Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции '

Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетентность / компетенции / учителя естественно-научного цикла / формирование / развитие / professional competence / competences / natural science teachers / formation / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер Борис Дмитриевич

В условиях научно-технического прогресса и глобализации общества возрастают требования к качеству естественно-научного образования и его популяризации в средних общеобразовательных учреждениях. Увеличение объема информации и усложнение содержания дисциплин естественно-научного цикла, обновление федеральных государственных стандартов и процессы модернизации образовательной системы обусловливают необходимость уточнения сущности, структуры и функций процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Целью данной работы является проведение исследования процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, включая комплексный анализ сущности, структуры и функций данного феномена. В рамках исследования были применены теоретические (системный анализ и обобщение накопленного педагогического опыта, нормативно-правовой документации по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, направленное на получение количественных и качественных данных, статистические методы анализа полученной информации). Определена специфика категориального аппарата, который включает две взаимосвязанные группы понятий: «формирование» и «развитие» в контексте философского и педагогического подходов, а также феноменов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» с позиции философии, психологии и педагогики. Проведено анкетирование педагогического состава, включающее вопросы в области формирования профессиональных личностных характеристик, необходимых для эффективной педагогической деятельности по естественно-научным предметам. Анализ отечественной и иностранной научной литературы, нормативных актов в сфере образования и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, позволил сформулировать авторское определение процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, раскрыть сущность, структуру и функции изучаемого феномена, а также раз-работать концептуальную модель, направленную на со-здание условий для непрерывного развития личностного потенциала учителей физики, химии и биологии, способствуя повышению качества педагогической деятельности. Сформулированы организационно-педагогические условия, которые обеспечивают единство формирования профессиональной компетентности учите-лей естественных наук. Теоретическая значимость научно-исследовательской работы заключается в комплексном анализе информации, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа определены сущность, структура и функции, которые легли в основу модели формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученной модели для обновления содержания методической ра-боты в области физики, химии и биологии, модернизации содержания программ повышения квалификации и уточнения нормативной документации, регламентирующей деятельность педагогических работников, реализующих образовательные программы по естественно-научным предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучер Борис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of natural science teachers: essence, structure and functions

Due to the rapid advancement of science and technology and the globalization of society, there is an increasing demand for high-quality science education and its popularization in secondary schools. The growing amount of information and the increasing complexity of science subjects, the updating of federal state standards, and the modernization of the educational system necessitate the clarification of the essence, structure, and functions of the process of professional competence formation among science teachers. The aim of this research is to study the process of professional competence formation among science teachers, including a comprehensive analysis of the essence, structure, and functions of this phenomenon. The research methods included theoretical methods (system analysis and generalization of accumulated pedagogical experience, normative and legal documentation on the research topic) and empirical methods (questionnaires aimed at obtaining quantitative and qualitative data, statistical methods of data analysis). The specifics of the conceptual apparatus were determined, which includes two interrelated groups of concepts: "formation" and "development" in the context of philosophical and pedagogical approaches, as well as the phenomena of "competence", "competency", and "professional competence" from the standpoint of philosophy, psychology, and pedagogy. A survey of the teaching staff was conducted, including questions in the field of formation of professional personal characteristics necessary for effective pedagogical agency in science subjects. The analysis of domestic and foreign scientific literature, normative acts in the field of education, and empirical data obtained during the research allowed us to formu-late the author's original definition of the process of professional competence formation among science teachers, to reveal the essence, structure, and functions of the studied phenomenon, and to develop a conceptual model aimed at creating conditions for continuous development of the personal potential of physics, chemistry, and biology teachers, contributing to the improvement of the quality of pedagogical activity. The organizational and pedagogical conditions that ensure the unity of science teachers’ professional competence formation were formulated. The theoretical significance of the research lies in the comprehensive analysis of information de-voted to the research problem. Based on the analysis, the essence, structure, and functions were determined, which formed the basis of the model of professional competence formation among science teachers. The practical significance of the research lies in the potential of applying the obtained model to update the content of methodological work in physics, chemistry, and biology, to modernize the content of professional development programs, and to clarify the normative documentation regulating the activities of teachers implementing educational programs in science subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241049 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11049 УДК 378.147

Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции

Formation of professional competence of natural science teachers: essence, structure and functions

Автор статьи

L

Author of the article

L

Кучер Борис Дмитриевич,

доцент кафедры физики ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация boriskucherphys@gmail.com ORCID: 0009-0005-8489-6362

Boris D. Kucher,

Associate Professor, Department of Physics, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation boriskucherphys@gmail.com ORCID: 0009-0005-8489-6362

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

L

For citation

Кучер Б. Д. Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. -С. 158-172. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241049.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11049

B. D. Kucher, Formation of professional competence of natural science teachers: essence, structure and functions // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 04. - P. 158-172. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241049.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11049

Поступила в редакцию Received 13.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 20.03.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Кучер Б. Д., 2024

Аннотация

В условиях научно-технического прогресса и глобализации общества возрастают требования к качеству естественно-научного образования и его популяризации в средних общеобразовательных учреждениях. Увеличение объема информации и усложнение содержания дисциплин естественно-научного цикла, обновление федеральных государственных стандартов и процессы модернизации образовательной системы обусловливают необходимость уточнения сущности, структуры и функций процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Целью данной работы является проведение исследования процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, включая комплексный анализ сущности, структуры и функций данного феномена. В рамках исследования были применены теоретические (системный анализ и обобщение накопленного педагогического опыта, нормативно-правовой документации по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, направленное на получение количественных и качественных данных, статистические методы анализа полученной информации). Определена специфика категориального аппарата, который включает две взаимосвязанные группы понятий: «формирование» и «развитие» в контексте философского и педагогического подходов, а также феноменов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» с позиции философии, психологии и педагогики. Проведено анкетирование педагогического состава, включающее вопросы в области формирования профессиональных личностных характеристик, необходимых для эффективной педагогической деятельности по естественно-научным предметам. Анализ отечественной и иностранной научной литературы, нормативных актов в сфере образования и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, позволил сформулировать авторское определение процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, раскрыть сущность, структуру и функции изучаемого феномена, а также разработать концептуальную модель, направленную на создание условий для непрерывного развития личностного потенциала учителей физики, химии и биологии, способствуя повышению качества педагогической деятельности. Сформулированы организационно-педагогические условия, которые обеспечивают единство формирования профессиональной компетентности учителей естественных наук. Теоретическая значимость научно-исследовательской работы заключается в комплексном анализе информации, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа определены сущность, структура и функции, которые легли в основу модели формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученной модели для обновления содержания методической работы в области физики, химии и биологии, модернизации содержания программ повышения квалификации и уточнения нормативной документации, регламентирующей деятельность педагогических работников, реализующих образовательные программы по естественнонаучным предметам.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, компетенции, учителя естественно-научного цикла, формирование, развитие

Abstract

Due to the rapid advancement of science and technology and the globalization of society, there is an increasing demand for high-quality science education and its popularization in secondary schools. The growing amount of information and the increasing complexity of science subjects, the updating of federal state standards, and the modernization of the educational system necessitate the clarification of the essence, structure, and functions of the process of professional competence formation among science teachers. The aim of this research is to study the process of professional competence formation among science teachers, including a comprehensive analysis of the essence, structure, and functions of this phenomenon. The research methods included theoretical methods (system analysis and generalization of accumulated pedagogical experience, normative and legal documentation on the research topic) and empirical methods (questionnaires aimed at obtaining quantitative and qualitative data, statistical methods of data analysis). The specifics of the conceptual apparatus were determined, which includes two interrelated groups of concepts: "formation" and "development" in the context of philosophical and pedagogical approaches, as well as the phenomena of "competence", "competency", and "professional competence" from the standpoint of philosophy, psychology, and pedagogy. A survey of the teaching staff was conducted, including questions in the field of formation of professional personal characteristics necessary for effective pedagogical agency in science subjects. The analysis of domestic and foreign scientific literature, normative acts in the field of education, and empirical data obtained during the research allowed us to formulate the author's original definition of the process of professional competence formation among science teachers, to reveal the essence, structure, and functions of the studied phenomenon, and to develop a conceptual model aimed at creating conditions for continuous development of the personal potential of physics, chemistry, and biology teachers, contributing to the improvement of the quality of pedagogical activity. The organizational and pedagogical conditions that ensure the unity of science teachers' professional competence formation were formulated. The theoretical significance of the research lies in the comprehensive analysis of information devoted to the research problem. Based on the analysis, the essence, structure, and functions were determined, which formed the basis of the model of professional competence formation among science teachers. The practical significance of the research lies in the potential of applying the obtained model to update the content of methodological work in physics, chemistry, and biology, to modernize the content of professional development programs, and to clarify the normative documentation regulating the activities of teachers implementing educational programs in science subjects.

Key words

professional competence, competences, natural science teachers, formation, development

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность научному руководителю, заместителю директора Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО СевГУ, доктору педагогических наук, профессору А. В. Глузману за методическое обеспечение при подготовке статьи. The author expresses his gratitude to the scientific supervisor, deputy director of the Humanitarian Pedagogical Institute of the Sevastopol State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. V. Gluzman for methodological support in the preparation of the article.

Введение / Introduction

Современные процессы модернизации системы образования, внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов характеризуются интенсификацией требований к уровню профессиональной компетентности учителей. Вместе с тем в условиях глобальной научно-технической революции и цифровизации общества возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах в области естественных наук, способных решать сложные и нестандартные задачи, возникающие в стремительно меняющемся мире, и находить эффективные и актуальные решения для поставленных целей.

В настоящее время существует острая необходимость совершенствования методологии преподавания естественно-научных дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях. Ряд исследований выявил негативную тенденцию снижения интереса к изучению естественно-научных предметов; так, согласно аналитическим данным федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» наблюдается снижение количества участников единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2023 году по сравнению с 2022 годом: по физике (на 12%), химии (на 4,2%), биологии (на 3,4%) [1].

Уменьшение заинтересованности в изучении естественно-научных предметов может быть обусловлено рядом факторов, среди которых следует выделить недостаточный уровень профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Соответствие уровня профессиональной подготовки и квалификации учителя современным требованиям является ключевым элементом эффективности образовательного процесса. В условиях непрерывного научно-технического прогресса, совершенствования педагогической теории и практики учителям естественно-научных предметов необходимо постоянно повышать свои навыки владения современными методами и технологиями обучения, обладать умением создания проблемных ситуаций во время урока и поддерживать интерес обучающихся к предмету. Данный аспект был зафиксирован в законодательной базе, в частности в законе «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым учителям необходимо не менее одного раза в три года проходить курсы повышения квалификации [2].

Следует отметить, что в связи с необходимостью совершенствования качества образования по естественно-научным предметам в научных исследованиях остаются недостаточно разработанными вопросы анализа феномена формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Изучение сущности, структуры и функций по данной проблеме позволит разработать модель формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, отвечающую потребностям государства и общества.

Обзор литературы / Literature review

Понятие «компетентность» получило широкое распространение в научной литературе и практической деятельности с 60-х годов XX века. Так, в 1965 году амери-

канский лингвист Н. Хомский ввел категорию «языковая компетенция» как совокупность грамматических знаний о родном языке, необходимых для осуществления коммуникации между людьми [3].

Развивая идеи Н. Хомского, американский лингвист Д. Хаймс сформулировал категорию «коммуникативная компетентность» в контексте способностей носителя языка осуществлять автоматический подбор языковых средств, соответствующих конкретной ситуации [4]. В 1984 году Дж. Равен предложил концепцию компетентности как сложного явления, включающего множество компонентов [5].

С 1990-х годов отмечается изменение в парадигме изучения понятия «компетентность» с акцента на процессах ее формирования к анализу имеющихся возможностей и особенностей личностной деятельности. В докладе, представленном Ж. Делором на конференции «Образование: скрытое сокровище» в 1996 году, была определена ключевая цель обучения - формирование умений - и сформулированы четыре основополагающих принципа образования: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться жить [6].

В период с 2000 года происходит трансформация категории «профессиональная компетентность», обусловленная переходом к компетентностной модели в образовании. Наблюдается изменение образовательной парадигмы, выражающееся в смещении акцента с усвоения теоретических знаний на формирование и развитие практических умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. На государственном уровне закреплен ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение компетентностного подхода в систему образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, национальная доктрина образования в Российской Федерации, профессиональные стандарты.

В зарубежной литературе, посвященной изучению вопроса профессиональной компетентности учителей, исследователи преимущественно рассматривают компетенции, необходимые для эффективного осуществления педагогической деятельности. При этом недостаточно внимания уделяется раскрытию сущностных аспектов феномена вышеуказанной компетентности (П. Андерссон, М. Хеллгрен и С. Кепсен) [7].

В условиях непрерывного развития научно-педагогического знания актуализируется проблема внедрения результатов научных исследований в практику профессиональной деятельности педагогов. Так, М. Малдер отмечает положительную взаимосвязь между влиянием научных исследований в области профессиональной компетентности на практическую составляющую преподавательской деятельности [8].

Эффективная педагогическая деятельность в условиях современного образования не может быть реализована без опоры на нормативную документацию, регламентирующую осуществление учебного процесса. М. Малик, С. Соэнарто и Ф. Судар-соно констатируют, что профессиональная компетентность находится в непосредственной зависимости от системного процесса повышения квалификации, повысить эффективность которого можно при помощи акцентирования внимания на грамотном сочетании теоретической и практической составляющей курсовой подготовки педагогического состава [9]. Анализируя различные факторы, влияющие на профессиональную компетентность учителя, Б. М. Рошида и Р. Саллех отмечают наличие прямой зависимости между профессионализмом, личностными характеристиками и практической деятельностью педагога. Исследователи подчеркивают необходимость проведения регулярных тренингов по профилю педагогической деятельности [10].

О. Жизель и Дж. Лоуэлл на основе эмпирического анализа и наблюдения за молодыми специалистами естественно-научного профиля констатируют успешное формирование педагогических навыков в процессе профессиональной деятельности и приходят к выводу о наличии прямой взаимосвязи между профессиональными умениями в области организации учебного процесса с помощью современных цифровых технологий и уровнем педагогической деятельности [11].

В процессе изучения аспектов профессиональной компетентности для организации инновационного обучения было установлено, что, по мнению педагогов, в структуре профессиональной педагогической компетентности должны присутствовать педа-гогико-психологические, предметно-профессиональные, коммуникативные, организационные, исследовательские и цифровые компетенции (Н. Симонович) [12].

В ряде работ отечественных исследователей проведено уточнение процесса формирования методической компетентности учителей естественно-научного цикла. Так, Н. В. Моргачева решает вышеуказанную проблему при помощи средств проектного управления и интерактивных технологий. Однако данная технология была апробирована на студентах - будущих учителях естествознания, и ее реализация предусматривает только очный формат обучения [13].

Вместе с тем в научной литературе по проблеме исследования подчеркивается необходимость развития и совершенствования подготовки учителей физики, химии, биологии, требуемой для формирования у обучающихся целостной естественнонаучной картины мира. Т. А. Петрушкина разделяет данную точку зрения, указывая на целесообразность повышения уровня подготовки будущих учителей физики благодаря использованию системного и проектно-деятельностного подходов [14].

Эффективность обучения естественно-научным предметам во многом зависит от методологических позиций учителя, которые проявляются не только в процессе передачи знаний, но и в способности вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, стимулирования их интереса к изучаемому предмету. Данную позицию отстаивает П. А. Оржековский, приходя к выводу о возможности реализации мета-предметных требований Федерального государственного образовательного стандарта при условии организации познавательной деятельности обучающихся, направленной на непосредственное изучение ими реальности [15].

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос определения сущности, структуры и функций процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла является актуальным как в отечественной, так и в иностранной научной литературе. Данный феномен является многогранным, находится в фокусе различных областей науки и требует дальнейшего изучения.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Настоящее исследование посвящено изучению процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, включающего анализ сущности, структуры и функциональных особенностей данного явления.

Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

1) провести теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла;

2) рассмотреть пути формирования и развития профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла в средних общеобразовательных организациях;

3) разработать модель формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, отражающую сущность, структуру и функции данного феномена.

При проведении исследования применялись:

1) теоретические методы, направленные на анализ и систематизацию научно-педагогической литературы и нормативно-правовой документации по данному вопросу;

2) комплекс эмпирических методов, направленных на сбор и анализ информации о педагогическом опыте преподавания естественно-научных дисциплин (анкетирование и статистические методы).

В качестве базы эксперимента выступили Лицей СевГу и средние общеобразовательные школы № 4, 19, 32, 35, 37, 45, 57 на территории города Севастополя, где проводилась экспериментальная работа с учителями естественно-научных дисциплин. В результате обобщения и систематизации полученных данных было сформулировано авторское определение, в котором конкретизированы сущность, структурные компоненты и функциональные особенности процесса формирования профессиональной компетентности учителей, реализующих образовательные программы по естественно-научным предметам.

Результаты исследования / Research results

Эффективность достижения образовательных целей в области естественнонаучных дисциплин напрямую зависит от компетенции педагогических работников, осуществляющих данные функции. Процесс формирования профессиональной компетентности учителей естественных дисциплин определяется особенностями педагогической деятельности, анализ которых позволит определить сущность, структуру и функции данного феномена. Рассмотрим нормативно-правовую документацию по этому вопросу.

Закон «Об образовании» определяет систему требований, предъявляемых к качеству образования, уровню подготовки обучающихся и профессиональной компетентности педагогов, включая учителей естественно-научного цикла. Профессиональная компетентность учителя, согласно данному закону, представляет собой интеграцию предметных знаний и педагогических умений, обеспечивающую успешное обучение и воспитание обучающихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учитель естественно-научного цикла дисциплин должен обладать комплексом компетенций, обеспечивающих реализацию целей и задач обучения, организацию и проведение учебных занятий; развитие учебно-познавательных способностей и мотивации учеников; применение инновационных методов обучения и диагностики образовательных результатов; эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; поддержку учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся [16].

В рамках профессионального стандарта «Педагог» подчеркивается, что учитель в процессе трудовой деятельности реализует комплекс общепедагогических функций, направленных на обучение, развитие и воспитание учащихся. При этом учитель должен взаимодействовать с другими педагогическими работниками, родителями (законными представителями) обучающихся и учитывать специфику учебно-методического комплекса в зависимости от класса обучения и профилизации (базового или углубленного уровня изучения предмета) [17].

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность педагогических работников, в том числе учителей естественно-научного цикла, базируясь на универсальных и предметных знаниях, формируется непосредственно после окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения, в процессе трудовой деятельности. При этом, в условиях непрерывного развития науки и техники, а также цифровизации образования, современный учитель естественно-научного цикла должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки как в области преподаваемого предмета, так и в смежных областях знаний.

Отметим, что в качестве индикатора роста профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов выступают результаты внешних (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, РИКО, ВСОШ) и внутренних (проверочные работы по тексту администрации, успеваемость обучающихся) мониторингов, а также периодическая аттестация педагогического состава для установления более высокой квалификационной категории по профилю преподаваемого предмета.

В педагогических исследованиях, связанных с процессом формирования комплекса знаний, умений и навыков, необходимых учителю для организации учебного процесса на высоком уровне, учеными используются понятия «формирование» и «развитие», которые в ряде случаев не разграничиваются. Выявим специфику и особенности данных категорий в рамках философского и педагогического подходов.

В рамках философии формирование представляет собой процесс становления личности человека. Согласно А. М. Новикову, категория «развитие» интерпретируется как совокупность качественных и количественных преобразований, происходящих в психических процессах индивида [18].

В области педагогики формирование рассматривается как управляемый процесс, направленный на достижение целей воспитания и обучения. А. С. Макаренко для описания процесса формирования личности использовал метафоры «лепка», «конструирование» и «проектирование личности» [19].

Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова и В. Г. Шефель придерживаются комплексного взгляда на процесс развития, утверждая, что оно обусловливается совокупным влиянием многочисленных факторов как внешней (социальные, природные), так и внутренней среды [20].

В ряде научных работ проводится дифференциация понятий «формирование» и «развитие». Авторы этих работ указывают на доминирующую роль внешних факторов в процессе формирования, в то время как в процессе развития акцент делается на внутренних факторах, ведущих к реализации конкретной цели, направленной на обеспечение прогрессивных изменений в жизни и деятельности развивающегося субъекта [21].

Анализ философских и педагогических категорий позволяет сделать вывод, что сущность развития личности педагога заключается в совершенствовании имеющихся знаний, способностей и навыков до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность и успешную адаптацию в динамично меняющемся мире. В свою очередь, формирование личности представляет собой процесс перехода субъекта в новое, качественно отличное от предыдущего состояние, обусловленное комплексной взаимосвязью внешних (влияние среды, общества, воспитания) и внутренних (мотивация, принципы) факторов.

Несомненно, только педагог, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, способен не только успешно решать задачи профессиональной деятельности, но и реализовывать свои профессиональные функции, что выражается в эффективной передаче предметных знаний обучающимся.

В настоящее время в нормативно-правовых актах и научной литературе в качестве характеристики процесса формирования готовности учителей естественнонаучного цикла к эффективному выполнению преподавательских функций используются взаимосвязанные группы понятий: «компетенция», «компетентность», и «профессиональная компетентность», употребляемые в одинаковом контексте. Данные понятия являются междисциплинарными, и их содержание определяется различными подходами к их изучению: философским, психологическим и педагогическим.

В философии процесс формирования профессиональной компетентности педагога рассматривается с позиции адаптации к изменяющейся окружающей среде через самообразование, активизацию творческой активности учителя и развитие когнитивных процессов. Так, по мнению Б. С. Гершунского, профессиональная компетентность представляет собой сложное интегративное качество личности, которое определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными способностями, мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [22]. В. Г. Кинелев приходит к выводу о необходимости «фундаментализации» образования, отмечая, что научные знания должны формироваться самой личностью как результат творческой активности, как продукт самоорганизации и эволюции мышления [23].

В контексте психологических исследований формирование компетентности рассматривается исследователями с позиции развития у педагогических работников системы действий и алгоритмов для решения проблем, возникающих в условиях трудовой деятельности. Ученые рассматривают компетентность как совокупность навыков и личностных характеристик, обеспечивающих успешное достижение профессиональных целей в различных условиях трудовой деятельности. Так, Э. Ф. Зеер приходит к выводу, что компетенции являются обобщенными способами действий, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных задач. По мнению исследователя, компетентность представляет собой совокупность содержательных обобщений, включающих теоретические и эмпирические знания, выраженные в виде понятий, принципов и смыслообразующих положений [24].

В педагогике понятия «компетенция» и «компетентность» часто используются как синонимы, что приводит к неоднозначности их толкования. Возможными причинами неоднозначности интерпретации вышеуказанных категорий являются неправильный перевод информации из иностранных источников и субъективное трактование этих терминов отдельными исследователями. Г. К. Селевко справедливо отмечает, что понятия «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами. Компетенция представляет собой некий образовательный потенциал, который отражает готовность выпускника к деятельности, а компетентность - это способность выпускника реализовать этот потенциал в конкретных условиях [25].

Процесс формирования профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии предполагает не только развитие надпредметных компетенций и личностных качеств, но и непрерывное обновление и углубление общепрофессиональных фундаментальных знаний и умений, в том числе законов, лежащих в основе данных дисциплин. Так, Н. Н. Двуличанская в процессе анализа феномена профессиональной компетентности отмечает структурные компоненты, которые должны быть сформированы у учителей естественно-научных предметов для обеспечения высокого качества преподавания и повышения мотивации учащихся к изучению наук о живой и неживой при-

роде: общие и общепрофессиональные (практическое применение естественно-научных и математических знаний, навыки работы с технической документацией, владение методологией проведения экспериментов) компетенции [26].

В исследованиях, связанных с профессиональной педагогической компетентностью, ученые обращают внимание на взаимосвязь между методической и практической подготовкой педагога к реализации трудовой деятельности. Так, в рамках системного анализа вышеуказанных вопросов, проведенного такими учеными, как А. А. Вербицкий, В. А. Адольф, Э. Ф. Зеер, Ю. Г. Татур, Н. Ф. Радионова, А. К. Маркова, А. А. Деркач, Б. С. Гершунский, В. А. Сластенин, Н. Н. Лобанова, было установлено, что качество педагогической деятельности определяется не только уровнем теоретических знаний и практических навыков педагога, но и его личностными характеристиками, обусловливающими готовность к выполнению преподавательской деятельности. Профессиональная компетентность, согласно А. А. Вербицкому, представляет собой комплексную систему, включающую общепрофессиональные знания, умения, навыки и способности, а также готовность к профессиональному педагогическому росту и повышению квалификации [27].

В исследовании Г. Турдубаевой и Д. А. Эмилбековой приводится определение профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов как совокупности последовательно реализуемых действий, обусловленных педагогическими умениями. Авторы подчеркивают, что реализация данных мер выступает фактором, обусловливающим формирование профессиональных навыков и способствующим гармоничному развитию личности педагога. Структура профессиональной компетентности учителей естественно-научных дисциплин, согласно их концепции, включает теоретико-методологическую и профессионально-методическую компетентность [28].

В концепции Е. А. Бабковой профессиональная компетентность учителей естественно-научного цикла трактуется как комплексная система, включающая когнитивный, социальный и социально-информационный компоненты [29].

В рамках исследования, реализованного на базе Лицея СевГу и средних общеобразовательных школ № 4, 19, 32, 35, 37, 45, 57 города Севастополя, был применен метод анкетирования. Целью данной экспериментальной работы являлся анализ специфики профессиональной компетентности у учителей естественно-научного цикла и уточнение аспектов ее формирования. В исследовании приняли участие 32 учителя естественно-научных предметов. На основании анализа научной литературы и нормативно-правовой документации по теме исследования респондентам были предложены вопросы, связанные с сущностью, структурой, функциями процесса формирования вышеуказанной компетентности. Результаты анкетирования представлены в таблице ниже.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод о том, что все компоненты, включенные в структуру профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, получили высокую оценку респондентов. При этом наибольшую значимость для профессиональной деятельности учителя, по мнению опрошенных, имеют предметно-методический и мотивационный компоненты (15,3%). Среди профессиональных функций наиболее важными являются организа-ционно-деятельностная (23,1%), рефлексивная (23,1%) и диагностическая (21,2%).

Исследование факторов, влияющих на профессиональную компетентность учителей в сфере естественно-научного образования, показало, что ведущую роль играют обмен опытом с коллегами (30,8%), самостоятельное изучение методической литературы (25,5%) и курсы повышения квалификации (20,5%). В качестве ключевых

факторов, оказывающих влияние на уровень профессиональной компетентности, выступают профессиональный опыт (24,4%), мотивация к саморазвитию (22,2%) и личностные качества (20%). Наиболее результативными формами совершенствования профессиональной квалификации, по мнению респондентов, оказались очная и смешанная формы обучения.

Результаты анкетирования

№ Вопрос Результаты %

1 Укажите компоненты профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла Предметно-методический компонент 15,3

Мотивационный компонент 15,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулятивный компонент 14,1

Информационно-коммуникационный компонент 12,9

Исследовательский компонент 12,9

Воспитательный компонент 11,8

Психолого-педагогический компонент 10,6

Компонент личностного роста 7,1

2 Какие профессиональные функции, на Ваш взгляд, являются наиболее важными для учителей естественно-научного цикла? Организационно-деятельностная 23,1

Рефлексивная 23,1

Диагностическая 21,2

Проектировочная 17,3

Прогностическая 15,3

3 Как Вы повышаете свою профессиональную компетентность? Обмен опытом с коллегами 30,8

Самостоятельное изучение методической литературы 25,6

Курсы повышения квалификации 20,5

Вебинары и мастер-классы 15,4

Участие в профессиональных конкурсах 7,7

4 Какие факторы, по Вашему мнению, в наибольшей степени влияют на Вашу профессиональную компетентность? Профессиональный опыт 24,4

Мотивация к саморазвитию 22,2

Личностные качества 20

Качество методических материалов 15,6

Уровень материально-технического оснащения образовательного учреждения 11,1

Требования ФГОС 4,4

Система повышения квалификации 2,3

5 Какие формы повышения квалификации Вы считаете наиболее эффективными? Очная 50

Смешанная, очно-дистанционная 50

Дистанционная 0

Таким образом, на основании анализа полученных теоретических и эмпирических данных можно констатировать, что феномен формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла представляет собой целенаправленную, системно организованную образовательную деятельность, ориентированную на овладение учителями комплексом интегративных знаний, навыков и методов организации педагогической деятельности, совершенствование личностных и психологических качеств, необходимых для решения профессиональных задач в процессе реализации учебных программ по естественно-научным предметам (физике, химии, биологии) в условиях средних общеобразовательных учреждений. Данный процесс включает в себя: формирование и развитие предметно-методического, мотивацион-ного, регулятивного, информационно-коммуникационного, исследовательского, воспитательного, психолого-педагогического и рефлексивного компонентов, которые

осуществляют организационно-деятельностную, рефлексивную, диагностическую, проектировочную и прогностическую функции.

Опираясь на вышеуказанное определение, можно разработать модель формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, основу которой составляют нормативно-правовые акты: «Закон об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт «Педагог».

Теоретическое обоснование концептуальной модели базируется на результатах исследования П. В. Станкевича, посвященного разработке моделей содержания естественно-научного образования [30].

Выделим ключевые аспекты модели, направленные на определение путей формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла:

- диагностика профессиональных потребностей учителей физики, химии, биологии;

- целеполагание: выявление потребностей и способов достижения поставленных целей (проведение курсов повышения квалификации, тренингов в очном или смешанном формате);

- установление начального уровня профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов: определение сильных и слабых сторон педагогических работников (мониторинги, педагогическое наблюдение);

- рефлексия, направленная на определение уровня достижений учителя за определенный период.

Модель формирования профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии должна быть направлена на раскрытие личностного потенциала во всех аспектах педагогической деятельности, обеспечивая условия для непрерывного самосовершенствования.

Концептуальная модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков: мотивационно-це-левого, организационно-методического, содержательно-организационного, процессуального и критериально-диагностического.

Мотивационно-целевой блок определяет цель реализации разработанной модели на основании социально-государственного заказа. В него интегрирован комплекс функций, являющихся системной характеристикой процесса формирования профессиональной компетентности учителей.

В основе организационно-методического блока лежит интеграция подходов (технологического, компетентностного, личностного, деятельностного, информационного), средств (информационные, графические, мультимедийные, регулятивные, дистанционные, фронтальные, индивидуальные), методов (учебной и научно-исследовательской деятельности, мотивационные, стимулирующие, ситуационные, интерактивные, контроля и самоконтроля) и форм (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, методические объединения учителей-предметников).

Содержательно-организационный блок включает комплекс педагогических условий, основанных на современных требованиях к процессу формирования профессиональной компетентности, специфике преподавания физики, химии, биологии в средней школе. В рамках данной модели реализация педагогических условий способствует модернизации содержания обучения на уровне среднего профессионального и высшего образования.

Цель: формирование профессиональной компетентности учителей

естественнонаучного цикла

Мотивационно-целевой блок *

Заказ:

- соответствие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, установленным для учителей физики, химии, биологии;

- рост успеваемости обучающихся;

- увеличение уровня естественнонаучной грамотности учащихся

Функции: организационно-деятельностная, рефлексивная, диагностическая,

проектировочная и прогностическая

Организационно-методологический блок

Подходы: технологический, компетентностный, личностный, деятельностный, информационный

Средства: фронтальной и

индивидуальной работы,

информационные,

графические,

мультимедийные,

регулятивные,

дистанционные, учебно-методические пособия

Формы: программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, научно-

практические конференции, методические объединения учителей физики, химии, биологии в очном и (или) дистанционном формате

Методы: учебной и научно-исследовательской деятельности, мотивационно-стимулирующие, ситуационные, интерактивные, контроля и самоконтроля

Содержательно-организационный блок

Организационно-педагогические условия:

- психологическая готовность учителей физики, химии, биологии к формированию и развитию профессиональной естественнонаучной компетентности;

- развитие профессиональных компетенций учителей в области межпредметной связи между физикой, химией и биологией;

- методическое сопровождение развития профессиональной компетентности учителей естественнонаучного цикла при помощи современных технологий;

- направленность обучения на установление взаимосвязи между приобретаемыми теоретическими знаниями, умениями, навыками и их практическим применением при решении профессиональных задач

Компоненты:

- предметно-методический;

- мотивационный;

- регулятивный;

- информационно-коммуникационный;

- исследовательский;

- воспитательный;

- психолого-педагогический;

- рефлексивный

Реализация:

образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования

Этапы:

Процессуальный блок

Информационно-мотивационный

Операционно-деятельностный

Рефлексивно-прогностический

Критериально-диагностический блок

Критерии: Уровни:

- мотивационный; - Высокий; Результат

- деятельностно-практический; - Достаточный;

- когнитивный; - Средний;

- организационный - Низкий

Модель формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла

Процессуальный блок отражает этапы формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: информационно-мотивационный, операционно-деятельностный и рефлексивно-прогностический.

Критериально-диагностический блок определяет результативность проводимых мероприятий и характеризуется взаимосвязанным комплексом критериев и уровней формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научных предметов.

Заключение / Conclusion

В ходе данной работы было проведено разграничение категорий «формирование» и «развитие» с позиции философского и педагогического подходов. Выявлены основные этапы и закономерности формирования феномена «профессиональная компетентность». Проанализирована группа междисциплинарных понятий: «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» - с позиции философии, психологии и педагогики.

На основе комплексного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, нормативно-правовой документации и благодаря применению эмпирических методов исследования было разработано авторское понятие и концептуальная модель, раскрывающая сущность, структуру и функции изучаемого явления - формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла.

Полученные результаты могут быть использованы: в работе естественно-научных методических объединений, при разработке новых образовательных программ и стандартов, а также в процессе уточнения теоретических аспектов процесса повышения квалификации учителей естественно-научных предметов.

Ссылки на источники / References

1. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года / ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. - Cambridge, MA: MIT Press, 1965. - P. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Hymes D. On Communicative Competence // The Communicative Approach to Language Teaching / eds. C. J. Brum-fit, K. Johnson. - L., 1979. - P. 5-27.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когнито-Центр, 2002. - С. 32.

6. Delor J. Education: the hidden treasure. - P.: UNESCO, 1996. - P. 5.

7. Andersson P., Hellgren M., Kopsen S. Factors influencing the value of CPD activities among VET teachers // International Journal for Research in Vocational. Education and Training. - 2018. - 5(2). - P. 144. - URL: https://doi.org/10.13152/IJRVET.5.2.4

8. Mulder M. Conceptions of Professional Competence // International Handbook of Research in Professional and Practice Based Learning / eds. S. Billett, C. Harteis, & H. Gruber. - Springer: Springer International Handbooks of Education, 2014. - P. 123. - URL: https://doi.org/10.1007/978-94-017-8902-8_5

9. Malik M., Soenarto S., Sudarsono F. The competency-based training model for vocational high school teachers from electrical expertise programs // Jurnal Pendidikan Vokasi. - 2018. - 8(3). - P. 320. - URL: https://doi.org/10.21831/jpv.v8i3.19877.

10. Roshida B. M., Salleh B. R. Competence of teachers in teaching and learning of social science teachers in school towards the improvement of teacher professionalism // Russian Law Journal. - 2023. - Vol. 11. - No. 4s. - P. 84.

11. Giselle O. D., Lowell G. L. Pre-service science teachers' teaching competence in a new normal learning environment // Russian Law Journal. - 2023. - Vol. 11. - No. 9s. - P. 210.

12. Simonovic N. Teachers' key competencies for innovative teaching // International Journal of Cognitive Research in Science // Engineering and Education. - 2021. - Vol. 9. - No. 3. - P. 334.

13. Моргачева Н. В. Формирование методической компетентности будущих учителей естествознания посредством использования технологии проектного управления // Казанский педагогический журнал. - 2018. -№ 6 (131). - С. 65.

14. Петрушкина Т. А. Естественно-научная компетентность как основа профессиональной компетентности будущих учителей физики // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31165

15. Оржековский П. А. Особенности повышения квалификации учителей естественно-научных предметов // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. - 2016. - № 1 (22). - C. 94.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования. - URL: https://fgos.ru/

17. Профессиональный стандарт педагог. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/

18. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 208 с.

19. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

20. Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. - Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с.

21. Дьяков С. И., Добряк С. Ю., Кисин К. А. Взаимосвязь понятий «Формирование» и «Развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. - 2023. - Т. 13. - № 5А. - С. 525-536.

22. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 512 с.

23. Кинелев В. Г. Философия образования в XXI в. и ее информационные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 1(25). - С. 31-34.

24. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / под ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

25. Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа: рос. пед. журн. - 2004. -№ 3. - С. 29-32.

26. Двуличанская Н. Н. Компетентностно ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Машиностроение и компьютерные технологии. -2010. - № 11.

27. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. -М.: Логос, 2011. - 288 с.

28. Турдубаева Г., Эмилбекова Д. А. Профессиональная компетентность учителей естественно-научных дисциплин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-2. - С. 97-101.

29. Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественно-научных дисциплин в системе непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4 (апрель). - С. 111-115. - URL: https://e-koncept.ru/2015/15111.htm

30. Станкевич П. В. Модели содержания естественно-научного образования бакалавров и магистров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2010. - 37 с.

1. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2023 goda [Methodological recommendations for teachers prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of the participants of the Unified State Exam in 2023], FGBNU "Federal'nyj institut pedagogicheskih izmerenij". Available at: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (in Russian).

2. Federal'nyjzakon ot 29.12.2012 № 273-FZ(red. ot 30.04.2021) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FL dated 12/29/2012 (as amended on 30.04.2021) "On Education in the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

3. Chomsky, N. (1965). Aspects of the Theory of Syntax, MIT Press, Cambridge, MA, p. 24 (in English).

4. Hymes, D. (1979). "On Communicative Competence", in Brumfit, C. J., & Johnson, K. (eds.). The Communicative Approach to Language Teaching, London, pp. 5-27 (in English).

5. Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost' vsovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competency in modern society: identification, development and implementation], Kognito-Centr, Moscow, p. 32 (in Russian).

6. Delor, J. (1996). Education: the hidden treasure, UNESCO, Paris, p. 5 (in English).

7. Andersson, P., Hellgren, M., & Kopsen, S. (2018). "Factors influencing the value of CPD activities among VET teachers", International Journal for Research in Vocational. Education and Training, 5(2), p. 144. Available at: https://doi.org/10.13152/IJRVET.5.2.4 (in English).

8. Mulder, M. (2014). "Conceptions of Professional Competence", in Billett, S., Harteis, C., & Gruber, H. (eds.). International Handbook of Research in Professional and Practice Based Learning, Springer International Handbooks of Education, Springer, p. 123. Available at: https://doi.org/10.1007/978-94-017-8902-8_5 (in English).

9. Malik, M., Soenarto, S., & Sudarsono, F. (2018). "The competency-based training model for vocational high school teachers from electrical expertise programs", Jurnal Pendidikan Vokasi, 8(3), p. 320. Available at: https://doi.org/10.21831/jpv.v8i3.19877 (in English).

10. Roshida, B. M., & Salleh, B. R. (2023). "Sompetence of teachers in teaching and learning of social science teachers in school towards the improvement of teacher professionalism", Russian Law Journal, vol. 11, no. 4S, p. 84 (in English).

11. Giselle, O. D., & Lowell, G. L. (2023). "Pre-service science teachers' teaching competence in a new normal learning environment", Russian Law Journal, vol. 11, no. 9S, p. 210 (in English).

E. p. Kynep

12. Simonovic, N. "Teachers' key competencies for innovative teaching, International Journal of Cognitive Research in Science", Engineering and Education, vol. 9, №. 3, 2021, p. 334 (in English).

13. Morgacheva, N. V. (2018). "Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti budushchih uchitelej estestvoznaniya posredstvom ispol'zovaniya tekhnologii proektnogo upravleniya" [Formation of methodological competence of preservice science teachers through the use of project management technology], Kazanskij pedagogicheskij zhur-nal, № 6 (131), p. 65 (in Russian).

14. Petrushkina, T. A. (2021). "Estestvenno-nauchnaya kompetentnost' kak osnova professional'noj kompetentnosti budushchih uchitelej fiziki" [Natural science competency as the basis of professional competence of preservice physics teachers], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=31165 (in Russian).

15. Orzhekovskij, P. A. (2016). "Osobennosti povysheniya kvalifikacii uchitelej estestvenno-nauchnyh predmetov" [Specifics of advanced training for teachers of natural science subjects], Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki, № 1 (22), p. 94 (in Russian).

16. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS) nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standards (FSES) of primary general, basic general and secondary general education]. Available at: https://fgos.ru/ (in Russian).

17. Professional'nyj standart pedagog [Teacher - professional standard]. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (in Russian).

18. Novikov, A. M. (2010). Osnovaniya pedagogiki [Foundations of pedagogy], EGVES, Moscow, 208 p. (in Russian).

19. Bim-Bad, B. M. (ed.) (2003). Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary], Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, Moscow, 528 p. (in Russian).

20. Skibickij, E. G., Tolstova, I. E., & Shefel', V. G. (2008). Metodika professional'nogo obucheniya [Methods of professional training]: ucheb. posobie, NGAU, Novosibirsk, 166 p. (in Russian).

21. D'yakov, S. I., Dobryak, S. Yu., &Kisin, K. A. (2023). "Vzaimosvyaz' ponyatij "Formirovanie" i "Razvitie" i ih rol' v pedagogicheskoj teorii i praktike" [The relationship between the concepts of "Formation" and "Development" and their role in pedagogical theory and practice], Pedagogicheskij zhurnal, t. 13, № 5A, pp. 525-536 (in Russian).

22. Gershunskij, B. S. (2002). Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of education for the 21st century], Ped. o-vo Rossii, Moscow, 512 p. (in Russian).

23. Kinelev, V. G. (2011). "Filosofiya obrazovaniya v XXI v. i ee informacionnye aspekty" [Philosophy of education in the 21st century and its informational aspects], Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, № 1(25), pp. 31-34 (in Russian).

24. Zeer, E. F., & Pavlova, A. M. (2005). Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyi podhod [Modernization of vocational education: a competence-based approach]: ucheb. posobie, MPSI, Moscow, 216 p. (in Russian).

25. Selevko, G. K. (2004). "Pedagogicheskie kompetencii i kompetentnost'" [Pedagogical competences and competency], Sel'skaya shkola: ros. ped. zhurn, № 3, pp. 29-32 (in Russian).

26. Dvulichanskaya, N. N. (2010). "Kompetentnostno orientirovannoe estestvenno-nauchnoe obrazovanie kak osnova novogo kachestva podgotovki professional'nyh kadrov" [Competence-based natural science education as the basis for a new quality of professional training], Mashinostroenie i komp'yuternye tekhnologii, № 11 (in Russian).

27. Verbickij, A. A., & Il'yazova, M. D. (2011). Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya [Invariants of professionalism: problems of formation]: monografiya, Logos, Moscow, 288 p. (in Russian).

28. Turdubaeva, G., & Emilbekova, D. A. (2017). "Professional'naya kompetentnost' uchitelej estestvenno-nauchnyh disciplin" [Professional competency of science teachers], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 3-2, pp. 97-101 (in Russian).

29. Babkova, E. A. (2015). "Gotovnost' k ocenochnoj deyatel'nosti kak sostavlyayushchaya professional'noj kompetencii uchitelej estestvenno-nauchnyh disciplin v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya" [Readiness of natural sciences teachers to estimation activity as a part of professional competence in a system of non-stop education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 111-115. Available at: https://e-kon-cept.ru/2015/15111.htm (in Russian).

30. Stankevich, P. V. (2010). Modeli soderzhaniya estestvenno-nauchnogo obrazovaniya bakalavrov i magistrov [Models of the natural science education content for Bachelors and Masters]: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.02, St. Petersburg, 37 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.