Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции педагога в области организации полихудожественной деятельности как условие гуманизации начального образования'

Формирование профессиональной компетенции педагога в области организации полихудожественной деятельности как условие гуманизации начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / полихудожественный подход / младший школьник / педагог начального образования / humanization of education / polyartistic approach / a junior high school student / teacher of primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Елена Евгеньевна

В статье актуализируется идея гуманизации и гуманитаризации образования. Автор обосновывает роль и специфику деятельности педагога начального образования в процессе создания условий, способствующих гуманизации образования. В статье приводятся аргументы о применении полихудожественного подхода как важного условия формирования личности младшего школьника и гуманизации начального образования. В тексте приводятся данные исследования, проведенного среди учителей начальных классов с целью выявления наиболее предпочитаемого педагогами типа предметных взаимосвязей и уровня готовности к изучению материала. Полученные материалы позволяют автору сделать вывод о существующих предпосылках для формирования данной компетенции, а также для определения условий ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE AREA OF POLYARTISTIC ACTIVITY AS A CONDITION OF THE HUMANIZATION OF PRIMARY EDUCATION

In the article raises idea of humanization and humanization of education. The author substantiates the role and specificity of the teacher of primary education in the process of creating conditions conducive to the humanization of education. The article presents arguments on the application of polyartistic approach as an important condition of formation of the personality of young schoolchildren and humanization of primary education. The text describes research conducted among primary school teachers in order to identify the most preferred teachers subject-type relationships and the level of readiness to study the material. These materials allow the author to conclude existing preconditions for the formation of this expertise, as well as to define the conditions for its development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции педагога в области организации полихудожественной деятельности как условие гуманизации начального образования»

УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Е. Шувалова

Аннотация. В статье актуализируется идея гуманизации и гуманитаризации образования. Автор обосновывает роль и специфику деятельности педагога начального образования в процессе создания условий, способствующих гуманизации образования. В статье приводятся аргументы о применении полихудожественного подхода как важного условия формирования личности младшего школьника и гуманизации начального образования. В тексте приводятся данные исследования, проведенного среди учителей начальных классов с целью выявления наиболее предпочитаемого педагогами типа предметных взаимосвязей и уровня готовности к изучению материала. Полученные материалы позволяют автору сделать вывод о существующих предпосылках для формирования данной компетенции, а также для определения условий ее развития.

Ключевые слова: гуманизация образования, полихудожественный подход, младший школьник, педагог начального образования.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

OF TEACHERS IN THE AREA OF POLYARTISTIC ACTIVITY

AS A CONDITION OF THE HUMANIZATION OF PRIMARY EDUCATION

Е. Shuvalova

Abstract. In the article raises idea of humanization and humanization of education. The author substantiates the role and specificity of the teacher of primary education in the process of creating conditions conducive to the humanization of education. The article presents arguments on the application of polyartistic approach as an important condition of formation of the personality of young schoolchildren and humanization of primary education. The text describes research conducted among primary school teachers in order to identify the most preferred teachers subject-type relationships and the level of readiness to study the material. These materials allow the author to conclude existing preconditions for the formation of this expertise, as well as to define the conditions for its development.

Keywords: humanization of education, polyartistic approach, a junior high school student, teacher of primary education.

Несмотря на доминирование в развитии образования тенденций, связанных с достижениями науки, техники,

информационных технологий и, как следствие, приоритетов технократического характера, все большее внимание государства и педагогической

общественности уделяется актуализации идей гуманизации и гуманитаризации образования. Это проявляется, например, в возвращении к оценке значимости опыта отечественной педагогики в области системы дополнительного образования, в изменении требований к ЕГЭ относительно дисциплин гуманитарного цикла, в постановке на государственном уровне задачи сохранения и развития русского языка и литературы и т.д. Постановка этих задач связывается, в первую очередь, с пониманием необходимости воспитания у молодых поколений таких

качеств, как духовность, патриотизм, чувство гордости за роль художественного наследия родины в мировом

социокультурном пространстве,

толерантность, признание индивидуальности и уникальности каждого человека и т.д. При этом характерной чертой актуализации задач гуманизации общества на современном этапе становится понимание и оценка роли искусства, культуры в целом и, как следствие, повышение роли гуманитарного образования в процессе формирования личности, о чем свидетельствуют результаты современных исследований [3]. Таким образом, особое значение приобретает реализация задач формирования у будущих педагогов профессиональной компетенции в области гуманизации процесса образования посредством адекватного применения в процессе воспитания многоаспектных

43

функциональных возможностей и

особенностей искусства.

Педагог начального образования играет особую роль в формировании личности учащихся. Специфика его деятельности, заключающаяся в многопредметности преподавания, владении разнообразными возможностями изучения индивидуальных особенностей воспитанников, выстраивании условий для благоприятной траектории их развития, применении разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности, позволяет в полной мере осуществлять задачи гуманизации процесса образования.

Все вышесказанное обуславливает роль и возможности реализации интегрированного или полихудожественного подхода как одного из актуальных направлений развития теории и практики отечественной системы образования. Обращение к идеям взаимосвязи искусств имело место на различных этапах развития российской педагогики и было связано с социальными переменами, переосмыслением целей обучения, поисками эффективных путей преподавания, появлением новых разработок в смежных науках.

Проявление интегративных процессов стало характерной чертой и

осуществляемого на протяжении последних лет процесса реформирования и модернизации системы общего образования, а также развития педагогической науки. Интегративные явления в области педагогической науки и практики развиваются не только в прикладном, но и в методологическом значении.

Так, особый интерес вызывает разработка в рамках концепции культуротворческой школы А.П. Валицкой идей

междисциплинарной интеграции и метаметодического подхода [1].

Фундаментальное значение сегодня приобретает создание «концепции педагогики искусства как особой области научного знания», «рассмотрение

особенностей интеграции искусств как фундаментального основания современной педагогики» [5]. В настоящее время идеи полихудожественного воспитания

разрабатываются в рамках одного из концептуальных подходов в научных исследованиях Института художественного образования и культурологии [5].

Методологической основой исследования различных аспектов интегрированного подхода сотрудниками лаборатории

интеграции искусств и мировой художественной культуры в лице Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Е.П. Олесиной, О.И. Радомской, О.В. Стукаловой и другими являются концептуальные идеи полихудожественного образования,

выдвинутые в 80-е годы прошлого столетия выдающимся ученым и педагогом Б.П. Юсовым. Под «полихудожественным воспитанием» изначально рассматривалась такая «форма приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые

представления и навыки из области каждого искусства» [2, с. 6]. В настоящее время термин «полихудожественное воспитание» рассматривается значительно шире,

отождествляясь с понятием

«интегрированный подход». Анализ

теоретической и опытно-экспериментальной деятельности современных исследований нашел всестороннее отражение в работе Л.Г. Савенковой [3].

Одним из базовых методологических оснований развития теории и практики полихудожественного образования является понимание особенностей художественного развития детей младшего школьного возраста, а именно, по определению Б.П. Юсова, их «полихудожественная

открытость» и предрасположенность к различным видам художественной деятельности [2]. Этот фактор обуславливает необходимость и значение применения содержания полихудожественного

образования или его элементов, в первую очередь, в процессе организации учебновоспитательной деятельности младших школьников. Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает задача формирования профессиональной компетентности педагогов в области реализации современных технологий полихудожественного образования

учащихся.

Результаты проведенной на основе методов наблюдения и анкетирования опытно-экспериментальной работы среди учителей начальных школ города Архангельска и области позволяют констатировать, что применение

интегрированных технологий характерно для учителей, отличающихся такими

профессиональными качествами, как стремление к творчеству в педагогической деятельности, адекватное понимание

44

значения художественного и эстетического развития учащихся.

Значение применения интегрированного обучения учителя видят в формировании у младших школьников целостных

представлений о мире, активизации познавательной деятельности. Трудности реализации интегрированного подхода большинство участников анкетирования связывают со сложностью подбора материала, владением недостаточно высоким уровнем знаний о разных видах искусства.

Обобщение полученных данных позволяет говорить о том, что интегрированный подход как актуальное направление художественного образования вызывает профессиональный интерес учителей, стремление в изучении соответствующих технологий. Педагоги адекватно оценивают роль интегрированного обучения в развитии младших школьников и значение его внедрения в образовательный процесс.

Выявление наиболее предпочитаемого педагогами типа предметных взаимосвязей показало, что к ним относится взаимосвязь уроков музыки и литературного чтения. Результаты исследования выявили, что у педагогов начального образования, как правило, сформированы необходимые общие представления о взаимосвязи музыки и литературы как видов искусства. В меньшей степени учителя готовы к реализации в процессе организации учебной деятельности взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, изобразительного искусства и музыки.

При этом следует отметить, что при интеграции музыкального и литературного

Литература:

1. Валицкая А.П. Новая школа России:

культуротворческая модель в контексте задач духовнонравственного воспитания // Вестник Герценовского университета. Вып. 2. - СПб., 2010 //

http://warrive.ucoz.ru/news/novaja_shkola_rossii_kulturotv orcheskaja_model_v/2013-03-16-67 (дата обращения 27.05.2015).

2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. - Луганск. - 1990.- 180 с.

3. Гуманитарная культура личности — основа и цель современного образования: Монография. СПб.: Союз. - 2008. - 114 с.

4. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики

произведений внимание педагогов в основном сосредоточено на раскрытии таких тем, как природа в творчестве поэтов и композиторов, взаимосвязь литературных и музыкальных произведений. Это наблюдение объясняется тем, что при выборе тем и отборе произведений учителя чаще всего ориентируются на такой наиболее явный признак взаимосвязи различных видов искусств, как название произведений.

Таким образом, перспективность реализации задач, связанных с формированием компетентности педагогов начального образования в области освоения интегрированного полихудожественного подхода в обучении младших школьников объективно обусловлена такими

выявленными факторами, как

мотивированность педагогов к данному виду деятельности, имеющийся определенный уровень подготовки в сфере

художественного образования. При этом очевидным является необходимость расширения знаний учителей как о теории полихудожественного подхода в обучении, так и о произведениях разных видов искусства с целью развития художественной культуры педагогов и овладения ими современными методами художественной педагогики. Формирование компетентности педагогов начального образования в области реализации интегративного

полихудожественного подхода в обучении должна носить системный характер и осуществляться при условии не только теоретической, но и практикоориентированной подготовки.

искусства: новое знание. Учебно-методическое

пособие для системы общего и высшего профессионального образования. М.: ИХО РАО, 2011. - 280 с.

5. Школяр Л.В. Концептуальные подходы к современному художественному образованию (Институту художественного образования 85 лет) // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - № 4. - 2014. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine - 4-2014.

References:

1. Valickaja, A.P. Novaja shkola Rossii: kul'turotvorcheskaja model' v kontekste zadach duhovno-nravstvennogo vospitanija // Vestnik Gercenovskogo universiteta. Vyp. 2. SPb., 2010 //

http://warrive.ucoz.ru/news/novaja_shkola_rossii_kulturotv

45

orcheskaja_model_v/2013-03-16-67 (data obrashhenija 27.05.2015).

2. Vzaimodejstvie i integracija iskusstv v polihudozhestvennom razvitii shkol'nikov. Rekomendacii k razrabotke kompleksnyh programm po iskusstvu dlja shkol i vneshkol'nyh zanjatij. - Lugansk. - 1990. - 180 s.

3. Gumanitarnaja kul'tura lichnosti — osnova i cel' sovremennogo obrazovanija: Monografija. SPb.: Sojuz. -2008. - 114 s.

4. Savenkova L.G. Didaktika hudozhestvennogo obrazovanija kak sostavljajushhaja chast' pedagogiki

iskusstva: novoe znanie. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja sistemy obshhego i vysshego professional'nogo obrazovanija. M.: IHO RAO, 2011. - 280 s.

5. Shkoljar L.V. Konceptual'nye podhody k sovremennomu hudozhestvennomu obrazovaniju (Institutu hudozhestvennogo obrazovanija 85 let) // Pedagogika iskusstva: setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - № 4. -2014. - URL: http://www. art-education.ru /AE-magazine -4-2014.

Сведения об авторе:

Шувалова Елена Евгеньевна (г. Архангельск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Shuvalova E. (Arhangelsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, Associate Professor Department of pedagogy and psychology of childhood Institute of pedagogy and psychology of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov», e-mail: [email protected]

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.