Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов посредством методики драматизации в преподавании социальных дисциплин'

Формирование профессиональных компетенций студентов посредством методики драматизации в преподавании социальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТИЗАЦИЯ / DRAMATIZATION / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / COGNITIVE DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / BUILDING COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Наталья Юрьевна

Статья нацелена на всесторонний анализ использования драматизации как методики обучения социальным наукам, в ней приводятся результаты практического применения драматизации на занятиях в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить дидактический потенциал методики драматизации применительно к обучению студентов гуманитарного профиля. Методологическую основу статьи составляет принцип научной объективности при работе с теоретическими работами Дж. Данна, М. Андерсона, и др. Исследования Дэвида Фармера позволили систематизировать значительный объем фактической информации по применению драматической игры в учебном процессе, применить в обучении специальные упражнения и задания по его методике. Выявлено, что через взаимодействие обучающихся драматизация позволяет передавать идеи, эмоции и чувства, формируя осознанное отношение к приобретению профессиональных знаний и компетенций. Показано, что драматизация помогает адаптировать традиционные технологии обучения к новым быстроменяющимся жизненным реалиям. Для анализа эффективности проведенных занятий студентам было предложено несколько вариантов обратной связи, и по результатам анкетирования делается вывод о том, что методика драматизации становится более открытой и ориентированной на аудиторию. Именно это позволяет драматизации оставаться эффективной методикой обучения в информационной среде. Тренировка навыков при обучении с помощью драматизации происходит активно, что способствует приобретению умений в короткие сроки и сохранению знания в долгосрочной перспективе. Материалы статьи имеют практическую направленность, приведенные примеры заданий могут использоваться для обучения социальным дисциплинам с применением методики драматизации в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING PROFESSIONAL STUDENT COMPETENCES BY MEANS OF DRAMATIZATION METHODOLOGY IN TEACHING SOCIAL DISCIPLINES

The article is aimed at a comprehensive analysis of the use of dramatization as a method of teaching social sciences, it gives the results of the practical application of dramatization in class at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The topicality of the study is due to the need of studying the didactic potential of the dramatization method in relation to teaching students in the humanities. The methodological basis of the article is the principle of scientific objectivity when working with the theoretical works of J. Dunn, M. Anderson, and others. David Farmer's research has made it possible to systematize a significant amount of factual information on the use of dramatic play in the teaching process, to apply special exercises and assignments in teaching. It is revealed that through the interaction of students dramatization allows to convey ideas, emotions and feelings, forming a conscious attitude towards the acquisition of professional knowledge and competencies. It is shown that dramatization helps to adapt traditional teaching technologies to new fast-changing vital realities. To analyze the effectiveness of the lessons, students were offered several options for feedback, and drawing on the results of the questionnaire, it is concluded that the dramatization technique becomes more open and focused on the audience. This is what allows dramatization to remain an effective teaching method in the information environment. Training skills in learning through dramatization is an active process, which facilitates the acquisition of skills in a short time and the preservation of knowledge in the long term. The materials of the article have a practical focus, there are several tasks as illustration of dramatization method, which can be used to teach social subjects using the dramatization method in higher education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов посредством методики драматизации в преподавании социальных дисциплин»

УДК 378.147 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.21.6

Н.Ю. Гришина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИКИ ДРАМАТИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ГРИШИНА Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Международные отношения»; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: grishinan@list.ru

GRISHINA Natalia Yu. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: grishinan@list.ru

Статья нацелена на всесторонний анализ использования драматизации как методики обучения социальным наукам, в ней приводятся результаты практического применения драматизации на занятиях в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить дидактический потенциал методики драматизации применительно к обучению студентов гуманитарного профиля. Методологическую основу статьи составляет принцип научной объективности при работе с теоретическими работами Дж. Данна, М. Андерсона, и др. Исследования Дэвида Фармера позволили систематизировать значительный объем фактической информации по применению драматической игры в учебном процессе, применить в обучении специальные упражнения и задания по его методике. Выявлено, что через взаимодействие обучающихся драматизация позволяет передавать идеи, эмоции и чувства, формируя осознанное отношение к приобретению профессиональных знаний и компетенций. Показано, что драматизация помогает адаптировать традиционные технологии обучения к новым быстроменяющимся жизненным-реалиям. Для анализа эффективности проведенных занятий студентам было предложено несколько вариантов обратной связи, и по результатам анкетирования делается вывод о том, что методика драматизации становится более открытой и ориентированной на аудиторию. Именно это позволяет драматизации оставаться эффективной методикой обучения в информационной среде. Тренировка навыков при обучении с помощью драматизации происходит активно, что способствует приобретению умений в короткие сроки и сохранению знания в долгосрочной перспективе. Материалы статьи имеют практическую направленность, приведенные примеры заданий могут использоваться для обучения социальным дисциплинам с применением методики драматизации в высшей школе.

ДРАМАТИЗАЦИЯ; ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ссылка при цитировании: Гришина Н.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов посредством методики драматизации в преподавании социальных дисциплин // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 57-65. Б01: 10.18720/НиМ/188М 22278591.21.6

Введение. В постоянно меняющемся и перенасыщенном информацией мире очень сложно идти в ногу со временем. Это касается любой сферы нашей жизни и обучения в первую очередь. Преподаватели и студенты стараются не отставать. Появляются инновационные методы обучения. Драматизацию нельзя назвать совершенно новаторской дидактической методикой. Еще вначале XX в. Жан Пиаже писал об обучении через драматическую игру. Он впервые исследовал роль обучения с использованием драмы в формировании понимания символов, правил и социальных структур [1]. Лев Выготский утверждал, что активное обучение играет центральную роль в развитии языка [2]. Использование драмы как метода обучения социальным наукам уже давно доказало свою эффективность. Через взаимодействие возможно передавать идеи, эмоции и чувства, формируя осознанное отношение к получению знаний и компетенций. Вполне допустимо рассматривать обучение с помощью драматизации как современную и своевременную альтернативу традиционным методам обучения. Драматизация помогает адаптировать традиционные технологии обучения к новым быстроменяющимся жизненным реалиям.

По утверждению Мэдлин Груме «драма является одним из способов узнавания, исследования и представления понимания. Этот способ должен оказаться в самом сердце процесса обучения» [3: 10].

Обучение в современном информационном обществе требует постоянного и быстрого совершенствования и обновления. Для этого необходимы новые образовательные методы, которые позволят студентам приобрести навыки для будущей профессиональной деятельности. Стратегия формирования навыков и умений через драму применима в обучении любой дисциплине. Каждому из нас не составит тру-

да представить ситуацию, когда выпускник не понимает, как он может применить полученные навыки на практике за пределами классной аудитории. Одна из причин появления проблем у выпускников - отсутствие уверенности в общении и передаче идей. Несмотря на то, что во время занятий с использованием традиционных методик обучения вырабатываются гибкие навыки, за переделами учебного заведения в профессиональной среде выпускники могут столкнуться с таким ситуациями, где они не смогут реагировать и действовать. Одной из причин может являться не отсутствие навыка, а недостаток понимания ситуации, в которых они могут применяться. Такие трудности могут происходить с отработкой и применением так называемых «soft skills» или навыков социального взаимодействия. Именно навык взаимодействия в социуме являются достаточно сложным для формирования, т.к. он основывается на ранее полученных личных представлениях человека о том, как можно взаимодействовать с людьми в определенных ситуациях.

Во время аудиторных занятий студенты сталкиваются со множеством трудностей, которые могут препятствовать успешному обучению и формированию навыков. Барьер в общении может быть причиной неэффективной коммуникации и обучения. Кроме того, можно говорить о таких часто встречающихся барьерах как физический, мотивационный, эмоциональный, невербальный и др., которые также могут препятствовать эффективному формированию навыков [4]. Совершенно очевидно, что «настоящая коммуникация включает в себя передачу идей, эмоций, чувств, адаптацию к ситуации» [3]. Драматизация предоставляет контекст для участия, помогая обучающимся использовать их собственные ресурсы и, таким образом, продвигая на практике их собственные способности в

моделировании ситуации. При использовании методики драматизации содержание трансформируется в жизненную ситуацию, с которой может столкнуться каждый. Навыки формируется применимо к данной ситуации. Кроме этого, применение драматизации в качестве средства обучения также соответствует потребностями учащихся взаимодействовать в социально-аффективной среде. Драматизация делает программу обучения более ориентированной на развитие личности [3: 10].

В данной работе представлены результаты использования некоторых упражнений с элементами драматизации во время регулярных занятий по дисциплинам «Межкультурная коммуникация», «Карьерное развитие» и «Ведение политического дискурса», которые применялись наряду с традиционными методами обучения.

Теория и методология. Существует множество определений и интерпретаций понятия «драма», в каждом из которых мы можем встретить основную предпосылку -способ описывать жизнь человека с помощью имитации действия [6]. Это означает, что, когда вы моделируете ситуацию, в этот момент у вас формируются идеи, чувства, эмоции и впечатления о данной ситуации и совершаемых вами действий. Обучение с помощью драматизации в высшем учебном заведении предполагает моделирование действия в определённой ситуации. Драматизация позволяет развить глубокую осознанность и понимание событий, действий, эмоций, чувств. Этот способ можно применять при обучении разным дисциплинам.

Исследователи Дж. Данн и М. Андерсон в своей книге «Каким образом драма активизирует обучение: новейшие исследования и практики» [7], описывают теорию и методологию использования драматизации в различных контекстах. Основной принцип использования драмы в учебном процессе -

активизация общения и деятельности в учебном сообществе [7: 23]. Драма как способ изображать социальные, политически, языковые ситуации, вовлекает участников в осмысление того, каким образом они могут использовать свой потенциал в отношении идентичности, общества, политики, силы, цензуры и т. д. [7].

Данн и Андерсон утверждают, что одним из способов сделать обучение с помощью драматизации успешным является подготовка участников. Одной из причин неэффективного обучения через драматизацию ученые считают наличие резистентного навыка к повторению и репетированию. Обучение не предполагает репетицию пьесы, т. е. заучивание и потом проигрывание определённой ситуации. Очень важно дать понять студентам, что они моделируют возможную ситуацию здесь и сейчас. Чувства, эмоции, идеи, навыки формируются в настоящий момент во время игры. Одним из важнейших факторов, который может помочь в формировании заинтересованности и мотивации учащихся является организация обратной связи после каждого занятия через драму.

Драматизация предполагает формирование гибких навыков, которые способствуют социальному взаимодействию. Во время драматизации появляются эмоции и чувства по отношению к моделируемой ситуации, которые необходимы для социального взаимодействия. Обратная связь организуется для обсуждения методики драматизации, используемых на занятии. Кроме того, обсуждение помогает лучше разобраться студентам и преподавателю в ситуации, в отношении к ней, в своих действиях и альтернативных способах взаимодействия. Во время дискуссии студенты дают оценку индивидуальной работе и работе в группе. Кроме того, в конце языкового занятия у студентов есть возможность обсудить слова, понятия, которые они вы-

учили на занятии. Они могут высказать эмоции, чувства, идеи, которые могут быть связаны с методикой преподавания через драму. Во время обратной связи появляется более четкое видение ситуации и чувств, возникающих при использовании драматизации.

Основные идеи для занятий подсказала книга Дэвида Фармера «101 упражнение для обучения через драму» [8], [9], [10]. Все задания были адаптированы для проведения занятий по дисциплинам «Ведение политического дискурса», «Карьерное развитие», «Межкультурная коммуникация».

Задания по реализации методики драматизации. Впервые обучение через драматизацию проводилось на кафедре «Международные отношения» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого преподавателем из Финляндии по дисциплине «Межкультурная коммуникация». Отзывы, оставленные студентами о занятиях, были положительными, т. к. изначально студентам было предложено участие по желанию, что мотивировало студентов. Опыт, полученный во время обучения, значительно отличался от предыдущего, полученного при использовании традиционных методов обучения. Интересен тот факт, что каждый студент указывал на то, что обучение с использованием драматизации позволило им стать более отрытыми и коммуникабельными. Атмосфера доверия, созданная вначале занятий с помощью упражнений по «растопке льда», воодушевляла участников для работы в команде и способствовала более открытому и эффективному общению.

Обучение проводилось на занятиях по нескольким дисциплинам.

Курс «Карьерное развитие» является курсом по выбору и ведется на английском языке. Методика проведения занятия разработана таким образом, что сочетает тра-

диционные и интерактивные способы обучения для индивидуальной и групповой работы.

Задание 1.

В данном задании студенты в группе должны распределить роли и сыграть лебедя, рака и щуку из русской басни. Довольно сложно везти повозку, когда каждое из животных имеет свое представление каким образом можно это сделать: рак пятится назад, щука тащит вниз, лебедь наверх. Задание предполагает, что студенты должны договориться, как им работать в команде, если они хотят двигаться с повозкой вперед.

Следующим шагом было необходимо сыграть роль лебедя, рака и щуки любым удобным образом для студентов. Для подготовки к этому заданию время было ограничено. Инструктор давал знак колокольчиком, что пора показывать результаты.

Задание 2.

Симуляция интервью. На первом этапе студентам предъявляется видео интервью, во время которого Мистер Сандху устраивается на работу в библиотеку [11]. После этого организуется обсуждение, каким образом каждый из студентов вел бы себя в данной ситуации, был ли Мистер Сандху принят на работу и другие вопросы. На следующем этапе студентов попросили проиграть интервью любым удобным для них способом.

Курс «Межкультурная коммуникация» ведется на английском языке [12].

Задание 1.

Студенты работают в группах по 3 человека. Каждая группа получает карточку с названием страны. Для каждой группы карточки разные. Участникам дается несколько минут, для того чтобы продумать каким образом можно показать данную страну в статуе. На следующем этапе статуи презентуются аудитории [9].

Задание 2.

Задание «Предмет за 10 секунд» было разработано Дэвидом Фармером [13]. Эта игра - очень популярная и эффективная техника, которую можно адаптировать и изменять в соответствии с целями и задачами, разработанными для обучения определённой дисциплине. Кроме того, задание не требует значительной подготовки и способствует созданию позитивной атмосферы в группе. Класс разбивается на несколько небольших групп по 4 - 6 человек. Инструктор называет предмет, и каждая группа должны показать предмет любым возможным для участников способом пока инструктор медленно считает от десяти до нуля. По обыкновению, каждая группа изображает предмет по-разному. Примерами предметов или объектов могут быть машина, жареная картошка, часы на стене, стиральная машина, огонь. Занятие по предмету «Межкультурная коммуникация» проводится в международной группе. На занятии с применением методики драматизации помимо российских участников, были студенты из Китая, Бельгии и Швеции. Группам предлагалось изобразить совершенно разные предметы. На заключительной стадии, участников попросили обсудить предметы, которые они изобразили, и прокомментировать само упражнение. Кроме того, студенты обсуждали, какой культуре исторически принадлежат данные предметы, есть ли отличия в представлениях о данных объектах в их родной культуре и другие вопросы.

Задачей курса «Ведение политического дискурса» является формирование знаний по политической науке с помощью построения дискурса на английском языке.

Задание 1.

Задание заключается в составлении импровизированных предложений на английском языке, которые начинаются с конструкций «Fortunately», «Unfortunately», «De-

spite being lucky», «Despite being unlucky». Предложения основываются на упражнении из учебника по предмету, с высказываниями исторических политических лидеров из разных стран [8], [14], [15].

Задание 2.

Студентам предлагается несколько названий из газетных статей на английском языке из модуля учебника по теме «Politics and Economy» [15]. У каждой группы студентов разные заголовки. Группы должны подумать, как представить данную страну и показать экономическую ситуацию в стране, следуя газетному заголовку. Остальные участники должны догадаться о какой стране идет речь и каково ее экономическое положение. На заключительном этапе организуется дискуссия, во время которой обсуждаются заголовки и само упражнение. В продолжении студентам было предложено обсудить перспективы развития экономики разных стран.

Сбор и анализ данных. Для анализа эффективности проведенных занятий студентам было предложено несколько вариантов обратной связи. В конце каждого занятия студенты могли устно дать оценку полученным навыкам, знаниям и собственно методике. Также было предложено нарисовать лицо, выражающее эмоции по отношению к занятию или конкретной драма технике. Кроме того, студенты могли оставить письменный отзыв, в котором им предлагалось охарактеризовать упражнения, индивидуальную и групповую работу.

В итоговом тесте по курсу студентам предлагалось несколько вопросов, основанных на понятиях, изученных с помощью драматизации. Некоторые вопросы итогового теста были связаны со странами, предметами и объектами, которые обсуждались во время обучения.

Проанализировав оценочные формы, можно говорить о том, что студенты в ос-

новном положительно отнеслись к методике драматизации. Им очень понравилось быть непосредственно вовлеченными в получение активных навыков. Также студенты отмечали особенную значимость групповой работы, и вовлеченность каждого студента в активное обучение.

На индивидуальном уровне положительным может считаться тот факт, что большинство студентов отмечали позитивные чувства после занятия, атмосферу открытости и доброжелательности. Кроме того, у некоторых студентов появились четкое представление о навыке, который формировался при помощи того или иного задания.

Все нижеприведенные цитаты из отзывов адаптированы на русский язык, т. к. все занятия проводились на английском языке.

С1 - Для меня опыт оказался очень интересным. Как оказалось, я люблю играть.

С2 -Драма сделала меня более чувствительным.

С3 - Драма открыла мне глаза на мир.

В качестве отрицательных моментов индивидуальной работы были указаны недостаточная подготовка к работе в группе и осведомленность о методике драматизации. Некоторые студенты отмечали, что они чувствовали себя некомфортно, активно общаясь с разными партнерами в группе, и были недостаточно подготовлены к групповой работе.

С6 - Для меня занятие оказалось несколько затянутым. Видимо, просто я не очень люблю общаться с людьми и делать работу в группе. Я немного нервничала на занятии.

С 5 - Я нервничала, но в конце занятия после нескольких упражнений я расслабилась и почувствовала себя более комфортно.

Отзывы студентов о групповой работе оказались более позитивными. В качестве положительных моментов групповой работы были отмечены, во-первых, «много но-

вой полезной информации о своих одно-группниках», что позволило студентам создать более доверительную атмосферу в группе и, во-вторых, «много новых идей, понятий, слов и впечатлений».

С3 - Я узнала много личной информации о своих одногруппниках.

С2 - Я понял, что мы не просто группа, а команда.

С4 - Драма раскрыла мне глаза, что мы не просто можем общаться с одногруппни-ками, но и понимать друг друга без слов. А также обмениваться мнениями.

Кроме того, студентам предлагалось оценить новые идеи, слова, понятия, полученных во время занятий, а также их впечатления о методике. Наряду с положительными отзывами, одним из упомянутых отрицательных моментов было отсутствие четкого представления о том, что такое драма. У некоторых участников возникало ощущение несогласованности драматизации с традиционными образовательными методиками.

С1 - Как оказалось, через драму мне намного проще обсуждать политику.

С11 - Мы можем обсуждать политику неагрессивно...

С4 - Во время занятия я выучила несколько новых английских слов и я очень счастлива по этому поводу. Я не думаю, что драма пригодиться в моей будущей профессии.

С6 - С помощью драмы я поняла, что я играю каждый день.

С5 - Я не думаю, что буду применять драму в моей будущей профессии или на моей будущей работе.

С5 - Я думаю, что мне стоит больше доверять людям.

С6 - Я не понимаю разницу между драмой и другими видами групповой работы.

Оставленные отзывы о практическом применении драматизации позволяют проанализировать цели, задачи и способы внедрения данной образовательной методики

в программу обучения различным дисциплинам.

Хотелось бы отметить, что у некоторых участников с изначально отрицательным отзывом по отношению к драматизации, в динамике, после нескольких занятий с применением методики наблюдалась смена впечатления на положительное. Пересмотрев результаты, студенты охарактеризовали драматизацию как ценную образовательную технологию, особенно для личностного развития.

Дискуссия. Драматизация может стать одним из эффективных способов получения умений и навыков не только на уровне школы, но и на уровне высшего образования. Для того, чтобы сделать процесс обучения с помощью драматизации наиболее позитивным и эффективным, необходимо принимать во внимание некоторые факторы, связанные с данной методикой обучения.

Одним из ключевых моментов, оказывающих влияние на процесс обучения, является организация аудиторного пространства. Кроме того, необходимо четкое понимание, какая роль отводится преподавателю и студентам. Понимание роли преподавателя принципиально значимо. Очевиден тот факт, что преподаватель во время обучения выполняет несколько ролей - инструктора, помощника, участника процесса, что может быть сопряжено с трудностями при отсутствии у преподавателя навыка переключения. Преподаватель должен хорошо адаптироваться и перемещаться от одной роли к другой. Необходимо подготовить студентов и преподавателей к выполнению различных ролей. Задания, где надо отвечать на грубое обращение может быть непростым для неподготовленного участника. И инструктор, и участники должны быть хорошо подготовлены и четко понимать цели и задачи, которые ставятся перед ними.

Кроме того, в процессе занятия необходимо установить доверительные отношения в парах преподаватель - студент, студент-студент, студенты - преподаватель, студенты - студенты. Разработанные разогревающие упражнения помогут эффективно и с легкостью «растопить лед» для открытого общения и активного взаимодействия в начале занятия. Хотелось бы отметить тот факт, что все упражнения построены таким образом, что активные импровизированные действия способствуют установки игровой доверительной атмосферы в группе. Важно дать понять, что преподаватель никого не оценивает, а только дает инструкции и помогает.

Кроме того, участие в занятии с использованием методики драматизации добровольное. Некоторые студенты отмечали, что они отказались от участия в занятии по причине испытуемого страха оценки не только преподавателем, но и одно-группниками. Иногда требуется более тщательная подготовка как студентов, так и преподавателей. Для этого, во время регулярных занятий, можно организовать упражнения, которые помогают разогреться и установить доверительные отношения в группе. Если во время занятия у студента возникает желание не участвовать, он может отказаться от его выполнения. Преподаватель может оказать помощь и поддержку в понимании причин отказа от выполнения задания во время или после занятия. Эмпатия очень важна для создания позитивной атмосферы в аудитории.

Следующим необходимым условием для успешного проведения занятия является разъяснение, в чем состоит методика обучения. Некоторые студенты предпочитают использование традиционных видов учебной работы и не готовы к новым интерактивным и инновационным методам. Одно из критических замечаний использования новых методик, недоказанная эффективность их при-

менения. Роль преподавателя в этот момент заключается в разъяснении методики драматизации как одного из способов обучения, но не единственного. Недостаточная осведомленность о технике может стать одной из причин скептического отношения к обучению. Некоторые студенты полагают, что во время занятия, они будут играть Золушку или Винни-Пуха. Это вводит их в заблуждение, что драматизация пригодна только для младшей школы, но никак не для обучения в высшем учебном заведении. В этот момент можно обсудить со студентами, что моделирование, симуляция и групповая работа также могут рассматриваться как элементы обучения с помощью драматизации, т. к. по сути «драма» является не чем иным как активным способом формирования когнитивных функций. Эми Кадди в своем выступлении говорит о том, как полезно имитировать какое-то действие, до того момента пока оно не станет естественным для человека [16]. В этом и заключается методика обучения через драматизацию.

Заключение. «Магическая способность драмы заключается в центральной функции, которую она выполняет - через игру мы можем воссоздать реальность для того, чтобы понять каким мы хотим ее видеть», потом изменить ее, для того чтобы реальность стала соответствовать нашим целям» [17]. На современном этапе отдельные элементы драматизации присутствуют при обучении различным дисциплинам. Но возникает необходимость разработать стратегию внедрения обучения с помощью драматизации

в программу обучения в вузе. Если рассматривать программу обучения как процесс активного получения знаний, то драматизация может стать одной из основных методик. Вильям Пинар в 1975 году описал метод «сиггеге» как один из «способов переосмыслить программу обучения начиная от целей и задач, которые ставятся перед студентами для освоения курса и до сложной беседы с самим с собой» [18].

Каждый человек получает знания самостоятельно и непрерывно. Обучение происходит, когда учащийся вовлекается в активное педагогическое действие вместе с другими участниками процесса, во время которого происходит социальная реконструкция публичной сферы» [18]. Если рассматривать процесс обучения как платформу для интерактивного получения знаний, умений и навыков, необходимо подумать о способах внедрения драматизации в профессиональное обучение.

С развитием новых технологий важность разработки таких активных методов обучения для получения профессиональных навыков становится наиболее актуальной. Традиционные способы обучения такие как аудирование, письмо, чтение, повторение, безусловно, доказали свою эффективность, но для формирования навыков необходима постоянная тренировка. Драматизация - это одна из тех методик, которая позволяет приобретать умения и навыки наиболее эффективным способом, т. к. она позволяет моделировать различные ситуации и проигрывать их.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. : Пер.с англ.и фр. - (Психология-классика). -СПб.: Питер, 2003. - 192 с. [Электронный ресурс] ISBN 5-94723-096-8

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Chauhan V. Drama Techniques for Teaching English http://iteslj.org/Techniques/Chauhan-Drama.html. Accessed on 29 June 2017.

4. Гришина Н.Ю. Формирование неосознанной компетентности у студентов-международников при обучении дисциплине «Межкуль-

турная коммуникация» // Педагогический журнал. 2016. Т. 6. № 5А. С. 295-304. ISSN: 2223-5434.

5. Гришина Н.Ю. Обучение межкультурной коммуникации. Формирование компетенций у студентов технического вуза / учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2017. - 133 с. ISBN: 978-5-7422-5716-5

6. O'Neill C. & Lambert A. Drama Structures: A Practical Handbook for Teachers. Portsmouth: Heinemann, 1982. [Электронный ресурс]

7. Anderson M., Dunn J. et. al. How Drama Activates Learning: Contemporary Research and Practice. - Bloomsbury Academic, 2013 - 336 p.

8. Farmer D. Drama Games and Activities. -lulu.com, 2011. - 90 p.

9. Farmer D. 101 More Drama Games and Activities. - lulu.com, 2013. - 138 p.

10. Johnston C. Drama Games for Those who Like to Say No. - Nick Hern Books, 2010 - 206 p.

11. Grumperz J. 1991. Crosstalk at work. BBS documentary series. https://vimeo.com/167399780

12. Гришина Н.Ю. Использование социальных сетей в формировании компетенций межкультурного взаимодействия // Научно-

технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1(239).С. 61-69.

13. Ten seconds object by David Farmer http://dramaresource.com/ten-second-objects/

14. Гришина Н.Ю. Методика обучения иностранному языку с учетом когнитивных стилей студентов гуманитарного профиля // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016.№ 4 (255). С 161-167.

15. Vocabulary for political science students / под ред. Павлова Н., Чес Н. и др. - М.: Жуль-ский А.Ю., 2010. - 440 с.

16. Cuddy A. Your body language may shape who you are https://www.ted.com/talks/amy_cuddy _your_body_language_shapes_who_you_are/transcript

17. O'Toole J. et al. Drama and Curriculum. A Giant at the Door. Springer, 2009. - 222 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Pinar W. The method of currere. http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED104766.pdf. Accessed on Accessed on 09 August 2017.

Grishina N.Yu. Building professional student competences by means of dramatization methodology in teaching social disciplines. The article is aimed at a comprehensive analysis of the use of dramatization as a method of teaching social sciences, it gives the results of the practical application of dramatization in class at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The topicality of the study is due to the need of studying the didactic potential of the dramatization method in relation to teaching students in the humanities. The methodological basis of the article is the principle of scientific objectivity when working with the theoretical works of J. Dunn, M. Anderson, and others. David Farmer's research has made it possible to systematize a significant amount of factual information on the use of dramatic play in the teaching process, to apply special exercises and assignments in teaching. It is revealed that through the interaction of students dramatization allows to convey ideas, emotions and feelings, forming a conscious attitude towards the acquisition of professional knowledge and competencies. It is shown that dramatization helps to adapt traditional teaching technologies to new fast-changing vital realities. To analyze the effectiveness of the lessons, students were offered several options for feedback, and drawing on the results of the questionnaire, it is concluded that the dramatization technique becomes more open and focused on the audience. This is what allows dramatization to remain an effective teaching method in the information environment. Training skills in learning through dramatization is an active process, which facilitates the acquisition of skills in a short time and the preservation of knowledge in the long term. The materials of the article have a practical focus, there are several tasks as illustration of dramatization method, which can be used to teach social subjects using the dramatization method in higher education.

DRAMATIZATION; INTERACTIVE LEARNING; COGNITIVE DEVELOPMENT; PROFESSIONAL EDUCATION; BUILDING COMPETENCES.

Citation: Grishina N.Yu. Building professional student competences by means of dramatization methodology in teaching social disciplines. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 21. P. 57-65. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.21.6

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.