Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности в процессе управления человеческими ресурсами'

Формирование профессиональной компетентности в процессе управления человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ / COMPETENCE / COMPETENCY / MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кязимов Карл Гасанович

В статье излагаются проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе управления человеческими ресурсами. Дается определение понятий человеческие ресурсы, экономически активные человеческие ресурсы, трудовые ресурсы. Излагаются эволюция концепции управления человеческими ресурсами, основные цели, принципы, уровни и стадии управления формированием и развитием человеческих ресурсов. Обоснованы принципы компетентностного подхода, этапы, условия и модель формирования профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence in the process of human resources management

The article covers the problem of formation of professional competence in the process of human resources management. The notion of human resources, economically active human resources, labour resources. Outlines the evolution of the concept of human resource management, the main objectives, principles, levels and stages of management development and human resource development. Ciples of the competence approach, stages, terms, and the model of formation of professional competence of graduates of vocational education institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности в процессе управления человеческими ресурсами»

Литература

1. Гончарова Т.М. Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов [Текст] / Т.М. Гончарова / / Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 205-207.

2. Казаева Е.А. Роль партисипативности в системе высшего образования [Текст] / Е.П. Казаева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 25-30.

3. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. [Текст] / Ю. Козелецкий. — М.: Прогресс, 1979. — 504 с.

4. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / [Текст] / Е.Ю. Никитина. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ; 2000. — 285 с.

5. Орлова Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы [Текст] / Т.В. Орлова: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

6. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции. — М.: Институт педагогических инноваций, 1994. — 105 с.

7. Курасова Т.И., Спирина В.И., Тупичкина Е.А. Научно-методическое обеспечение подготовки профессионально замещающих родителей — Армавир: РИЦ АГПА, 2011. — 208 с.

формирование профессиональной компетентности в процессе управления человеческими ресурсами

Кязимов К.Г.

Инновационная экономика обуславливает необходимость реализации новых подходов к воспроизводству, развитию и управлению человеческими ресурсами.

Человеческие ресурсы (ЧР) — термин, характеризующий с качественной стороны кадровый состав или весь персонал организации (фирмы, учреждения, предприятия), экономически активное население или трудовые ресурсы территории, региона, отрасли, страны в целом. Если строгое содержание терминов «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «экономического человека», то термин ЧР является широким понятием и соответствует концепции «человека социального».

В литературных источниках дается следующее определение понятию ЧР. Человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства.

Нам представляется, что это узкое понятие. В более широком смысле человеческие ресурсы представляют собой совокупность людей, находящихся на всех стадиях (настоящих и будущих) своего развития, как носителей физического, психологического, интел-

© Кязимов К.Г., 2015

лектуального творческого потенциала, навыков, мотивов и целей. Поэтому понятие «человеческие ресурсы» означает возможности, которыми располагает в настоящее время и может располагать общество и каждый регион по воспроизводству, развитию и использованию квалифицированных работников.

Исходя из этого, более рациональным будет подход к пониманию ЧР, как население страны с его врожденными способностями, приобретаемыми или приобретенными в ходе своего развития теоретическими и практическими знаниями и компетенциями.

Экономически активные ЧР — та часть ЧР, которая трудится и активно ищет работу. Понятие ЧР является более емким, чем понятия «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «экономически активное население», «персонал», «трудовой потенциал». В состав ЧР в зависимости от степени участия или возможности дальнейшего участия трудовом процессе можно включить следующие группы населения.

Трудовые ресурсы: экономически активное население; безработные граждане, активно ищущие работу.

Неработающие граждане трудоспособные в трудоспособном возрасте:

— молодые люди, обучающиеся в учреждениях профессионального образования;

— граждане, не ищущие работу.

Дети и подростки, обладающие умственными и физическими возможностями для овладения в последующем профессией (специальностью).

Инвалиды, имеющие возможности для прохождения трудовой деятельности.

Неработающие трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, получающие пенсии на льготных условиях.

Различают ЧР организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими. ЧР включают как ресурсную трудовую составляющую, т.е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, так и социально-культурные характеристики, личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, стране, поставленным задачам, окружающим их коллегам.

Развитие ЧР — это процесс обеспечения людей широким выбором. На всех уровнях развития главными аспектами человеческого развития являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания, профессию и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Концепции развития ЧР базируются на принципах и методах социально-ориентированного управления, где приоритет отдается человеку, развитию его интеллектуального потенциала.

Основная цель развития ЧР — создание такой экономической, социальной, культурной и экологической среды, которая позволила бы людям быстро развиваться, получать достойное образование и профессию. Высокий уровень ЧП не возможен без модернизации общего, профессионального и дополнительного образования.

Основные принципы управления развитием человеческих ресурсов:

— рассмотрение ЧР как ценный ресурс организации (отрасли, региона, страны), нуждающийся в обучении и постоянном развитии;

— соединение целей и политики в сфере управления человеческими ресурсами с миссией и стратегией организации (отрасли, региона, страны);

— создание инновационной среды, являющейся источником развития ЧР;

— обеспечение общекультурного развития ЧР, являющейся базовым элементом профессиональной компетентности и эффективного использования ЧР;

— создание условий для участия ЧР в развитии организации (отрасли, региона, страны), децентрализация кадровых решений путем передачи многих прав и функций нижестоящим структурам.

Управление экономически активными человеческими ресурсами (УЧР) можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом страны и организаций: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач страны и организаций.

Теория УЧР включает три уровня: макро, мезо и микро, а также три стадии: формирования, распределения и использования ЧР.

В практике УЧР возникают противоречия при применении терминов, не всегда имеющих конкретную смысловую нагрузку. Например, когда применяют термин УЧР, то необходимо обозначить уровень управления, например, УЧР организации, города, региона, отрасли, страны. А термин «персонал» (от лат. personalis — «личный») представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных работников, работающих собственников и совладельцев,

К настоящему времени наметилась следующая эволюция концепции УЧР:

• 20-40-е годы ХХ в. Управление кадрами. Работник рассматривался как носитель трудовых функций, «живой придаток машины».

• 50-70-е годы ХХ в. Управление персоналом. Работник рассматривается как личность, субъект трудовых отношений.

• 80-90-е годы ХХ в. Управление человеческими ресурсами.

• ХХ! век. Гуманистическая концепция. Работник стал рассматриваться как ключевой стратегический ресурс организации.

Работник должен рассматриваться не столько как ресурс, а как главный субъект управления и главная производительная сила, не человек для организации, а организация — ресурс и среда для развития человека. В условиях возрастающей конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности стран являются не земля, капитал и природные ресурсы, а высококвалифицированный человеческий потенциал (ЧП). Применение термина ЧП происходит в русле терминологической эволюции, сменяя прежние термины: «кадры», «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовые ресурсы», ЧР. Он более точно отражает гуманистическое начало в экономике и роль человеческого фактора и ЧР в развитии страны. Поэтому ООН при определении уровня достижения любой страны в области развития ЧР применяет термин индекс развития ЧП, а основным критерием качества ЧР — термин профессиональная компетентность.

Однако, следуя общепринятой практике, в статье мы применяем и термин ЧР.

При анализе любых процессов необходимо исходить их диалектического подхода: общее, единичное и особенное. В системе УЧР термин «общее» обозначает управление на макро-уровне (федеральном), «особенное» — на мезо-уровне (отраслевом, региональном), «единичное» — на микро-уровне (организации).

На макро-уровне концепция УЧР направлена на разработку и реализацию государственной политики и программ создания условий для развития в стране и регионах демографи-

ческой обстановки, экономики, занятости населения, рынка труда, культуры, образования, здравоохранения, предпринимательства и комплекса проблем, связанных с развитием ЧР.

На мезо и микро-уровне конкретизируется государственная политика в области УЧР, выделяется дополнительное финансирование с учетом специфических задач регионов, отраслей и организаций (табл. 1).

Таблица 1

Уровни и стадии управления формированием и развитием человеческих ресурсов

Макро и мезо уровень (уровень федеральный, региональный, отраслевой) Микро уровень (уровень организации)

I. Формирование и развитие человеческих ресурсов страны 1.1. Управление процессом естественного движения населения (рождаемости, брачных отношений, здравоохранения, демографических и миграционных процессов). 1.2. Управление процессами социального развития, благосостояния и защиты прав населения. 1.3. Управление образовательными и культурными процессами, развитием общего образования и всех уровней профессионального образования, дополнительного и непрерывного образования человеческих ресурсов. 1.4. Управление процессами обеспечения безопасности населения, защиты его конституционных и гражданских прав. I. Формирование трудового потенциала организации 1.1. Управление процессом формирования трудового потенциала, внутрифирменного обучения и развития персонала. 1.2. Управление процессом найма и возмещения персонала. 1.3. Управление знаниями, умениями, компетенциями и развитием человеческих ресурсов организации.

II. Распределение и перераспределение человеческих ресурсов 2.1. Управление процессами создания рабочих мест, распределения рабочей силы по сферам и видам деятельности (регулирование занятости и рынка труда, развитие предпринимательства). 2.2. Управление процессами распределения и перераспределения человеческих ресурсов по территориям, отраслям и видам занятости. II. Расстановка и движение персонала 2.1. Управление процессом создания эффективных и высокотехнологических рабочих мест 2.3. Управление движением персонала.

III. Эффективное использование страной человеческих ресурсов. 3.1. Управление научно-техническим прогрессом в целях эффективного использования человеческих ресурсов. 3.2. Управление экономикой и организацией труда, социальным нормированием. 3.3. Управление занятостью ЧР: регулирование социально-трудовых отношений в сферах использования человеческих ресурсов. III. Эффективное использование персонала организации. 3.1. Управление научно-техническим прогрессом в целях эффективного развития персонала организации. 3.2. Управление организацией и нормированием труда. 3.3. Управление экономикой труда. 3.4. Управление занятостью персонала. 3.5. Управление внутрифирменным рынком труда

Новым направлением УЧР является разработанный Российской федерацией оценки персонала Российский стандарт центра оценки (ЦО) — комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности как на уровне должности в организации, так и по типу деятельности на уровне управления ЧР.

Получает распространение также национальная система квалификаций (НСК), обеспечивающая связь рынка труда, экономики и профессионального образования, прогнозирование развития экономики, отраслей, регионов и предприятий в профессионально-квалификационном разрезах. На основе прогнозов необходимо осуществлять распределение ЧР по территориям, отраслям и организациям страны. При этом следует руководствоваться прогнозными характеристиками рынка труда, так как при всех безусловных плюсах рынка труда имеется и минус, так он отражает только текущее состояние и конъюнкту.

Поэтому необходимо регулирование рынка труда, при этом рыночный механизм саморегулирования должен дополняться государственным и общественным регулированием с помощью механизма социального партнерства.

Известно, что любая система эффективно функционирует, если она взаимодействует с внешней средой, это значить, что все организации системы воспроизводства и развития ЧР должны взаимодействовать с субъектами рынка труда.

В настоящее время развитие ЧР страны сдерживается следующими проблемами общероссийского и региональных рынков труда:

— дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;

— слабая связь учреждений профобразования (УПО) с рынком труда, вследствие чего многие выпускники испытывает сложности с трудоустройством;

— низкая конкурентоспособность на рынке труда высвобождаемых работников, безработных граждан и молодежи, не имеющей профессионального образования;

— недостаточное развитие внутрифирменного обучения персонала и уровня его квалификации;

— высокий удельный вес слабо механизированных и неэффективных рабочих мест.

Важной проблемой является острый дефицит инженерно-технических и рабочих

кадров, который определяется, в том числе и неблагоприятной тенденцией воспроизводства ЧР. На федеральном портале Роструда «Работа в России» в сентябре 2014 года было зарегистрировано около 2 млн. вакантных рабочих мест, в том числе более 60 % вакантных мест были предназначены для рабочих профессий [1].

Весьма незначительна доля занятости молодых людей в малом и среднем бизнесе. По данным социологического опроса Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» дефицит квалифицированных рабочих вышел на первое место, обогнав показатели коррупции и административных барьеров [2]. В докладе на заседании «Меркурий клуб» 7.10.2013 г. Е.М. Примаков сообщил, что в оборонно — промышленном комплексе страны нехватка инженеров-технологов составляет 17 %, инженеров — конструкторов — 22 %, рабочих высокой квалификации — 40 %. Такое положение наблюдается во многих субъектах РФ, например, дефицит кадров в Москве составляет 120-130 тыс. человек ежегодно, при этом 80 % вакансий приходится на рабочие профессии. В то же время в промыш-

ленности РФ 17 % работников имеют низкую квалификацию, 78 % — среднюю квалификацию и лишь 5 % — высокую квалификацию, а в промышленно развитых странах эта цифра достигает 50 %.

Закон соответствия качества профессиональной квалификации рабочей силы характеру и уровню развития средств производства обуславливает необходимость комплексной системы воспроизводства ЧР: подготовку квалифицированных кадров в УПО, в системе внутрифирменного обучения, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развития непрерывного профессионального образования ЧР.

По оценкам специалистов отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием: их в 4,5 раз больше, чем необходимо. При этом не хватает специалистов со средним профессиональным (в 2 раза меньше) и начальным профессиональным образованием (в 6-7 раз меньше, чем требуется) [3, с. 55]. В РФ поступают в вузы — 80 % школьников; в США — 44 %; в Германии — 38 %. Российская Федерация занимает первое место в мире по числу студентов на 10 тыс. населения, но не все вузы готовят специалистов, которые нужны инновационной экономике [4].

Качество и структура подготовки выпускников УПО не отвечает требованиям инновационной экономики. Президент академии профессионального образования, академик РАО Е.В. Ткаченко отмечает, что «Деформирована сама структура подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням НПО — СПО — ВПО ведется в соответствии примерно 1:1:1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше [5, с. 100]. Наиболее явно настоящая диспропорция представляется для таких направлений, как менеджмент, экономика, государственное и муниципальное управление, юриспруденция [6, с. 47].

Во многих регионах половина выпускников УПО трудоустраивается не по полученной специальности (профессии), что затрудняет их профессиональный рост и дальнейшее развитие человеческих ресурсов страны.

Среди причин трудностей профессионального роста представители различных групп молодежи называют не только недостаточный уровень навыков, умений (30 %) и квалификаций (26,1 %), но и отсутствие возможностей повышать квалификацию (33,4 %), или получать востребованное профессиональное образование (15 %) [7, с. 174-175].

Федеральным законом «Об Образовании» поставлена задача реализации ком-петентностного подхода к подготовке кадров. Основным результатом деятельности УПО должны стать не только профессиональные знания и умения выпускников, но и ключевые компетенции в трудовой, интеллектуальной, общественной и прочих сферах деятельности. Заданы новые векторы развития профессионального образования.

Основные принципы компетентностного подхода:

— связь с миром профессий, рынком руда, организациями работодателей; единство теории и практики;

— междисциплинарный подход в основе образовательного процесса;

— акцент на применение знаний, умений и компетенций в профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода требуют создания в регионах и в УПО инновационной образовательной среды, которая на основе сетевого взаимодействия и частно-государственного партнерства может использовать не только потенциал УПО, но и потенциал работодателей, формировать у выпускников профессиональные и общие компетенции, нравственность, профессиональную ответственность, мобильность и конкурентоспособность.

В настоящее время проявляется движение к новой модели УЧР, которая предусматривает расширение функций работников и их переход от узкой специализации к работнику широкого профиля, способного выходить за рамки своей специальности (профессии) и обладающего мотивацией и потенциалом саморазвития.

Видный зарубежный ученый Д. Равен выделяет следующие качества, необходимые человеку в любой профессиональной деятельности [8]:

— способность работать самостоятельно и проявлять инициативу;

— готовность замечать проблемы и искать пути их разрешения;

— умение анализировать новые ситуации и применять знания для анализа;

— умение уживаться с партнерами, осваивать новые знания и компетенции;

— способность и умения принимать решения на основе здравых суждений.

В образовательных стандартах третьего поколения компетенции делятся на общие и профессиональные. Общекультурные и общие компетенции необходимы выпускникам УПО для успешной деятельности, как в профессиональной, так и вне профессиональной сферах.

Профессиональные знание и компетенции необходимы выпускникам для успешной профессиональной деятельности. Ученые считают, что компетентность определенного вида включает от 5 до 15 компетенций.

Нам представляется, что наиболее полное определение понятий «компетенция» и «компетентность» предложено в макете государственного стандарта высшего образования, где:

— компетенция характеризуется, как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных, профессиональных, либо в жизненных ситуациях;

— компетентность — уровень владения работником совокупностью компетенций, отражающая степень его готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе профессиональных компетенций для успешной деятельности в определенной области профессиональной деятельности [9]. Компетентность характеризует способность человека реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности.

Природа компетентности работника такова, что она, являясь продуктом профессионального обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием дальнейшего саморазвития и опыта трудовой деятельности. Поэтому для достижения профессиональной компетентности выпускникам необходим опыт трудовой деятельности по полученной специальности (профессии, направлению подготовки). Важными обстоятельствами являются организация наставничества, практик и стажировок, своевременное трудоустройство и эффективная занятость выпускников

по полученной специальности (профессии) и дальнейший профессиональный и социальный рост.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн обосновал четыре этапа формирования профессиональной компетентности выпускников УПО: адаптации, самоактуализации в специальности (профессии); свободного владения специальностью (профессией) на уровне мастерства; свободного владения специальностью (профессией) на уровне творчества. Только при этих условиях можно обеспечить формирование у выпускников УПО в процессе их дальнейшей профессиональной деятельности профессиональную компетентность.

Помимо профессиональной компетентности высококвалифицированные работники должны обладать и совокупностью других компетентностей, например, Европейский фонд обучения выделяет пять видов компетентности: профессиональная, информационная, социальная, когнитивная, коммуникативная. На схеме 1 показана модель формирования профессиональной компетентности выпускников УПО.

Схема 1. Модель формирования профессиональной компетентности выпускников УПО

Литература

1. Федеральный портал Роструда «Работа в России», сентябрь 2014 г.

2. Результаты социологического опроса, проведенного «Опорой России» в 2011 году. — http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=19649

3. Полина Сапаниди. Молодежь на рынке труда // Человек и труд, 2011, № 4. С. 55.

4. Кузьминов Я. Новые известия (Москва) № 167 19. 09.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ткаченко Е.В. К вопросу о проблемных аспектах размещения производительных сил на территории РФ: экономические, кадровые, социально-политические и демографические составляющие. Материалы заседания Меркурий-клуба «Центр и регионы РФ. Актуальные проблемы экономических взаимоотношений и пути их оптимизации», 19.05.2014 г. С. 100.

6. Быкова О.Н. Россия на пути кадрового голода // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2013. № 2. С. 47.

7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСП и М, 2010. С. 174-175.

8. Равен Д.ж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. — М.: Когино-Центр, 2002.

9. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании. — М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2011.

СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДы К ИЗуЧЕНИЮ ПРОБЛЕМы НАСИЛИЯ

над детьми в семье

Лафицкая Н.В.

С социобиологической точки зрения, детоубийство, которое совершается для того, чтобы предотвратить распыление родительского вклада между многочисленными детьми и сосредоточить его на каком-то одном ребенке, который имеет лучшие жизненные перспективы, в конечном счете, предоставляет больше возможностей для продолжения рода. Достаточно привести классический пример, когда родители убивают младшего из двух следующих друг за другом детей с целью полного вложения родительского вклада в старшего ребенка, уже пережившего первые годы жизни и оказавшегося здоровым. Идя на этот кощунственный шаг, родители учитывают, в какой мере намеченный ими кандидат подходит для того, чтобы перевести все, что вложено в него родителями, в дальнейший процесс репродукции. Они постоянно взвешивают как «ценность» отдельного ребенка, так и требования, которые он сможет в будущем предъявить семейным ресурсам, учитывая при этом социально-экономический контекст (вклад отца, социальный статус семьи и т.д.). Если исходить из этих соображений, то в обществе, где родители не имеют права свободно совершить детоубийство, детская заброшенность представляет собой результат того же самого процесса «принятия решений», который сводит на нет мотивы, побуждающие родителей заботиться о том или ином ребенке.

Предполагается, что в тех случаях, когда воспитание ребенка предъявляет родителям дополнительные повышенные требования, они могут начать жестоко обращаться с ним. Суть этого подхода выражается в представлении о континуальном характере родительского вклада, начиная от зачатия и включая не только вскармливание, но и более

© Лафицкая Н.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.