Образовательные технологии наука и практика
УДК 377/537 И. Н. Василенко, преп. Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected] С. А. Чиняева, преп. ЮУрГТК, г. Челябинск С. Н. Гнетова, преп. ЮУрГТК, г. Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ И НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ У БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ЭЛЕКТРИКОВ
В статье рассмотрены аспекты готовности будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ и представлены возможные пути ее формирования в учебном процессе.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, формирование готовности, обеспечение безопасности электромонтажных работ, психологическая готовность.
В настоящее время электроэнергетическая отрасль находится в процессе широкомасштабного реформирования, затрагивающего практически все аспекты деятельности организаций электроэнергетики, и вместе с этим продолжаются процессы износа, старения оборудования. Следствием обозначенных процессов является возрастание опасности возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе.
Труд электротехнического персонала всех уровней сопровождается серьезными психоэмоциональными нагрузками и отличается высокой ответственностью за принятые решения, значительной напряженностью работы, обработкой большого объема информации. Будущим техникам-электрикам предстоит постоянно осваивать новые виды электрооборудования и прогрессивные электромонтажные технологии. При этом они, согласно должностным инструкциям, в полной мере отвечают за безопасность работы электрооборудования, как в штатных режимах, так и при возникновении технологических на-
рушений в энергосистемах. К. Б. Пуликовский, анализируя состояние аварийности на опасных производственных объектах, показывает, что причины более 70 % аварий обусловлены человеческим фактором [1].
В сложившихся условиях наиболее остро встает вопрос о сохранении надежности энергосистемы, что влечет за собой необходимость подготовки специалистов различных квалификаций, готовых к эффективной и безопасной профессиональной деятельности, в том числе специалистов среднего звена, подготовкой которых занимаются организации среднего профессионального образования (технические колледжи).
При исследовании содержания образования будущих техников-электриков мы опирались на ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Конкретизация содержания стандартов представлена в учебном плане, рабочих программах дисциплин и программах практик.
Все исследуемые программы составлены с учетом формируемых ими общих и профессиональных компетенций, прописанных во ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». С помощью метода экспертных оценок было определено, что содержание современного образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования позволяет будущим техникам-электрикам достичь уровня готовности, необходимого для безопасной деятельности в условиях современного электромонтажного производства при определенных формах и методах его осуществления.
Но согласно учебному плану по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» преподавание междисциплинарного курса «Организация электромонтажного подразделения» в рамках профессионального модуля «Организация производственного подразделения» начинается только на четвертом году обучения. Именно данный междисциплинарный курс предусматривает изучение основ электробезопасности и охраны труда. Согласно ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» и рабочей программе междисциплинарного курса «Организация электромонтажного подразделения» выпускник должен знать: правила технической эксплуатации и техники безопасности при выполнении электромонтажных работ; правила техники безопасности при работе в действующих электроустановках; виды и периодичность проведения инструктажей. Основные знания и навыки по электробезопасности и охране труда студенты начинают получать на завершающем этапе обучения, что явно недостаточно для формирования психологического аспекта готовности к исполнению соответствующей профессиональной компетенции.
Таким образом, считаем, что в современной практике СПО уделяется недостаточно внимания психологическим аспектам подготовки будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ, формированию необходимых для этого индивидуально-личностных качеств и умений. Актуальность данного педагогического исследования обусловлена наличием противоречия между потребностью в обеспечении безопасности электромонтажных работ с уче-
том современных реалий данной профессии и традиционными методами подготовки техников-электриков, ориентированными на нормативную модель специалиста, не учитывающими психологических аспектов готовности выпускников к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ.
Необходимость разрешения данного противоречия дала возможность сформулировать проблему исследования: позволяют ли содержание, формы и методы современного образовательного процесса колледжа будущим техникам-электрикам достичь уровня готовности, необходимого для безопасной деятельности в условиях современного электромонтажного производства?
Важнейшим условием, обеспечивающим безопасное осуществление профессиональной деятельности, является готовность к ней выпускников.
Успешное формирование готовности к деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки. Между тем анализ показывает, что основным критерием качества подготовки по-прежнему выступают ЗУНы. Считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обусловливается знаниями в области своей профессии, а на 85 % — умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т. е. личными качествами и способностями. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявляли активность, реали-зовывали себя в различных видах деятельности (общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т. д.). Учебная деятельность — лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки выпускника по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах,
неадекватно характеризует действительный уровень его готовности к успешной профессиональной деятельности. Знания и умения, как отмечает член-корреспондент РАО Г. И. Ибрагимов — лишь мизерная часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности, общения, поведения специалиста [2]. «И пока результативным критерием качества подготовки специалистов будет успеваемость по предметам, руководители и преподаватели, студенты и их родители основные усилия по-прежнему станут направлять именно на этот компонент — на формирование знаний. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов — ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями и другие параметры» [2, с. 12]. В числе таких параметров Г. И. Ибрагимов выделяет и психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Готовность к профессиональной деятельности, по мнению О. М. Краснорядце-вой, проявляется:
- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс пер-сонализации [3].
Таким образом, готовность будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ как основа профессиональной компетентности представляет собой профессионально-личностное качество, которое включает совокупность профессиональных знаний, умений и отношений, определяющих результативность действий, находящихся в компетенции техника и приводящих к решению профессиональных задач по обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ.
Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ включает следующие компоненты:
- интеллектуальный (формирование у студентов знаний в области правил обеспечения безопасности всех видов электромонтажных и наладочных работ);
- мотивационный (положительное отношение к специальности, стремление добиться успеха);
- саморегуляционный (индивидуальные особенности целеполагания, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целей, сопоставление идеальной картины и полученного результата, волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки);
- оценочный (оценка профессиональной подготовленности к деятельности).
Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ приведена на рисунке 1.
Готовность студентов специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ — динамичное явление, характеризующееся изменением структуры в процессе обучения студента в колледже:
- на первом этапе (1-й и 2-й курсы) формируются и развиваются побудительные механизмы к учебно-профессиональной деятельности;
- на втором этапе (3-й курс) — механизмы управления профессиональным развитием;
- на третьем этапе (4-й и 5-й курсы) — механизмы саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.
Сформированность компонентов готовности студентов к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ имеет следующие критерии:
- осознанность значимости и необходимости обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных работ;
- владение системой специальных знаний, необходимых для деятельности по обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;
- способность актуализировать усвоенные знания;
- соотнесенность своих действий (поведения) с усвоенными знаниями;
- сформированность комплекса умений и освоенность (полнота выполнения) необходимых действий;
Рис. 1. Структура готовности выпускника к обеспечению безопасности электромонтажных
и наладочных работ
- результативность деятельности (способность применять усвоенные знания и сформированные умения в условиях аварийных ситуаций).
Для повышения готовности будущих техников-электриков к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ необходимо:
1) актуализировать развитие побудительных механизмов к профессиональной деятельности начиная с первого года обучения;
2) внедрять активные формы обучения (проектное и проблемное обучение);
3) для улучшения связей между теоретической и практической подготовкой специалистов целесообразно использовать ситуативные и ролевые игры, моделирующие профессиональную деятельность, а также психологические тренинги развития коммуникативной компетентности и креативности;
4) внести изменения в процесс оценивания выполнения студентами лабораторных работ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, сместить акцент в пользу соблюдения правил техники безопасности при их выполнении;
5) создать интегрированное интерактивное образовательное пространство (для преподавателей и студентов) применительно к специальности СПО 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;
6) организовать внутри колледжа техническое творчество студентов, направленное на формирование общественно значимых ценностей, ценностей выбранной профессии и психологической готовности к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;
7) сформировать и закрепить традицию проведения конкурсов по организации обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных
работ между параллельными группами внутри колледжа, а также между учебными организациями города и области, где обучаются студенты родственных специальностей;
8) ввести в практику работы классных руководителей систематические (ежегодные) опросы (анкетирование) студентов с целью определения динамики изменения мотивации студентов к соблюдению техники безопасности и к обеспечению безопасности электромонтажных и наладочных работ;
9) создать базу данных о сложных и аварийных ситуациях, происходящих на объектах электромонтажного производства, и активно использовать ее в учебном процессе;
10) актуализировать вопросы обеспечения безопасности электромонтажных и наладочных работ при освоении студентами рабочих профессий и при прохождении ими всех видов практик, а также при составлении отчетов по практикам.
Содержание образования определяется ФГОС по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
Библиографический список
промышленных и гражданских зданий», который базируются на модульно-компетентност-ной основе. Следовательно, для формирования готовности к профессиональной деятельности техника-электрика актуальна разработка полного дидактического обеспечения, основанного на общих и профессиональных компетенциях, на интегрированном взаимодействии всего преподавательского состава и работодателей. В условиях постоянных изменений требований со стороны работодателей, вызванных появлением новых производственных технологий, образовательным организациям СПО совместно с работодателями требуется систематическая разработка и корректировка набора требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, введение новых дисциплин и программ подготовки студентов. Все это, по нашему мнению, будет оказывать существенное положительное влияние на систему практической подготовки будущих техников-электриков и позволит готовить конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов.
1. Пуликовский, К. Б. Безопасность России. Анализ рисков и управление безопасностью : метод. рекомендации [Текст] / К. Б. Пуликовский, С. К. Шойгу, Н. А. Махутов. — М. : МГОФ «Знание», 2008. — 672 с.
2. Мухаметзянова, Г. В. НПО — СПО : больше проблем, чем путей их решения [Текст] / Г. В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 7. — С.17-19.
3. Краснорядцева, О. М. Проблемы профессиональной готовности к диагностике человека как самоорганизующейся психологической системы [Текст] / О. М. Краснорядцева // Психосинергетика и образование : материалы I Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых 11-16 июня 2001 г. — Чита : Изд-во «ЗабГПУ», 2002. — С. 119-143.
4. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики [Текст] / Н. А. Алексеев. — Тюмень : ТНЦ РАО, ТГУ, 1997. — 215 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 415 с.
6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабан-ский. — М. : Просвещение, 1982. — 192 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилю-нас. — М. : МГУ, 1986. — 206 с.
8. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 16-21.
9. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Изд-во ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
10. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Ро-зум. — СПб. : Питер, 2002. — 432 с.
11. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Росту-нов. — Минск, 1984. — 176 с.
12. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии [Текст] / В. В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 1994. — 164 с.
13. Чигиринская, Н. Стратегия инженерного образования : междисциплинарный подход [Текст] / Н. Чигиринская // Высшее образование в России. — 2007. — № 2. — С. 36-40.
14. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Наука, 1982. — 185 с.