УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
© Антон Федорович Казаков
Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, преподаватель кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected]
В статье раскрыта актуальность формирования профессиональной ориентации у современных школьников, разработаны основные положения, цели и задачи, обоснована специфика формирования профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени. Данная статья может быть полезна организаторам культурно-досуговой деятельности дополнительных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных школ.
Ключевые слова: школьники; профессиональный; профориентация.
Современный человек живет в эпоху цивилизационного слома и становления исторически нового пространства. Для общества переходного периода характерна ситуация поисковой неопределенности, когда для растущего человека обостряется потребность чутко реагировать на изменения, происходящие в социуме. Для него важно не просто адаптироваться к условиям нестабильной ситуации, а самому выстраивать свою линию поведения. Реализация современных требований, предъявляемых к развитию современной личности школьника, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
На сегодняшний день установлено, что представления школьников о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это, в определенной мере, свидетельствует об отсутствии сформированного профессионального самоопределения.
Это вызвано рядом неблагоприятных обстоятельств, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также неблагоприятными условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности. В связи с изменениями в ценностных ориентациях важнейшим мотивом при выборе профессии становится зарплата. Моло-
дежь сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования. Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования: престиж, статус, диплом и т. д., неадекватной профессиональной ориентацией, в частности смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т. п.
В своих исследованиях Н.С. Пряжников показал, что в последнее время резко возросла роль фактора престижности выбираемой профессии и тех благ, которые она может дать: относительно высокие гонорары, некоторая личная подстраховка в общем правовом хаосе. Молодые люди выбирают то, что престижно сейчас, в данной референтной группе [1].
И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова отмечают, что современные школьники испытывают существенные трудности при профессиональной ориентации: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально важных качеств, выборе учебного заведения, определении резервных профессиональных планов. Это обусловлено, на взгляд авторов, возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно выпускники совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов [2].
В связи с этим можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации,
вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий,
умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профконсультации, организация игровых ситуаций по профориентации и т. д.
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей - формирования профессионального самоопределения у учащихся, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в работниках, его требованиям к современному профессионалу.
Вопросами профессиональной ориентации занимались П.Р. Аттов, Н.И. Болдырев,
B. А. Бодров, Т. Л. Бодоев, С. А. Боровикова.
C.И. Вершинин, Е.И. Головаха, Н.К. Гончаров, К.А. Иванович, Е.А. Климов, Н.С. Пряж-ников и др. [3, 4]. Различные аспекты профориентационной работы рассматривали
Н.Н. Захаров, И.С. Марьенко, А.А. Шибанов, М. Пискнов, Д.В. Дубровина и др.
Несмотря на обилие теоретических подходов к исследованию проблем профессионального самоопределения, остается много спорного и нерешенного. До сих пор нет ответа на вопросы - когда формируется у молодежи интерес к определенным профессиям, как формируется профессиональное самоопределение, какие факторы воздействуют на профессиональное самоопределение на различных его этапах, когда можно говорить о завершенности данного процесса и с какого возраста начинать профориентационную работу со школьниками, в какой последовательности необходимо осуществлять различные профориентационные мероприятия.
Формирование профориентации школьников в условиях свободного времени имеет свои особенности. В отличие от образовательного процесса в условиях школьного обучения, где главными механизмами профориентации являются производственная практика на учебно-производственных комбинатах, знакомство с различными видами профессий в процессе изучения различных предметов, обязательная трудовая деятельность и т. д., в условиях свободного времени
инициация интереса к профессиям опирается на индивидуальные потребности и интересы школьника, свободы выбора, оптимального сочетания игры и отдыха. Однако до сих пор отсутствуют педагогические стратегии, позволяющие урегулировать соотношение между социально-культурными традиционными и новаторскими подходами профессионального самоопределения школьников в условиях свободного времени. Социальнокультурная практика нуждается в разработке педагогических инноваций, которые, по возможности, должны компенсировать издержки традиционного школьного образования и охватывать данную проблематику с точки зрения организации досуга.
Если рассматривать сущность профессиональной ориентации, то, например, педагогический словарь Г.М. Коджаспирова дает следующее определение: «Профессиональная ориентация - научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда» [5].
Т.Л. Бадоев считает, что профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [6].
Сегодня важно в процессе формирования профессиональной ориентации школьника создать такие социально-культурные условия, при которых он занимает позицию созидателя своего будущего личностного профессионального образа и преобразователя в изменяющихся условиях современного социума.
На наш взгляд, структура профессиональной ориентации у школьников состоит из следующих компонентов: личностный
компонент - индивидуальные способности, интересы, профессиональные склонности; рефлексивный компонент - обдумывание и принятие решения о выборе профессионального вектора; ценностно-ориентационный компонент - формирование адекватной профессиональной самооценки (рис. 1).
Профессиональная ориентация
Личностный компонент: Рефлексивный компонент: Ценностно-ориентационный компонент:
индив. спос., интересы, обдумывание и принятие формирование адекватной проф.
решения о выборе проф. самосклонности оценки
вектора
Рис. 1. Структура профессиональной ориентации
В процессе формирования профессиональной ориентации важное место занимает и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение является важнейшей установкой в процессе организации профессиональной ориентации. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как личностную комплексную задачу: выбора профессии, своего места в мире профессий, формирования отношения к профессиональной деятельности и к себе, профессиональной позиции, стиля, поиска смысла в профессиональном самообразовании, самоактуализации и становления личности в меняющихся социально-экономических и технологических условиях развития профессий, профессиональной среды.
В данной статье мы поставили задачу определить специфику формирования профессиональной ориентации в условиях свободного времени. Свободное время, по мнению В.Я. Суртаева, является важным условием и предпосылкой для деятельности личности [7]. В условиях свободного времени развивается самоценность личности, осуществляется свободный выбор занятий по принципу свободной деятельности.
В процессе работы со школьниками по формированию профессиональной ориентации в условиях свободного времени нами были выдвинуты и решались следующие социально-культурные и педагогические задачи.
1. Создать благоприятные воспитательные условия, направленные на усвоение школьниками основ профессионального самоопределения, овладения навыками и закрепления их в повседневной культуре жизнедеятельности.
2. Обеспечить оптимальное использование социально-культурных форм и педагогических условий для развития ценностного отношения школьников к правильному выбору профессии, формирование потребности
в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения.
3. Используя современные культурнодосуговые направления работы, обеспечить включение школьников в игровую профориентационную деятельность, способствующую формированию профессионального мировоззрения, активной жизненной позиции и раскрыть их индивидуальный потенциал личности.
4. Создать культурно-образовательную среду, реализующую усвоение общетеоретических знаний о различных видах профессий, пропаганды ценностей труда, раскрыть привлекательный характер трудовой деятельности.
Одним из эффективных средств формирования профессиональной ориентации являются игровые технологии, которые позволяют в интересной и занимательной для школьников форме создать представление об определенных социально-культурных, духовно-нравственных, общественно-значимых ценностях профессий.
Педагогическая стратегия игровых технологий состоит в том, что они способствуют формированию нового типа личности -конкурентноспособной, т. к. многие игровые ситуации требуют быстрой реакции, выбора единственно правильного решения, гибкости и девергентности ума. Многие игровые ситуации предусматривают генерацию идей, использование техники «мозгового штурма», выбор профессиональных позиций, что позволяет формировать не только адекватную профессиональную ориентацию, но и развивать креативность личности.
Профессиональные консультации - не менее важная форма профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени. Главная цель профконсультации -помочь школьнику осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, а также дать обоснованные
рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т. е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией в современных условиях. Профконсультация направлена: на выявление основных мотивов выбора профессии, степени сформированности личностного профессионального плана, познавательных и профессиональных интересов каждого школьника. В ходе нее реализуется не только диагностическая, но и формирующая функции консультации - происходит уточнение профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности субъекта в вопросе выбора профессии.
Специфика формирования профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени заключается в следующем.
1. Использование специальных занятий, игровых технологий, упражнений, способствующих профориентационной работе и правильному самоопределению школьников.
2. Создание эмоционального комфорта, обеспечение создания ситуации успеха подростков, формирование активных личностных установок, навыков целенаправленной деятельности, способствующих правильному выбору профессии школьниками.
3. Эффективными формами в условиях свободного времени являются встречи с людьми различных профессий, экскурсии на различные предприятия, знакомство с различными вузами, вечера на тему «Кем и каким быть?», профконсультации, профбеседы, лекции и доклады о различных профессиях.
4. В условиях свободного времени обеспечивается показ привлекательного характера трудовой деятельности, привлечение внимания ребят именно к труду, а не к стремлению получать легкую и быструю наживу.
5. Обеспечение помощи школьнику в осознании особенностей его личности, инте-
реса, склонностей, мотивов выбора профессии и понимания потребностей и возможностей общества, а также обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т. е. помощь в поиске путей достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.
Использование социокультурного подхода в процессе формирования профессиональной ориентации школьников способствует тому, что социокультурная практика становится тем фактором, который обеспечивает эффективную социализацию школьника, развитие его ценностно-смыслового мировоззрения, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, формирование нового типа личности: мобильной, креативной, открытой для всего нового и прогрессивного.
1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва; Воронеж, 1996.
2. Шамсутдинова И.Г., Казарова Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся // Педагогика. 2008. № 10. С. 62-69.
3. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
5. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003.
6. Бадоев Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности. Ярославль, 1989.
7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф. . д-ра пед. наук. СПб., 1995.
Поступила в редакцию 19.06.2010 г.
UDC 374
PROFESSIONAL ORIENTATION FORMATION OF SCHOOLCHILDREN DURING LEISURE Anton Fyodorovich Kazakov, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, Lecturer of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]
The article reveals the actuality of professional orientation formation of modern schoolchildren, new states, aims and tasks are developed, the specifity of professional orientation formation of schoolchildren during leisure is proved. This article can be useful for the organisators of cultural and leisure activity of further educational establishments and general school teachers.
Key words: schoolchildren; professional; professional orientation.