Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности выпускника техникума'

Формирование профессиональной компетентности выпускника техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫПУСКНИК ТЕХНИКУМА / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCES / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / TECHNICAL SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Ирина Викторовна, Ситникова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у выпускников техникума. Охарактеризована структура профессиональной компетентности специалиста среднего звена, которая включает в себя социально-личностную, общепрофессиональную и организационно-управленческую компетенции. Определены основные ориентиры организации образовательного процесса техникума, обусловленные особенностями формирования содержания профессионального образования на компетентностной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Ирина Викторовна, Ситникова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional competency of technical school graduates

The article discusses the questions of professional competency development of technical school students. The authors describe the structure of professional competency of middle ranking specialists, which includes social, general professional and managerial competences. The paper defines the main targets of organization of the educational process at a technical school, determined by the peculiar features of the curriculum of competence-based vocational training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности выпускника техникума»

УДК 377.5 Корякина Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук,

декан факультета среднего профессионального

образования

Приморского института железнодорожного транспорта - филиала

Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Уссурийске

Ситникова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Строительные конструкции,

здания и сооружения»

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА

Koryakina Irina Viktorovna

PhD in Education Science, Dean of Secondary Vocational Education Department, Primorye Institute of Railway Transport -branch of Far Eastern State Transport University

in Ussuriisk

Sitnikova Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Engineering Structures, Buildings and Facilities Department, Far Eastern State Transport University

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF TECHNICAL SCHOOL GRADUATES

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у выпускников техникума. Охарактеризована структура профессиональной компетентности специалиста среднего звена, которая включает в себя социально-личностную, общепрофессиональную и организационно-управленческую компетенции. Определены основные ориентиры организации образовательного процесса техникума, обусловленные особенностями формирования содержания профессионального образования на компе-тентностной основе.

Ключевые слова:

компетентность, профессиональная компетентность, компетенции, образовательный процесс, профессиональная деятельность, выпускник техникума.

Summary:

The article discusses the questions of professional competency development of technical school students. The authors describe the structure of professional competency of middle ranking specialists, which includes social, general professional and managerial competences. The paper defines the main targets of organization of the educational process at a technical school, determined by the peculiar features of the curriculum of competence-based vocational training.

Keywords:

competency, professional competence, competences, educational process, professional activity, technical school graduate.

Мониторинг образовательной практики учреждений среднего профессионального образования (далее - техникум) позволил выявить несоответствие между качеством подготовки выпускников и требованиями работодателя, несмотря на то, что образовательный процесс ориентирован на реальную профессиональную деятельность.

Современное производство требует от выпускников техникума не только обладания теоретическими знаниями в рамках будущей профессиональной деятельности, но также сформированное™ необходимых профессиональных умений, навыков, опыта практической деятельности. Фактически речь идет о требованиях со стороны работодателя к сформированности у студентов техникума профессиональных компетенций.

Д.А. Иванов определяет цель компетентностного подхода как приведение результатов образовательной деятельности в соответствие с требованиями рынка труда [1].

Реализация компетентностной модели образования в техникуме (рис. 1) позволяет перейти от классической трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания профессионального образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества профессионального образования, нацеленного на формирование необходимых в профессиональной деятельности компетенций. При наличии компетентностно-ориентированной практической составляющей содержание образовательного процесса техникума строится на освоении студентами компетенций по выбранной специальности, что обусловливает их мотивированное стремление к непрерывному самообразованию для личностного и профессионального роста.

Рисунок 1 - Проявление компетентностной модели в образовательном процессе техникума

Компетентность специалиста наряду со знаниями, умениями и навыками включает присвоение профессиональных и социальных норм, ценностных ориентиров и формирование отношения к будущей профессии как к ценности. С этих позиций рассматриваем профессиональную компетентность как целостную совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность специалиста среднего звена, представленная на рисунке 2, определяется совокупностью компетенций, которые должны быть сформированы у студента техникума для дальнейшего профессионального и личностного роста.

Рисунок 2 - Структура профессиональной компетентности специалиста среднего звена

Формирование профессиональной компетентности студента техникума основывается на специальных компетенциях, которые связаны с непосредственным предметом труда. Профессиональная компетентность предполагает максимальное применение знаний, умений и практического опыта в определенной профессиональной сфере, умелое использование специальных наук и технологий.

Модель формирования профессиональной компетентности выпускника техникума на основе требований ФГОС состоит из пяти взаимосвязанных составляющих: содержательной, процессуальной, диагностической, результативной и корректирующей (рис. 3).

+

Содержательный компонент

- реализуемая модель выпускника по специальности,

- структура и состав компетенций, реализуемых в соответствии с требованиями ФГОС,

- основная образовательная программа по специальности, -технология формирования компетенций,

- мониторинг результатов образовательного процесса

I

Процессуальный компонент

- осуществление профессионально-педагогической деятельности педагогического коллектива и наставников на производстве по формированию компетенций у студентов на основе использования современных образовательных технологий,

- разработка рабочего учебного плана подготовки специалиста,

- разработка методов и форм контроля сформированное™ компонентов профессиональной компетентности студента

Диагностический компонент

- мониторинг динамики формирования профессиональной компетентности студента

I ~

Результативный компонент

- оценка результатов сформированности профессиональной компетентности студента техникума

Корректирующий компонент

- корректировка средств и методов формирования профессиональных компетенций в контексте достижения цели

Рисунок 3 - Модель формирования профессиональной компетентности

выпускника техникума

Процесс формирования содержания профессионального образования на компетентност-ной основе определяет основные ориентиры организации образовательного процесса техникума, среди которых:

- профессиональная направленность образовательного процесса;

- учет личностной мотивации студентов в образовательном процессе;

- планирование, выполнение, корректировка и оценка образовательной деятельности самостоятельно студентами под руководством преподавателя;

- социальная ориентированность образовательной деятельности;

- интеграция опыта студентов с возможностями его профессионального использования в профессиональной деятельности [2].

Допустимо предположить, что воздействие на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования необходимо осуществлять с первого курса, применяя методы обучения, содействующие выявлению и развитию субъектного опыта и формированию компетентностей студентов с учетом их индивидуальных личностных особенностей.

Ссылки:

1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007. 32 с.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

References:

1. Ivanov, DA 2007, Competence and competence-based approach in modern education, Moscow, 32 p.

2. Tatur, YG 2004, 'Competence in the structure of the quality model of specialist training', Higher education today, no. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.