ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
А.Н. Васильева, К.Н. Сивцева
Аннотация. Статья посвящена вопросам овладения профессиональной культурой как основным условием эффективности профессиональной деятельности педагога как в процессе подготовки, так и в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное развитие.
Summary. The article deals with issues of mastering professional culture as key to the efficiency of teacher's professional activities, both in the preparatory process and in the system of retraining.
Keywords: professional culture, professional development.
82
Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования особенно важной и актуальной.
Подготовка педагогов новой формации во многом определяется не только овладением ими своей будущей специальностью, но и уровнем их профессиональной культуры. Особая значимость этой проблемы объясняется тем, что в современных условиях профессиональная культура является гарантией конкурентоспособности будущих специалистов.
В научной литературе освещаются различные аспекты формирования профессиональной культуры специалистов (В.А. Ильин, И.Ф. Исаев,
В.Ф. Ковалевский, Н.И. Лифинцева, И.М. Модель, Е.Г. Силяева, Е.Б. Спасская, Л.А.Фишман и др.). Профессиональную культуру целесообразно рассматривать как целостное понятие, так как это результат профессиональной деятельности. При этом профессиональная культура показывает степень овладения педагогом спецификой профессиональной деятельности. Являясь результатом профессиональной деятельности, профессиональная культура представляется базой для исследования педагогической культуры. Как сложное, многогранное понятие, профессиональная культура вбирает в себя педагогическую культуру.
Анализ исследуемого феномена показал, что профессиональная культура, выполняя функцию преломления сущностных сил в конкретной области профессиональной деятельности, их самореализации, наиболее полно и точно характеризует состоя-
Преподаватель XX
ЕК
3 / 2012
Содержание и технологии образования
ние профессиональной деятельности в ее динамическом развитии. Кроме того, профессиональная культура является одним из важных показателей успешности профессиональной деятельности педагога. Современные образовательные стратегии ориентируют на то, чтобы будущий педагог освоил область профессиональной деятельности, то есть содержание профессиональной культуры. А культура профессии ориентирована на объект профессиональной деятельности, знание которого объективно необходимо и значимо в подготовке будущего педагога. Значимость профессиональной культуры в том, что она необходима педагогу для того, чтобы добиваться качественных результатов в профессиональной деятельности, видеть стратегию своих действий и успешно реализовывать их на практике.
В настоящее время овладение профессиональной культурой как условием успешности и эффективности профессиональной деятельности педагога должно стать ключевым направлением процесса профессиональной подготовки в высшей школе и в системе повышения квалификации педагогов. Неслучайно процесс обучения в высшей школе представляется как средство освоения профессиональной культуры. Взаимодействуя с культурой и в культуре, обучающийся не только осваивает ее, но и выступает как творец и созидатель, поэтому студент, овладевающий профессией педагога, живет в условиях культуры и через нее приобщается к будущей профессиональной деятельности.
Сегодня учреждения высшего профессионального образования стремятся к реализации будущих специалистов в рамках культуры, и в итоге формиру-
ется личность, необходимая обществу. Поэтому особую значимость приобретает формирование профессиональной культуры будущего педагога, но для этого необходима целостная педагогическая среда. Для реализации такой установки необходимо создание определенных условий, способствующих взаимосвязи дидактической и методической подготовки будущего педагога.
Профессиональная подготовка -это процесс, обеспечивающий формирование будущего специалиста в определенной области деятельности и направленный на овладение совокупностью общепедагогических и специальных знаний, умений. По мнению А.А. Молдожановой, «профессиональная культура есть результат единства дидактической и методической подготовки, системообразующим стержнем которой является теория объекта деятельности педагога». Профессиональная подготовка включает в себя дидактическую подготовку, которая вбирает то общее, что характерно для профессиональной деятельности всех педагогов, и методическую подготовку, ориентирующую на то частное, что отражает особенности предметника. Сегодня модернизация их содержания является стержневой проблемой и в высшей школе, и в системе повышения квалификации. Особенно необходимо соблюдение неразрывности теории и практики, создание условий для разработки общей теории методики обучения и реализации принципа непрерывности в профессиональной подготовке студентов. Обеспечение единства дидактической и методической подготовки связано также с вариативностью на уровне методов и форм организации учебного процесса и содержания - это использование возможностей дисци-
83
3 / 2012
Преподаватель |_
84
плин учебного плана, педагогической практики, научно-исследовательской работы, модернизация содержательных аспектов и технологии обучения педагогическим и методическим учебным дисциплинам.
Таким образом, взаимосвязь общей педагогики, дидактики и методики в профессиональной подготовке будущего учителя на уровне объекта, предмета и понятийных рядов сконцентрировано на конечном результате - формирование профессиональной культуры современного педагога.
Организационно-педагогическими условиями формирования профессиональной культуры педагога являются: гуманизация и гуманитаризация общего и профессионального образования; создание комфортной гуманитарной среды; творческая среда для приложения профессиональных способностей; технологическое обеспечение для формирования профессионализма педагога на этапах базового профессионального, поствузовского профессионального образования.
Практическая значимость нашего исследования обусловлена возможностью широкого использования полученных результатов и рекомендаций в системе подготовки и усовершенствования педагогических кадров. Практическую ценность имеют разработанные в ходе исследования методические рекомендации, учебно-методические комплексы по педагогическим дисциплинам в системе вузовского образования, разработанные учебный план, программа курсов повышения квалификации «Профессиональная культура педагога» целью которых является: сформировать базовые представления о профессиональных компетенциях педагога путем изучения
основных модулей программы (понятие о профессиональной культуре педагога, развитие профессиональной речи педагога, типы современных лекций, решение конфликтных педагогических ситуаций, воспитательная работа в образовательных учреждениях). Работа велась совместно с отделом повышения квалификации учебно-методического управления университета, функцией которого является организация прохождения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава СевероВосточного федерального университета в рамках программы повышения квалификации профессорско-препо-да вательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гребенкина Л.К. Развитие идей профессионализма педагогов в теории и практике образования // Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика. - Рязань, 2001. - С. 96-115.
2. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: АПКиППРО, 2005. - 116 с.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 207 с.
4. Корнева В.В. Педагогическая культура преподавателя как условие творческого саморазвития личности студента: [в пед. вузе] // Педагогика творчества - Хабаровск, 2002. - С. 14-17.
5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. ■
Преподаватель
ЕК
3 / 2012