Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ / ДИАЛОГ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Инна Витальевна

Статья содержит анализ проблемы профессиональной подготовки будущих вокалистов в контексте культурного диалога «Россия - Китай». Раскрыты системы высшего профессионального музыкального образования подготовки вокалистов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике в аспекте сравнительной методики обучения вокалу. Автором проанализированы методы обучения, специфика подготовки будущих вокалистов и выявлены общие и особенные черты в органичном соединении с процессом развития национальных традиций вокального исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSICAL TRAINING OF FUTURE VOCALISTS IN THE CONTEXT OF DIALOGUE OF CULTURES

The article contains an analysis of the problem of professional training of future vocalists in the context of the cultural dialogue "Russia - China". The systems of higher professional musical education for the training of vocalists in the Russian Federation and the People's Republic of China in the aspect of the comparative methodology of teaching vocal are revealed. The systems of higher professional musical education for the training of vocalists in the Russian Federation and the People's Republic of China in the aspect of the comparative method of teaching vocal are revealed. The author analyzes the teaching methods, the specificity of the training of future vocalists and identifies common and special features in an organic combination with the development of national traditions of vocal performance.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР»

Все эти логические действия, сформированные на уроках французского языка на материале французского языка, могут успешно применяться и в других сферах учебной и внеучебной деятельности для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Проектирование УУД в старшей школе // Национальный психологический журнал. - N1(5). - 2011. - С. 104-110.URL: http://npsyj.ru/pdf/npj_no05_2011/npj_no05_2011_104-110.pdf) lfnf j,hfotybz (дата обращения: 12.11.2021).

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. URL: https://gigabaza.ru/doc/91126. html (дата обращения: 08.11.2021).

3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001. - 224 с.

4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., Фил. фак. МГУ, 1996. - 248 с.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с. URL: https://studfiles.net/preview/5360822/page:53(дата обращения: 02.11.2021).

6. Психологический словарь. URL: https://www.psychologist.ru/ dictionary_of_terms/ ?id=109 (дата обращения: 28.10.2021).

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

8. Харсеева Т.Н. Формирование логических универсальных учебных действий средствами курса математики "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/09/30/ formirovanie-logicheskikh-universalnykh-uchebnykh-deystviy(дата обращения: 28.10.2021).

9. Alter ego 2 / Méthode de français. Cahier d'activités. - Paris: Hachette français langue étrangère, 2012. - 128 p.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Субботина Инна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В

КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Аннотация. Статья содержит анализ проблемы профессиональной подготовки будущих вокалистов в контексте культурного диалога «Россия - Китай». Раскрыты системы высшего профессионального музыкального образования подготовки вокалистов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике в аспекте сравнительной методики обучения вокалу. Автором проанализированы методы обучения, специфика подготовки будущих вокалистов и выявлены общие и особенные черты в органичном соединении с процессом развития национальных традиций вокального исполнительства.

Ключевые слова: система, профессиональное музыкальное образование, специфика подготовки, диалог, методы обучения, вокальное исполнительство, национальные традиции.

Annotation. The article contains an analysis of the problem of professional training of future vocalists in the context of the cultural dialogue "Russia - China". The systems of higher professional musical education for the training of vocalists in the Russian Federation and the People's Republic of China in the aspect of the comparative methodology of teaching vocal are revealed. The systems of higher professional musical education for the training of vocalists in the Russian Federation and the People's Republic of China in the aspect of the comparative method of teaching vocal are revealed. The author analyzes the teaching methods, the specificity of the training of future vocalists and identifies common and special features in an organic combination with the development of national traditions of vocal performance.

Keywords: system, professional music education, specificity of training, dialogue, teaching methods, vocal performance, national traditions.

Введение. Проблеме профессионального музыкального образования придается огромное значение в системе образования и культуры разных стран мира. Значимость вокального искусства обусловлена его спецификой - связи слова с музыкой обращенным непосредственно к человеку его эмоциям, чувствам. Развитие вокального исполнительства способствовало формированию систем профессиональной подготовки будущих вокалистов с опорой на особенности национальной культуры в той или иной стране. Проблема диалога культур кроется в социокультурном развитии общества, его национальных традициях, а, следовательно, и в общении, которое осуществляется в области искусства через музыкальное исполнительство - художественный образ исполняемого произведения. М.М. Бахтин, разрабатывая методологию взаимодействия культур ссылается на диалогичное общение посредством искусства. По его мнению, «Быть -значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается» [1, С. 233]. Вокальное исполнительство открывает широкие возможности для взаимообмена социокультурным опытом, ярким примером тому являются многочисленные международные конкурсы.

Изложение основного материала статьи. Вокальному искусству отведена большая роль в учебных программах российских и китайских высших музыкальных учреждениях.

На современном этапе ведётся постоянная работа по совершенствованию и преобразованию профессиональной подготовки вокалистов. Связь в данной сфере между странами проявляется как в преобразовании обновления содержания обучения, так и органичном соединении с процессом развития национальных традиций вокального исполнительства. В отечественной, и в китайской культуре эти традиции тесным образом связаны с академическим оперным искусством. Как отмечает Яо Вей, «...Китай и Россия страны, где традиционно высоко ценится вокальное искусство, а подготовка высококвалифицированных вокалистов является одним из приоритетов развития высшего музыкального образования» [9, С. 260].

Обращаясь к истории развития профессионального вокального образования России и Китая, следует отметить, что становление отечественной профессиональной вокальной школы, охватывает несколько столетий, а «становление системы профессионального образования вокалистов Китая сформировалось лишь в 20-30 годы ХХ столетия» [11, С. 159].

Н.Е. Косовцов, отмечает, что несмотря на ярко выраженное европейское влияние традиций профессиональной вокальной педагогики, важную роль в развитии профессионального вокального образования России сыграло формирование и развитие жанра национальной классической оперы, которое в своей духовно-нравственной и идейной основе в корне отличалось от итальянской высокой патриотичностью и духовным потенциалом [3].

Распространение русского вокального искусства в Китае началось в конце XIX века с города Харбина. Именно оттуда начались гастроли Ф.И. Шаляпина, В.Г. Шушлина, С.Я. Лемешева, Л.Я. Липковской и других русских исполнителей. В первых десятилетиях прошлого столетия система китайского музыкального образования во многом была ориентирована на проамериканский стандарт. В данный период сольное пение в Китае вели иностранные педагоги, среди них были и русские вокалисты. В Шанхайской консерватории из шести иностранных педагогов пять были русские: Н. Славянова, Кринов, В. Селиванов, И. Марглинский и В. Шушлин.

Становлению системы вокального профессионального образования в Китае способствовало творчество русских вокалистов, особенно это связано с распространением русского музыкального искусства и образования в северном Китае. На тот период в истории вокального образования северный город Харбин был центром русского вокального образования. Китайцы постепенно переняли русское вокальное искусство, многие даже обучались вокалу в русских профессиональных музыкальных заведениях. Своеобразной чертой китайской вокальной педагогики является требование владения исполнителями специфическими особенностями вокального стиля, присущего пекинской опере [10]. На современном этапе развития профессиональной подготовки китайских вокалистов ориентировано на создание модели национальной вокальной школы с опорой на национальные эстетические идеалы и народные традиции вкупе с преемственностью опыта российских и европейских исполнителей.

На современном этапе развития профессионального вокального образования в России сформировалась многоступенчатая система подготовки специалистов, включающая в себя базовый уровень, среднюю ступень (музыкальные училища, колледжи искусств) и музыкальные вузы, а также центры пения, являющиеся альтернативными учебными заведениями, специализирующиеся на подготовке высокопрофессиональных певческих кадров. Среди них - центры оперного пения Г.П. Вишневской и Е.В. Образцовой.

Среди существующих в современной системе мирового музыкального образования школ обучения сольному пению, в нашем исследовании мы обращаемся к сравнительному анализу профессиональной подготовки вокалистов в контексте диалога культур «Россия - Китай».

Методика обучения вокалу представляет собой целую систему профессионального образования. Овладевая вокальными методиками обучающийся должен знать, а самое главное уметь применить на практике такие вокальные приёмы как: дыхание, умение ощущать опору звука, владение резонаторами, кантиленное пение, микстовое звучание голоса и др.

Вокальное обучение формирует и совершенствует практические, профессиональные певческие навыки голосообразования. Поэтому в методике вокального обучения применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный, который связан с формированием качественного певческого звукообразования, направлен на осознанное, осмысленное восприятие произведения и включает в себя объяснение с помощью устного слова (характеристики музыкально-художественного образа), демонстрацию профессионального звучания и способов работы голосового аппарата;

- репродуктивный, направлен на восприятие и запоминание грамотного звукообразования, в основе которого лежит повторение и воспроизведение певческого звука, продемонстрированного педагогом;

- эвристический (поисковый) метод ориентирован на самообразование, на развитие индивидуальных возможностей студента, что способствует самостоятельному поиску характера звучания, актуализации уже имеющихся у него знаний, умений и навыков, применения их в новых условиях (ситуациях), формируя нужное звучание голоса;

- исследовательский (творческий) метод рассматривается как способ организации поисковой и творческой деятельности будущих вокалистов, через самостоятельный анализ поэтического текста и понимание интонационного языка музыкального произведения, выхода на его интерпретацию для создания своего собственного стиля исполнения;

- фонетический, является наиболее эффективным методом в вокальной педагогике, который основан на речевом опыте вокалистов, связан с активной работой артикуляционного аппарата целью которого является управление своим голосом, при правильном формировании гласных и согласных звуков в пении (также и на иностранных языках);

- концентрический - метод основанный М.И. Глинкой, построен на следующих принципах: вокальное обучение пению от примарных тонов, не требующих усилия, плавное, без придыхания пение, свободное голосообразование без зажимов, при вокализации на гласную букву звучания чистой фонемы [6];

- метод мысленного (внутреннего) пропевания, является одним из основных видов в практической деятельности, характеризуется как внутреннее исполнение, умения концентрировать внимание на формировании вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, что способствует ускорению процесса разучивания произведения с наименьшими голосовыми затратами.

Интерпретация произведения в музыкальном искусстве - одна и самых сложных и основных задач, в которой кроются все проблемы музыкального исполнительства как подчеркивает Н.П. Корыхалова [2]. Деятельность, связанная с исполнительством, всегда является творческой т.к. художественное содержание произведения постигается каждым исполнителем индивидуально. «Художественная интерпретация - это личностно-индивидуальное отношение к произведению, понимание искусства как творческой исполнительской деятельности» [7, С. 404].

Анализируя системы высшего профессионального образования в области вокальной педагогики, мы можем отметить, что в России в отличии от Китайской Народной Республики имеются попытки внедрения в педагогический процесс инновационных технологий, что способствует более продуктивному освоению методов при обучении академическому вокалу. В России понятие метода, по мнению А.В. Филиппова, исходит из достижений и общей профессиональной педагогики, наравне с развитием профессиональных качеств (голоса), присутствует воспитательный, общеобразовательный компоненты, кроме того, большое внимание на разработку понятия «метода» оказала идея синтеза данных психологии, анатомии и физиологии. Исследователь, подчёркивает, что в процессе применения методов подготовки вокалистов необходима реализация принципа единства эмоционального и рационального, репродуктивного и творческого, воспитывающего и познавательного [8].

В Китайской Народной Республике в XX веке в высших учебных заведениях вводится дисциплина «Вокальная методика». Тем самым, постепенно появляется всё больше желающих заниматься академическим вокалом. В работе с китайскими студентами в классе сольного пения педагоги чаще используют такие методы обучения как объяснительный, демонстрационный, коммуникативный, ситуационный, наблюдение и прослушивание, деятельно-практический, исследовательский. Некоторые из них перекликаются с методами, используемыми в нашей отечественной вокальной

педагогике - это объяснительный, демонстрационный, исследовательский. Но следует остановиться на таких как ситуационный, коммуникативный и деятельно-практический.

Коммуникативный метод, который также используется и в нашей педагогике - это взаимодействие педагога со студентом на занятии. Китайские педагоги придают ему более широкое значение, направленное на непосредственную деятельность обучающегося, на его жизненный опыт, мировоззрение, интересы, чувства, в рамках реализации педагогического процесса на уроке. Основное преимущество коммуникативного метода заключается в том, что процесс обучения строится адекватно реальному процессу общения.

Наибольший интерес представляет ситуационный метод, т.к. на занятии мы чаще всего действуем в связи с определенной ситуацией - это метод проблемного анализа, основанный на обучении вокалу путем решения конкретных задач. Он применяется педагогом для активизации мотивации и креатива студента, при котором используются различные жизненные и природные явления, существующие в нашей жизни. Следовательно, этот метод можно отнести к исследовательскому (творческому), организации творческого поиска, условием которого является потребность в творческой деятельности и в самовыражении, который применяется и в нашей отечественной практике.

Главный критерий качественного обучения пению, является метод наблюдения. Он подразумевает прослушивание различных выступлений выдающихся оперных певцов, просмотр популярных конкурсов, мастер-классов профессиональных педагогов.

Метод деятельно-практический является неотъемлемой частью обучения пению. Вокальная деятельность происходит во взаимодействии педагога и студента, направленная на обобщение опыта в ходе практических занятий.

На наш взгляд недостаточное внимание в вокальной педагогике отводится рефлексивному методу в процессе обучения будущих вокалистов, который способствует конструктивно-деятельностному, эвристическому подходу к образованию. В.В. Краевский подчеркивает, что в методологической рефлексии мышление отличается творческим подходом к выполнению того или иного действия [4]. Следовательно, в музыкальном искусстве рефлексия способствует развитию музыкального мышления, а значит, лучшему пониманию музыкально-художественного образа исполняемого произведения, его интерпретации.

Исходя из вышесказанного, педагоги сольного пения в России и Китае делают акцент на несколько иные методы обучения вокалу. В России при использовании методик обучения акцентируется внимание на развитии индивидуальных возможностей студента, организации его творческой деятельности, восприятии и запоминании эталонных образцов, значения артикуляционного аппарата и взаимодействия между собой системы певческих органов, умении обучающегося управлять собственным голосом.

Педагоги Китая больше внимания уделяют следующим аспектам: подбору более точной формулировки для описания музыкального образа, умению ощущать и различать правильное звукообразование, преподаватель и обучающийся должны свободно и без стеснения общаться между собой, при этом одним из главных критериев качественного обучения является наблюдение за выступлениями выдающихся оперных певцов. При этом, следует отметить, что и в России, и в Китае, как подчеркивает Ли Шэнь, много внимания уделяется изучению эталонных образцов мировых вокалистов [5].

Выводы. Таким образом, следует отметить, что в Китае и России акцентируется внимание на несколько разных задачах для достижения главной цели - обучение высококвалифицированного специалиста по направлению «Академический вокал». Так российские педагоги огромное значение уделяют осознанности обучающегося. Студенту важно понимать «что» и «как» он делает, а также «почему» так происходит. Китайские педагоги больше уделяют внимания взаимосвязи учитель-ученик для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, их взаимодействие должно быть обязательно комфортным уважительным для обеих сторон. Следовательно, взаимодействие является необходимой составляющей процесса обучения, которое осуществляется в общении педагога со студентом в поиске средств художественной выразительности для точного прочтения и исполнения вокального произведения. Все проблемы в целом в сфере музыкального исполнительства кроются в интерпретации музыкального произведения, что является основной задачей, стоящей перед исполнителем.

Исходя из этого, нельзя категорически утверждать, что методика по преподаванию вокала какой-либо страны лучше. Они так или иначе направлены на формирование профессиональных умений вокалиста, представляющие собой сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели, а также умение применять полученные профессиональные знания на практике. На основе преемственности музыкального искусства разных стран в контексте диалога культур строится главный фактор профессиональной подготовки российских и китайских вокалистов - создание модели национальной вокальной школы.

Литература:

1. Бахтин, М.М. Проблема поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - Москва: Советская Россия, 1979. - 320 с.

2. Корыхалова, Н.П. Увидеть в нотном тексте...: О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они) [Текст] / Н.П. Корыхалова. - Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2008. - 256 с.

3. Косовцов, Н.Е. Педагогические традиции методики русской вокальной школы XVШ-XIX века: дисс. ... канд искусств. - Москва, 2018. - 188 с.

4. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - Москва: Академия, 2006. - 400 с.

5. Ли, Шэнь. Проблемы вокальной методики в современном Китае [Текст] / Ли Шэнь // Вестник Синхайской консерватории. - 2008. - № 2. - С. 77-80 (на китайском языке).

6. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / К.Ф. Никольская-Береговская. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.: ноты.

7. Субботина, И.В. Создание художественного контекста в музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта (мотивационный аспект) [Текст] // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 2(55). - С. 402-408. DOI: 1025683/VOLBI2021/55/246.

8. Филиппов, А.В. Принципы, методы и приёмы вокально-педагогической деятельности и их процессуальное наполнение [Текст] / А.В. Филиппов // Голос и речь. - 2012. - № 3 (8). - С. 37-47.

9. Яо Вей. Сравнительный анализ высшего профессионального вокального образования в Китае и России [Текст] / Яо Вей // Наука и современность, 2011. - С. 259-265.

10. Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Яо Вэй. - Астрахань, 2015 - 196 с.

11. Яо, Вэй. Вокальное профессиональное образование в Китае в 20-30 годы XX века [Текст] / Яо Вэй // Ценности и смыслы. - № 3 (19), 2012. - С. 159-164.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Сухих Леонид Эдуардович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры психологии и педагогики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); доктор педагогических наук, доктор философских наук, проректор Ярычев Насруди Увайсович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данная работа представляет собой исследование необходимости самообразования и его места в учебной жизни студентов, обучающихся на педагогической специальности. Самообразование является неотъемлемой частью обучения будущего педагога, при этом важными критериями хорошего педагога являются высокий уровень знаний, широкий кругозор, богатый жизненный опыт решения педагогических задач и наличие навыков, позволяющих доступно преподносить сложный материал. Для развития выше упомянутых способностей одного лишь обучения в университете, а именно прослушивания лекций и прохождения семинаров, будет недостаточно, таким образом, студенту приходится иметь дело с самообучением, которое занимает важнейшее место в его жизни.

Ключевые слова: самообразование, самообучение, развитие, изучение, навыки, студент, педагог, образовательная деятельность.

Annotation. This article is an investigation of the necessity in self-education, its place in the educational life of students who is studying in the pedagogical specialty. Self-education is an integral part of the education of a teacher. At the same time, a high level of knowledge, broad outlook, rich life experience in solving pedagogical problems and skills, that make it possible to present complex knowledge in an accessible way, are important criteria for a good teacher. For the development of the above-mentioned abilities, only studying at the university (listening lectures and taking part in seminars) will not be enough. Thus, the student has to deal with self-studying, which takes the most important place in his life.

Keywords: self-education, self-study, development, research, skills, student, teacher, educational activities.

Введение. Фундаментом развития любого человека является его способность получать, изучать и обрабатывать разнообразную информацию должным образом. Обучаясь в школе и университете, во время работы или при обычной жизнедеятельности, человек сталкивается с большим количеством информации, которая, так или иначе, влияет на его сознание. Всю поступающую информацию возможно поделить на 2 части: 1-ая - это те знания, которые человек получает от учителей в школе, от педагогов в университете, от специалистов на различных семинарах и т.д.; вторая - это знания, которые были получены самостоятельным путём без участия 2-го лица (учителя), посредством изучения различной литературы, энциклопедий, статей или журналов. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что человек или обучается кем то, либо обучается самостоятельно (то есть занимается самообразованием).

Целью данной статьи является обобщение и систематизация информации о таких явлениях, как самообразование и самовоспитание студентов, обучающихся в университете по педагогическим специальностям.

Понятие самообразования не имеет единой трактовки:

• самообразование - это работа, осуществляемая по инициативе самой личности;

• самообразование - это внутренняя обоснованная деятельность;

• самообразование - это познавательная работа, основывающуюся на предыдущих формах изучениния и которая является их следствием и диалектическим продолжением [7].

Несмотря на то, что определений этого термина достаточно много, можно выделить нечто общее - самообразование, прежде всего, является познавательной деятельностью, которая осуществляется за счёт инициативности или мотивированности человека и основывается на знаниях, умениях и навыках, приобретённых в процессе жизнедеятельности человека.

Исследование поставленного вопроса в данной статье происходило посредством теоретического анализа литературных источников, обобщения и сравнения полученной информации, приведения соответствующих аналогий из литературы, классификации и систематизации данных.

Чем же на самом деле является такое явление, как самообразование? Для определения обратимся к энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, таким образом, самообразование - это такой вид образования, которое выходит за пределы, какой бы то ни было, образовательной организации, путём самостоятельного изучения отдельных предметов и наук. При этом, обучение в любом образовательном учереждение не имеет возможности предоставить все необходимые навыки, из-за чего человеку для удовлетворения жажды познания и как следсвие получение новых и требуемых умений с знаниями требуется самообразовании [1]. Данное утвержение очень хорошо описывает саму суть самообразования. Огромное количество знаний по тем или иным дисциплинам опытные педагоги преподносят на своих лекциях и семинарах в университете, однако для полноценного изучения интересующего предмета большую часть информации студентам необходимо изучать самостоятельно, используя различные источники информации (интернет, прикладная литература, различные энциклопедии, статьи и журналы). Сам процесс самообучения является довольно сложным и требует большое количество усилий, как физических, так и моральных, но, преодолевая различные преграды, решая возникающие задачи, студент получает возможность раскрыть в полной мере свой потенциал.

Для примера можно привести слова российского педагога Е.В. Бондаревской, которая утверждала, что в основе саморазвития, как ученика, так и педагога, лежат адаптивные и интегративные мотивационные и деятельностные движители, которые позволяют полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, чувствовать себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.