Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студента на занятиях иностранного языка в техническом вузе'

Формирование профессиональной компетентности студента на занятиях иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ / COMPETENCE FORMATION / COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимзянова Ильхамия Исхаковна

В статье говорится о том, что главная цель обучения студентов неязыковых специальностей заключается в обеспечении владения иностранным языком в области как повседневного общения, так и соответствующей специальности при компетентном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимзянова Ильхамия Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of students professional competence at foreign language classes in a technical institution of higher education

The article deals with the overall objective of training students of non-linguistic specialties which consists in acquisition of a foreign language at the level of everyday activities, and the corresponding specialty.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студента на занятиях иностранного языка в техническом вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ компетентности студента НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.И. Галимзянова

В статье говорится о том, что главная цель обучения студентов неязыковых специальностей заключается в обеспечении владения иностранным языком в области как повседневного общения, так и соответствующей специальности при компетентном подходе.

Ключевые слова: формирование компетентности, компетентность, иноязычная компетентность у будущих инженеров.

Необходимость знания иностранного языка для специалиста с высшим образованием вряд ли стоит доказывать, особенно в наше время широких межгосударственных контактов. Вот почему овладение иностранным языком будущими профессионалами представляется особенно важными. Знание иностранных языков повышает шансы выпускника технического вуза найти работу по специальности и, более того, позволяет значительно расширить географию осуществления профессиональной деятельности.

Цели обучения иностранному языку при подготовке специалистов технических вузов определяются социальным заказом, т. е. требованиями, предъявляемыми обществом к выпускникам. Непосредственно цели обучения определяют тем, какую роль владение иностранным языком играет в осуществлении профессиональной деятельности. Цели обучения должны определяться таким образом, чтобы в результате образовательного процесса выпускник технического вуза не только обладал специальными знаниями, но и также был подготовлен к осуществлению профессиональной деятельности в более широком смысле. Для осуществления профессиональной деятельности и специалисту, и ученому необходимо работать с большим объемом иностранной научной литературы. В связи с этим возрастает роль личного общения: и ученый, и специалист должны быть готовы к общению на иностранном языке, поскольку в формировании профессиональной деятельности очень многое зависит от умения человека реализовать себя через общения - установить деловые отношения, сообщить и разъяснить свои мысли и предложения, конструктивно разрешить напряженность или конфликт.

Коммуникацию определяют как информационную связь индивидов, передачу сообщений от некого «отправителя» к некому «получателю», а общение - как симметричную связь равноактивных субъектов.

В современной теоретической литературе появились термины «компетентность» и «компетентный», которые стали предметом дискуссии. Слово «компетентный» происходит от латинского competere, что значит «быть способным». В словарях «компетенция» объясняется по-разному:

- способность делать то, что необходимо;

- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

О. Искандеров [1] считает, что иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность - это комплекс свойств личности, стремление к которому создает наилучшие условия мотивации учебнопознавательного процесса, поскольку обеспечивает психологически полноценное взаимодействие в процессе профессионального общения на иностранном языке.

В кандидатской диссертации [2] мы под языковой компетентностью будущих инженеров (менеджеров) понимаем владение выпускниками совокупностью умений и навыков, позволяющее использовать иностранный язык как в профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования, т. е. наличие умения свободно пользоваться полным диапазоном языковых средств на уровне, необходимом для выполнения профессиональных функций.

Языковая компетентность инженера предполагает владение общим английским и английским для специальных целей в пределах таких функциональных стилей, как литературный, деловой и разговорный.

Таким образом, понятие «компетентность» сегодня включает не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Согласно социальному заказу, стране нужны специалисты, действительно владеющие иностранным языком. Изменились также интересы и потребности студентов: многие из них осознают необходимость изучения иностранного языка как способствующего их профессиональному росту.

Одним из условий выхода на новый уровень обучения студентов языку является перенос акцента с традиционных технологий обучения на современные инновационные технологии на основе личностно-ориентированного, компетентностного подхода [3].

Сущность выбранного нами подхода заключается в том, что обновленное содержание образования будет основой формирования компетентности (комплекса компетенций) обучаемого, а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер, т. е. технологии обучения (средства, приемы обучения, а также формы организации учебного процесса) должны быть направлены на формирование у обучаемого способностей осуществлять различного вида деятельность. С другой стороны, в процессе осуществления деятельности обучаемые должны осваивать новые компетентности.

Формируемые компетенции обладают рядом характерных признаков: во-первых, они многофункциональные, поскольку могут реализоваться в повседневной жизни обучаемого для решения различных проблем, для решения профессиональных задач, для исполнения социальных ролей и т. д.; во-вторых, они надпредметные и междисциплинарные. В-третьих, они обеспечивают дальнейшее интеллектуальное развитие умственных способностей обучаемого и с позиции развития различных умений, включая интеллектуальные умения [4]. Главная цель обучения студентов неязыковых специальностей заключается в обеспечении владения иностранным языком в области как повседневного общения, так и соответствующей

специальности при компетентном подходе. Достижение этой цели выведет дисциплину «Иностранный язык» на более высокий и значимый уровень, научит студентов видеть в иностранном языке средство получения и углубления системных знаний, способствующих повышению их квалификации, покажет им ценность иностранного языка в становлении человека как личности и как специалиста, соответствующего критериям социального заказа своей страны.

Из этого следует, что иностранный язык должен обрести статус профильной дисциплины, не менее значимой, чем общетехнические, и даже специальные. Обучение следует ориентировать на конкретную аудиторию специалистов, т. е. предметом изучения должен быть язык данной специальности. Поэтому эффективность обучения иностранному языку в неязыковом вузе во многом зависит от его связи с профилирующими дисциплинами. Такое сближение курсов, а также сотрудничество преподавателей кафедры иностранных языков и специальных кафедр способствует более правильной организации всего учебного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов в техническом вузе.

Поскольку компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, то достижение основной цели обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей возможно, по нашему мнению, лишь в условиях личностно-ориентированного, компетентностного,

деятельностного подхода, в основе которого должны лежать, с нашей точки зрения, следующие принципы.

- Личностный подход. Преподаватель и студент являются единомышленниками. Человеческое общение начинается с установления контакта. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного студента, его темперамент, цель и задачи учебы. Обучение иностранному языку должно содействовать усвоению студентом социального опыта, стимулировать его способность к свободному мышлению.

- Ориентация обучения иностранному языку на развитие в студенте черт вторичной языковой личности, т. е. преподаватель не только учит студента с помощью иностран-

ного языка вести себя как носитель изучаемого языка, но и развивает у него готовность осуществлять текстовую деятельность на изучаемом языке, способность к адекватному взаимодействию с представителями других культур.

- Ситуативность. При обучении иностранному языку важны отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют каждого студента. Мотивация говорения возникает только в воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

- Моделирование. Объем страноведческих знаний весьма велик, следовательно, необходимо отобрать такое количество материала, чтобы представить культуру страны в концентрированном виде. В этом случае содержательную сторону языка составляют проблемы, а не темы. С целью минимизации и упорядочения лингвистических знаний система языка дается в модельном виде: используются схемы, таблицы, сравнения и т. д.

- Двойная функция учебного общения заключается в том, что для преподавателя это общение запланировано. Педагог управляет общением с целью формирования, отработки и закрепления навыков и умений всех видов речевой деятельности. С другой стороны, для студентов общение выступает целью, так как посредством речи они могут выйти за рамки учебных ситуаций.

- Гомогенное формирование групп. Студенты проходят предварительное тестирование, определяющее уровень их функциональной грамотности. В соответствии с этим уровнем формируются учебные группы.

- Деятельностная основа обучения выражается во внешней и внутренней (умственной) активности студента. Объем самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения увеличивается, тогда как традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет преподаватель, а студенты активны в том случае, если их спрашивают, сокращается.

- Групповое взаимодействие, когда через общение раскрывается индивидуальность

каждого студента. Межличностные взаимодействия можно рассматривать в трех направлениях: общение между преподавателем и студентом, общение преподавателя и всей группы, общение студентов между собой.

- Ориентация на профессию, специальность. Программа обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей ориентируется на изучение основ делового общения и языка соответствующей специальности.

В заключении следует заметить, что в настоящее время владение иностранным языком позволяет приобретать компетентность в будущей профессиональной деятельности, вырабатывает методическую и психологическую готовность к изменениям вида и характера профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость поиска способов интенсификации и оптимизации учебного процесса.

1. Искандаров О. // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 53-54.

2. Галимзянова И. И. Формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2002.

3. Ковалева М.К., Каплина С.Е. Роль иностран-

ного языка в формировании профессиональной компетентности студента технического вуза // Прикладная филология и инженерное образование: IV Междунар. науч.-практ.

конф. Томск, 2006. Ч. 1 . С. 44-48.

4. Зимняя И.А. // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 34-42.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Galimzyanova I.I. Forming of student’s professional competence at foreign language classes in a technical institution of higher education. The article deals with the overall objective of training students of non-linguistic specialties which consists in acquisition of a foreign language at the level of everyday activities, and the corresponding specialty.

Key words: competence formation, competence, foreign language competence of future engineers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.