УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Т.В. Деркач - кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SPEECH DURING TRAINING AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
T.V. Derkach - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: kamgafgksit@mail. ru
Ключевые слова: профессиональная речь, профессиональная коммуникация, речевая деятельность, речевая культура.
Аннотация. В данной работе рассматриваются различные подходы к формированию речевого компонента профессиональной культуры в процессе подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности, отмечаются преимущества использования коммуникативно-деятельностного подхода в формировании умений и навыков профессиональной коммуникации.
Key words: professional speech, professional communication, verbal activity, verbal culture.
Summary. This paper examines various approaches to the formation of the professional culture's speech component in the process of specialist training for future careers, observes the benefits of communication-activity approach in the formation of professional communication skills.
Современная социокультурная ситуация в России, характеризующаяся ухудшением экологии, снижением уровня физической активности и здоровья населения, актуализирует решение вопросов валеологического образования граждан, привлечения их к активным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни. Эти вопросы обусловливают повышение внимания государства к развитию сферы физической культуры, спорта и туризма. Эффективность функционирования и дальнейшее развитие названной сферы во многом определяется уровнем профессиональной подготовки специалистов, что позволяет рассматривать совершенствование подготовки кадров в системе высшего образования как социальный заказ, который отражен в государственных программных документах, в т.ч. и в Государственном стандарте высшего профессионального образования.
Профессиональная деятельность специалистов по физической культуре, спорту и туризму относится к разряду лингвоинтенсивных, где речь является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех деятельности. Эффективное осуществление профессиональных функций требует от специалиста высокого уровня сформированности речевой культуры, которая имеет особое значение в ряду модельных характеристик представителей данной области знаний.
Исследователи отмечают, что в настоящее время уровень профессионально-речевой культуры выпускников высших учебных заведений не соответствует тем высоким
требованиям, которые предъявляет к ним общество. Этим обусловлено внимание ученых к названной проблеме (В.А. Артемов, Т.А. Ладыженская, В.В. Соколова и др.). Комплексный анализ научно-педагогических источников показал, что изучение проблемы речевой подготовки будущих специалистов в последние годы идет по следующим направлениям:
- взаимосвязь и взаимовлияние речи и профессиональной деятельности;
- разработка перспективных направлений реализации идеи обучения правилам речевого мастерства в контексте профессиональной деятельности.
Общепризнано, что речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной, она предшествует, сопровождает, формирует и составляет основу любой другой деятельности. Речевую деятельность рассматривают и как совокупность психофизиологических работ организма, обеспечивающих построение речевых высказываний, и как процесс, который складывается из деятельностных актов, характер и содержание которых зависят от ситуации общения. Поэтому в задачи речевой подготовки будущих специалистов входит формирование у него определенных умений и навыков, необходимых в профессионально значимых ситуациях.
К числу профессиональных относятся интеллектуальные умения, отражающие степень профессиональной подготовки специалиста, гибкость мышления, владение методологическими представлениями, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях, а также коммуникативные умения, отражающие способность человека решать средствами современного литературного языка те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях профессионального общения.
Коммуникативные умения носят многоуровневый и многокомпонентный характер, они складываются из экстралингвистических умений (собирать и систематизировать материал, учитывать личность адресата, сознавать ситуацию общения) и лингвистических, которые, в свою очередь, делятся на языковые и речевые.
Языковые умения отражают способность индивида правильно идентифицировать стилевую принадлежность и эмоционально-экспрессивную окраску языковых средств и в соответствии с этим осуществлять их точный отбор и уместное употребление.
Речевые умения характеризуют способность человека комбинировать различные навыки в соответствии с целями и условиями коммуникации.
Работа по формированию языковых и речевых умений проводится не только в процессе изучения речеведческих дисциплин, она должна носить межпредметный характер, что обеспечит необходимый уровень профессиональной коммуникации. Однако большинство исследователей отмечают несостоятельность сложившейся системы обучения языку, развития речи, в том числе и профессиональной. Их позиции объединены пониманием необходимости активного поиска эффективных технологи научных исследований данной проблемы.
В настоящее время разрабатываются интеграционные курсы на основе межпредметных связей русского языка, культуры речи, профессиональной риторики, теории речевой деятельности, речевой коммуникации и др., однако работы исследователей в данной области отличаются концептуальными подходами к способам и содержательному наполнению речевой подготовки будущих специалистов в условиях обучения в высшей школе. Действительно, процесс реформирования системы высшего профессионального образования проявляется в первую очередь в изменении содержательного компонента образовательных программ. Новое назначение образования - переход к образованию, направленному на воспитание человека, способного в ситуациях постоянного выбора находить наиболее оптимальные решения в зависимости от конкретных условий, меняющихся вместе с изменениями в обществе. Выпускники вузов должны получить не строго определенный объем знаний, пусть и достаточно большой для современного этапа развития науки, сколько сформировать способности самостоятельно ориентироваться в мире знаний, причем освоение знаний должно стать средством расширения деятельностных способностей индивида.
Мы предположили, что потенциал речеведческих дисциплин будет использован эффективнее при реализации коммуникативно-деятельностного подхода к организации и проведению занятий по дисциплинам данного направления, предусмотренным учебным планом вуза в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
В.В. Соколова, исследуя реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в обучении родному языку, формулирует его основные положения следующим образом:
1. Преодоление объектоцентризма. Родной язык нельзя изучать так же, как физику или математику, ибо он - часть личности. Необходимо выстраивать деятельность обучаемых как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.
2. Материал учебного курса необходимо соотносить с основными этапами и закономерностями психического и речевого развития, возрастными особенностями обучаемых, ориентируясь на ведущую деятельность.
3. В основу обучения должны быть положены лингвистические концепции, рассматривающие язык с точки зрения носителей языка.
4. Овладение языком возможно только в ситуации речевого взаимодействия, коммуникации.
Автор выделяет два основных подхода, лежащих в основе новых программ развития речи, коммуникативных курсов и методик. Первый представляет процесс коммуникации как один из объектов изучения наряду с языковой нормой и языковой системой. Речевое развитие обучаемых в этом случае представляет собой результат такого изучения. Второй подход предполагает непосредственное создание на учебных занятиях ситуаций общения, организованных вокруг определенных тем с использованием определенных речевых жанров. Возможны различные комбинации этих подходов, но общим является то, что при их реализации обогащение речевого опыта происходит за счет включения в речь обучаемых готовых конструкций, моделей, прагматических клише, соответствующих определенным условиям коммуникации. Автор считает целесообразным использовать дополнительные методы построения обучающих курсов - моделирование условий порождения и восприятия текста, при котором учебная задача ставится таким образом, что при ее решении обучаемый «проживает» процесс понимания текста и преодолевает трудности в выборе языковых средств, помогающих точнее выразить мысль.
По нашему мнению, в реализации коммуникативно-деятельностного подхода особую сложность представляет необходимость соотнесения профессиональных знаний и реального речевого опыта студентов, процесса приобретения знаний о языке и процесса овладения языком. Решение этой задачи в учебном процессе вуза связано с организацией активной речевой деятельности обучаемых.
Задачу формирования профессиональной речи мы видим через вовлечение студентов в активное речевое общение в реальных (в период различных видов учебной практики) и моделируемых (в ходе учебных занятий) условиях будущей профессиональной деятельности. В этих условиях оптимизируется формирование способности устанавливать связь между знанием и ситуацией, а также способности на основе этой связи осуществлять действие, позволяющее решить проблему. Формирование этой общей способности (компетенции) невозможно вне деятельностного подхода.
С целью оптимизации процесса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности мы использовали богатый арсенал активных форм проведения занятий, таких как дискуссии, ролевые игры, деловые игры, тренинги, проигрывание квазипрофессиональных ситуаций и т.д. Моделирование профессиональных ситуаций на занятиях по дисциплине «Культура делового общения», проводимых на четвертом курсе очной формы обучения, помогает студентам выявить и устранить пробелы в речеведческих знаниях, в знании специальной лексики и терминологии.
В ситуациях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, студент приобретает навыки оперирования профессионально важной информацией, применения теоретических знаний в решении практических задач, а также упражняется в прогововаривании профессионально значимых выражений, конструкций и терминов, в выборе правильной интонации, соответствующей определенной форме делового общения (кадровые, дисциплинарные, организационные, творческие беседы, деловые переговоры, производственные совещания и т.д.) и позиции в иерархии.
В ходе обучения использовался следующий алгоритм: изучение особенностей изучаемой формы делового общения, этапов подготовки, приемов и этических правил проведения; изучение формуляра и реквизитов документов, необходимых в изучаемой ситуации; проигрывание ситуации; оформление соответствующих документов. Для закрепления изученного материала практиковался также групповой анализ проведенных игр и редактирование документов, в содержании и оформлении которых допущены ошибки.
В ходе занятий использовались ситуации, построенные на материале, соответствующем профилю обучения («Физическая культура и спорт», «Социокультурный сервис и туризм»).
Необходимо отметить, что студенты проявляют большой интерес к подобным формам занятий, признают их эффективность для своего профессионального становления, отмечают возможность продемонстрировать свои организационные, творческие, креативные способности в ситуациях погружения в профессиональную среду, успешность функционирования в которой во многом зависит от уровня сформированности навыков кодирования и декодирования профессионально значимой информации, навыков организации партнерского и субординационного речевого взаимодействия.
Вместе с тем следует признать, что в последние годы в учебном процессе вузов особенно активно используется тестирование и что такая форма контроля предпочтительна для большинства студентов, т.к. не требует последовательного и логичного изложения, но дает возможность сделать выбор из предлагаемых вариантов ответов, используя различные методы (исключения, ассоциации и т.д.). Однако тестирование, даже при хорошо продуманных и грамотно составленных тестах, практически не способствует развитию профессиональной речи. В то же время активные формы проведения занятий могут служить преподавателю своеобразной формой контроля знаний, зачастую более информативной, на наш взгляд, нежели тестирование, а студенту - своеобразным «тренажером», помогающим отработать навыки оперирования профессиональной информацией.
Литература
1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 1991. - 206 с.
2. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман. - М. : ИНФРА-М., 2003. - 269 с.
3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Солганик. - М. : Моск. психол. соц. ин-т, 2005. - 217 с.
4. Колетвинова, Н.Д. Система формирования профессиональной коммуникации студентов педвузов / Н.Д. Колетвинова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 181 с.
5. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А.П. Панфилова. - СПБ. : Знание, 2001. - 496 с.
6. Формановская, Н.И. Речевое общение : коммуникативно-прагматический подход / Н.И. Формановская. - М. : Русский язык, 2002. - 213 с.
7. Харченко, Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е.В. Харченко. -Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 434 с.
Literature
1. Verbitskiy, A.A. Active Learning in Higher School : a context approach / A.A. Verbitskiy. - M. : Higher School, 1991. - 206 p.
2. Goikhman, O.Ya. Speech communication / O.Ya. Goikhman. - Moscow : INFRA-M., 2003. - 269 p.
3. Zeer, E.F. Modernisation of vocational education : competence-based approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Solganik. - M. : Mosk. Psychology. Soc. Institute, 2005. - 217 p.
4. Koletvinova, N.D. Formation system of professional communication pedagogical institutes' students / N.D. Koletvinova. - Kazan : Kazan Univ. Press, 2004. - 181 p.
5. Panfilova, A.P. Business communication in professional activity : a textbook / A.P. Panfilova. - SPb. : Znaniye, 2001. - 496 p.
6. Formanovskaya, N.I. Verbal communication : a communicative-pragmatic approach / N.I. Formanovskaya. - M. : Russian Language, 2002. - 213 p.
7. Kharchenko, E.V. Models of verbal behavior in professional communication / E.V. Kharchenko. -Chelyabinsk : Publishing House SUSU, 2003. - 434 p.
Статья поступила в редакцию 27.05.2011 г.