Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции по обеспечению соблюдения правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ у будущих техников-электриков'

Формирование профессиональной компетенции по обеспечению соблюдения правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ у будущих техников-электриков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE FORMATION OF PREPAREDNESS / ENSURING THE SAFETY OF ELECTRICAL WORK / PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко И.Н., Чиняева С.А., Гнетова С.Н.

В статье рассмотрены аспекты готовности будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ и представлены возможные пути ее формирования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василенко И.Н., Чиняева С.А., Гнетова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FOR THE ENFORCEMENT SAFETY RULES AT PERFORMANCE OF WIRING AND ADJUSTMENT WORKS AT FUTURE ELECTRICAL TECHNICIANS

The article discusses aspects of readiness of the future electricians to ensure the safety of wiring and adjustment works and presents possible ways of its formation in the learning process.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции по обеспечению соблюдения правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ у будущих техников-электриков»

Образовательные технологии наука и практика

УДК 377/537 И. Н. Василенко, преп. Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru С. А. Чиняева, преп. ЮУрГТК, г. Челябинск С. Н. Гнетова, преп. ЮУрГТК, г. Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ И НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ У БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ЭЛЕКТРИКОВ

В статье рассмотрены аспекты готовности будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ и представлены возможные пути ее формирования в учебном процессе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, формирование готовности, обеспечение безопасности электромонтажных работ, психологическая готовность.

В настоящее время электроэнергетическая отрасль находится в процессе широкомасштабного реформирования, затрагивающего практически все аспекты деятельности организаций электроэнергетики, и вместе с этим продолжаются процессы износа, старения оборудования. Следствием обозначенных процессов является возрастание опасности возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе.

Труд электротехнического персонала всех уровней сопровождается серьезными психоэмоциональными нагрузками и отличается высокой ответственностью за принятые решения, значительной напряженностью работы, обработкой большого объема информации. Будущим техникам-электрикам предстоит постоянно осваивать новые виды электрооборудования и прогрессивные электромонтажные технологии. При этом они, согласно должностным инструкциям, в полной мере отвечают за безопасность работы электрооборудования, как в штатных режимах, так и при возникновении технологических на-

рушений в энергосистемах. К. Б. Пуликовский, анализируя состояние аварийности на опасных производственных объектах, показывает, что причины более 70 % аварий обусловлены человеческим фактором [1].

В сложившихся условиях наиболее остро встает вопрос о сохранении надежности энергосистемы, что влечет за собой необходимость подготовки специалистов различных квалификаций, готовых к эффективной и безопасной профессиональной деятельности, в том числе специалистов среднего звена, подготовкой которых занимаются организации среднего профессионального образования (технические колледжи).

При исследовании содержания образования будущих техников-электриков мы опирались на ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Конкретизация содержания стандартов представлена в учебном плане, рабочих программах дисциплин и программах практик.

Все исследуемые программы составлены с учетом формируемых ими общих и профессиональных компетенций, прописанных во ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». С помощью метода экспертных оценок было определено, что содержание современного образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования позволяет будущим техникам-электрикам достичь уровня готовности, необходимого для безопасной деятельности в условиях современного электромонтажного производства при определенных формах и методах его осуществления.

Но согласно учебному плану по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» преподавание междисциплинарного курса «Организация электромонтажного подразделения» в рамках профессионального модуля «Организация производственного подразделения» начинается только на четвертом году обучения. Именно данный междисциплинарный курс предусматривает изучение основ электробезопасности и охраны труда. Согласно ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» и рабочей программе междисциплинарного курса «Организация электромонтажного подразделения» выпускник должен знать: правила технической эксплуатации и техники безопасности при выполнении электромонтажных работ; правила техники безопасности при работе в действующих электроустановках; виды и периодичность проведения инструктажей. Основные знания и навыки по электробезопасности и охране труда студенты начинают получать на завершающем этапе обучения, что явно недостаточно для формирования психологического аспекта готовности к исполнению соответствующей профессиональной компетенции.

Таким образом, считаем, что в современной практике СПО уделяется недостаточно внимания психологическим аспектам подготовки будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ, формированию необходимых для этого индивидуально-личностных качеств и умений. Актуальность данного педагогического исследования обусловлена наличием противоречия между потребностью в обеспечении безопасности электромонтажных работ с уче-

том современных реалий данной профессии и традиционными методами подготовки техников-электриков, ориентированными на нормативную модель специалиста, не учитывающими психологических аспектов готовности выпускников к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ.

Необходимость разрешения данного противоречия дала возможность сформулировать проблему исследования: позволяют ли содержание, формы и методы современного образовательного процесса колледжа будущим техникам-электрикам достичь уровня готовности, необходимого для безопасной деятельности в условиях современного электромонтажного производства?

Важнейшим условием, обеспечивающим безопасное осуществление профессиональной деятельности, является готовность к ней выпускников.

Успешное формирование готовности к деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки. Между тем анализ показывает, что основным критерием качества подготовки по-прежнему выступают ЗУНы. Считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обусловливается знаниями в области своей профессии, а на 85 % — умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т. е. личными качествами и способностями. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявляли активность, реали-зовывали себя в различных видах деятельности (общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т. д.). Учебная деятельность — лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки выпускника по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах,

неадекватно характеризует действительный уровень его готовности к успешной профессиональной деятельности. Знания и умения, как отмечает член-корреспондент РАО Г. И. Ибрагимов — лишь мизерная часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности, общения, поведения специалиста [2]. «И пока результативным критерием качества подготовки специалистов будет успеваемость по предметам, руководители и преподаватели, студенты и их родители основные усилия по-прежнему станут направлять именно на этот компонент — на формирование знаний. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов — ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями и другие параметры» [2, с. 12]. В числе таких параметров Г. И. Ибрагимов выделяет и психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Готовность к профессиональной деятельности, по мнению О. М. Краснорядце-вой, проявляется:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс пер-сонализации [3].

Таким образом, готовность будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ как основа профессиональной компетентности представляет собой профессионально-личностное качество, которое включает совокупность профессиональных знаний, умений и отношений, определяющих результативность действий, находящихся в компетенции техника и приводящих к решению профессиональных задач по обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ.

Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ включает следующие компоненты:

- интеллектуальный (формирование у студентов знаний в области правил обеспечения безопасности всех видов электромонтажных и наладочных работ);

- мотивационный (положительное отношение к специальности, стремление добиться успеха);

- саморегуляционный (индивидуальные особенности целеполагания, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целей, сопоставление идеальной картины и полученного результата, волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки);

- оценочный (оценка профессиональной подготовленности к деятельности).

Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ приведена на рисунке 1.

Готовность студентов специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ — динамичное явление, характеризующееся изменением структуры в процессе обучения студента в колледже:

- на первом этапе (1-й и 2-й курсы) формируются и развиваются побудительные механизмы к учебно-профессиональной деятельности;

- на втором этапе (3-й курс) — механизмы управления профессиональным развитием;

- на третьем этапе (4-й и 5-й курсы) — механизмы саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

Сформированность компонентов готовности студентов к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ имеет следующие критерии:

- осознанность значимости и необходимости обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных работ;

- владение системой специальных знаний, необходимых для деятельности по обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;

- способность актуализировать усвоенные знания;

- соотнесенность своих действий (поведения) с усвоенными знаниями;

- сформированность комплекса умений и освоенность (полнота выполнения) необходимых действий;

Рис. 1. Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных

и наладочных работ

- результативность деятельности (способность применять усвоенные знания и сформированные умения в условиях аварийных ситуаций).

Для повышения готовности будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ необходимо:

1) актуализировать развитие побудительных механизмов к профессиональной деятельности начиная с первого года обучения;

2) внедрять активные формы обучения (проектное и проблемное обучение);

3) для улучшения связей между теоретической и практической подготовкой специалистов целесообразно использовать ситуативные и ролевые игры, моделирующие профессиональную деятельность, а также психологические тренинги развития коммуникативной компетентности и креативности;

4) внести изменения в процесс оценивания выполнения студентами лабораторных работ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, сместить акцент в пользу соблюдения правил техники безопасности при их выполнении;

5) создать интегрированное интерактивное образовательное пространство (для преподавателей и студентов) применительно к специальности СПО 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

6) организовать внутри колледжа техническое творчество студентов, направленное на формирование общественно значимых ценностей, ценностей выбранной профессии и психологической готовности к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;

7) сформировать и закрепить традицию проведения конкурсов по организации обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных

работ между параллельными группами внутри колледжа, а также между учебными организациями города и области, где обучаются студенты родственных специальностей;

8) ввести в практику работы классных руководителей систематические (ежегодные) опросы (анкетирование) студентов с целью определения динамики изменения мотивации студентов к соблюдению техники безопасности и к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;

9) создать базу данных о сложных и аварийных ситуациях, происходящих на объектах электромонтажного производства, и активно использовать ее в учебном процессе;

10) актуализировать вопросы обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных работ при освоении студентами рабочих профессий и при прохождении ими всех видов практик, а также при составлении отчетов по практикам.

Содержание образования определяется ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

Библиографический список

промышленных и гражданских зданий», который базируются на модульно-компетентност-ной основе. Следовательно, для формирования готовности к профессиональной деятельности техника-электрика актуальна разработка полного дидактического обеспечения, основанного на общих и профессиональных компетенциях, на интегрированном взаимодействии всего преподавательского состава и работодателей. В условиях постоянных изменений требований со стороны работодателей, вызванных появлением новых производственных технологий, образовательным организациям СПО совместно с работодателями требуется систематическая разработка и корректировка набора требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, введение новых дисциплин и программ подготовки студентов. Все это, по нашему мнению, будет оказывать существенное положительное влияние на систему практической подготовки будущих техников-электриков и позволит готовить конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов.

1. Пуликовский, К. Б. Безопасность России. Анализ рисков и управление безопасностью : метод. рекомендации [Текст] / К. Б. Пуликовский, С. К. Шойгу, Н. А. Махутов. — М. : МГОФ «Знание», 2008. — 672 с.

2. Мухаметзянова, Г. В. НПО — СПО : больше проблем, чем путей их решения [Текст] / Г. В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 7. — С.17-19.

3. Краснорядцева, О. М. Проблемы профессиональной готовности к диагностике человека как самоорганизующейся психологической системы [Текст] / О. М. Краснорядцева // Психосинергетика и образование : материалы I Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых 11-16 июня 2001 г. — Чита : Изд-во «ЗабГПУ», 2002. — С. 119-143.

4. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики [Текст] / Н. А. Алексеев. — Тюмень : ТНЦ РАО, ТГУ, 1997. — 215 с.

5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 415 с.

6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабан-ский. — М. : Просвещение, 1982. — 192 с.

7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилю-нас. — М. : МГУ, 1986. — 206 с.

8. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 16-21.

9. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Изд-во ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.

10. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Ро-зум. — СПб. : Питер, 2002. — 432 с.

11. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Росту-нов. — Минск, 1984. — 176 с.

12. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии [Текст] / В. В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 1994. — 164 с.

13. Чигиринская, Н. Стратегия инженерного образования : междисциплинарный подход [Текст] / Н. Чигиринская // Высшее образование в России. — 2007. — № 2. — С. 36-40.

14. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Наука, 1982. — 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.