5. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
6. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
7. Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. №3-2 (12). С. 142-151.
8. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
9. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
© Л. П. Маколкина, Козырева О.А. 2015
УДК 378.147.88
Мкртчян Нина Михайловна
канд.пед.наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ, [email protected] Мкртчян Тамара Юрьевна канд.филол.наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Статья посвящена обновлению содержания педагогической практики студентов-заочников Института истории и международных отношений ЮФУ в рамках компетентностного подхода. Педагогическая практика выполняет ключевую роль в плане реализации данного подхода. В статье приводится перечень профессиональных компетенций, формирующихся у студентов-заочников при выполнении научно-исследовательской, собственно педагогической и организационно-управленческой деятельности во время прохождения педпрактики.
Ключевые слова
Педагогическая практика, модульная технология, профессиональные компетенции, студенты-
заочники
Практическая деятельность студентов занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, а совершенствование и развитие этого вида учебной деятельности может с полным правом рассматриваться как одно из важнейших направлений образовательной деятельности Южного федерального университета. Педагогическая практика студентов-заочников данного вуза ориентирована на решение комплекса актуальных задач в подготовке учителя (в том числе и учителя истории) и совершенствовании его педагогического мастерства.
Вопросы организации и проведения педагогической практики студентов-заочников института Истории и международных отношений Южного федерального университета регулярно обсуждаются и анализируются на заседаниях кафедр. На каждом курсе заочного отделения студенческая практика имеет свои задачи,
содержание, структуру, порядок прохождения, формы отчетности, которые варьируюся в зависимости от педагогического опыта и характера выполняемой практической работы студентов-заочников [9, с.111-112].
С целью повышения теоретического уровня руководства педпрактикой регулярно перед её началом проводятся методические семинары с руководителями групп. Все средние общеобразовательные учреждения, в которых проводится педагогическая практика, имеют хорошую методическую и учебно -воспитательную базу, оборудованы техническими средствами обучения и дидактическими материалами, а учителя-наставники имеют высшую категорию и владеют модульной технологией профессора В.В.Шогана [8], отличающейся от других моделей организации практической подготовки студентов «опорой на взаимодействие образных опережающих представлений, аналитических мыслительных операций и опыта деятельности» [3, с.4].
Педагогическая практика в рамках модульной технологии соответствует требованиям современной личностно-ориентированной педагогики и является одним из путей эффективной реализации компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию, который, по мнению многих авторов, способствует новому видению содержания образования, его методов и технологий [7, с.6]. Многочисленные попытки рассмотреть стандарты высшего профессионального образования в компетентностной модели специалиста и бакалавра предпринимаются в настоящее время ведущими вузами страны, в том числе и Южным федеральным университетом, который активно внедряет идеи данного подхода, подготавливая паспорта и программы формирования профессиональных компетенций (см., например, монографию кафедры лингвистики).
Проект ФГОС ВПО 3 поколения оценивает выпускника ВУЗа как компетентного специалиста, способного обеспечить индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формировать у обучающихся умение учиться самостоятельно на основе развития креативности [1, с.3]. В связи с переходом на данный стандарт ВПО и переносом акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции как ожидаемые результаты образовательного процесса, назрела необходимость разработать ряд компетенций, которыми должен овладеть студент-заочник во время прохождения педагогической практики в институте истории и международных отношений Южного федерального университета.
Основываясь на ФГОС ВПО 3 поколения [5], студент-заочник должен обладать широким кругом компетенций, ключевыми из которых являются профессиональные компетенции (ПК). Примеры ПК применительно к педагогической практике, реализующейся в различных видах деятельности студентов (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой) представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Профессиональные компетенции студента-историка, сформированные в ходе прохождения
педагогической практики.
Вид деятельности Профессиональные Компетенции (Я УМЕЮ)
Научно- исследовательская деятельность -использовать базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии, теории и методологии исторической науки и прочих дисциплин; -критически воспринимать концепции различных историографических школ; -применять специальные знания, полученные в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории; -выполнять задания по психологии, возрастной физиологии и школьной гигиене; -собирать и обрабатывать фактический материал для курсовой работы или мониторинга формирования профессиональных качеств будущего учителя; -участвовать в научно-практических конференциях и круглых столах и др.
Педагогическая деятельность -применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении; -реализовывать основные компоненты педагогической культуры при проведении уроков; -изучать уровень знаний и индивидуальных особенностей учащихся; -планировать, конспектировать и проводить уроки различного типа; -анализировать уроки учителей и практикантов; -участвовать в еженедельных итоговых совещаниях, которые проводятся в ходе педпрактики; -использовать современные методы и технологии обучения и диагностики и др.
Организационно - управленческая деятельность -выполнять функции классного руководителя, работать с коллективом школьников; -проводить индивидуальную учебную и воспитательную работу в классе; -организовывать дополнительные учебные занятия по предмету (факультативы); -организовывать и проводить занятия учебного кружка;
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_ISSN 2410-700Х_№ 3/2015
-проектировать индивидуальные образовательные маршруты учащихся; -организовывать культурно-массовые внеклассные мероприятия;
-организовывать и проводить творческие конкурсы среди учащихся, викторины, ролевые игры, социальные __проекты и др._
Все вышеперечисленные профессиональные компетенции реализуются в различных видах работы во время прохождения педагогической практики студентами-заочниками. Примерами таких видов деятельности могут служить подготовка и проведение различных видов уроков (например, урок-шедевр, урок-настроение, урок-спектакль), моделирующих семинаров, составление отчетов об учебно-воспитательной работе, составление плана-конспекта, сценария урока, развернутого тематического планирования, написание творческих работ, содержащих рассказ о впечатлениях от педагогической практики (например, эссе «Роль учителя в развитии творческих способностей», педагогическое сочинение «Мой первый урок» и др.), участие в социальных, воспитательных и учебных проектах (например, «Методы мотивации учащихся на уроке истории», «Школа и родители - партнеры в воспитании ребенка», «Мой путь в профессию» и др.), организация конкурсов и творческих работ (например, «Археология и современность», «Город наш любимый и поликонфессиональный» и т.д.), анализ уроков и их ошибок, обозначение личностных и профессиональных перспектив и т.д. [4, c.97].
На наш взгляд, модульная технология педагогической практики студентов-заочников обладает рядом безусловных преимуществ таких, например, как индивидуальный подход, осознанность перспективы обучения каждым обучающимся, опора на самостоятельную деятельность, практическая ориентированность, гибкость содержания, вариативность подготовки и др. [3, с.5], а, следовательно, отвечает всем основным требованиям компетентностного подхода и является одним из путей его эффективной реализации. Список использованной литературы
1. Кропочева Т.Б. Система подготовки будущего учителя к активизации образовательного процесса в начальной школе// автореферат дисс. док. пед.наук. Москва, 2010. - 44 с.
2. Интернет-технологии и компетентностный подход при моделировании содержания теоретических дисциплин как условие повышения качества современного лингвистического образования и эффективной подготовки конкурентоспособного лингвиста-переводчика. Ростов-на-Дону, 2010. - 228с.
3. Мареев В.И., Мкртчян Н.М. К вопросу о модульной технологии организации педагогической практики в вузе// Вопросы организации учебных и педагогических практик в системе заочного образования: материалы учебно-методического семинара. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С.4-8.
4. Мкртчян Н.М., Мкртчян Т.Ю. Компетентностный подход как основная составляющая организации педагогической практики студентов//Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - №2. - 2014. -С.92-102.
5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История квалификация (степень) бакалавр. 2009. [Электронный ресурсу/URL: http://window.edu.ru/resource/590/73590 (дата обращения 21 марта 2015 г.).
6. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности лингвиста-переводчика на основе проектов ФГОС ВПО третьего поколения и общеевропейских стандартов языкового образования: коллективная монография. Ростов-на-Дону, 2010. - 176 с.
7. .Ширяева В.А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2009. - 88с.
8. Шоган В.В. Модульный подход в обучении: Дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. - 222с.
9. Юстина Н.А. Практика на отделении заочного обучения. Анализ и преспективы// Вопросы организации учебных и педагогических практик в системе заочного образования: материалы учебно-методического семинара. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С.109-114.
©Н.М.Мкртчян, Т.Ю.Мкртчян, 2015
УДК 378.1; 371.3
Сидоренко Алена Олеговна
студентка 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, РФ
Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна
к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, РФ, [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ
ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье представлены возможности детерминации категории «воспитание» в структуре общепедагогического знания и знания специальной педагогики. Возможности уточнения категории «воспитание» непосредственно связаны с созданием новых педагогических средств, фасилитирующих качество решения задач современного воспитания.
Ключевые слова
Воспитание, социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, моделирование.
Современная практика определения и решения проблем и дилемм современного воспитания непосредственно связана со спецификой сохранения норм социокультурного пространства, возможностью качественного освоения морально-этических устоев, формирования научного мировоззрения, способностей гибко реагировать на все изменения, происходящие в антропосреде и ноосфере, системно определять перспективы развития детерминируемых процессов и процедур и т.п. В структуре общепедагогического знания воспитание определяется в соответствии с приоритетами изучения современной педагогической методологии [7-10] и является следствием формирования культуры самостоятельной работы [1-6]. В ресурсах специальной педагогики специальное воспитание - область знаний, непосредственно связанная с неизбежным принятием дефекта личности, всевозможной полисистемной фасилитацией формирования социального опыта, обеспечивающего жизнеспособность субъекта, имеющего дефекты в развитии и здоровье, т.е. субъекта со специальными потребностями в образовании.
Детализация и верификация возможностей современного воспитания в ресурсах идеи нормального распределения способностей и определения трех групп на кривой нормального распределения «О» -одаренные, «Н» - нормальные, «А» - аномальные или лица, имеющие дефекты в развитии и здоровье (рис.1 [11]) будет рассмотрена нами в этой работе.
Аномальные 1 Нормальные дети
/ ✓ Одаренные
Рис. 1. Кривая нормального распределения (распределение Гаусса) и три группы субъектов современного образования (группы определены в зависимости от уровня развития и здоровья).
В таком понимании имеет быть важным детерминация категории «воспитание» в системном рассмотрении трех групп, выделенных на кривой нормального распределения, т.к. единый процесс формирования личности в системе социальных отношений захватывает все три группы, хотя специфика восприятия и отражения объективной действительности уникальна у каждого субъекта, но воздействие на всех имеет одну форму, фронт, силу, систему и приоритеты детерминируемого процесса.