь выявить особенности местной этнографии, обладать навыками фиксации произведений различных жанров песенного фольклора. Участвуя в такой деятельности студенты имеют возможность погрузиться в традиционную культуру в её аутентичном виде, стать её участником, ощутить эмоциональную и ментальную сторону традиции. Подобный опыт имеет большое значение для формирования будущего компетентного специалиста как для педагогической, так и для научной этнокультурной музыкальной сферы, т.к. дает подлинные знания музыканту-фольклористу, реализуя один из наиболее эффективных методов изучения традиции - репродуктивный метод обучения, связанный с подражанием, повторением, осмыслением увиденного.

В критерии качества полученных в результате подобной длительной работы знаний выпускника входят: этнографическая точность, отражение стиля, манеры исполнения народной традиции. Данное соответствие прослеживается в курсе многих учебных дисциплин, обеспечивающих образовательный процесс, будь это пение, хореографическая пластика, костюм и др. А научный анализ собранного материала помогает ближе знакомиться с локальными традициями, выявлять научные проблемы, ставить цели и задачи исследования, находить решения.

Современное этнокультурное музыкальное образование практически невозможно без использования мультимедийных технологий. Использование данных технологий в экспедиционной исследовательской работе позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном для восприятия студентами визуально-вербальном виде [1, с. 68]. При этом владение средствами информационных и коммуникационных технологий в исследовательской и учебной работе позволяет проводить качественный сбор, хранение и обработку музыкального фольклорного материала

При включении в процесс обучения интерактивных методов, связанных с наличием в образовательном процессе ситуаций, запускающих механизмы развития личности студента, эффективность образовательного процесса возрастает многократно. Суть применения интерактивных методов в данном случае в том, что педагог не представляет студенту готовых решений, а дает импульс для самостоятельного поиска, являясь координатором образовательного процесса и реализуя педагогическую поддержку обучения [2]. Подобный опыт нашёл своё применение на кафедре искусства народ-

1оигпа1 оГ Баепййс геБеагсИ риЬНсайопв № 3 / 2013

ного пения БГИИК в написании курсовых проектов по предмету «Расшифровка записей народной музыки», а в дальнейшем - в дипломном проекте, построенном на адаптации экспедиционного материала к применению в образовательном процессе.

Реализовать эти задачи возможно лишь при достаточно высокой компетентности всего ряда системы музыкального профессионального образования: музыкальная школа, колледж, вуз, которые помогут сохранить и приумножить традиционное культурное богатство, нуждающееся сегодня не только для хранения, но и в преумножении для следующих поколений.

Литература

1. Гращенко А.Г., Сушкова Л.Н. Интерактивные методы обучения в этнокультурном образовании // Сборник научных трудов З^огШ. - 2012. - Т. 16. - № 1.

2. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 1.

3. Сушкова Л.Н. Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов на основе технологии проектного обучения: Автореф. дис. канд. пед. Наук. - Краснодар, 2012. - 23 с.

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://,№№^е1ёо8.ги/]оита1/2005/1212.Ь1т (дата обращения 25.10.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.