ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ
КАРТАУСОВ Д.И.
Современный этап развития общества предъявляет к выпускнику колледжа жесткие требования. Это, в свою очередь, требует расширения его профессионального кругозора, фундаментализации общенаучной подготовки. Рабочий по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» должен обладать способностью к овладению смежными профессиями, гибкостью и динамичностью мышления при решении нестандартных заданий [11, 12].
Основополагающей в формировании выпускника профессионально-педагогического колледжа является общепрофессиональная и специальная отраслевая подготовка, которая составляет предметную основу деятельности будущего специалиста. В то же время основу деятельности нашего выпускника составляет проектирование процесса подготовки квалифицированных рабочих для определенной отрасли производства. Это предполагает, что от него требуются знания конкретного производства, особенно техники и технологии на определенном уровне [5].
Общепрофессиональная подготовка выпускника колледжа по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - это система знаний и умений, являющихся как фундаментом для получения различной специальной подготовки, так и базой для формирования профессионального мышления. Этот комплекс знаний формируется при изучении следующих дисциплин "Материаловедение", "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения", "Электротехника и электроника", 'Техническая механика", "Инженерная графика", "Экономика", "Информационные технологии". Обеспечить необходимую для студента профессионально-техническую подготовку можно только за счет уменьшения времени на изучение многообразных методов решения частных профессиональных проектных задач и широкой интеграции изучаемых дисциплин [10].
При этом формирование самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе обучения не будет выполнено, если у дипломированного специалиста отсутствует способность применять полученные знания в комплексе, которая вырабатывается в процессе интеграции изучаемых студентами научных дисциплин. Интеграция происходит в разных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов и теорий, входящих в состав той или иной дисциплины (рис.1).
Интеграция содержания обучения, способов деятельности и ценностно-смысловых отношений формирует интегративную культуру специалиста, базирующуюся на его комплексных умениях.
Прежде чем дать определения комплексных умений, рассмотрим умения межпредметного характера. Данное понятие раскрывается в работах М.А. Гориянова, В.А. Кулько, В.Н. Максимовой, И.И. Петровой, проанализировав которые, мы делаем вывод, что межпредметные умения - это способы деятельности, обеспечивающие межпредметные связи [9]:
• обобщенные умения мыслительной деятельности, логические операции, общие для всех учебных дисциплин (анализ, синтез, обобщение), умение вести поисковую деятельность (оно формируется особенно быстро при решении аналогических по своей структуре действий в процессе решения познавательных задач разного предметного содержания);
• умения, обеспечивающие для родственных предметов виды деятельности студентов - измерительные, конструктивнотехнические, измерительно-вычислительные, графические, проекционные и т.д.;
• специфические умения, которые обеспечивают оперирование конкретным предметным содержанием, лежащие на стыке смежных учебных дисциплин и образующие межпредметные понятия (рис.2).
Вмутрицихловая іттеграїця Межцихловая интеграъ^т ^
Рис.1 Схема междисциплинарного взаимодействия дисциплин
В отличие от познавательных умений, ограниченных конкретным предметным содержанием, межпредметные умения представляют собой умение обобщать разнопредметные знания и переносить их в новые межпредметные ситуации и
условия их комплексного применения. Такие умения носят комплексный характер и, по Н.Ф. Талызиной, обеспечивают возможность решения множества частных задач в производственной отрасли.
Комплексные умения - это умения межпредметного характера, их можно определить, как способность создавать образ деятельности (в качестве такого образа может выступать и прием, и операция, и действие, и целостная деятельность) и готовность реализовать его в изменяющихся условиях с помощью сложившейся «гибридной» системы знаний, умений и навыков. Специфика комплексных умений в том, что их нельзя рассматривать, как умения воздействовать на средства и предметы труда.
Электротехника как учебная дисциплина обладает большими возможностями для создания условий творческого развития студентов, и как показывает наш опыт, использование межпредметных связей (МПС) может их существенно расширить. Электротехника может являться объектом интереса для многих студентов. Это объясняется ее содержанием. Электротехника - это область науки, которая изучает электрические и магнитные и явления, входящие в состав любых сложных технологических процессов.
Виды
Математические и ест есть еннонаучные дисциплины
Об ш£про фессиональн ые дисциплины
Специальные
дисциплины
а
<п р £
S о ч X 2
е г? о X
2 S
0)
а <0 s X
S ? 5 Г
о es а S £ £ о
е- * 5 X о & с 3
4) 4> С 1
л « 2
Об (щеобразо в ате л ьные Политехнические Специальные
у меки я ♦ умен* я *■ у меж я
■
*
Межпредметнье
- у мен-i я
г ■Л
Комплексные
умен» я
.
Рис.2 Основные виды умений, необходимых будущему специалисту
Реализация на уроках электротехники МПС может играть двойную роль: с одной стороны, они способствуют проявлению интереса к другим областям знаний у студентов, интересующихся электротехникой, с другой стороны, студенты со стойкими познавательными интересами к другим учебным дисциплинам находят интересное для себя и на занятиях по электротехнике.
Для решения проблемы формирования комплексных умений на занятиях по электротехнике мы используем следующие мероприятия:
1) занятия по решению задач с межпредметным содержанием;
2) бинарные занятия;
3) интегрированные занятия-конференции, занятия-семинары;
4) исследовательская работа студентов межпредметного характера;
5) творческие домашние задания межпредметного содержания.
Следует отметить, что в нашем исследовании особое внимание уделяется межпредметным задачам (МПЗ). Ядром МПЗ является ситуация. Мы рассматриваем МПЗ как нестандартную, творческую задачу, которая содержит явно не обозначенные пути ее решения, и включает студента в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами материала и умениями.
Задачи межпредметного характера описывались в ряде исследований. В исследовании К.Н. Рахманиной межпредметные познавательные задачи определены как средство формирования межсистемных знаний и умений. Она оценивает их как задачи, содержащие проблему, решение которой складывается для учащихся в рамках двух или нескольких систем знаний (учебных предметов) [10].
Е.С. Волович на примере реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами под задачами межпредметного содержания понимает такие задачи, «условия, содержание и процесс решения которых интегрируют в себе структурные элементы знаний о явлениях природы и общества, изучаемые на уроках смежных дисциплин» [3].
Н.М. Золотова раскрыла дидактические условия решения межпредметных задач в теоретическом обучении учащихся профтехучилищ. Автор считает, что межпредметные задачи «при изучении общетехнических дисциплин способствуют усвоению и применению ведущих научно-технических закономерностей, применению фундаментальной естественнонаучной теории строения вещества к решению задач производственного содержания» [6], и все межпредметные задачи, содержание которых направлено на усвоение общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, группирует на основе содержательного, хронологического и операционного критерия, вводит и разрабатывает понятие познавательнопрофессиональных умений.
Н.А. Терновая под межпредметной познавательной задачей понимает «творческую по характеру и межпредметную по содержанию учебную деятельность, отраженную в форме предъявления задания и направленную на установление устойчивых связей между структурными элементами межпредметного содержания и обобщенными умениями» [14].
Роль межпредметных задач как средства формирования познавательных умений системного обобщения знаний старшеклассников раскрыла Н.В. Груздева [4]. Т.К. Александрова рассмотрела комплексные задания как форму межпредметных познавательных задач и выявила структуру межпредметных умений комплексной характеристики объектов [1].
Данные задачи способствуют формированию политехнических знаний и умений студентов. Специально составленные МПЗ позволяют осознать нашим студентам необходимость электротехнических знаний как обязательный элемент компетенции выпускника.
Межпредметной мы называем задачу, которая требует подключения знаний из различных предметов, или задачу, составленную на материале одного предмета, но используемую с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
Технология разработки МПЗ предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи. Решение студентами иерархических систем таких задач - важный путь формирования гибкого и целостного мышления.
Одной из причин неприятия некоторыми студентами электротехники как предмета обучения, по нашему мнению, является искусственность предлагаемых на занятиях задач, оторванность их от знакомого окружающего мира. МПЗ позволяют устранить этот недостаток обучения, и позволяют приблизить нашего студента к будущей профессии. Можно выделить следующие этапы решения МПЗ:
1) акт осознания и принятия задачи, мотив;
2) осмысление затруднений и ориентировка в условиях задачи;
3) формулировка гипотезы и поиск способов решения;
4) реализация намеченного плана и формулирование общей схемы решения;
5) перебор и оценка возможных вариантов решения;
6) анализ полученных результатов и их коррекция.
Итак, на каждом этапе решения задач проявляются различные особенности мыслительной деятельности субъекта, решающего задачу. Однако не любая задача отвечает перечисленным признакам. Этапы могут немного меняться в зависимости от сложности и содержания задачи, но в любом случае студенты устанавливают связи между разнопредметными знаниями, обобщая их в новое межпредметное знание (понятие, универсальный закон природы и т.д.) и овладевая переносом комплексных умений в новые условия деятельности. МПЗ не могут одномоментно сформировать умения специалиста. Это требует поэтапного, градуированного подхода, при этом должны учитываться индивидуальные способности студента (табл.).
Таблица. Характеристика уровней комплексных умений студентов колледжа
Наименование уровня Качественные параметры уровня, умения обучаемого
Первый знание учебного материала, требующего припоминания, вспоминания, узнавания на основе существенных признаков - указывает на межпредметные связи электротехники с естественнонаучными дисциплинами при решении проблемных вопросов, логических заданий, но не осознает механизм их возникновения; - имеет представление о значительных признаках изучаемых процессов, явлений, оперируя терминологией одной дисциплины (электротехники или физики); - выделяет межпредметные понятия, законы в предлагаемом физико-электротехническом содержании; - способен находить решение межпредметных задач, но дать их качественную оценку не может; - сопоставляет, связывает предложенный перечень электротехнических и физических понятий и связей с сущностью изучаемых явлений, процессов
Второй понимание учебного материала, т.е. умение видеть функциональную зависимость между явлениями и процессами - понимает и называет в представленном перечне электротехнических и физических учебных понятий и связей определенные структурные основания, улавливает их взаимопорождение и последовательность; - проводит качественную интерпретацию явлений и процессов, которые включают в себя электротехнические и физические компоненты; - умеет решать межпредметные электротехнические задачи, используя различные способы, привлекая знания из других дисциплин; - выявляет существенные признаки, свойства изучаемых явлений и процессов, оперируя физикоэлектротехническими понятиями
Третий овладение учебным материалом и интеллектуальные навыки, т.е. умение самостоятельно и системно использовать полученные знания, свободно оперировать материалом и быстро видоизменять его - аргументирует свои суждения, высказывания, выводы, приводя примеры явлений и процессов, изучаемых в электротехнике и физике и из собственного опыта; - выявляет существенные признаки, свойства изучаемых явлений и процессов, оперируя межпредметными законами; - легко и быстро решает межпредметные и комплексные профессиональные задачи, находя оптимальные варианты; - прогнозирует возможную трансформацию явлений и процессов (физико-электротехническими) в связи с изменением профессиональной ситуации
Как показывает опыт, именно МПЗ позволят преодолеть до сих пор не разрешенное в педагогике СПО противоречие
между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным предметом будущей профессиональной
деятельности, между системным использованием знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и разнесенностью их усвоения по разным дисциплинам.
Список литературы
1. Александрова Т.К. Формирование межпредметных познавательных умений учащихся в учебной деятельности: дис. ... канд.пед.наук / Т.К. Александрова. - Л, 1982.-246с.
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. - М., 1997.-512 с.
3. Волович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: дис. ... канд.пед.наук / Е.С. Волович.-Челябинск, 1984. - 158с.
4. Груздева Н.В. Межпредметные задачи как средство формирования познавательных умений системного обобщения знаний старшеклассников: дис. ... канд.пед.наук / Н.В. Груздева. - Л, 1987.-235с.
5. Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С. Профессиография инженера-педагога: разработка /Сверд. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1989. - 43 с.
6. Золотова Н.М. Дидактические условия решения межпредметных задач в теретическом обучении учащихся проф.-тех. училищ: дис. ... канд.пед.наук / Н.М. Золотова. - Л., 1991. - 22с.
7. Корепанова Н.В. Реализация межпредметных связей учебных дисциплин как условие формирования научного мировоззрения учащихся проф.-тех. училищ: дис. ... канд.пед.наук / Н.В.. Корепанова. - Ташкент, 1988. -21с.
8. Новиков П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Для преподавателей средних проф.-тех. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. - 147с.
9. Петрова И.И. Педагогические основы межпредметных связей. - М.: Высш. Школа, 1985. - 79 с.
10. Рахманина Н.Н. Формирование межсистемных знаний и умений учащихся средствами проблемного обучения: дис. ... канд.пед.наук / Н.Н. Рахманина.-М., 1973.-26с.
11. Ткаченко Е.В., Сафонов Е.Г. , Панина Л.П., Фишукова О.Ф. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации.- Екатеринбург: Изд-во РАН. 2003.-330 с.
12. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко.- М., 2004.-32 с.
13. Соколов Б.А. Перспективы развития методики преподавания технических дисциплин //Совершенствование психологопедагогической подготовки инженера-педагога: Межвуз.сб.науч.тр. - М.: МИИСП, 1989. - С.72-78.
14. Терновая Н.А. Развитие мотивации и познавательного интереса старшеклассников в процессе решения межпредметных задач: дис. ... канд. пед.наук / Н.А. Терновая. - Саратов, 2000. - 195с.