Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в подготовке учителя-дефектолога с использованием интерактивных методов обучения'

Формирование профессиональных компетенций в подготовке учителя-дефектолога с использованием интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TEACHING METHODS / PREPARATION OF BACHELORS / SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтаева Татьяна Николаевна, Чаладзе Елена Автандиловна

В статье охарактеризованы интерактивные методы обучения будущих учителей-дефектологов, обеспечивающие овладение ими профессиональными компетенциями. Рассмотрен опыт внедрения различных интерактивных технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE TRAINING OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST WITH THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS

The article describes interactive methods of training future teachers-defectologists, ensuring their mastery of professional competencies. The experience of introducing various interactive technologies into the educational process is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в подготовке учителя-дефектолога с использованием интерактивных методов обучения»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Винтаева Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Чаладзе Елена Автандиловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье охарактеризованы интерактивные методы обучения будущих учителей-дефектологов, обеспечивающие овладение ими профессиональными компетенциями. Рассмотрен опыт внедрения различных интерактивных технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; современные образовательные технологии; интерактивные методы обучения; подготовка бакалавров; Специальное (дефектологическое) образование.

An^tatton. The article describes interactive methods of training future teachers-defectologists, ensuring their mastery of professional competencies. The experience of introducing various interactive technologies into the educational process is considered.

Keywords: professional competencies; modern educational technologies; interactive teaching methods; preparation of bachelors; Special (defectological) education.

Введение. Реализация Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) предполагает его ориентацию на получение образовательных результатов через формирование образовательных компетенций выпускников. Формирование компетентности происходит на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме мертвых знаний, а в возможности актуализированного умения личности познавать, мыслить, выдвигать и разрешать определенные профессиональные задачи, отслеживать ход и результаты их решения, постоянно вносить необходимые коррективы для получения результата [1, 2, 3].

Изменение направление образовательного процесса со «знаниевого» на практико-ориентированный подход привело к поиску и актуализации технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Важнейшую роль в достижении поставленных целей играют интерактивные формы и методы обучения. Интерактивное обучение студент выступает субъектом учебной деятельности в большей степени, предполагает переход обучающихся в статус субъекта образовательного процесса. Студент, находясь в постоянном диалоге с преподавателем и другими студентами, активно участвует в познавательном процессе, выполняет задания, требующие активности, творчества [4, 6, 7, 11].

Подготовка будущих учителей-дефектологов должна быть социально востребована и позволять специалисту продуктивно действовать в типичных и нетипичных профессиональных ситуациях. Такое содержание основной профессиональной образовательной программы диктуется и со стороны работодателей. Достижение требуемых профессиональным сообществом результатов возможно только при использовании диалоговых, интерактивных методов обучения.

В статье представлен опыт использования на факультете психологии и специального образования СГСПУ интерактивных методов, позволяющих формировать профессиональные компетенции в процессе подготовки студентов по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Изложение основного материала статьи. Вопросы подготовки конкурентоспособного компетентного, востребованного на рынке труда выпускника, отражены в работах В.И. Байденко, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, А.М. Новикова, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой,

A.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. По мнению вышеуказанных авторов, компетентность - это сложная интегрированная система, дающая возможность не просто обладать знаниями, но, скорее, потенциальная готовность решать профессиональные. Так, по идее М.А.Чошанова, компетентность представляет собой общность признаков: подвижность знаний, их оперативность, гибкость и критичность мышления, способность находить среди большого количества решений наиболее эффективное, находить точные аргументы для опровержения неправильную точку зрения, подвергать сомнению эффективные решения [13, с. 68].

Аналогичная идея развивается В.Ю. Кричевским: компетентность характеризуется наличием знаний для успешной деятельности, пониманием значения этих знаний для практики, набором операционных умений, владением моделями решения трудовых задач, креативность при решении проблем в любой деятельности. Компетентность проявляется в развитии, расширении необходимых для этой деятельности знаний, рост компетентности невозможен без самоанализа и самооценки (Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А. П. Крючатов). Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеристики профессионализма», мы находим в трудах

B.А.Сластёнина [10].

Для достижения запланированных образовательных результатов, обмена опытом и обеспечения преемственности в учебном процессе преподавателями факультета психологии и специального образования осуществлялось включение современных образовательных интерактивных технологий. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых процесс обучения становится продуктивным. Эти условия дают возможность студенту чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность; обучающиеся получают базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: преподавателями и студентами.

Интерактивное обучение направлено на решение следующих задач:

• пробуждение у студентов познавательного интереса;

• создание условий для эффективного усвоение учебного материала;

• формирование навыка самостоятельного поиска путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• формирование коммуникативных навыков в процессе установления воздействия между студентами, обучения работы в команде (необходимость проявлять толерантность, уважать позицию собеседника, но в тоже время умение отстаивать свою точку зрения и пр.);

• формирование у студентов мнения и отношения к предложенной проблемной ситуации;

• формирование жизненных и профессиональных навыков;

• выход на уровень осознанной профессиональной компетентности.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя радикально меняется, перестаёт быть главной, он лишь контролирует процесс и занимается его общей организацией, предварительно подбирает соответствующие задания и предлагает вопросы и проблемы для обсуждения в микрогруппах, консультирует, регулирует и регламентирует время и порядок выполнения запланированных мероприятий. Участники используют свой социальный опыт и опыт других людей, при этом им приходится взаимодействовать друг с другом, коллегиально решать поставленные задачи, не допускать конфликты, сохранять уважительное отношение к иной позиции, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы [12].

Остановимся на опыте использования на факультете некоторых наиболее продуктивных интерактивных технологий.

Технологии, которые объединяются названием «Портфолио», представляют собой ресурс самооценки познавательных, творческих достижений обучающегося, рефлексии его собственной деятельности, а также служит средством оценки уровня подготовки будущего бакалавра. Портфолио является ориентиром качественного обновления оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающегося с продуктами его собственной учебной, творческой, исследовательской, проектной, познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки им результатов своей деятельности. Так, студентами собираются портфолио по дисциплинам профильной подготовки: «Логопедия», «Специальная методика обучения русскому языку», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», «Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» и др. Портфолио используются обучающимися при прохождении производственной практики, а также при подготовке к государственному комплексному экзамену по профилю подготовки.

В обучении активно используется метод проектов. На практических занятиях студенты вовлекаются в проектную деятельность с последующей защитой и презентацией проекта (при изучении дисциплин «Психология», «Педагогика», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Нейрофизиология и основы высшей нервной деятельности», «Техника речи», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Лингвистические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога» и др.). Данные проекты рассматриваются нами как учебные и представляют особую форму организации занятий. Учебный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени и ориентирован на изучение конкретной учебной темы или раздела дисциплины [8]. Совместная деятельность студентов-партнеров в таком проекте позволяет реализовать общую цель учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельности, действуя согласованными методами и способами обучения, и достигая общего результата по решению поставленной преподавателем проблемы.

Одной из эффективных форм работы со студентами стали интегрированные занятия. Интегрированные практические занятия побуждают студентов рассматривать одно и то же изучаемое явление в различных предметных плоскостях, связывать теоретические положения с практическими аспектами будущей профессиональной деятельности учителя-дефектолога и специального психолога, объяснять факты с точки зрения различных научных подходов, использовать внутрипредметные и межпредметные связи, анализировать материал, обобщать и делать выводы, рассуждать и находить самостоятельные решения возникающих проблем. Так, в качестве примера можно привести опыт проведения практического занятия по дисциплинам «Лингвистические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога» и «Специальная методика обучения русскому языку», на котором лингвистические закономерности, изучающиеся в теоретическом аспекте, были рассмотрены с прагматических позиций обучения русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Такая технология как лекция вдвоем позволяет реализовать междисциплинарный подход, диалог между преподавателями, с одной стороны, и между преподавателями и студентами, с другой, наблюдение за способами взаимодействия лекторов. В диалоге преподавателей и студенческой аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение научных предположений, их подтверждение или опровержение, разрешение возникающих конфликтов и поиск их разрешения. Такая лекция содержит в себе противоречия, она неожиданна как по форме, так и по структуре подачи материала, который строится на столкновении разных точек зрения[11]. Так, например, на лекциях рассматриваются языковые (речевые) явления с позиции лингвистики, психолингвистики и логопедии; или преподаватели и студенческая аудитория обсуждают механизмы и симптоматику расстройств аутистического спектра с позиции неврологии, психиатрии и специальной психологии.

Дискуссия. Данная форма дает возможность студентам выстроить аргументацию в защиту или, наоборот, в опровержении той или иной научной позиции. Например, при изучении темы «Концепции механизмов алалии» студенты, заранее разделившись на три группы, представляют три основных концепции механизмов алалии (моторную, психологическую и психолингвистическую). Организация дискуссии преподавателем стимулирует студентов выстроить систему аргументов, с одной стороны, и найти «слабые» места у своих оппонентов.

Просмотр и обсуждение видеофильмов. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на практических и лекционных занятиях в соответствии с темой и целью. Например, при изучении одного из разделов логопедии (заикания) студентам предлагается посмотреть фильма «Король

говорит». На практическом занятии обучающиеся представляют анализ симптоматики заикания и личностных изменений, обсуждаются направления коррекционной работы, предложенной логопедом и динамика в состоянии главного героя.

Анализ таких фильмов, как «Человек дождя», «Страна глухих», «Форрест Гамп», «Я тоже», «Адам», «Дверь в дверь», «Глаза», «Я Сэм», «Дура» позволяет студентам точнее понять нервно-психические и личностные особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, проблемы их адаптации и социализации.

Кейс-технологии. Одной из форм, воссоздающей предметное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста является кейс-технологии. В предлагаемой проблемной ситуации студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В наиболее общем виде данную форму можно определить как метод подражания, принятия решений в различных ситуациях (путем имитации) по заданным или определяемым самими участниками игры правилам [5]. Например, на дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья» студентам предлагаются для просмотра видеозаписи психолого-педагогического обследования детей, на основании которых необходимо сформулировать заключение и разработать индивидуальную программу развития.

Разбор клинических случаев. При изучении дисциплин «Клиника интеллектуальных нарушений» и «Психопатология» часть занятий проходят в Областном реабилитационном центре. Студенты наблюдают за детьми и участвуют в разборе сложных клинических случаев, разрабатывают рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей, консультируют родителей и персонал.

Экзамен в форме защиты проекта. Диалоговые методы обучения используются и на этапе промежуточного контроля. Так, экзамен по дисциплине «Психология лиц с комплексными нарушениями» проводится в форме защиты проекта. В процессе прохождения практики студенты проводят психолого-педагогическое изучение школьников, на основе которого разрабатывают индивидуальную программу развития. На экзамене студент защищает свой проект, представляет и анализирует структуру дефекта и на основе проведенного анализа обосновывает индивидуальную программу развития.

Кроме того, используются и такие формы, как лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция «пресс-конференция», дискуссия. Широко использовались также кейс-технологии, метод коллективного анализа ситуации, метод Пазла, технологии развития критического мышления (мозговой штурм, фишбоун, деловая игра с использование диспута, деловая игра с использование конкурса практических работ) и другие.

Выводы. Рассмотренный в настоящей статье опыт использования интерактивных методов обучения направлен, прежде всего, на повышение собственной познавательной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Интерактивные технологии позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в квазипрофессиональных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, создает максимально эффективные условия формирования профессиональных компетенций.

Литература:

1. Жук, М.И. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании» // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. С. 125-128.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

3. Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. № 1. С. 61-67.

4. Краснов, Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) / Ю. Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — С. 197—221.

5. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. — 443 с.

6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

7. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

8. Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск: РИВШ БГУ, 2003. — С. 39—47.

9. Рихтер, Т.В. Разработка модели сетевой среды дистанционного обучения информатике студентов педагогического вуза // Концепт, 2013. Т.3. С. 61-65.

10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

11. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

12. Чаладзе, Е.А. Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) образования // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 40-43.

13. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996. - 160 с. (Библиотечка журнала "Народное образование" №2, 1996)

Педагогика

УДК: 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания Войтенко Татьяна Юрьевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Седых Анастасия Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ GEOGEBRA ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ С

ПАРАМЕТРАМИ»

Аннотация. В статье приведены примеры использования интерактивной среды GeoGebra в обучении на профильном уровне алгебре и началам математического анализа в старшей школе. Возможности среды GeoGebra демонстрируется на примерах решения задач с параметрами. Решение каждого примера рассматривается как в аналитическом виде, так и в геометрическом, в среде GeoGebra. В статье приведен также анализ изложения теоретического материала по теме «Задачи с параметрами» в школьных учебниках различных авторов.

Ключевые слова: задачи с параметрами, профильный уровень, старшая школа, алгебра и начала математического анализа, ЕГЭ, интерактивная среда GeoGebra.

Annotation. The article gives examples of the use of the GeoGebra interactive environment in learning at the profile level of algebra and the beginnings of mathematical analysis in high school. The capabilities of the GeoGebra environment are demonstrated on examples of solving problems with parameters. The solution of each example is considered both in analytical form and in geometric, in GeoGebra environment. The article also analyzes the presentation of theoretical material on the topic "Problems with parameters" in school textbooks of various authors.

Keywords: the tasks with parameters, the profile level, the high school, the algebra and beginning of mathematical analysis, EGE, the interactive environment GeoGebra.

Введение. Целью большинства исследований математического образования является ответ на вопрос «как лучше преподавать математику?". Однако «преподавание только с говорением» является традиционным подходом и он недостаточен, поскольку этот подход игнорирует когнитивные способности и самосовершенствование каждого ученика. Многие исследователи считают идеальной средой обучения различные интерактивные, мультимедийные программы. Примером такой программы является GeoGebra. Это динамическое математическое программное обеспечение для всех уровней образования, которое объединяет геометрию, алгебру, электронные таблицы, графику, статистику и исчисление в одном удобном пакете [1]. В школе данная программа может использоваться для построения и демонстрации графиков функций, геометрических чертежей. Моделирование способствует глубокому пониманию математических понятий, демонстрирует применимость математики к реальной жизни, а также способствует изучению новых математических понятий.

Изложение основного материала статьи. Тема «Задачи с параметрами» является одной из сложных в школьном курсе алгебры и начал анализа. Она встречается в ЕГЭ по математике профильного уровня и оценивается по максимальному баллу. Многие учебники базового уровня не включают в содержание данную тему, именно поэтому анализ учебного материала мы проведем исключительно на основе учебников с углубленным изучением математики.

1. А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс, в 2 ч.

а) Часть 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень).

Учебник предназначен для углубленного изучения алгебры в 11 классах общеобразовательной школы.

Изложение материала представлено подробно, что дает возможность, по мнению авторов, даже обучающимся самостоятельно, в домашних условиях, усвоить материал. Учебник содержит 6 глав. Тема «Задачи с параметрами» изучается в конце курса и содержится в 6 главе «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств». Разбор данной темы в учебнике позволяет учащимся получить некоторое представление о решении уравнений и неравенств с параметрами. В учебнике приводится определение уравнения с параметром, а также рассмотрено 4 примера с подробным решением: 3 примера уравнений и 1 пример неравенства с параметрами. Таким образом, неравенствам с параметрами уделяется недостаточно внимания, совсем не рассмотрены системы уравнений (неравенств) с параметрами и трансцендентные уравнения (неравенства) с параметрами. Хотелось бы отметить, что в учебнике того же автора, но базового уровня данная тема повторяет тему из учебника профильного уровня слово в слово.

б) Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень).

Задачник содержит большое количество упражнений. В каждом параграфе представлены задания трех

уровней сложностей. Задачник имеет дополнительный раздел «Дополнительные задачи», здесь представлены задания с нестандартными формулировками. Все представленные в задачнике упражнения параграфа «Задачи с параметрами» не относятся к простому уровню сложности, то есть это задачи либо среднего уровня сложности, либо трудные.

На наш взгляд, соотношение учебного материала по теме «Задачи с параметрами» в учебнике и задачнике неравноценное. Обучающиеся, изучив теоретический материал и примеры, представленные в учебнике, в полной мере не смогут освоить способы решения задач с параметрами; очевидно, что потребуется помощь со стороны учителя.

2. Н.Я. Виленкин и др. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (углубленный уровень).

Данный учебник направлен на углубленное изучение алгебры школьного курса. Учебник включает в себя также и задачник. Излагаемый в книге материал по объему больше, чем предусмотрено требованиями ФГОС среднего общего образования (это отмечают авторы). Учебный материал отличается строгостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.