Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа'

Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / PROFESSIONAL COMPETENCE / DEVELOPMENT / STUDENTS / PEDAGOGICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мациева Ф. Х.

В педагогической теории немало исследований посвящено формированию профессиональной компетентности и недостаточно работ о формировании профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа. Проблема формирования профессиональной компетентности актуальна для системы образования Чеченской Республики, находящейся на этапе восстановления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мациева Ф. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE

There are many studies in the pedagogical theory, devoted to the development of professional competence, but not enough research, devoted to the development of pedagogical college students' professional competence. This problem is specifically topical for the educational system of the Chechen republic, which is on the reconstruction stage

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа»

_ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Ф.Х. МАЦИЕВА,

соискатель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета

Аннотация. В педагогической теории немало исследований посвящено формированию профессиональной компетентности и недостаточно работ о формировании профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа. Проблема формирования профессиональной компетентности актуальна для системы образования Чеченской Республики, находящейся на этапе восстановления.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, формирование, студенты, педагогический колледж.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE

F.K. MATSIEVA,

competitor, the chair of pedagogy Daghestan State Pedagogical University

The summary. There are many studies in the pedagogical theory, devoted to the development of professional competence, but not enough research, devoted to the development of pedagogical college students' professional competence. This problem is specifically topical for the educational system of the Chechen republic, which is on the reconstruction stage.

Key words: professional competence, development, students, pedagogical college.

Реализация Национальной доктрины образования в РФ, а также ряда важнейших документов, в числе которых Концепции структуры и содержания общего среднего образования и национальной образовательной политики РФ, поправки к Закону РФ «Об образовании», Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 гг., определяет ориентиры на обновление содержания среднего и высшего педагогического образования и его структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Основной целью и ценностью современной системы среднего профессионального педагогического образования согласно Концепции модернизации образования на период 2002—2012 гг. является создание условий для максимального развития личности человека и готовности этой личности к самосовершенствованию и самообразованию, а также обеспечение высокого уровня ее профессионализма в быстро меняющейся социокультурной и образовательной среде.

Перед образовательными учреждениями системы среднего профессионального педагогического образования стоит задача готовить студентов к работе в условиях изменяющейся образовательной парадигмы и реализации идеи личностно-ориентированного образования.

Как показывает анализ нормативно-правового и научно-методического поля, в сложившейся в последние годы системе подготовки студентов в среднем профессиональном педагогическом образовании теоретическое обеспечение подготовки студентов превалирует над опытом практической профессиональной деятельности, социальным опытом, опытом практических отношений в сфере избранной профессии, общения и взаимодействия. Среднее профессиональное педагогическое образование является практикоориентированным.

Между тем среднее педагогическое образование по-прежнему не обеспечивает результативности в формировании широкого кругозора, в развитии инновационного мышления, профессиональных умений и готовности к решению практических психолого-педагогических и социально-педагогических задач, что актуализирует проблему компетентностного подхода в педагогическом обра-зовании1.

Идеи компетентностного подхода, его сущность отражены в работах многих исследователей. В качестве результата обучения будущего учителя в педагогическом колледже рассматривается приобретение профессионально-педагогической компетентности как интегративного свойства личности, выражающегося в совокупности компетенций в об-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ласти психолого-педагогических знаний и способности принятия педагогических решений.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, трактуется в зависимости от соотношения понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенция — первичное понятие, обозначающее процесс образования, выражающийся в освоении определенной предметной области, в умении мыслить ее категориями. Компетентность определяется как владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей в себя личностное отношение к ней и предмету деятельности; качество личности, проявляющееся в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте2.

Некоторые ученые рассматривают профессионально-педагогическую компетентность учителя как совокупность ключевой, базовой, специальной и общекультурной компетентности. Проблема компетенций раскрывается с позиций разных подходов: деятельностного, культурологического, системного, личностно-ориентированного и др.

Компетентностный подход позволяет определить и проанализировать профессиональную компетентность как интегративное качество студента, обусловливающее развитие личностного психолого-педагогического образования. Оно включает в себя: ® знания профессиональной деятельности и общения;

® профессиональные умения;

профессионально значимые качества личности; ® психолого-педагогическую готовность к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности (преподавание, воспитательная работа, общение, опытно-исследовательская деятельность, методическая работа, самообразование и пр.).

Современная система образования предполагает открытость будущему, а ее дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера. Анализ современной системы образования позволяет сделать вывод о том, что, с точки зрения синергетики, компетентностный подход удовлетворяет всем требованиям построения открытой системы образова-ния3.

Одной из актуальных технологий в системе высшего и среднего профессионального педагогического образования является интерактивное обучение.

Оно рассматривается как средство, умение, фактор педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Так, А.А. Струнина рассматривает интерактивное обучение как диалоговое, так как в нем взаимодействуют субъекты педагогического процесса.

В педагогических исследованиях отмечается ведущая роль деловых игр и тренингов. Они повышают интерес участников к учебному процессу, определяют их участие в решении организационных задач, позволяют почувствовать ситуацию и обосновать возможные стратегии собственных действий.

На основе анализа технологий обучения в системе среднего, высшего профессионального образования, разработанных учеными (Ю.К. Бабанский, М.Г. Га-рунов, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, Т.С. Комарова, Н.В. Кузьмина, П.И. Пидкасистый, В.А. Садовничий, М.Н. Скаткин, А.Д. Солдатенков, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман), можно сделать вывод о том, что существует немало исследований, посвященных формированию профессиональной компетентности, и недостаточно работ о формировании профессиональной компетентности у студентов педагогического колледжа.

1 См.: ИдиатуллинаЛ.Е. Становление профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков в образовательном учреждении: Ав-тореф. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. С. 24.

2 Там же.

3 См.: Дракина И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогического колледжа средствами социального воспитания: Автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2005. С. 24.

Литература

1. Алексеев Н.А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981.

2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.; Воронеж, 1997.

3. Матросова Л.Н. Деловая игра в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Автореф. ... канд. пед. наук. М., 1994.

4. Пономарева Л.М. О профессиональном становлении будущего учителя // Начальная школа. 2000. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.