ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
А.Н. КЛЮЧЕНКО,
декан факультета радиосвязи Ставропольского военного института связи ракетных войск,
полковник, кандидат педагогических наук kljuchenko @yandex. ru
Аннотация. Рассмотрено влияние самосознания личности на процесс ее профессионального развития (профессионального самоопределения и профессиональной деятельности).
Ключевые слова: личность, самосознание, профессиональная деятельность, Я-концепция, выбор профессии.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL JA-CONCEPT OF THE PERSON
A.N. KLJUCHENKO,
the dean of faculty of a radio communication Stavropol Military institute
of communication of rocket armies, the colonel, the candidate of pedagogical sciences
The summary. In article influence of consciousness of the person on process of its professional development (professional self-determination and professional деятельности) is described. Key words: the person, consciousness, professional work, the JA-concept, a trade choice.
Самосознание — отражение человеком самого себя, выделение из объективного мира, осознание своих мыслей и чувств, действий и поступков, взаимоотношений с окружающими людьми, осознание себя как личности, как субъекта деятельности.
В ходе развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, протекающий в течение всей жизни человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
Развитие самосознания связано с развитием личности и основными событиями ее жизненного пути, одно из которых — начало трудовой деятельности. Проявлением самосознания является рефлексия — процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и переживаний. Рефлексивное самосознание рассматривается как один из конституирующих элементов личностной идентичности. Рефлексивность возникает у индивида в процессе познания окружающего мира, овладения исторически сложившимися видами деятельности и способами общения с другими людьми.
Осознание себя происходит через познание других людей, в процессе общения и взаимодействия с ними, через усвоение знаний, социальных нормативов и установок, накопление жизненного опыта,
присвоение значимых ценностей. Осознание себя как личности, имеющей определенный статус, права и обязанности, исполняющей различные социальные роли, связано с открытием и познанием своего внутреннего мира и с осознанием своей индивидуальности, своих интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, характера, способностей. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция самосознания — защитная, выражающаяся в стремлении личности защитить себя от угрозы нивелирования.
В.С. Мерлин выделяет следующие компоненты самосознания: сознание тождественности; сознание своих жизненных свойств как результат обобщения данных самонаблюдения, которое предполагает достаточно развитое абстрактное мышление; социально-нравственная самооценка, формирующаяся в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта и деятельности; сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности.
В структуру самосознания входят также представления личности о себе в различных временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Эта система представлений складывается в относительно устойчивый образ собственного «Я», Я-концепцию, носящую с момента своего зарождения активный характер. Ее необходимый элемент — осознание своей непрерывности и преемственности во времени.
В процессе профессионального развития личности происходит формирование ее профессионального са-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
мосознания, включающего когнитивный, аффективный и регулятивный аспекты. Одним из механизмов осознания себя субъектом будущей профессиональной деятельности А.В. Петровский считает идентификацию и персонализацию (потребность быть личностью), рассматривая их как двуединый процесс.
Личность начинает осознавать себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности, «примеряя» к себе различные профессиональные роли и выстраивая перспективные линии своего профессионального саморазвития. Происходит переструктурирование компонентов самосознания, которые приобретают профессиональную окрашенность. Это, прежде всего, осознание своих личностных свойств и их соответствия эталону профессиональной деятельности, на основе чего происходит идентификация с избираемой профессией.
Таким образом, профессиональное самосознание выступает одним из компонентов самосознания. Это осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, своего соответствия требованиям профессии, своей принадлежности к определенной профессиональной группе.
Содержание профессионального самосознания зависит от того, на каком этапе профессионального развития находится личность: в процессе профессионального самоопределения, профессионализации или собственно профессиональной деятельности. Оно включает в себя профессиональное самопознание, самооценивание, самоотношение и самовоспитание, что отражается в профессиональной Я-концепции.
Я-концепция — динамическая система представлений человека о себе, формирующаяся под влиянием жизненного опыта и оказывающая воздействие на развитие личности, ее деятельность и поведение, жизненное и профессиональное самоопределение. Представления личности о себе как о субъекте профессиональной деятельности составляют профессиональную Я-концепцию. Описательную составляющую Я-концепции называют Я-образом. Иногда их рассматривают как синонимы, иногда им придают разное смысловое наполнение: Я-концепция — «Я» для себя, Я-образ — «Я» для других. Важная функция Я-концепции — обеспечение внутренней согласованности личности и устойчивости ее поведения.
Я-концепция — многомерное образование, все компоненты которого взаимосвязаны. В ее структуре выделяют следующие аспекты: когнитивный (описательная характеристика представлений о себе); эмоционально-ценностный, аффективный (отношение к себе, оценка своей личности, деятельности, самоуважение, самочувствие); оценочно-волевой, поведенческий (проявление когнитивного и аффективного в поведении, стремление сохранить самоуважение, самооценку, уровень притязаний).
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Она формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными представляются контакты со значимыми другими, определяющие представления индивида о самом себе. Я-концепция — фактор и продукт социализации.
Сформированная Я-концепция определяет поведение и деятельность личности, оказывает существенное влияние на жизненные установки и адаптационные возможности человека в профессиональном пространстве.
Первые теоретические разработки в области Я-концепции были сделаны У. Джеймсом, который разделил личностное на Я-сознающее и Я — как объект. Понятие Я-концепция появилось в 50-е гг. прошлого столетия в рамках феноменологического направления в психологии (К. Роджерс).
К. Роджерс использует понятие Я-концепция для обозначения восприятия человеком самого себя. По мере развития своей теории К. Роджерс стал понимать под Я-концепцией механизм, который контролирует и интегрирует поведение индивида. По мнению К. Роджерса, в большинстве случаев формы поисковой активности индивида задаются его Я-концепцией. Согласно Р. Бернсу, Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. По его мнению, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, чувством собственной значимости и уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, что согласуется с теорией Д. Сьюпера о «конгруэнтности Я-концепции и профессии». Эти три составные характеристики Я-концепции приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде.
Р. Бернс считает, что Я-концепция — иерархическая структура, вершиной которой служит глобальное «Я», проявляющееся в совокупности установок с различными модальностями: реальное «Я» (представление о себе в действительности); рефлексивное «Я» (представление о том, каким меня видят другие); идеальное «Я» (желаемое соответствие нормам и образцам); конструктивное «Я» (кем и каким намерен стать) и т.д.
Каждая из этих модальностей включает физическое «Я», социальное «Я», умственное «Я», эмоциональное «Я». Я-концепцию можно рассматривать и по соотнесенности к временным категориям: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее. Осознание наиболее значимых мотивов приводит к перестройке всех систем установок и формирует идеальное «Я», которое, в свою очередь, влияет на социальную адаптацию и уровень тревожности, особенности мотивации; накладывает запреты и моральные ограничения на все поведение человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_^^ -
Идеальное «Я» — социальное лицо человека, фасад, за которым скрывается реальное «Я», считает Л.Н. Собчик. Реальное «Я» соответствует основному ядру портрета личности, оно ответственно за выбор, решения и поступки человека.
Особенно важно для профессионального самоопределения личности конструктивное «Я», которое обращено в будущее, обладает действенностью и вбирает в себя из идеального «Я» то, что может быть реально достижимым.
Выбор профессии и продвижение в профессиональной среде — центральная проблема Я-концепции в период юности, которая, проявляясь в установках, относится к мотивационной сфере индивида. По мнению Р. Бернса, установки, направленные на самого себя, составляют: образ — представление индивида о самом себе; самооценку — эмоционально окрашенную оценку этого представления; потенциальную поведенческую реакцию, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.
И.С. Кон также считает Я-концепцию сложной установочной системой с несколькими измерениями: степенью когнитивной сложности (количество и обобщенность сознаваемых качеств), отчетливостью (осознание своей индивидуальности), последовательностью (упорядоченность своего «Я»), устойчивостью, самоуважением, которые подвержены возрастным изменениям.
Я-концепция испытывает зависимость от окружающих, от отношения к деятельности. Расхождение между желаемой и обязательной профессиональной деятельностью может привести к неадекватным представлениям о себе. Однако, как считает Р. Бернс, представления человека о самом себе могут казаться ему адекватными, будучи на самом деле далекими от действительности.
Я-концепция человека, потерявшего работу, выступает как важнейший фактор его адаптации или дезадаптации к статусу безработного. Осознание себя человеком, потерявшим работу, специфический социальный статус переживаются обычно остро, а наиболее неприятные знания о себе вытесняются из сферы сознания в область бессознательного (психологический механизм защиты сознания от травмирующих переживаний). У безработных наблюдается либо заниженная самооценка, склон-
* ипсихологическиЕНАУКИ
ность к фатализму и пессимизм в отношении будущего, либо нереалистичный оптимизм и отказ принимать ситуацию во всей ее остроте. Последствия нарушений в Я-концепции проявляются в формировании экстернальной позиции по отношению к своей жизни в целом и к отдельным ее аспектам, степени активности, а также в поведении. Существует две стратегии поведения безработных: «пассивная» (стратегия пассивно-выжидательного отношения к реалиям жизни) и «активная» (стратегия действия). Выбор стратегии определяется Я-концепцией личности.
Адекватные представления личности о себе как субъекте профессиональной деятельности, будучи содержанием ее профессиональной Я-концепции, способствуют осуществлению профессионального выбора, профессиональному развитию личности и дальнейшей ее профессионализации.
Основным структурным компонентом самосознания и Я-концепции, в том числе и профессиональных, выступает самооценка — принятие себя, оценочное суждение о себе, своих качествах. Связанная с отношением к себе, самооценка формируется на основе самонаблюдения, самоанализа, сравнения и сопоставления себя с другими людьми.
Научно обоснованный выбор профессии может быть в том случае, если при его осуществлении соблюдаются следующие условия: наличие сформированной профессиональной Я-концепции и профессиональной идентичности, отождествления себя с профессией; соответствие, сбалансированность индивидуальных психологических особенностей оптанта и характера работы по избираемой им профессии, комплекса ее требований к человеку, отсутствие у оптанта психофизиологических ограничений к выбираемой профессии, ограничений со стороны состояния здоровья; потребности рынка труда, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем.
Таким образом, важным условием успешности профессионального самоопределения, реализации профессиональных намерений выступает адекватная самооценка своих возможностей, наличие сформированной профессиональной Я-концепции и на ее основе профессиональной идентичности, что должно найти свое отражение в профессиональном самосознании личности.