Научная статья на тему 'Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования'

Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1652
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POLYARTISTIC APPROACH / STRATEGY OF POLYARTISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна

Предметом рассмотрения cтатьи являются направления развития стратегии полихудожесвенного образования на разных его уровнях. Цель статьи раскрыть возможные направления развития стратегии полихудожественного образования авторами, входящими в состав научной школы института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета. Тема статьи посвящена рассмотрению направлений полихудожественного подхода, который составляет основу стратегии полихудожественного образования. Методами исследования является анализ и обобщение материала по музыкальному и художественному образованию. Методология работы основана на идеях о возможностях развития стратегии полихудожественноого образования на разных его уровнях. Результаты работы: авторами научной школы определены основные принципы, разработаны механизмы, педагогические уровни полихудожественного подхода, технологии его реализации в практику художественного образования и семейного воспитания. Область применения результатов: теория и методика художественного образования детей и юношества. Выводы: развитие авторами научной школы института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета стратегии полихудожественного образования Б. П. Юсова позволило выявить направление полихудожествненого подхода, которые внедряются в разные уровни образования, включаются в воспитание детей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYARTistic APPROACH IN the DEVELOPMENT OF STRATEGY OF POLYARTistic EDUCATION

The article deals with possible lines of development of the strategy of polyartistic education at different stages. The purpose of the article is to disclose the possible directions of development of the strategy of polyartistic education by the authors who are members of the scientific school of the Institute of Music and Arts Education of the Ural State Pedagogical University. The article is devoted to the consideration of the polyartistic approach which forms the basis of the strategy of polyartistic education. Research methods include analysis and generalization of material in musical and artistic education. The methodology of work is based on the ideas about the opportunities of development of the strategy of polyartistic education at its different stages. The following results have been obtained: the authors of the scientific school have defined the basic principles, mechanisms and pedagogical stages of the polyartistic approach, the technologies of its realization in the practice of arts education and family education. The results of work of the scientific school may be applied to the theory and methods of arts education of children and youth. The development by the authors of the scientific school of the Institute of Music and Arts Education of the Ural State Pedagogical University of the strategy of polyartistic education of B. P. Yusov allowed revealing the directions of the polyartistic approach which are implemented at different stages of education, including family education of children.

Текст научной работы на тему «Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования»

УДК 372.87 ББК Ч426.85-24

ГСНТИ 14.25.07

Код ВАК: 13.00.02

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: musis52nt@mail.ru.

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СТРАТЕГИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полихудожественный подход, стратегия полихудожественного образования.

АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи являются направления развития стратегии полиху-дожесвенного образования на разных его уровнях. Цель статьи - раскрыть возможные направления развития стратегии полихудожественного образования авторами, входящими в состав научной школы института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета. Тема статьи посвящена рассмотрению направлений полихудожественного подхода, который составляет основу стратегии полихудожественного образования. Методами исследования является анализ и обобщение материала по музыкальному и художественному образованию. Методология работы основана на идеях о возможностях развития стратегии полихудоже-ственноого образования на разных его уровнях. Результаты работы: авторами научной школы определены основные принципы, разработаны механизмы, педагогические уровни полихудожественного подхода, технологии его реализации в практику художественного образования и семейного воспитания. Область применения результатов: теория и методика художественного образования детей и юношества. Выводы: развитие авторами научной школы института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета стратегии полихудожественного образования Б. П. Юсова позволило выявить направление полихудожествненого подхода, которые внедряются в разные уровни образования, включаются в воспитание детей в семье.

Tagil'tseva Nataliya Grigor'evna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

POLYARTISTIC APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF STRATEGY OF POLYARTISTIC EDUCATION

KEYWORDS: polyartistic approach, strategy of polyartistic education.

ABSTRACT. The article deals with possible lines of development of the strategy of polyartistic education at different stages. The purpose of the article is to disclose the possible directions of development of the strategy of polyartistic education by the authors who are members of the scientific school of the Institute of Music and Arts Education of the Ural State Pedagogical University. The article is devoted to the consideration of the polyartistic approach which forms the basis of the strategy of polyartistic education. Research methods include analysis and generalization of material in musical and artistic education. The methodology of work is based on the ideas about the opportunities of development of the strategy of polyartistic education at its different stages. The following results have been obtained: the authors of the scientific school have defined the basic principles, mechanisms and pedagogical stages of the polyartistic approach, the technologies of its realization in the practice of arts education and family education. The results of work of the scientific school may be applied to the theory and methods of arts education of children and youth. The development by the authors of the scientific school of the Institute of Music and Arts Education of the Ural State Pedagogical University of the strategy of polyartistic education of B. P. Yusov allowed revealing the directions of the polyartistic approach which are implemented at different stages of education, including family education of children.

Динамично развивающаяся система отечественного образования вызывает необходимость появления новых концепций и положений, разработкой которых заняты как большие научные коллективы, так и отдельные исследователи, в том числе и те, которые относятся к тем или иным научным школам. Некоторые известные идеи под влиянием времени трансформируются, становясь новым концептуальным направлением в организации образовательных процессов на всех его уровнях. Такая трансформация, например, произошла с системным и деятельностным подходами, когда в

их взаимодействии сформировалось единое методологическое основание - системно-деятельностный подход, являющийся основой для процесса общего и вузовского образования. В то же время на основе положений, разработанных в прошлом, возникают новые стратегические направления, оформляющиеся в педагогической науке в новые подходы. К таковым можно на сегодняшний день отнести полихудожественный подход, идеи о котором зародились в ХХ в. в трудах научной школы Б. П. Юсова. Но, если в своих первых работах Б. П. Юсов термин «полихудожественное» использовал

© Тагильцева Н. Г., 2015

вкупе с понятиями развитие, воспитание, организация, то последние исследования автора наглядно демонстрируют стратегические ориентиры в его осмыслении и реализации. Автор связывает понятие «полихудожественный» с целостной стратегией взаимодействия искусств в воспитании школьников.

В исследованиях научной школы Н. Г. Та-гильцевой института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, в которую входят Л. В. Добровольская, Е. А. Заплатина, Н. И. Кашина, А. А. Качалова, Л. В. Матвеева, О. А. Овсянникова, Л. В. Ясинских, обозначенная Б. П. Юсовым стратегия была детально проанализирована. Ее положения были обобщены и систематизированы, что позволило выделить из множества принципов, обозначенных Б. П. Юсовым, основополагающие. Это -интеграция на уровне внутренних связей художественных средств в разных видах искусства, формирование у детей и юношества представлений о духовной истории человечества, отраженной в разных видах искусства, в том числе и в искусстве этносов, формирование представления путем активизации воображения у детей «вектора будущего» в развитии искусства и художественного творчества.

В диссертационных исследованиях Л. В. Добровольской и Е. А. Заплатиной [1, 3] подтверждается плодотворность полихудожественной стратегии Б. П. Юсова. Авторы, опираясь на данную стратегию, доказывают необходимость предоставления возможности ребенку выхода за пределы одного вида искусства - в другие виды и затем - в реальную жизнь человека с ее духовно-нравственными и ценностными основаниями [14].

Следуя данному стратегическому ориентиру, Н. Г. Тагильцева [10], Н. И. Кашина [5] в своих работах определяют механизмы реализации полихудожественного подхода в образовании младших школьников и подростков. Это: идентификация, обособление и рефлексия. Эффективность этих механизмов доказывается такими результатами, как сформированность самосознания детей, становление национальной идентичности, духовное и нравственное развитие. Целостное освоение искусства в различных его видах, при идентификации с субъектами разных художественных произведений, обособлении от этих субъектов, рефлексии в процессе размышления о себе и о другом человеке способствуют развитию духовной культуры детей. Это развитие происходит в процессе включения данных механизмов в полихудожественность фольклорного воспитания (Н. И. Кашина), при организации «выхода» ребенка за пределы академиче-

ского моно искусства в другие его виды (Н. Г. Тагильцева).

В работах Л. В. Ясинских и А. А. Качаловой [15, 6] в опоре на принцип интеграции искусств раскрываются возможности развития творческих способностей детей и формирования такого компонента этих способностей, как творческое воображение. Л. В. Ясинских, рассматривая идеи полихудожественного воспитания, высказанные Б. П. Юсовым, выделила уровни педагогической интеграции: комплекс, взаимодействие и синтез [15].

В русле полихудожественногоо подхода в его взаимосвязи с технологией суггестопедии Н. Г. Тагильцевой и болгарским автором Ф. Д. Шавовым [11, 12] была определена возможность развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Авторы доказали, что сочетание технологий суггестопедии и «различных видов художественно-творческой деятельности и произведений искусства» [11, с. 96] способствует успешному формированию музыкального опыта дошкольников и его главного составляющего - музыкальной памяти.

Реализация полихудожественного подхода в различных технологиях, методах и формах современного художественного и музыкального образования детей вызывала необходимость корректировки подготовки учителей предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе и педагогов системы дополнительного образования. Поиск решения данной проблемы обнаруживается в научных и методических работах отечественных авторов [2, 4, 7, 13]. Так, О. А. Овсянникова, являющаяся членом названной научной школы, разработала и обосновала комплекс профессиональных навыков, необходимых для реализации полихудожественного подхода в процессе подготовки учителей предметной области «Искусство», а также выделила наиболее эффективные технологии для приобретения этих навыков: проектные, компьютерные и интерактивные [9].

В последнее время актуальным исследованием в русле рассматриваемой проблемы стала реализации полихудожественного подхода в семейном воспитании. В этой связи сошлемся на работы Л. В. Матвеевой, членом кафедры музыкального образования и, соответственно, членом научной школы Н. Г. Тагильцевой, которая, выявив определенные модели музыкального воспитания ребенка в семье, нашла сходные компоненты данных моделей в полихудожественном семейном воспитании [8].

Раскрытые в материалах статьи направления реализации полихудожественного подхода в различных сферах образова-

ния, на разных его ступенях - дошкольное детство, младшие школьники, подростки, студенты вуза, а также в процессе семейного воспитания детей - являются доказательством того, что представители научной школы института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета развивают, дополняют и совершенствуют как содержание данного подхода, так и стратегии полихудожественного образования в целом.

Перспектива работы членов данного

научного коллектива заключается в организации и проведении исследования моделей семейного воспитания на основе полихудожественного подхода, возможностей введения современных компьютерных технологий для реализации данного подхода в практику общего и дополнительного художественного образования, выявление компонентов образовательной полихудожеств-неной среды и исследование ее эффективности на процесс развития личности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольская Л. В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.

2. Ермоленко Г. Ю. Педагогические условия формирования полихудожественной компетентности будущих учителей искусства / / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 157-160.

3. Заплатина Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) : авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

4. Золотарева Л. Р. Концептуальные основы полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства / / Образование и наука. 2011. № 5 (84). С. 91-98.

5. Кашина Н. И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей / / Мир культуры, науки, образования. 2014. № 5. С. 70-73.

6. Качалова А. А. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по искусству в «стартовой» школе / / Педагогика искусства. 2010. № 3. С. 94-102.

7. Мальцева Н. А. Особенности современных подходов к системе повышения квалификации педагогов искусства / / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 6. С. 9-11.

8. Матвеева Л. В. Новые подходы к исследованию проблем музыкального образования ребенка в семье // Казанская наука. 2012. № 9. С. 235-237.

9. Овсянникова О. А. Современные требования и новые подходы к профессиональной подготовке студентов направления «педагогическое образование», профиль «музыка» / / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (144). С. 87-90.

10. Тагильцева Н. Г. Художественное общение в познании детьми музыкального искусства // Искусствознание: теория, история, практика. 2011. № 1. С. 148-154.

11. Тагильцева Н. Г., Шавов Ф. Д. Суггестопедия в формировании музыкального опыта дошкольников // Образование и наука. 2015. № 2 (121. С. 94-103.

12. Тагильцева Н. Г., Шавов Ф. Д. Суггестопедия и искусство // Художественное образование: проблемы и перспективы развития : материалы международной заочной научно-практической конференции Института музыкального и художественного образования УрГПУ. Екатеринбург, 2014. С. 147-152.

13. Шишлянникова Н. П. Полихудожественные технологии в музыкальном образовании : учебно-методический комплекс по дисциплине. Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. 76 с.

14. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы международной научно-практической конференции 25-27 августа 1997. Астрахань, 1997. С. 214-220.

15. Ясинских Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 232-236.

REFERENCES

1. Dobrovol'skaja L. V. Priobshhenie mladshih shkol'nikov k muzykal'nym tradicijam kazahskogo naroda : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2013. 24 s.

2. Ermolenko G. Ju. Pedagogicheskie uslovija formirovanija polihudozhestvennoj kompetentnosti budushhih uchitelej iskusstva // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № 9. S. 157-160.

3. Zaplatina E. A. Polihudozhestvennyj podhod v razvitii tvorcheskoj aktivnosti mladshih shkol'nikov (V shkole s uglublennym izucheniem predmetov hudozhestvenno-jesteticheskogo cikla) : avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 23 s.

4. Zolotareva L. R. Konceptual'nye osnovy polihudozhestvennogo obrazovanija bakalavrov izobrazitel'nogo iskusstva // Obrazovanie i nauka. 2011. № 5 (84). S. 91-98.

5. Kashina N. I. Problema osvoenija det'mi i molodezh'ju tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej / / Mir kul'tury, nauki, obrazovanija. 2014. № 5. S. 70-73.

6. Kachalova A. A. Razvitie tvorcheskogo voobrazhenija doshkol'nikov na zanjatijah po iskusstvu v «startovoj» shkole // Pedagogika iskusstva. 2010. № 3. S. 94-102.

7. Mal'ceva N. A. Osobennosti sovremennyh podhodov k sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogov iskusstva / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 6. S. 9-11.

8. Matveeva L. V. Novye podhody k issledovaniju problem muzykal'nogo obrazovanija rebenka v sem'e // Kazanskaja nauka. 2012. № 9. S. 235-237.

9. Ovsjannikova O. A. Sovremennye trebovanija i novye podhody k professional'noj podgotovke studentov napravlenija «pedagogicheskoe obrazovanie», profil' «muzyka» / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 2014. № 3 (144). S. 87-90.

10. Tagil'ceva N. G. Hudozhestvennoe obshhenie v poznanii det'mi muzykal'nogo iskusstva / / Iskusstvo-znanie: teorija, istorija, praktika. 2011. № 1. S. 148-154.

11. Tagil'ceva N. G., Shavov F. D. Suggestopedija v formirovanii muzykal'nogo opyta doshkol'nikov / / Obrazovanie i nauka. 2015. № 2 (121. S. 94-103.

12. Tagil'ceva N. G., Shavov F. D. Suggestopedija i iskusstvo / / Hudozhestvennoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija : materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Instituta muzy-kal'nogo i hudozhestvennogo obrazovanija UrGPU. Ekaterinburg, 2014. S. 147-152.

13. Shishljannikova N. P. Polihudozhestvennye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii : uchebno-metodiche-skij kompleks po discipline. Abakan : Izd-vo FGBOU VPO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N. F. Kata-nova», 2014. 76 s.

14. Jusov B. P. Strategija vzaimodejstvija iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaja paradigma) / / Vzaimo-dejstvie iskusstv: metodologija, teorija, gumanitarnoe obrazovanie : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25-27 avgusta 1997. Astrahan', 1997. S. 214-220.

15. Jasinskih L. V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov v processe pedagogicheskoj integracii iskusstv / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 232-236.

Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.