Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов на основе интеграции электротехнических дисциплин'

Формирование профессиональных компетенций студентов на основе интеграции электротехнических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГ-РИРОВАННОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDEPENDENT JOB OF STUDENTS / METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Оксана Викторовна

В статье представлена концепция проектирования учебного процесса на основе ком-петентностного подхода, реализованного в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, который предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, мотивируя студентов к междисциплинарному интегрированию: це-леполаганию, выявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING ON THE BASES OF ELECTROTECHNICAL DISCIPLINE INTEGRATION

Questions offormation of professional competence of students in a direction «Electrical engineering education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов на основе интеграции электротехнических дисциплин»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

О.В. Филимонова1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: oksana201@rambler.ru

В статье представлена концепция проектирования учебного процесса на основе ком-петентностного подхода, реализованного в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, который предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, мотивируя студентов к междисциплинарному интегрированию: це-леполаганию, выгявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новыых условиях.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, компетентностный подход, интегрированность, межпредметные связи.

В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет специалист, владеющий профессиональными компетенциями, которые соответствуют уровню развития современных технологий. Развитие техники, технологии, организационно-управленческой стороны производства, усиление его техникотехнологических аспектов отразились в учебно-производственном процессе образовательных учреждений системы высшего профессионального образования (ВПО). В соответствии с модернизацией ВПО разрабатываются условия устойчивого развития образовательной системы, главным образом с целью обеспечения эффективной подготовки специалистов.

Анализ работ, в которых рассматриваются подходы и средства развития профессиональных компетенций, показывает, что данная проблема находится на стадии исследования. Несмотря на разнообразие применяемых средств, возможности развития профессиональных компетенций в учреждениях профессионального образования используются недостаточно. Чаще применяется когнитивный (познавательный) подход и практически не используется интегративный, позволяющий целостно рассмотреть проблемы развития профессиональных компетенций с учетом интеграционных и дезинтеграционных процессов [1].

Актуальность данной тематики обусловлена пониманием того, что основной проблемой развития профессиональных компетенций является поиск эффективных технологий, включающих студентов в осознанную активную деятельность. Осознанная активная деятельность рассматривается нами как организованный процесс, предоставляющий студентам возможность проявлять самостоятельность, активность, способность проектировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, критично оценивать результаты своих действий в соответствии с социально-профессиональными ценностями. Под социально-профессиональными ценностями мы понимаем единство наиболее признаваемых и принимаемых социаль-

1 Оксана Викторовна Филимонова, ассистент кафедры «Теоретическая и общая электротехника».

220

но-профессиональным сообществом ориентиров поведения, личностного отношения к целям и результатам своей профессиональной деятельности.

Исходя из требований, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, разработанном на основе Болонского соглашения, определен перечень общеобразовательных и профессиональных компетенций выпускника электротехнического направления. Перечень был составлен по результатам анкетного опроса работодателей, руководителей различного ранга, инженернотехнических работников, занятых на производствах электротехнического направления и принявших активное участие в проведении исследований по выявлению наиболее значимых профессиональных компетенций, к которым относятся: способность автоматизировать инженерные расчеты; владеть комплексным подходом расчета электрических и магнитных цепей; способность программировать контроллеры; способность создавать математические модели электрических и магнитных цепей, позволяющие исследовать и прогнозировать результат; способность работать над многодисциплинарными проектами; способность заниматься конструкторской деятельностью на основе компетентностного подхода, включая опыт учебнопознавательных, оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.

Компетентностный подход предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, тем самым мотивируя студентов к постоянному рефлексированию (це-леполаганию, выявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новых условиях), а учебный процесс осуществляется исходя из возможностей, склонностей и ближайших интересов студентов на основе развития креативности [2].

За рубежом большое распространение получили крупноблочные и комбинированные программы, создаваемые на основе межпредметных тем. Наиболее высокой степенью интегрированности обладают амальгамированные программы. В их основу положены не координация или комбинирование отраслей знаний, а максимально приближенные к условиям реальной жизни проекты. Мы полагаем, что реализация интегративного, компетентностного, информационного подходов в образовательном процессе дает возможность развивать профессиональные компетенции и личностные качества студентов электротехнического факультета на основе интеграции содержания дисциплин, где системообразующей дисциплиной является «Теоретические основы электротехники».

Для решения проблемы развития профессиональных компетенций была разработана структурно-содержательная модель, позволяющая выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные учебные модули, которые отличаются целями, методами, содержанием учебного процесса, уровнем сформированности профессиональных компетенций на отдельных этапах учебной деятельности. При интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин с информационной системой Matlab развивают исследовательские компетенции; офисных программ Excel, Access и программы Mathcad - информационные компетенции; языка программирования Delphi - полипрофессиональные компетенции. Интеграция общепрофессиональных дисциплин на основе единых категорий, законов, теорий и концепций способствует формированию умения свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза; интеграция специальных дисциплин позволяет развить специальные компетенции, связанные со знанием технологии и техники, относящиеся к области специализации. Развитие компетенций происходит диалектически по спиралевидно-циклической траектории с возрастающим уровнем сложности создаваемых проектов (рис. 1, 2, 3).

На первом этапе студент получает опыт учебно-познавательной деятельности академического типа, на данном этапе моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. На втором этапе в ходе учебнопрофессиональной деятельности студенты получают опыт выполнения прикладных исследований, научно-технических разработок. На третьем этапе трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики. При этом очередной этап отличается от предыдущего целями, методами, содержанием учебного процесса, количественными и качественными показателями развития профессиональных компетенций.

Основными критериями отбора содержания модульного курса по развитию профессиональных компетенций у студентов электротехнического факультета являлись требования государственных образовательных стандартов и учет запросов работодателей к качеству подготовки специалистов. При этом учебная деятельность студентов выстроена в контексте будущей профессии и обеспечивает освоение профессиональных знаний и технологических умений. При разработке технологии развития профессиональных компетенций мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности.

Особенности педагогической среды, в которой происходит развитие профессиональных компетенций на основе интеграции дисциплин в процессе профессиональной подготовки, позволили выделить наиболее эффективные технологии (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко, В.А Сласте-нин). Они систематизированы следующим образом:

• диалоговые технологии (убеждение, личный пример, упражнения на развитие коммуникаций), построенные на авторском высказывании или дискуссии;

• личностно ориентированные технологии, направленные на реализацию внутренних возможностей, «скрытых» способностей; развитие склонностей, способностей и интересов в сфере социального и профессионального самоопределения студента, возможности его самореализации на основе самостоятельного выбора способов поведения и деятельности;

• рефлексивные технологии, обеспечивающие переосмысление содержания ситуации, развивающие способность к самоанализу, внутреннюю мотивацию, формирующие самосознание. С их помощью достигается такая цель, как самостоятельное нахождение новых форм деятельности, обеспечивается творческая деятельность, происходит развитие личности;

• технология самоуправления, способствующая овладению индивидуальным и групповым опытом деятельности, способами делового общения, формированию способности перестраивать поведение и действия в специально заданных условиях, развивающая активность, творческие способности студентов. Она способствует развитию организаторских способностей, навыков конструктивной деятельности, инициативности, умения анализировать поведение, факты, события, отстаивать собственную позицию;

• деятельностная технология обучения, которая позволяет превратить студента из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебнопознавательной деятельности;

Выявление межпредметных связей общепрофессиональных дисциплин . Создание базы данных в ACCESS (первый курс)

Учебно-

познавательная

деятельность

(проектировочно-

подготовительный

этап)

Выявление межпредметных связей. Формирование укрупненного модуля учебного элемента из общепрофессиональных дисциплин

Дидактические функции:

(ценностно-ориентиро-

ванные):

• формирование информационной культуры в учебной деятельности;

• развитие способности к самоуправлению в самостоятельной учебной деятельности;

• развитие способности анализировать, выделять главное, классифицировать;

• (формирование межпредметных знаний в рамках специальности;

• развитие способности систематизировать свои знания

'Педагогическая цель — формирование информационной культуры, в частности культуры учебной деятельности:

• развитие самоактуализации в самостоятельной учебной деятельности;

* развитие навыков и умений работать с информацией;

* приобретение межпредметных знаний в рамках специальности;

♦ формирование навыков систематизации знаний

Дидактические средства информационных технологий:

• автоматизация технических расчетов в программе EXCEL;

• использование ACCESS для создания информационной базы данных общепрофессиональных дисциплин

Рис. 1. Первый этап проектировочной деятельности

Разработка учебно - методических пособий

Интеграция содержания общепрофессиональных дисциплин

Учебно-

профессиональная

деятельность

(технологическая)

Формирование оптимального учебного модуля из общепрофессиональных дисциплин

Дидактические функции

(и нте грати вно-разв и ва ю-

щие):

• интеграция знаний в профессиональной деятельности;

• развитие навыков работы с информацией в приобретении новых знаний и профессиональных умений;

• формирование устойчивого интереса к познавательной и проектировочной деятельности;

• формирование системного научного мышления;

• формирование умения моделировать электрические, магнитные цепи и переходные процессы

Педагогические цели:

• приобретение профессиональных компетенций в рамках специальности;

» развитие успешности в работе с информацией через приращение умений и знаний к уже имеющимся навыкам ;

» развитие устойчивого интереса к познавательной и проектировочной деятельности:

» развитие системного научного мышления;

» приобретение навыков работы с информационными технологиями по моделированию электрических, магнитных цепей и переходных процессов

Дидактические средства информационных технологий:

• автоматизация технических расчетов в программе MATHCAD;

• использование EXCEL для расчетов нелинейных цепей;

• использование MATLAB для исследования переходных процессов в электрических и магнитных цепях

Рис. 2. Второй этап проектировочной деятельности

Разработка интегративного курса "Теоретические основы электротехники"

Интеграция содержания общепрофессиональных дисциплин (третий курс)

Творческий этап (заключительный)

Формирование человека как личности и профессионала

Дидактические функции

(оценочно-рефлексив-

ные):

• формирование коммуникативной компетенции:

• формирование когнитивной компетенции;

• формирование социальной компетенции;

• формирование информационной компетенции;

• формирование конструктивно-креативного уровня мышления;

• формирование творческого мышления;

• формирование инте-гративности знаний:

• формирование инте-гративности мышления;

• Формирование высокой нравственности;

• формирование навыков программирования на объектно-ориентированном языке ОЕЬРН!

Педагогическая цель -

формирование профессионализма:

• развитие коммуникативной компетенции;

• развитие когнитивной компетенции;

• развитие социальной компетенции;

• развитие информационной компетенции;

• формирование конструктивно-креативного уровня мышления;

• развитие творческого мышления;

• формирование высокой нравственности

'Дидактические средства информационных технологий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование объектно-ориентированного языка программирования ЬЕ1_РН1 для создания электронных учебников по общепрофессиональным предметам;

^•использование языка НТМ1________________у

Рис. 3. Третий этап проектировочной деятельности

• информационная технология, которая помогает сформировать навыки программирования баз данных с возможностями поиска, хранения, редактирования, защиты информации от несанкционированного доступа;

• проектная технология, которая способствует развитию личностных персональных компетенций за счет самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. В процессе работы над проектом у студентов развивается умение самостоятельно планировать деятельность, время, ресурсы, индивидуально принимать решения, самостоятельно делать выбор.

Целью групповых (коллективных) проектов является развитие социальных компетенций - навыков сотрудничества, умения разрешать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и степень включенности на определенном этапе групповой работы в зависимости от своих личных возможностей. Все проекты имеют профессиональную направленность, что способствует развитию профессиональных компетенций, а также приобретению умений взаимодействовать с разными партнерами, вести диалог, находить компромисс.

При разработке технологии формирования профессиональных компетенций на основе интеграции электротехнических дисциплин мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности.

Очевидно, что профессиональные компетенции являются необходимыми элементами, которые могут быть использованы в различных видах деятельности для решения множества профессиональных задач. Профессиональные компетенции определяют общую и специализированную подготовку будущего специалиста, способствуют освоению и приобретению новых знаний и умений, возможности совершенствования его профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 147-150.

2. Козырева О.А. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. - М., 2009. - С. 21.

Поступила в редакцию 25.10.2012.

В окончательном варианте 25.10.2012.

UDC 331(2)

STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING ON THE BASES OF ELECTROTECHNICAL DISCIPLINE INTEGRATION

О. V Filimonova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100

E-mail: oksana201@rambler.ru

Questions offormation ofprofessional competence of students in a direction «Electrical engineering education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.

Key words: innovative technologies, professional competence, independent job of students, methodical complex

Original article submitted 25.10.2012.

Revision submitted 25.10.2012.

Oksana V Filimonova, Assistant lecturer, Dept. Theoretical and the General Electrical Engineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.