Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи в условиях свободного времени'

Профессиональное самоопределение молодежи в условиях свободного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / CULTURAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES / SELF-DEFINITION / PERSONAL COMPONENT / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков А. Ф.

В статье раскрыта актуальность формирования профессиональной ориентации у современных школьников, разработаны основные положения, цели и задачи, обоснована специфика формирования профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени. Данная статья может быть полезна организаторам культурно-досуговой деятельности дополнительных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional self-definition of the youth in the conditions of the free time

The article discloses the problem of professional orientation's formation of the modern school children. It developes the main characteristics, aims and purpose. It also provides the basis of professional orientation's formation of the school children in the conditions of free time. This article may be useful for the organizers of culture-recreational activities, additional vocational training, the teachers of school.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи в условиях свободного времени»

УДК 374.7

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ

СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

А. Ф.Казаков

В статье раскрыта актуальность формирования профессиональной ориентации у современных школьников, разработаны основные положения, цели и задачи, обоснована специфика формирования профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени.

Данная статья может быть полезна организаторам культурно-досуговой деятельности дополнительных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных школ.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, культурная деятельности, самоопределение, личная составляющая, социальная деятельность.

Kazakov A.F. The professional self-definition of the youth in the conditions of the free time.

The article discloses the problem of professional orientation’s formation of the modern school children. It developes the main characteristics, aims and purpose. It also provides the basis of professional orientation’s formation of the school children in the conditions of free time.

This article may be useful for the organizers of culture-recreational activities, additional vocational training, the teachers of school.

Key word: professional orientation, cultural and recreational activities, self-definition, personal component, social

activity.

Современный человек живет в эпоху цивилизованного слома и становления исторически нового пространства. Для общества переходного периода характерна ситуация поисковой неопределенности, когда для растущего человека обостряется потребность чутко реагировать на изменения, происходящие в социуме. Для него важно не просто адаптироваться к условиям нестабильной ситуации, а самому выстраивать свою линию поведения. Реализация современных требований, предъявляемых к развитию современной личности школьника, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.

На сегодняшний день установлено, что представления школьников о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии сформированного профессионального самоопределения.

Это вызвано рядом неблагоприятных обстоятельств, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности и неблагоприятными условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности. В связи с изменениями в ценностных ориентациях, важнейшим мотивом при выборе профессии становится зарплата. Молодежь сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования. Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования: престиж, статус, диплом и т.д., неадекватной профессиональной ориентацией, в частности смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.п.

В своих исследованиях Н.С. Пряжников показал, что в последнее время резко возросла роль фактора престижности выбираемой профессии и тех благ, которые она может дать: относительно высокие гонорары, некоторая личная подстраховка в общем правовом хаосе. Молодые люди выбирают то, что престижно сейчас, в данной референтной группе [1].

И.Г.Шамсутдинова, Е.Г.Казарова отмечают, что современные школьники испытывают существенные трудности при профессиональной ориентации: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально важных качеств, выборе учебного заведения, определения резервных профессиональных планов. Это обусловлено, на взгляд авторов, возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно выпускники совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов [2].

В связи с этим, можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним

относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф-консультации, организации игровых ситуаций по профориентации и т.д.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентации в современных условиях все еще не достигает своих главных целей - формирования профессионального самоопределения у учащихся, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в работниках, его требованиям к современному профессионалу.

Вопросами профессиональной ориентации занимались П.Р.Аттов, Н.И.Болдырев,

В.А.Бодров, Т.Л.Бодоев, С.А.Боровикова, С.И.Вершинин, Е.И.Головаха, Н.К.Гончаров, К.А.Иванович, Е.А.Климов, Н.С Пряжников, и др. Различные аспекты профориентационной работы рассматривали Н.Н.Захаров, И.С.Марьенко, А.А.Шибанов, М.Пискнов, Д.В.Дубровина и др.

Несмотря на обилие теоретических подходов у исследовании. Проблем профессионального самоопределения, остается много спорного и нерешенного. До сих пор нет ответа на вопросы -когда формируется у молодежи интерес к определенным профессиям, как формируется профессиональное самоопределение на различных его этапах, когда можно говорить о завершенности данного процесса и с какого возраста начинать профориентациионную работу со школьниками, в какой последовательности необходимо осуществлять различные профориентационные мероприятия.

Формирование профориентации школьников в условиях свободного времени имеет свои особенности. В отличие от образовательного процесса в условиях школьного обучения, где главными механизмами профориентации являются производственная практика на учебно -производственных комбинатах, знакомство с различными видами профессий в процессе изучения различных предметов, обязательная трудовая деятельность и т.д., в условиях свободного времени инициация интереса к профессиям опирается на индивидуальные потребности и интересы школьника, свободы выбора, оптимального сочетания игры и отдыха. Однако, до сих пор отсутствуют педагогические стратегии, позволяющие урегулировать соотношение между социально-культурными традиционными и новаторскими подходами профессионального самоопределения у школьников в условиях свободного времени. Социально-культурная практика нуждается в разработке педагогических инноваций, которые по возможности должны компенсировать издержки традиционного школьного образования, и охватывать данную проблематику с точки зрения организации досуга.

Если рассматривать сущность профессиональной ориентации, то, например, педагогический словарь Г.М.Коджаспирова дает следующее определение: «Профессиональная ориентация - научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда» [3].

Бадоев Т.Л. считает, что профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [4].

Сегодня важно а процессе формирования профессиональной ориентации школьника создать такие социально-культурные условия, при которых он занимает позицию «созидателя» своего будущего личностного профессионального образа и преобразователя в изменяющихся условиях современного социума.

На наш взгляд, структура профессиональной ориентации у школьников состоит из следующих компонентов: личностный компонент: индивидуальные способности, интересы, проф.склонности; рефлексивный компонент: обдумывание и принятие решения о выборе профессионального вектора; ценностно-ориентационный компонент: формирование адекватной профессиональной самооценки.

Профессиональная ориентация

Личностный компонент:

Рефлексивный

Индив.спос.,интересы,склонности компонент:

Обдумывание и принятие решения о выборе проф.вектора

Ценностно-

ориентационный

компонент:

Формирование адекватной проф. самооценки

В процессе формирования профессиональной ориентации важное место занимает и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение является важнейшей установкой в процессе организации профессиональной ориентации. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как личностную комплексную задачу: выбора профессии, своего места в мире профессий, формирования отношения к профессиональной деятельности и к себе, профессиональной позиции, стиля, поиска смысла в профессиональном самообразовании, самоактуализации и становления личности в меняющихся социально-экономических и технологических условиях развития профессий, профессиональной среды.

Психологическую базу для профессионального самоопределения в юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Выбор будущей профессии составляет самое ядро процесса самоопределения.

Е.А.Сорокоумова отмечает, что, тем не менее, можно считать признаком известного неблагополучия, если все попытки определения себя и своего жизненного пути сводятся молодыми людьми только к выбору между установками на вуз, получение престижной работы в избранной области, высокую заработную плату. «Внутренними условиями выбора профессии в старшем школьном возрасте являются формирующее мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной неповторимости» [5].

В данной статье мы поставили задачу определить специфику формирования профессиональной ориентации в условиях свободного времени. Свободное время по мнению В.Я Суртаева является важным условием и предпосылкой для деятельности личности [6].

В условиях свободного времени развивается самоценность личности, осуществляется свободный выбор занятий по принципу свободной деятельности.

В ходе исследования в процессе формирования профессиональной деятельности школьников в условиях свободного времени мы опирались на следующие ведущие положения педагогической и социально-культурной науки:

1. Процесс ознакомления школьников с различными профессиями и видами труда при оказании им помощи в выборе их будущей профессии и специальности должен проходить в соответствии с имеющимися индивидуальными склонностями и способностями.

2. Профессиональная ориентация в условиях свободного времени должна позволять школьникам проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, которая доставляет человеку работа, понимать ее материальные и духовные результаты.

3. В основе профессиональной ориентации должно лежать воспитание, уважение к разным видам труда, опора на формирующей социально-культурный и воспитательный подход в помощи выбора профессии, информирования и разъяснения школьникам особенностей различных компонентов конкретной профессии, доброжелательность отношений к ним.

Основной целью в исследовании выступает формирование профессиональной ориентации через развитие социально-активной личности школьника посредством пропаганды достоинства

различных профессий, как социально-общественной ценности. Проблема повышения культуры профессии особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему социально-экономической культуры, в которой определяющий успех будет квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной и психологической подготовленности.

В процессе работы со школьниками по формированию профессиональной ориентации в условиях свободного времени, нами были выдвинуты и решались следующие социальнокультурные и педагогические задачи:

1. Создать благоприятные воспитательные условия, направленные на усвоение школьниками основ профессионального самоопределения, овладения навыками и закрепления их в повседневной культуре жизнедеятельности.

2. Обеспечить оптимальное использование социально-культурных форм и педагогических условий для развития ценностного отношения школьников к правильному выбору профессии, формирование потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения.

3. Используя современные культурно-досуговые направления работы, обеспечить включение школьников в игровую профориентационную деятельность, способствующую формированию профессионального мировоззрения, активной жизненной позиции и раскрыть их индивидуальный потенциал личности.

4. Создать культурно-образовательную среду, реализующую усвоение общетеоретических знаний о различных видах профессий, пропаганды ценностей труда, раскрыть привлекательный характер трудовой деятельности.

Одним из эффективных средств формирования профессиональной ориентации являются игровых технологии, которые позволяют в интересной и занимательной для школьников форме создать представление об определенных социально-культурных, духовно-нравственных, общественно-значимых ценностях профессий.

Игры, направленные на формирование профессиональной ориентации, преследует собой следующие важные организационно-педагогические цели:

-расширение знаний о мире профессии;

-овладение последовательностью в проф.выборе: выделение цели, условий, альтернатив выбора, критериев сравнения, осуществление выбора, учет его возможностей и т.д.;

- активизация самопознания о смысле проф.деятельности;

- обеспечение ролевых профессиональных распределений;

- развитие умений принимать «профессиональные» решения;

- осознание собственных «профессиональных» достоинств и недостатков;

-положительное эмоциональное отношение к профессиональной ориентации.

Педагогическая стратегия игровых технологий состоит в том, что они способствуют

формированию нового типа личности - конкурентоспособной, так как многие игровые ситуации требуют быстрой реакции, выбора единственно правильного решения, гибкости и дивергентности ума. Многие игровые ситуации предусматривают генерацию идей, использование техники «мозгового штурма», выбор профессиональных позиций, что позволяет формировать не только адекватную профессиональную ориентацию, но и развивать креативность личности.

Профессиональные консультации не менее важная форма профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени. Главная цель профконсультации - помочь школьнику осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, а также дать обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, то есть помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией в современных условиях. Профконсультация направлена на выявление основных мотивов выбора профессии, степени сформированности личностного профессионального плана, позновательных и профессиональных интересов каждого школьника. В ходе ее реализуется не только диагностическая, но и формирующая функции консультации - происходит уточнение профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности субъекта в вопросе выбора профессии.

Специфика формирования профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени заключается в следующем:

1. Использование специальных занятий, игровых технологий, упражнений, способствующих профессиональной работе и правильному самоопределению школьников.

2. Создание эмоционального комфорта, обеспечение ситуации успеха подростков, формирование активных личностных установок, навыков целенаправленной деятельности, способствующих правильному выбору профессии школьниками.

3. Эффективными формами в условиях свободного времени являются встречи с людьми различных профессий, экскурсии на различные предприятия, знакомство с различными вузами, вечера на тему «Кем и каким быть?», проф. консультации, проф. беседы, лекции и доклады о различных профессиях.

4. В условиях свободного времени обеспечивается показ привлекательного характера трудовой деятельности, привлечение внимания ребят именно к труду, а не к стремлению получать легкую и быструю наживу.

5. Обеспечение помощи школьнику в осознании особенностей его личности, интереса, склонностей, мотивов выбора профессии и понимания потребностей и возможностей общества, а также обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, то есть помощь в поиске путей достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.

Использование социокультурного подхода в процессе формирования профессиональной ориентации школьников способствует тому, что социокультурная практика становится тем фактором, который обеспечивает эффективную социализацию школьника, развития его ценностно-смыслового мировоззрения, адаптации к новым социально-экономическим условиям, формирования нового типа личности: мобильной, креативной, открытой для всего нового и прогрессивного.

Литература:

1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Пряжников Н.С.

- М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 183 с.

2. Шамсутдинова И.Г., Казарова Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / Шамсутдинова И.Г., Казарова Е.Г.- Педагогика -№10 - 2008. - с. 62-69.

3. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.И. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - C.124..

4. Бадоев Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности / Бадоев Т.Л.. - Ярославль: ЯрГУ, 1989. - 274 с.

5. Сорокумова Е.А. Возрастная психология / Сорокумова Е.А. - Спб: «Питер», 2007. -

С.165.

6. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф...докт.пед.наук / Суртаев В.Я. - СПб, 1995. - 28 с.

7. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: Дисс..докт. пед. наук / Вершинин С.И.-М., 1997.

8. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Климов Е.А. - М.: Знание, 1983. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.