Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов по ландшафтному дизайну в процессе изучения базовых художественно-графических дисциплин в условиях аграрного вуза'

Формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов по ландшафтному дизайну в процессе изучения базовых художественно-графических дисциплин в условиях аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / САДОВОПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северинов А. Б.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов по ландшафтному дизайну в процессе изучения базовых хсудожественно-графических дисциплин в условиях аграрного вуза, а также представлена модель формирования профессиональной компетентности студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство. В данной статье уделяется внимание методике изучения и содержанию художественно-графических дисциплин будущими специалистами по ландшафтному дизайну в условиях аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Северинов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALISTS IN LANDSCAPE DESIGN AT THE AGRICULTURAL HIGH SCOOL

The observe the theoretical basis of the necessity of the increasing of the level of formation professional competency of the specialists of the landscape

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов по ландшафтному дизайну в процессе изучения базовых художественно-графических дисциплин в условиях аграрного вуза»

А.Б. СЕВЕРИНОВ, старший преподаватель кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства Орловского государственного аграрного университета Тел. (8 4862)764880, (8 4862) 770107; a.severinov@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА

В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов по ландшафтному дизайну в процессе изучения базовых художественно-графических дисциплин в условиях аграрного вуза, а также представлена модель формирования профессиональной компетентности студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

В данной статье уделяется внимание методике изучения и содержанию художественно-графических дисциплин будущими специалистами по ландшафтному дизайну в условиях аграрного вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, художественно-графические дисциплины, садово-парковое и ландшафтное строительство, модернизация высшего профессионального образования.

Повышение качества подготовки специалистов с высшим техническим образованием, обладающих необходимыми профессионально важными качествами, знаниями и умениями, способных самостоятельно и быстро адаптироваться в непрерывно меняющейся технологической среде, во многом зависит от организации учебного процесса.

Инженерная профессия специалиста по ландшафтному дизайну становится сейчас одной из самых популярных, поэтому целесообразно применить следующие требования к будущему специалисту: высокая профессиональная компетентность; стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию; владение методами проектирования, а также методами исследований, необходимых для создания новых объектов и др.

Широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых в них инженерных задач, находящихся на стыке нескольких технических наук, требующая объединения в процессе их решения усилий специалистов разного профиля, привели к трансформации многих инженерных специальностей.

Для успешного выполнения своих функций современный специалист по ландшафтному дизайну должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности. Такая ситуация определяет психолого-акмеологический и психолого-педагогический аспекты актуальности изучения проблем формирования профессиональной компетентности специалистов.

В современной российской системе высшего профессионального образования __происходят глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагива-

© А.Б. Северинов

ют все направления подготовки студентов в высшей школе.

В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1992) [1] подчеркивается, что новая многоуровневая система университетского образования призвана создать условия для удовлетворения социальных запросов личности и общества на основе учета меняющихся потребностей экономики и рынка труда, для развития личности.

В новых экономических условиях изменчивость спроса на рынке труда, рост требований к профессиональной компетентности специалистов, развитие сферы образовательных услуг ставят систему профессионального образования нашей страны перед необходимостью разработки новых обучающих технологий, позволяющих повысить уровень подготовки студентов.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста по ландшафтному дизайну, способного свободно и активно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии проектирования ландшафтного дизайна, является актуальной в современных социально-экономических условиях.

Рассматривая данную проблему, необходимо в первую очередь определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия ее формирования. В настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий» [2].

Одно из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе трактуется как качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализа-

ции, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Н.В. Кузьмина определяет компетентность через сферы способностей, необходимых специалисту. Ряд авторов включают в эти способности и психологические качества личности. Некоторые авторы считают, что компетентность высококвалифицированного специалиста включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, уверенность в себе [3].

Широко распространено понятие компетентности согласно определению Дж. Равенна: компетентность - это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [4].

Несмотря на существующее в настоящее время многообразие мнений относительно трактовки рассматриваемого понятия, можно констатировать, что большинство авторов рассматривают профессиональную компетентность в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций.

Исходя из определения профессиональной компетентности как комплексной характеристики студента, отражающей уровень развития его способности и готовности к проектированию и реализации профессиональной деятельности, можно предположить, что общим показателем развития профессиональной компетентности студентов 1-2 курсов вуза может служить степень развития профессиональных знаний, умений и навыков. Исследования функционального развития профессиональной компетентности показали, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность

этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами [5].

Очевидно, что студент или даже выпускник вуза не может рассматриваться как специалист, достигший высшего уровня профессионального мастерства. Тем не менее он должен обладать средствами, которые позволили бы ему совершенствоваться в профессиональном плане. Таким образом, в аграрном вузе возможно и необходимо сформировать те элементы данной системы, которые будут в дальнейшем способствовать переходу на более высокие уровни профессиональной компетентности специалиста по ландшафтному дизайну.

Профессиональная компетентность специалиста по ландшафтному дизайну может быть определена в соответствии с государственным стандартом, где указаны общие требования к образованности специалиста. В качестве эталонной модели инженера выступает профессиограмма, которая кладется в основу нормативной модели, т.е. его квалификационной характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Благодаря этому нормативная модель позволяет довести содержание целей профессионального обучения и воспитания до уровня с указанием доступных проверке характеристик. Наиболее адекватной становится модель специалиста при условии, что ее построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности.

Основная цель современного профессионального образования в области ландшафтного проектирования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Формирование профессиональной компетентности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется в специально организованной среде, отражающей взаимосвязь дидактических компонентов и обеспечивающей эффективность самого процесса формирования.

Поэтому современное состояние образовательного процесса специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» требует решения следующих задач: во-первых, он должен направ-

ляться на развитие профессиональной компетентности на основе использования современных образовательных технологий; во-вторых, для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по ландшафтному дизайну необходима корректировка учебных программ.

Садово-парковое и ландшафтное проектирование требует наряду со специальными знаниями и навыками владения самыми разнообразными приемами и способами графического выражения творческих замыслов и идей автора.

Творческая работа проектировщика не отрицает, разумеется, использования точных геометрических основ, расчетов и построений. Особенно важны для ландшафтного архитектора знание законов и приемов построения перспективных проекций проектируемых объектов, а также знакомство с основами теории теней, которые являются важным выразительным средством.

Необходимость многовариантной проработки проекта требует от проектировщика умений и навыков быстрого и четкого выполнения эскизных рисунков и набросков, способности представлять проектируемый объект пространства во взаимосвязи с другими предметами.

Профессиональное владение графическими средствами дает автору значительные преимущества в условиях современной жесткой конкуренции в сфере проектирования и разработки объектов ландшафтного строительства. Поэтому в начальную подготовку специалистов садово-паркового и ландшафтного строительства входит значительный курс дисциплин, направленных на выработку навыков изобразительной деятельности, в числе которых начертательная геометрия, цве-товедение и архитектурная графика. Эти предметы охватывают все аспекты графики - от набросков и зарисовок до четких геометрических построений и технических чертежей, выполненных в соответствии с правилами и ГОСТами. Итогом изучения цикла художественно-графических дисциплин является курсовая работа по архитектурной графике, цель которой - закрепление и развитие знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения.

Концепция модернизации высшего профессионального образования требует подготовки таких специалистов по ландшафтному дизайну, которые соответствовали бы новым требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности инже-

нера специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в выполнении графической части проектов. В последние десятилетия в стране стало уделяться большое внимание ландшафтному дизайну, и в связи с этим появились и экономические возможности проектирования и строительства все более дорогих и геометрически сложных парков и садов. Однако существующий традиционный подход к обучению художественно-графическим дисциплинам в аграрном вузе, основанный на том, что сумма освоенных студентом знаний по предметам, заложенным в программе государственного образовательного стандарта, является залогом готовности специалиста к его творческой деятельности, не обеспечивает требуемого уровня профессиональной компетентности специалиста по ландшафтному дизайну. Это противоречие обусловлено условиями растущих объемов знаний, уменьшения учебного времени, отведенного государственным образовательным стандартом на обучение базовым художественно-графическим дисциплинам (начертательная геометрия, цветоведение, архитектурная графика), и ухудшения графической довузовской подготовки абитуриентов, поступающих на специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Для решения данной проблемы нужен новый подход к проектированию технологии обучения студентов аграрных вузов художественно-графическим дисциплинам.

В последние годы многие ученые (И.Г. Агапов, В.А. Козырев, Дж. Равен, Н.Ф. Родионова, С.А. Та-тьяненко, А.В. Хуторской и др.) связывают проблему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе с понятием профессиональной компетентности.

Вместе с тем в психолого-педагогической литературе недостаточно разработана проблема профессиональной компетентности будущего специалиста по ландшафтному дизайну: отсутствует четкое определение данного понятия; неоднозначно рассматривается его структура, что затрудняет поиск системы адекватных способов формирования и развития компетентности будущего инженера и исследование эффективности методов повышения качества вузовского образования.

Действующая система профессиональной подготовки специалистов по ландшафтному дизайну не вполне соответствует динамике развития со-

временной инфраструктуры, базируясь на традиционной педагогике. В образовательных стандартах высшего профессионального образования выдвигаются качественно новые требования к подготовке будущих специалистов инженерных специальностей, отмечается необходимость формирования профессиональной компетентности, включающей в себя совокупность личностных способностей, знаний, умений, отношений, определяющих потребность и возможность профессиональной самореализации и саморазвития.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по ландшафтному дизайну осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего инженера таким образом.

Основными условиями развития профессиональной компетентности студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» являются:

• Организационно-управленческие (учебный план факультета, выработка критериев определения уровня компетентности, материально-техническое оснащение образовательного процесса).

• Учебно-методические (отбор содержания занятий).

• Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений, входящих в компетентность).

• Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности).

Состав общих и специальных знаний по каждой специальности определяется учебным планом, детальная характеристика состава знаний и навыков, которые должны получать студенты, содержится в стандарте специальности, типовых и рабочих учебных программах [6].

Совокупность принципов, определяющих процесс формирования профессиональной компетентности специалиста по ландшафтному дизайну, раскрывает его структуру и результат.

Разработанная нами модель формирования профессиональной компетентности студентов-аграри-

ев системно представляет содержание и методическое обеспечение образовательного процесса.

Мы предлагаем в модель профессиональной компетентности включать следующие элементы: теоретические знания по исследуемым дисциплинам, практические умения и навыки, мотивацион-но-ценностное отношение к профессии.

Базовая художественно-графическая подготов-

ка, осуществляемая специально подобранными методами и дающая возможность раскрыть способности будущего специалиста, создает основу для проявления и дальнейшего формирования профессиональной компетентности личности.

На рисунке 1 представлена предлагаемая модель формирования профессиональной компетентности у студентов 1-2 курсов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КОМПЕТЕНТНЫ1Х СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ

ЦЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ. ПОДГОТОВКА ИХ К КОНКРЕТНОМУ ВИДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

®2я

Я н5

о ©о

©я© = - =

яча я ^о

«о^

яям

«

Я

:5©я я

о «о

Яф©

° © н

о 2Я

о«2

л^й

Н

8 ю «

= - =

£яя

ч 2я

о©и

ч

2

>>

т ы я ^ й «

5 я = ^

« св

ч а

§ ¡3

я 2

Й я

н к

ы я

в я

ь ® 2 * Ч ^

л о ч о ^ №

и н о £

о 2 о н « я

^ ё

а ® а»

я О

Осуществление системного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по ландшафтному дизайну в вузе

Использование межпредметных связей в обучении художественно-графическим дисциплинам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V V

Активизация самостоятельной деятельности студентов

О О О

и ^ и 3

в 0

Есой ^ о

I е

Этапы формирования '-'Х профессиональной компетентности специалиста по ландшафтному дизайну: \ МОТИВАЦИОННО -ЦЕННОСТНЫЙ, ) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, / ПРОЦЕССУАЛЬНО- / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ гт/ О ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ГУ —^-------

КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ СФ ОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 - 2 КУРСОВ

I

Рисунок 1 - Модель формирования профессиональной компетентности студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Ее содержание на начальной стадии обучения в аграрном вузе определяется теорией графических изображений и практикой их использования в ландшафтном дизайне. Названная подготовка направлена на обучение чтению и выполнению чертежей, на формирование знаний и умений преобразования формы предметов средствами цвета, на развитие пространственных представлений в архитектурной графике, на становление логического

и образного мышления, аналитических и созидательных компонентов творческого мышления.

При этом основными компонентами и критериями сформированности профессиональной компетентности студентов 1-2 курсов мы выделяем: мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Мотивационный компонент служит важнейшей характеристикой мотивационной стороны деятельности. Он определяется готовностью специалис-

та по ландшафтному дизайну к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности и наличием альтернатив решения инженерных задач.

Когнитивный компонент характеризует познавательные способности специалистов - способность восприятия учебного материала и наличие определенного «багажа» знаний. Интеллектуальные качества развиваются в процессе реализации творческой активности. Развитие когнитивной сферы предполагает повышение уровня развития умственных действий, формирование приемов переработки и фиксации необходимой информации, развитие гибкости, мобильности, осознанности мышления, умение видеть проблемы и противоречия, находить способы решения задач.

Основные составляющие: интеллектуальная вовлеченность, наличие профессиональных знаний, умений и навыков.

Более широкий спектр способностей (умений), характеризующих специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, определяет В. А. Якунин. Это следующие качества:

• умение самостоятельно определять цели и задачи профессиональной деятельности;

• умение обеспечивать информационную основу деятельности;

• способность прогнозировать результаты профессиональной деятельности;

• умение реализовывать принятые решения, устанавливать с людьми целесообразные деловые отношения;

• способность оценивать достигаемые результаты;

• способность корректировать и перестраивать деятельность.

Деятельностный компонент ориентирует специалиста по ландшафтному дизайну на применение творческого подхода к работе, тем самым формирует способность осознанного выбора комплекса методов и технологий работы. Наличие разнообразных способов практической деятельности, творческих способностей необходимо для само-

реализации личности в профессиональной деятельности. Данный компонент отражает практический, действенный характер профессиональной компетентности, рассматривает личность студента как будущего специалиста.

Основные составляющие: проектирование перспектив развития и результатов профессиональной деятельности; творческая самостоятельность в решении профессиональных задач; «правильная» постановка проблемы, способность предвидения возникновения проблемной ситуации и на основе этого построение системы превентивных мер.

Основные базовые положения художественно-графических дисциплин закладываются на первом и втором курсах обучения студентов в аграрном вузе и опираются на пространственное и наглядно-образное мышление студентов. Задачей такой подготовки является формирование основы для развития пространственного мышления и творческих способностей, которые в дальнейшем находят развитие в процессе изучения других дисциплин по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», базирующихся на художественно-графической подготовке.

Проявление профессиональной компетентности в профессиональной деятельности в значительной мере связано с особой подготовкой, позволяющей студенту актуализировать свои возможности, поэтому успешное осуществление художественно-графической подготовки студентов в решающей степени зависит от правильно построенного процесса обучения.

С точки зрения формирования профессиональной компетентности специалистов по ландшафтному дизайну в условиях вуза наиболее перспективным является технологический подход к проектированию и реализации процесса обучения, обеспечивающий гарантированный результат выполнения требований социального заказа на подготовку кадров, отличающихся достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и сформи-рованностью профессиональных умений по всем направлениям их будущей деятельности.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.

2. Шишова С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С.Е. Шишова, И.Т. Агапова // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С. 18-19.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3. - С. 27.

4. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / Джон Равен / Пер. с англ. -М.: Когито-Центр. - 1999. - С. 5.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

6. Матвеева Т.А. Необходимость формирования профессиональной компетентности выпускника вуза в современных условиях [Текст] / Т.А. Матвеева // Профессиональное образование / Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования». - М.: ИСОМ. - 2005. - № 5. - С. 91-96.

A.B. SEVERINOV

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALISTS IN LANDSCAPE DESIGN AT THE AGRICULTURAL HIGH SCOOL

The observe the theoretical basis of the necessity of the increasing of the level offormation professional competency of the specialists of the landscape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.