УДК [81'276.6:62]:378.147
С. Ю. Тюрина
Формирование профессиональной мотивации студентов магистратуры в техническом вузе средствами делового иностранного языка
Изучение вопросов развития учебно-познавательной и профессиональной мотивации студентов способствует оптимизации иноязычной подготовки будущих выпускников. Условиями формирования профессионального интереса являются осознание важности иноязычного образования для саморазвития и своей будущей научной и профессиональной деятельности, а также организация учебного процесса, направленная на формирование данного интереса.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, внутренняя мотивация, иноязычное образование магистрантов
Svetlana Y. Tyurina
Development of professional motivation of master degree students in technical university in context of Foreign Business Language course
Development of educational, cognitive and professional motivation of students enhance foreign language teaching process. Understanding of importance of foreign language learning is essential for personal development and for future scientific and professional activity. In addition, appropriate arrangement of educational process to develop professional motivation is significant.
Keywords: motivation, professional motivation, internal motivation, foreign education of Master Degree students
В последнее время преподаватели обсуждают вопросы подготовки студентов магистратуры по иностранному языку как в вузах культуры, так и в технической школе: это вопросы целей и содержания программ, методов обучения, разработки учебных материалов, УМК, вопросы развития различных навыков и умений, формирования общих и профессиональных компетенций, вопросы тестирования и оценки и другие. Одной из основных целей обучения магистрантов является подготовка студентов к эффективному межкультурному общению в сфере своей будущей деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают поиск эффективных способов оптимизации процесса обучения различным направлениям подготовки. Эта задача и обуславливает актуальность темы данной статьи. Формировать и развивать профессиональную и учебно-познавательную мотивацию магистрантов для будущей работы необходимо путем разъяснения и предоставления возможности функционировать на иностранном языке. Обычно, как показывает опыт и данные статистики, среди лидеров предметов по которым происходят отчисления, находится
иностранный язык (помимо математики, физики) [5, с. 155-156]. Основная причина не только в трудности, которую испытывают обучаемые, изучая данные дисциплины, но и в недостаточной мотивации.
Мотивация играет значительную роль в учебной деятельности, именно поэтому отечественные исследователи формулируют принцип мотивационного обеспечения учебного процесса [1-2, 4-5 и др.]. Исследователи по-разному трактуют сущность понятия мотивация и используют различные методы для ее изучения. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложное многоуровневое явление, которое определяет поведение и деятельность человека. Мотивация трактуется как система мотивов и как особая сфера, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии [2-3].
Учебно-познавательная мотивация студентов рассматривается как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Она зависит от определенных факторов: прежде всего, от организации процесса обучения, от индивидуальных особенностей обучающихся и преподавателя; и, конечно же, в значительной степени мотивация определяется спецификой учебного предмета. Так, студенты магистратуры Ивановского государственного энергетического университета мотивированы в изучении английского языка и с огромным интересом занимаются с преподавателем и самостоятельно.
Для учебной мотивации характерна динамичность, при этом очень важно, что с возрастом происходит изменение ведущих потребностей. Так, студенты магистратуры, в отличие от студентов бакалавриата, уже осознают свои конечные цели обучения, имеют потребность в обучении, с интересом и положительными эмоциями относятся к процессу иноязычной подготовки.
Исследователи говорят о сложной структуре учебной мотивации. Она бывает внутренняя, ориентированная на процесс и результат, и внешняя, ориентированная на награду, избегание наказания [2, с. 267].
Внешняя мотивация студентов Ивановского государственного энергетического университета поддерживается комплексом мер: прежде всего, это система РИТМ, система оценки и новый проект вуза по поддержке студенческой инициативы и созданию веб-портфолио на студенческом сайте http: // student. ispu. ru.
Внутренняя мотивация студентов магистратуры, когда обучаемым интересен процесс изучения языка и конечный результат, является, на наш взгляд, более важной. Это можно объяснить профессиональной мотивацией к предмету учебно-познавательной деятельности. Под профессиональной мотивацией мы понимаем осознанный учебно-познавательный интерес к предметному содержанию своей научной и профессиональной деятельности с использованием иностранного языка. Для ее развитиия предлагаются такие активные методы обучения как: использование информационных технологий, участие в образовательных проектах, подготовка докладов на профессиональные темы и участие в конференциях. Подготовка
Section 1. Language education
и проведение презентаций играют важную роль в повышении внешней и внутренней мотивации обучаемых. Как правило, ситуация «конференция» разыгрывается в искусственных аудиторных условиях. Магистранты готовятся, исходя из следующих установок кафедры. Успешная презентация имеет 4 этапа:
- планирование,
- подготовка,
- тренировка и, непосредственно,
- сама презентация
На этапе планирования студенты определяют цель презентации и изучают аудиторию, перед которой предстоит выступать.
Этап подготовки включает сбор информации по теме выступления, составление плана выступления, разработку структуры и текста презентации, подбор эффективных вербальных и невербальных средств, ознакомление с требованиями к оценке презентации по пятибалльной шкале. Эти требования разработаны и в течение последних семи лет успешно используются на кафедре интенсивного изучения английского языка в Ивановском государственном энергетическом университете:
1. Содержательность. Контент-анализ (проработанность вопроса; релевантность и глубина рассуждения, наличие фактов и примеров и / или авторитетных высказываний; аргументированность и понятность разъяснений).
2. Структура и логичность. Когезия и структурированность (продуманный текст, четко сформулированная тема, выделяемые составные части - введение, основная часть, заключение). Каждой части уделяется достаточно времени в пределах 5 - минутного лимита, логичное построение изложения с правильным использованием связующих переходов и обозначением завершения.
3. Выступление. Техника выступления: свободное и непринужденное выступление, четкая, связная речь с правильной паузацией; вариативность интонационных структур, наличие контакта со слушателями, использование аудио-визуальных средств (компьютера).
4. Владение лексикой и грамматикой. Лексическая и грамматическая грамотность речи, синтаксическая вариабельность, правильное использование слов и выражений.
5. Ответы на вопросы. Проявление активности при работе с ответами на вопросы, включая трудные и не относящиеся к теме выступления; полные и четкие ответы.
Кафедра также рекомендует магистрантам следующие основные требования к подготовке оформления презентации в программе Power point:
- Для десятиминутной презентации количество слайдов - 10-12.
- На первом слайде следует указать тему, фамилию и имя докладчика, на последнем - слова благодарности слушателям.
- Каждый слайд должен иметь заголовок.
- Рекомендуется единство в цветовом решении (2 цвета).
- Рекомендуется единство в размерах шрифта (заголовок - 32-48, текст - 2428), шрифт Times New Roman.
- Рекомендуется параллелизм грамматических конструкций.
- Слайд содержит одну идею, максимум 7 слов.
На этапе подготовки необходимо продумать средства привлечения и удержания внимания аудитории (прямой вопрос аудитории, юмор, цитата, ссылка на текущие события или пример из истории, зрительный контакт со слушателями, интонация). Магистранты разрабатывают списки гипотетических вопросов и про-думываются стратегии ответа на них.
Этап тренировка презентации включает в себя просмотр презентации и репетицию. Студенты магистратуры работают над своей речью, жестами, зрительным контактом с аудиторией, готовятся к провокационным вопросам «коллег».
После подобной подготовки магистранты Ивановского энергетического университета успешно представили свои работы в Ярославле на научной молодежной конференции на иностранных языках «SCIENCE DRIVE - 2014» в секциях: математика, информационные технологии и иностранные языки. Студенты из Вологды, Костромы, Ярославля и Иванова рассказывали о своих проектах и научных достижениях на английском и немецком языках.
Участие в конференции положительно сказалось на процессе обучения. Обучаемые проанализировали, выделили сильные и слабые стороны выступлений и презентаций как своих, так и других участников. После конференции презентации на темы будущей профессиональной деятельности вошли в регулярную практику занятий. Магистранты свободно и с интересом участвуют в дискуссиях, используя изученные разговорные формулы, выражают свое мнение, соглашаются или не соглашаются, переспрашивают и ищут ответы на «каверзные» вопросы.
В заключение еще раз подчеркнем, что создание мотивации для будущей научной и профессиональной деятельности является важным условием формирования интереса магистрантов к серьезному изучению иностранного языка.
Литература
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.
4. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. 714 с.
5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2007. 432 с.